Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пространство, время, движение. Их осмысление в истории философии.






Пространство и время – формы бытия, выражающие: пространство – сосуществование вещей, время – смену их друг другом.; движение – общее понятие объединяющее перемещение, совершаемое объектами, взаимодействие между ними, изменения ними происходящие, превращение одних объектов в другие.

Будучи фундаментальными определителями бытия они оказываются вполне конкретными формами согласования общения и деятельности людей и в этом смысле оказываются важнейшими выражения бытия, формами его воспроизводства и обновления жизни и деятельности людей. Таким образом, в качестве категории, время и пространство задают исходные масштабы представления бытия. В историческом развитии этих категорий заметное занимает борьба между философами ставившими на характеристики времени и пространства как особых форм, независящих от систем и процессов в них протекающих и философами, трактующими время и пространство как определённые порядки смены и сосуществования вещей и явлений, зависящая от взаимодействия последних.

Время можно понимать как космологическое, историческое и экзистенциальное (индивидуальное). Соотвественно, кроме физического пространства, можно говорить о социальном, культурном и т.д. Время и вечность: время - с славянского – круговращение колеса; колея, проложенная колесом, путь – совмещение круговращения, в котором нет никакого начала. Здесь любой момент переходит во все другие. + колея дает возможность обнаружить начало и конец. Вечность – тоже временной процесс, только не имеющий ни начала, ни конца.

Категории пространства и времени неустранимы из нашего сознания. В. неотделимо от П.=КОНТИНУУМ. Если отталкиваться от В, континуум будет 4-х мерным. Он будет таким же и, если мы характеризуем наличное бытие. Можно говорить о двух основных концепциях понимания пространства и времени: 1)реляционная: при определении обращает внимание прежде всего на отношения между объектами и процессами. 2) субстанциональная: есть время и пространство сами по себе, это особые сущности.

1.Считается, что обе концепции оформились в Античности. Парменид и Аристотель, придерживаясь реляционного подхода отрицали существование пространства как такового. Декарт считал, что пространство и время являются системами отношений между реально существующими объектами.

2. В средние века пространство и время понимались как сотворенные богом. Это тоже реляционный подход, т. к. никакого пустого времени и пустого пространства быть не может (Августин понимал время как характеристику души). Пространственно-временной мир изначально ущербен, так как укоренен в сверхпространственном и сверхвременном бытии и всецело зависит от него. Наш мир имеет начало и конец в вечности, а вечное бытие – бог.

3. Новое время: утверждение субстанциональной концепции. Механицизм Ньютона требует принятие пустого пространства и времени. Ньютон вводит понятия идеального времени и идеального пространства. Идеальное время – это чистая длительность, идеальное пространство – совокупность точек, лишенных материи и структуры.

4. Кант понимал под временем и пространством априорные формы чувственного созерцания. По Канту, представления о пространстве и времени не могут быть выведены из опыта. Представление о времени и пространстве предшествует всякому восприятию. Не вещи таковы, что находятся в пространстве – Кант связывает природу пространства и времени с особенностями человеческого восприятия. Об этом до него уже отчасти говорил Беркли, а после него с ним согласится Э. Мах, определив пространство и время как упорядоченную систему рядов ощущений.

5. Физика 20 в: с помощью Энштейна, до которого считалось, что параметры мира неизменны, закономерны, устойчивы, выяснилось, что св-ва пространства и времени относительны и изменчивы; сформировала представление о едином времени-пространстве, выражающих бытие особой системы. Пр-во – не вместилище; его, как и времени в качестве длительности, нет. Есть континуум (органич. связь пр-ва и вр.). В связи с этим в обществознании получило распространение понятие “хронотопа”. Это понятие ориентированы на особые порядки систем, в которых реализуется бытие людей, различные формы их деятельности. Поэтому философия всё более занимается развитием категорий времени и пространства в истории общества, ролью этих категорий во взаимодействиях людей, в деятельности познания и мышления.

В философии XX века тоже можно выделить два направления: 1)сциентизм (позитивизм, прагматизм, инструментализм): время – синоним операций по измерению времени. 2) антисциентизм (философия жизни, экзистенциализм) – представление об экзистенциальном времени и пространстве. «Время – чистая длительность потока сознания» (Бергсон). Здесь речь идет о феномене переживания (Хайдеггер). Эти подходы тоже относятся к реляционным. Сейчас ведущими парадигмами являются глобальный эволюционизм и синергетика. Ориентация философии XX века на процесс делает категорию времени фундаментальной. Здесь важно понимание континуума (Гуссерль: ретенция –точка теперь – протенция).

Движение: существует две трактовки движения, обе исходят из древнегреческой философии. 1) восходит к Гераклиту. Для Гераклита движение – онтологическое основание. Мир – это становление (нельзя войти в одну и ту же реку дважды). Мир предельно пластичен. Такая абсолютизация движения изменяет понимание пространства и времени: они частично становятся движением. 2) восходит к Зенону Элейскому и отрицает движение вообще, принимая только пространство и время. Материализм: движение- способ существования материи. В фс Лейбница и Гегеля: движение не механическое перемещение, но качественное изменение. Движение, предполагающее качественную трансформацию движущегося объекта, м. иметь двоякую направленность: 1)повышение уровня сложности сис-ой организации движущегося Ота, усложнение и дифференциация связей со средой – прогресс 2)упрощение структуры Ота- регресс.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.