Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогическая и общественная деятельность А. Дистервега






Фридрих-Адольф-Вильгельм Дистервег (1790-1866) – один из ярких прогрессивных представителей теории и практики буржуазно-демократической педагогики первой половины XIX века. А. Дистервег – теоретик народной школы и педагогического образования, предводитель общественно-педагогического движения, не случайно заслужил звание «учителя немецких учителей». Его деятельность была чрезвычайно плодотворной и многогранной.

А. Дистервег родился 29 октября 1790 г. в семье чиновника – юриста в г. Зиген в Вестфалии. Получил хорошее образование. Окончив латинскую школу, изучал математику, историю, философию в Гернборнском, а затем закончил Тюбингенский университет, получив степень доктора философии. Студенческие годы А. Дистервега были заполнены напряженной самостоятельной работой, т.к. догматическое преподавание в университете не способствовало духовному развитию. И в дальнейшем в течение всей жизни он непрерывно занимался самообразованием и самосовершенствованием.

Одним из направлений в разносторонней деятельности А. Дистервега была преподавательская деятельность. Он работал домашним учителем в Маннгейме, учителем математики и физики в гимназии в Вормсе и в образцовых школах во Франкфурте и Эльберфельде, давал частные уроки и уроки в воскресной школе.

Таким образом, А. Дистервегу хорошо были известны недостатки и проблемы школьного обучения. С самого начала своей учительской деятельности он изучает и применяет идеи филантропистов, теорию И. Песталоцци, наглядный метод преподавания И. Базедова, перенимает передовой опыт своих коллег в образцовых школах. Эта работа настолько сильно увлекла его, что он принимает решение посвятить свою жизнь народной школе.

Преподавание в опытных начальных школах А. Дистервег совмещал с преподавательской деятельностью в учительских семинариях (в Мёрсе и Берлине), с оказанием помощи молодым учителям, с участием в учительских курсах. Подготовка огромной армии народных учителей, разработка плана работы семинарии, который был признан образцовым, по праву позволяют считать А. Дистервега основоположником педагогического образования в Германии.

Другое направление в деятельности А. Дистервега – научно-методическое. Он является автором более 20 учебников и руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии, которые широко использовались в народных школах и низших классах средних школ Германии.

А. Дистервег внес большой вклад в разработку теоретических основ педагогики. Его фундаментальный труд «Руководство к образованию немецких учителей» (1835) посвящен общим вопросам педагогики и дидактики, преподаванию отдельных учебных предметов и представляет собой теорию развивающего обучения.

Важнейшим направлением в работе А. Дистервега была общественно-педагогическая деятельность. Начиная с 1827 г. он издает педагогический журнал «Рейнские листки для воспитания и обучения, в которых особое внимание уделяется народной школе», главной задачей которого считал борьбу за полноценное педагогическое образование учителя. Стремясь помочь учителям в повышении квалификации, самообразовании и самовоспитании, А. Дистервег опубликовал в журнале более 400 статей по самым разнообразным общепедагогическим, дидактическим, методическим вопросам, по пропаганде и разъяснению принципов обучения Песталоцци. Позднее (в 1851 г.) наряду с «Рейнскими листками» А. Дистервег выпускает «Педагогические ежегодники», в которых смело критикует образовательную политику правительства. По инициативе Дистервега в Германии было организовано празднование 100-летия Песталоцци, в память о котором был создан приют для детей учителей, оставшихся без родителей.

Немало сил было приложено А. Дистервегом к организации учительских обществ в Берлине, члены которых на своих заседаниях обсуждали различные педагогические вопросы, проводили конференции. А. Дистервега можно смело назвать защитником немецких учителей, т.к. он горячо отстаивал идею объединения учительства, улучшения материального и правового положения, повышения социального статуса, поднятия общекультурного уровня и улучшения профессиональной подготовки.

А. Дистервег горячо откликался на все «болевые» проблемы образования в Германии. В своих статьях он критикует засилье классицизма в средних школах, оторванную от жизни ученость в университетах, протестует против конфессионального обучения и опеки церкви над школой, выступает за единую национальную народную школу для всех детей. Влияние Дистервега на педагогов Германии было огромным, их любовь к нему – искренней. Его называли «учителем немецких учителей», «немецким Песталоцци». Однако активная общественно-педагогическая деятельность Дистервега вызывала недовольство правительства. В 1847 он был отстранен от должности директора учительской семинарии, а после подавления революции (1848 г.) в 1850 г. был отправлен в отставку, которую Дистервег оценил так: «Мне кажется, что я пережил собственную смерть». Но и после полного отстранения от учительской деятельности А. Дистервег остался вождем и выразителем требований германского народного учительства. В составе группы депутатов Прусского Национального собрания он принимает участие в разработке прогрессивных требований по народному образованию, разворачивает борьбу с антидемократическими прусскими регулятивами 1854 г. отстаивает интересы германского учительства. До конца своих дней А. Дистервег занимал активную жизненную и профессиональную позицию. «Работать во имя общего блага, до тех пор, пока предоставляется для этого возможность, - священная обязанность каждого честного человека, от выполнения которой я не вправе отказаться».

Высокая оценка заслугам А. Дистервега была дана в ГДР. 31 января 1949 г. там была учреждена медаль Дистервега и звание «Заслуженный учитель народа». Эта награда и звание ежегодно присуждались выдающимся учителям и деятелям в области образования. В ГДР впервые было издано полное собрание сочинений А. Дистервега. В современной Германии существуют общеобразовательные школы, носящие его имя. В городе Зиген (месте его рождения) имя А. Дистервега носит университет.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.