Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные эстетические ценности: предметные основания и способы освоения.






Эстетическое – базовая категория эстетики. Эстетическое в мире открывается нам благодаря эстетическому сознанию. Без него человек не мог бы стать субъектом эстетического отношения. Феномен эстетического отношение возникает, когда мы пытаемся определить источник эстетических качеств. Они не св-ва только О, но и не приписываются только Sм восприятия => эстетические св-ва рождаются между О и S в рамках отношения. Эстетическое отношение всегда переживается, т.е. связано с эмоциями и представляет собой процесс оценки. Эстетическое отношение необходимо для гармонизации чел. духа, с миром, поскольку изначально дух свободен, а мир эту свободу ограничивает. Эст. отношение не существует как отдельная сфера, оно вплетено в процесс жизни. Это деятельностное отношение, можно выделить три уровня: созерцательный (эст. восприятие; декодирование выразительной формы - ценностная интерпретация по средствам вкуса; эст. переживание – реакция на смысл, оценивание), проективный (желая сохранить или умножить красоты мы проектируем образ потребного будущего), практический (превращение проекта в реальность, включает драматический момент несовпадения проекта и результата). Но практика не самоцель. Сверхзадача эст. отношения – обрести духовную свободу. Основа эст. отношения – эст. сознание формируется вместе с ним в процессе эст. социализации. Т.е. оно обладает социо-культурной природой. Ещё одно условие эст. отношения – вкус. Он полифункционален, бессознателен и моментален. 2 функции – онтологическая (актуализирует эст. реальность) и семиотическая (декодирует выразительные формы), ценностно-интерпретационная (раскрытие полноты смысла), оценочная (верная эмоциональная реакция).

Э.ценности ↔ Э.чувства

Э.вкус КВАДРАТ КАГАНА

Э.потребность → Э.интересы

Эстетические св-ва значимы для нас, это ценностные свойства, иначе говоря – ценности. Ценности не вещество и не энергия, они – особый класс информации о мире для человека. Ценностные отношения – основа ориентации человека в мире. Ценность – оформленная, обобщённая, узаконенная культурой значимость. Т.о. I функция – ориентационная. II – стимулирующая, III - мотивационная: ценности побуждают к действию, придают действию смысл.

Специфика эст. ценностей: неутилитарные, - самодавлеющи, т.е. превращают О в самоценный, - созерцательные (воспринимаются в конкретных формах).

Прекрасное – базовая эст. Ц. Выражает ситуацию гармонического единства чела с миром, соотношение мира потребностям и возможностям человека свобода чела в мире. В П. совпадает идеальное и реальное (Гегель, Каган). Красота всегда здесь. Мир прекрасен там, где мир и чел. соразмерны др. др. В красоте – полное разрешение противоречий человека с миром.

Безобразное – противоест., враждебная ситуация чел-ку. Оно разрушает нормальные усл-ия чел. сущ-ия (болезнь, распад, утрата норм. чел. облика, насилие, порок, патология). Б. составляет контраст по отн-ию к положит. эст. идеалу, содержит в себе скрытые требования или желание возрождения этого идеала.

Возвышенное связано с отношением чел-ка к сверхмерному, чрезмерному. Количественная и качественная несоразмерность человеку. Чел-к ломает границы гармонии, открывая бесконечность мира. Чз переживание В. чел-к приобщается к Абсолюту, к максим-ым проявлениям чел-го  восторг и страх, тяга и отталкивание, любопытство и опаска. Оно всегда трансцендентно. Но и внутри чела мы находим возвышенное – устремление к целям и идеалам.

Низменное – бесконечное античел-ое, аномалия, кот. нельзя измерить. Т. чел-ку дано понять бездну своей низменности (герои Достоевского – возвышенны и низменны одновременно). Значение Н. – отшатнуться от этой пропасти, дух. отвращение. Низменного нет в природе, так как оно нравственно окрашено.

Трагическое – ситуация утраты фунд. Чел. ценностей. Утрата эта неизбежна. Неизбежность осознаётся и принимается. Ч/з Т. постигаем закон судьбы. Ситуация непримиримого конфликта. Смысл Т. – одолеть утраты, возвыситься ч/з понимание, сопереживание, постижение смысла  катарсис как форма свободы.

Комическое – торжество свободы чел-ка. Там где чел смеётся – он не боится. Игра в переоценку ценностей. Чел-к ч/з К. вычищает ценност. мир от ложного и отжившего. S побеждает их ч/з нарушение дистанции. Суть К. в несоответствии, соединение несоединимого. Виды К. - формальный, юмор, сатира, гротеск.

Чел-к живет в дух. R, переживает свободу, стремится к гармонич. миру (практическому и духовному) возникают особые ценностные отн-ия – эстетические. С т.з. историч. логики, эст. ценностям предшествуют более фунд. тип ценностей – утилитарные, связанные с практич. жизнью чел-ка и общ-ва. Утилит. ценности – это «польза-вред» (биологич. отн-ия, потреб-ти в безопасности и т.д.) Эстетич-ое, происходя из утилитарного, не сводится к нему Эст. отн-ия – это ценностные отн-ия. Основные эстетические ценности. эстетической ценностью могут обладать: - предметы и явления природы, доступные чувственному созерцанию; сам человек (его облик, действия, поступки, поведение); вещи, создаваемые людьми; продукты духовной деятельности (научной, публицистической и т.п.), поскольку их структура оказывается чувственно воспринимаемой и оцениваемой; произведения искусства во всём многообразии его видов. Наличие определенной эстетической ценности у всех этих объектов зависит от того, в какую конкретную систему общественно-исторических отношений они включены. Поэтому, несмотря на то, что носителем эстетической ценности может быть природный объект, её содержание всегда является социально-историческим и воплощает в себе диалектическую связь национального и интернационального, исторически устойчивого и изменчивого, группового и индивидуального.

Некоторые отечественные эстетики (М. С. Каган, Л. Столович) выделяют наряду с положительными эстетическими ценностями их антиподы -безобразное, низменное. Они делают это на том основании, что выделение положительного значения каких-либо качеств предполагает существование противоположных, Так, в сфере гносеологии и логики сталкиваются понятия «истинность» и «ложность», в сфере этики понятия добра и зла. Поэтому и научное исследование в области эстетики, считают указанные ученые, должно рассматривать эстетические понятия в их соотносительности. Другие ученые утверждают, что такие понятия, как безобразное и низменное, не могут считаться эстетическими категориями. Качества, выражаемые этими категориями, не могут иметь положительного значения для человека, т. е. эти категории не могут являться положительными ценностями.

Ценности играют в жизни людей роль ориентиров. Представления о ценностях исторически изменчивы. В европейской античности, например, высшими благами почитались красота, соразмерность, истина, в христианском мире - вера, надежда, любовь. В эпоху рационализма статус высшей ценности приобретает разум. Мы учимся у искусства вечным ценностям, благодаря чему искусство воспитывает нашу нравственность. Оно ориентируется и ориентирует на них, постигает и освещает реальность в соотнесении с ними. Художественные ценности - способны оказывать возвышающее воздействие на чувства, волю и разум людей. Это совершенные творения искусства, необходимые каждому из нас для полноценного духовного бытия, успешной деятельности людей в разных сферах.

Духовное освоение произведений искусства - одна из высших человеческих потребностей. Художественная потребность присуща всем людям, достигшим уровня сознательного бытия. Однако художник в высшей степени одарен такой потребностью. Эстетический опыт человечества, богатый и разнообразный на сегодня, формировался на протяжении тысячелетий. Значение эстетического в жизни и каждого человека, и человечества в целом огромно. Эстетические эмоции в состоянии приобретать масштабность и знаменовать некие взлеты духа, звездные миги в истории человечества. Благодаря эстетическим переживаниям упрочивается единение людей с благими и универсальными началами бытия. Эстетические эмоции дают человеку возможность обретения духовной свободы.Ф. Шиллер утверждал, что красота открывает человеку путь к совершенству и гармонии, к согласию чувственных и духовных сил.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.