Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессионально важные психологические качества тренера и модель личности тренера






Существует несколько форм активности человека: общение, поведение, деятельность и переживания. Составляя психологический портрет эффективного тренера, мы проанализировали качества личности, входящие в эти четыре категории.

По категории «Межличностные отношения, общение» результаты представлены на рис. 3.4.

Рис. 3.4. Показатели необходимости наличия личностных свойств по шкале «Межличностные отношения, общение»

1 - вежливость; 2 - заботливость; 3 - искренность; 4 - коллективизм; 5 - отзывчивость; 6 - радушие; 7 - сочувствие; 8 - тактичность; 9 - терпимость; 10 - чуткость; 11 - доброжелательность; 12 - приветливость; 13 - обаятельность; 14 - общительность; 15 - обязательность; 16 - ответственность; 17 - откровенность; 18 - справедливость; 19 - совместимость; 20 - требовательность.

Наиболее важными для эффективного тренера свойствами в этой категории оказались:

- коллективизм (100%); отзывчивость (100%); тактичность (100%); обязательность (100%); ответственность (100%); справедливость (100%).

95% и выше набрали такие свойства как - терпимость, чуткость, общительность и требовательность.

Менее 50% - это радушие.

Анализируя эти данные можно отметить, что эффективному тренеру должна быть присуща способность поддерживать общую работу, отстаивать общие интересы. Он должен быть способен отзываться на нужды других людей. Ему должно быть свойственно чувство меры, создающее умение вести себя в коллективе, не задевать достоинства других людей. Ему присущи верность слову, долгу, обещанию, ответственное отношение к своим поступкам и действиям, объективная оценка других людей.

По категории «Поведение» результаты представлены на рис. 3.5.

100% опрошенных отметили следующие качества: активность и твердость.

95% и более получили - порядочность, смелость, уверенность, честность, энергичность, добросовестность, настойчивость, решительность, самостоятельность и целеустремленность.

Эти данные говорят о том, что эффективный тренер должен проявлять заинтересованное отношение к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива. Он должен обладать умением настоять на своем, не поддаваться давлению других людей или возникших обстоятельств, способен принимать и осуществлять свои решения без страха. Ему должна быть присуща прямота, искренность в отношениях и поступках, вера в их правильность.

Результаты, полученные по категории деятельность (рис. 3.6), свидетельствуют, что 100% опрошенных отметили такие качества как: исполнительность и работоспособность. Это позволяет охарактеризовать эффективного тренера как человека, который может много и продуктивно работать, причем, не просто работать, а работать старательно и хорошо.

Рис. 3.5. Показатели необходимости наличия личностных свойств по шкале «Поведение»

1 - активность; 2 - гордость; 3 - добродушие; 4 - порядочность; 5 - смелость; 6 - твердость; 7 - уверенность; 8 - честность; 9 - энергичность; 10 - энтузиазм; 11 - добросовестность; 12 - инициативность; 13 - интеллигентность; 14 - настойчивость; 15 - решительность; 16 - принципиальность; 17 - самокритичность; 18 - самостоятельность; 19 - уравновешенность; 20 - целеустремленность.

Более 95% респондентов отметили следующие качества: мастерство, понятливость, собранность, увлеченность, аккуратность, внимательность.

Рис. 3.6. Показатели необходимости наличия личностных свойств по шкале «Деятельность»

1 - вдумчивость; 2 - деловитость; 3 - мастерство; 4 - понятливость; 5 - скорость; 6 - собранность; 7 - точность; 8 - трудолюбие; 9 - увлеченность; 10 - усидчивость; 11 - аккуратность; 12 - внимательность; 13 - дальновидность; 14 - дисциплинированность; 15 - исполнительность; 16 - любознательность; 17 - находчивость; 18 - последовательность; 19 - работоспособность; 20 - скрупулезность.

По категории «Переживания, чувства» результаты выглядят следующим образом (рис. 3.7.).

100% опрошенных отметили следующие качества: бодрость и оптимистичность. Это позволяет говорить об идеальном тренере как о человеке, имеющем жизнерадостное мироощущение, веру в успех, пребывающем в бодром, полном сил, деятельности и энергии состоянии.

Рис. 3.7. Показатели необходимости наличия личностных свойств по шкале «Переживания, чувства»

1 - бодрость; 2 - бесстрашие; 3 - веселость; 4 - душевность; 5 - милосердие; 6 - нежность; 7 - свободолюбие; 8 - сердечность; 9 - страстность; 10 - стыдливость; 11 - взволнованность; 12 - восторженность; 13 - жалостливость; 14 - жизнерадостность; 15 - любвеобильность; 16 - оптимистичность; 17 - сдержанность; 18 - удовлетворенность; 19 - хладнокровность; 20 - чувствительность.

Чтобы конкретно изучать профессиональные качества, можно создать модель личности, которая бы отражала весь комплекс необходимых личностных свойств для осуществления успешной деятельности.

Представляемая нами модель в виде схемы (рис. 3.8.) отображает структуру психологических профессиональных качеств тренера.

Модель личности тренера состоит из шести основных структурных компонентов, показывающих основные направления исследования личности тренера: поведенческий, мотивационный, интеллектуальный, эмоционально-волевой, коммуникативный, гендерный.

Каждый из компонентов, в свою очередь, имеет по три модельные характеристики, представляющие конкретные психологические качества.

Поведенческий компонент характеризует внешние условия психической деятельности. Он включает: тип нервной деятельности, темперамент и характер.

Мотивационный компонент характеризует внутренние условия психической деятельности, побуждающие тренера к работе. Он состоит из интереса к деятельности, уровня притязания и ценностных ориентаций.

Интеллектуальный компонент обеспечивает понимание своей деятельности и способствуют умению обучать технике и тактике в своем виде спорта. Содержит следующие модельные характеристики: психомоторику, специализированные восприятия, память, внимание, мышление.

Эмоциональный компонент обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль деятельности. Включает модельные характеристики: эмоциональную устойчивость, психическую саморегуляцию, волевые качества.

Коммуникативный компонент характеризует отношение людей в спорте: отношение к спортсменам, отношение к коллегам, к соперникам.

Гендерный компонент показывает как тренер выражает свою индивидуальность. Включает следующие качества: маскулинность, феминность, андрогинию.

Модели могут быть обобщенными - для тренеров всех видов спорта, групповые - для тренеров одного вида спорта и индивидуальные - для одного тренера. Представленная модель относится к обобщенным моделям. С ее помощью можно изучать тренеров, работающих в разных видах спорта, сравнивать их между собой, выявлять типичное и своеобразное в качествах личности разных тренеров.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.