Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема истины. Философские концепции истины






Истину можно определить, как соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли и объекта. Вопрос о характере соответствия знания и действительности и самой возможности совпадения мысли и объекта является предметом разногласий между различными философскими направлениями с древнейших времён и до наших дней. сложность этого вопроса не осознаётся вполне, пока речь идёт о предметах и связях человеческого обихода, об использовании привычных вещей. Проблема истины возникает тогда, когда человек пытается раздвинуть границы обычного, ввести в свой опыт неизвестные прежде объекты и отношения. Тогда и возникает необходимость в философском анализе проблемы истины. Существует 4 концепции истины:

1.Классическая концепция, кот. была предложена Аристотелем: «тот, кто говорит, что существующее существует, а несуществующее не существует, говорит истинно». Т.о. истина - соответствие высказываемых знаний действительному положению дел. Истина есть соответствие.

2.Когерентная концепция: истина есть соответствие одного высказывания другому. (Гегель-автор). Всякой системе знания соответствует своя истина, главное, чтобы она была непротиворечивой, взаимосогласованной с другими знаниями. Говорить об истине применительно отдельных утверждений мы не можем, они должны согласовываться между собой в логически стройной системе. Истина – соответствие положений одной теории положениям другой теории в одной области знаний (эффективна в астрофизике, физике микромира). Неопозитивисты, постпозитивисты: наука – целостная система взаимосвязанных утверждений.

3.Онтологическая концепция, представителями которой являются Хайдеггер и Деррида. Хайдеггер говорит, что истина есть непотаённость (элитея), т.е. существует как конкретное вот-бытие. Истинным является то, что бытийствует. И истина онтологична в том смысле, что она выступает наружу без субъекта. Деррида при анализе истины совпадает с Хайдеггером. Он выделяет несколько способов существования истины: истина существует в качестве преследуемой, т.е. она есть, но только её нужно достичь; истина существует, но она недостижима; Деррида видит неограниченность этих подходов и выделяет 3й, опираясь на Ницше – истина есть некое движение дистанций, т.е. она (как женщина) никогда не существует в качестве определённости, она есть постоянное ускользание и в результате возникает целая серия истин, каждая из которых заменяет предыдущею и невозможно создать определённое понимание истины.

4.Прагматическая концепция: Д.Дьюи и У.Джеймс говорят, что «прагматический» критерий истиннности в том, что истинно то, что отвечает практической успешности действия, т.е. то, что выгодно в данной ситуации. Также необходимо определить, что такое ложь. Слова истина и ложь имеют множество значений, выходящих за рамки познания. Ложь может определяться как ошибка, обман, а И. как истинное счастье, истинное произведение искусства. В русском языке есть ещё слово правда, это когда говорится то, что думается, т.е. соответствие утверждения убеждениям говорящего. Но истинность является характеристикой не только языковых форм, существует ещё убеждение или верование, которые помогают рассматривать истинные утверждения как феномен знания. И сущ. 4 случая взаимоотношения данных элементов: 1.Утвержд-е соответствует убеждению, а убеждение соотв. положению дел, действительности (истина-правда); 2.Утврждение соответствует убеждению, а убеждение не соотв. действительности (заблуждение-правда); 3.Утв-е не соотв. уб-ю, а уб-е соотв-т дей-ти (ложь-обман); 4. Утв-е не соотв. уб-ю, а уб-е не соотв-т дей-ти (ложь-неправда). Т.о. ложь - это несоответствие наших утверждений нашим убеждениям и она возникает во время коммуникации. Чтобы не было лжи нужно, чтобы во внутр. и внешн. речи было либо убеждение, либо отрицание. Если утверждение соответствует действительности, то истина объективна, т.е. если снег идёт, то кто-бы что ни говорил, снег всё равно будет идти. И объективность безразлична к мнению человека. Абсолютность И., буквально - безотносительность.

5. авторитарная концепция: истина – доверие авторитету (средневековая философия, богословие)

6. Теория истины как очевидности («это ясное и отчетливое представление») Декарт, Брентано, Гуссерль

7. Семантическая теория истины: Тарский – поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины. Тарский трансформировал метафизическую идею «соответствия мысли реальности» в идею соответствия отдельного предложения тому фрагменту реальности, который оно описывает, т.е. факту; «Снег бел» истинно, если и только если снег бел. Речь идет о соответствии метаязыка суждению языка-объекта, поскольку реальность попадает в сферу теории истины только тогда, когда дана нам в неких знаково-языковых формах.

В целом же можно выделить 2 основных направления: в классической философии оформляется две принципиально альтернативных парадигмы трактовки истины. Одна из них основывается на принципе корреспонденции как соответствия знания объективному положению дел предметного мира (Аристотель, Ф. Бэкон, Спиноза, Дидро, Гельвеции, Гольбах, Фейербах, Ленин и др.), другая — на принципе когеренции, т. е. если она логически дедуцируется. Истина –характеристика непротиворечвого сообщения, свойство согласованности знаний (Лейбниц, Авенариус, Мах, неопозитивизм)

Фундаментальными проблемами в данной сфере выступали в классической философии 1)проблема критерия истины, 2)проблема соотношения истины с заблуждением и 3) абсолютной истины с истиной относительной, 4) проблема соотношения фактической и логической истины.

В неклассической философии происходит своего рода деонтологизация И.: последняя лишается объективного статуса и мыслится как форма психического состояния личности (Кьеркегор), как ценность, которая " не существует, но значит" (Риккерт и в целом баденская школа неокантианства), феномен метаязыка формализованных систем (Тарский), спекулятивный идеальный конструкт (Н. Гартман) и др.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.