Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностные качества эффективного тренера






Структуру личности тренера мы рассматриваем исходя из известной концепции К.К. Платонова, согласно которой в личности можно выделить четыре подструктуры [39].

В первую подструктуру входят нравственные качества личности тренера, определяющие мотивационную направленность его педагогической деятельности, устойчивое желание и стремление передавать социальный и профессиональный опыт спортивной деятельности.

Убежденность тренера, его жизненная активность, увлеченность профессией, самоотверженность в труде, ответственное и творческое отношение к делу порождают у воспитуемого желание подражать своему тренеру. Эта подструктура обусловлена социальной жизнью личности и формируется в процессе воспитания.

Во второй подструктуре выделяются приобретенные в процессе профессиональной деятельности качества тренера: способность организовать обучение и отдых воспитуемого; профессионально-деловые качества; привычки и традиции, одобряемые в спортивном коллективе. Так, к деловым качествам тренера относятся: знание конкретного вида спорта и владение конкретными спортивными умениями; качество преподавания, организаторские способности, отношение к работе, требовательность, строгость, принципиальность, объективность.

В третьей подструктуре выделяются индивидуально-психологические черты: эрудиция, ум, память, мышление, чувство сопереживания, воля, эмоции. Так, проанализировав с помощью контент-анализа мемуары 76 ведущих тренеров, таких как И.Е. Турчин, Д.А. Тишлер, А.В. Тарасов, А.П. Бондарчук, С.М. Войцеховский и др., Г.В. Ложкин и Н.Ю. Волянюк [31] установили наиболее значимые личностные и профессиональные качества каждого из них в период их наивысших профессиональных достижений. В мотивационной сфере это такие качества как: честолюбие, фанатизм, категоричность, максимализм, бескомпромиссность, энтузиазм. В интеллектуальной сфере: новаторство, высокая эрудиция, сообразительность, широкий тактический кругозор, острота мышления, интуиция. К особенностям самосознания отнесли такие качества как: самокритичность, самоконтроль, самодисциплина, самоанализ, самоотверженность, самоотдача. В особенности эмоционально-волевой сферы вошли самостоятельность принятия решения, ответственность, требовательность, принципиальность, корректность, справедливость, честность, выдержка, самообладание, строгость, целенаправленность.

Последняя, четвертая, подструктура характеризуется динамическими свойствами личности тренера: возрастом, полом, темпераментом и др.

Такой подход позволяет понять общие и специфические черты личности тренера. Чтобы установить, соответствует ли тренер требованиям воспитательной деятельности, надо выявить у него определенные свойства (черты) личности, удовлетворяющие этим требованиям. Но это должен быть не просто набор свойств, а некоторая их структура, свидетельствующая о ведущих качествах тренера.

Для измерения общего интеллекта и изучения структуры интеллекта тренеров используется усовершенствованный и адаптированный вариант стандартизированной методики WAIS Д. Векслера. Эта методика применялась для определения интеллекта тренеров в процессе работы с детскими спортивными коллективами. Основной целью исследования было получение индивидуальных оценок общего, вербального и невербального интеллекта, позволяющих отнести каждого испытуемого к определенному уровню развития интеллекта и изучить структуру интеллектуальных особенностей тренеров разного уровня мастерства. Это дало возможность прогнозировать факторы психических состояний тренеров в про цессе поиска и выработки стратегии решения педагогических задач в работе с юными спортсменами.

По показателю общего интеллекта тренеров высокого уровня мастерства можно характеризовать как людей с высоким интеллектом (по нормам Д. Векслера), а тренеров среднего и низкого уровней -- как людей со средним интеллектом.

Тренеры разного уровня мастерства отличаются степенью развития не только общего, вербального и невербального интеллекта, но и отдельных интеллектуальных свойств, сформированности гностических и проектировочных умений. У тренеров высокого уровня мастерства все интеллектуальные свойства развиты лучше, чем у тренеров среднего и низкого уровня мастерства.

Так, интеллект является важной характеристикой личности тренера в работе со спортсменами, от которой зависит сформированность конкретных конструктивных, проектировочных и гностических умений.

Без общих интеллектуальных способностей и свойств невозможно осуществлять поиск эффективных критериев решения педагогических задач в работе с юными спортсменами. Высокий уровень способностей и свойств обеспечивает целенаправленность педагогической деятельности, регуляцию и диагностику психических состояний тренеров в их деятельности.

Тренеры разного уровня мастерства отличаются как по уровню развития общего интеллекта, так и по уровню развития отдельных интеллектуальных свойств, что существенно влияет на их психическое состояние во время занятий.

Для тренеров высокого уровня мастерства характерна сформированность таких интеллектуальных свойств, как умение строить умозаключения, самостоятельность и зрелость суждений, живость ума, быстрота мышления, хорошая память, активность и концентрированность внимания, сосредоточенность, умение легко и свободно оперировать словами, способность к абстрагированию и логическим обобщениям, аналитико-синтетические и перцептивные способности. Все эти интеллектуальные свойства тесно взаимосвязаны между собой и образуют целостную структуру.

Сформированность взаимосвязанных интеллектуальных свойств, характерных для тренеров высокого уровня мастерства, - одна из психологических предпосылок успешного овладения профессией тренера и один из критериев психологической готовности к ней.

Важным условием формирования готовности личности к деятельности является ее адаптация к реальным условиям педагогического процесса. Адаптация трактуется как многосторонний динамический процесс, обусловленный взаимодействием психологических, социально-психологических, физиологических и объективно-социальных факторов. Чаще всего адаптация определяется как приспособление, «вхождение» индивида в ту или иную роль. По содержанию, мотивам и результатам большинство исследователей выделяют два типа адаптации: творческую и формальную. В результате творческой адаптации тренер глубоко и прочно овладевает основами профессионального мастерства, формирует творческое мышление, становится высоко активным в учебно-воспитательной работе со спортсменами. При формальной адаптации тренер приспосабливается к деятельности лишь с целью достичь спортивных результатов руководимого им коллектива, упуская главные цели педагогической деятельности.

Выделяют 5 уровней адаптации, которые характерны для всех тренеров в начале их профессиональной деятельности [25].

1. На негативном уровне тренер не владеет методами и формами обучения и воспитания спортсменов; не умеет корректировать свою деятельность, у него отсутствует потребность в самоконтроле, самообразовании; для него характерны слабая познавательная активность; отсутствие положительной направленности на воспитательную деятельность (в основном преобладает спортивный интерес); отрицательное отношение к исследовательским методам. Тренер недостаточно требователен к себе, плохо планирует работу, затрудняется в определении цели, задач и порядка проведения любого задуманного дела, негативно относится к созданию новых приемов, комбинаций, возможных вариантов изменений в учебно-воспитательной работе.

2. На пассивном уровне тренер безразлично относится
к спортивным результатам слабых спортсменов, формально осваивает методы, формы учебно-воспитательной работы; недостаточно хорошо умеет корректировать свою деятельность; имеет слабую потребность в самоконтроле и самообразовании, неустойчивую направленность на деятельность. Тренер вял и пассивен как во время разбора игры, тренировки, так и при прогнозировании перспектив деятельности команды. Во время тренировки рассеян, на вопросы воспитанников совсем не отвечает, а если отвечает, то с трудом. Действия медленные, вялые, неточные.

3.На активном уровне тренер положительно относится к деятельности; стремится в совершенстве овладеть методами и формами учебно-воспитательной работы; достаточно хорошо умеет корректировать свою деятельность; имеет потребность в самоконтроле и самообразовании, среднюю познавательную активность в учебно-тренировочном процессе. Тренер бодр, активен, жизнерадостен, подвижен. Продуктивно участвует в разборе игры и тренировки. Реализует свои замыслы, разбирая со спортсменами тактические схемы, проблемно-обучающие ситуации.

4. На активно-продуктивном уровне тренер положительно относится к деятельности, глубоко усваивает методы и формы учебно-воспитательной работы; умеет быстро корректировать свою деятельность; имеет устойчивую потребность в самоконтроле и самообразовании; высокую познавательную активность; достаточную продуктивность учебно-воспитательной деятельности. Тренер бодр, чрезвычайно подвижен и оживлен. Внимание сосредоточенное. Нет проявлений нетерпения. Действия энергичные, точные, слово не расходится с делом.

5.На творческом уровне тренер осознанно относится к деятельности в целом; творчески осознает методы и формы учебно-воспитательной работы; хорошо умеет корректировать свою деятельность; имеет устойчивую потребность в самоконтроле и самообразовании, высокую требовательность и самокритичность оценки собственного труда; высокую познавательную активность, стремление внедрять лучший опыт в практику работы спортивного коллектива, современные методы исследования, высокую продуктивность учебно-воспитательной работы со спортсменами. Тренер развивает в воспитанниках необходимые спортивные умения, учит по-настоящему ценить каждую минуту, концентрировать свою волю и внимание, преодолевать недостатки, познавать себя, анализировать движения, делать выводы, учит взаимопомощи.

Тренеры и спортсмены могут каждый по-своему определить личностные характеристики эффективного тренера.

В конце 1960-х годов в Англии была предпринята попытка изучить личность эффективного тренера, работающего с пловцами. С помощью 16-факторного теста Кэттелла испытуемым предлагалось построить профиль личности тренера, который обладал бы самыми (желательными для них личностными чертами. Когда результаты опроса спортсменов и тренеров сравнили между собой, то они оказались очень схожими по таким чертам личности, как общительность (достаточно высокий уровень в обоих случаях), эмоциональная устойчивость, а также доминирование, реалистичность, неуверенность, напряженность, воображение и др. [27].

В целом, оценки спортсменов и тренеров личности эффективного тренера совпали. По их мнению, это должен быть открытый, общительный и эмоционально устойчивый человек, способный, когда это нужно, управлять спортсменом и контролировать соревновательную ситуацию. Более того, у такого тренера должен быть достаточно высокий интеллект, развиты чувство реальности, практичность и уверенность в себе. Одновременно это должен быть человек, склонный к новаторству, предприимчивый, самостоятельный, предпочитающий сам принимать ответственные решения. Спортсмены считали, что тренер должен быть человеком, на которого можно положиться в сложных соревновательных ситуациях и который (по мнению самих тренеров) может организовать и контролировать деятельность спортсменов.

Однако Хендри обнаружил интересные различия при сравнении действительных личностных профилей высококвалифицированных тренеров по плаванию с идеальными профилями, построенными по их собственным представлениям и представлениям их воспитанников. Совпадения между реальными и построенными профилями были незначительными. Стало очевидным, что самооценки тренеров и их представления об идеальном тренере различались достаточно существенно.

Только по двум факторам -- доминирование и готовность принять новое -- не было обнаружено достоверных различий. По другим качествам между идеальной ролью, которую тренеры, по их собственному представлению, должны играть, и действительными личностными особенностями были выявлены существенные различия. Складывается впечатление, что при построении идеальной модели тренера игнорировались такие нежелательные качества, как подозрительность, неуверенность в себе и другие. Следовательно, в данном случае желаемое расходится с действительностью. Хотя тренеры и спортсмены знают, что в жизни тренеры по своим эмоциональным и интеллектуальным качествам не являются образцами, все же и те и другие предъявляют к ним высокие требования.

Продолжая свое исследование, Хендри задался целью выяснить, какую роль играют определенные и уникальные черты личности или их совокупность. С помощью теста Кэттелла были обследованы две группы тренеров -- «успешных» и «неуспешных». Различий в их личностных особенностях обнаружить не удалось. Однако поскольку тестирование проводилось во время чемпионата, то Хендри признает, что определение двух этих категорий -- «успешных» и «неуспешных» -- не было достаточно обоснованным.

Другие исследователи, напротив, считают, что все же существует определенное сочетание личностных качеств, которые характерны для многих успешно работающих тренеров. Так, Огилви в ряде своих работ указал на то, что профессиональные тренеры обладают твердым характером, достаточно устойчивы к стрессу, связанному с общением с журналистами, болельщиками, а также к реакциям на их работу с командой.

Для тренеров, работающих с национальными и сборными командами, по данным того же Огилви, характерны эмоциональная зрелость, независимость, твердость и реалистичность взглядов. Они не склонны показывать озабоченность, умеют хорошо владеть собой. Кроме того, Огилви и Татко обнаружили также, что тренеры, как представители определенной социальной группы, имеют высокие показатели по шкале авторитарности.

Итак, анализируя сказанное, можно подчеркнуть, что представления об идеальной личности тренера существуют как у спортсменов, так и у тренеров. Однако успех в тренерской работе, видимо, в значительной мере зависит от знаний, которыми обладает тренер, от того, как строит он свои отношения со спортсменами и командой, как преподносит свои знания. По мнению Хендри, способность тренера выполнять ту роль, которую ожидают от него спортсмены, в сочетании с его профессиональными знаниями вполне может компенсировать некоторые его личностные недостатки [27].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.