Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 3. Особенности личности эффективного тренера






Личностные качества эффективного тренера

Для изучения личностных свойств, которые должны быть присущи эффективному тренеру, мы использовали 16 - факторный опросник Кеттела. По результатам опроса был построен личностный профиль эффективного тренера (рис. 3.1.)

Рис.3.1. Профиль личности эффективного тренера

На основании полученных данных (таб. 3.1.) можно описать качества личности эффективного тренера.

Направленность характерологических особенностей по фактору А к положительному полюсу (А+) говорит о том, что эффективный тренер должен быть сердечным, добрым, открытым, общительным, готовым к сотрудничеству, внимательным по отношению к окружающим. Нами был проведен отдельный опрос тренеров и спортсменов по методике 16-PF Кеттела (Приложение Б, В) и по фактору А обнаружены статистически достоверные различия. Это говорит о том, что сами тренеры уделяют значительно большее внимание именно этим качествам личности.

Таблица 3.1.Показатели по факторам методики Кеттела (стэны)

   
Факторы М ± у  
A 7, 57 ± 1, 5  
В 3, 8 ± 2, 84  
С 6, 37 ± 1, 35  
Е 5, 67 ± 1, 63  
F 5, 32 ± 1, 42  
G 5, 05 ± 1, 37  
Н 7, 12 ± 1, 65  
I 5, 3 ± 1, 26  
L 5, 82 ± 1, 55  
М 5, 22 ± 1, 68  
N 5, 3 ± 2, 15  
О 5, 12 ± 2, 38  
Q1 6, 45 ± 1, 89  
Q2 4, 62 ± 1, 47  
Q3 7, 45 ± 1, 88  
Q4 4, 7 ± 1, 8  
     

По фактору В направленность к отрицательному полюсу (В-). Это говорит о конкретном характере мышления. При анализе этого фактора мы встречаемся со спецификой данного вида спорта, в котором для решения спортивных задач необходима такая разновидность мышления, как оперативное мышление, позволяющее решать задачи «здесь и сейчас».

Направленность характерологических особенностей по фактору С (сила «Я» - слабость «Я») к положительному полюсу (С+) предполагает, что эффективный тренер должен управлять своими эмоциями, настроением, уметь находить им адекватное объяснение и реалистическое выражение.

По факторам Е, F, G получены средние значения. Это говорит о том, что по этим факторам, качества, проявляемые тренером, могут зависеть от сложившейся ситуации. В одних случаях тренер может быть мягким, тактичным, дипломатичным. В других должен проявлять доминирование, властность, напористость (фактор Е). В одних ситуациях он должен демонстрировать сдержанность, в других, напротив, экспрессивность характера (фактор F). С одной стороны - должен соблюдать моральные стандарты и правила, а с другой, может и пожертвовать ими во благо спортсмена или победы (фактор G).

Высокие показатели по фактору Н характеризуют эффективного тренера как человека смелого, эмоционально активного, способного выдерживать большие нагрузки при работе с людьми. Такие люди достаточно легко вступают в контакты, практически не испытывают трудности в общении, не теряются при столкновении с неожиданными обстоятельствами. По фактору Н также были получены достоверные различия (Приложение В). Спортсмены считают, что у эффективного тренера эти качества должны быть развиты максимально хорошо.

По факторам I, L, M, N также получены средние значения, что говорит об их ситуативном характере. Быть ли тренеру суровым или мягким (фактор I); доверчивым или демонстрировать подозрительность (фактор L); быть ли практическим реалистом или проявлять творческий потенциал (фактор М); демонстрировать ли проницательность или, наоборот, наивность и простоту (фактор N) - все это должно зависеть от сложившейся ситуации, от цели, которую преследует тренер.

Направленность фактора О к положительному полюсу (О+). Говорит о том, что у эффективного тренера должно быть сильно развито чувство долга.

Анализ результатов по фактору Q1 показал, что для эффективного тренера должны быть характерны разнообразные интеллектуальные интересы, развито стремление к получению новой информации по различным областям знаний, склонность к экспериментированию.

Направленность характерологических особенностей по фактору Q2 к отрицательному полюсу (Q2 -) говорит о том, что эффективный тренер должен быть ориентирован на социальное одобрение и при принятии решений учитывать мнение других людей, т.е., должен быть ориентирован на интересы коллектива.

Высокие показатели по фактору Q3 характеризуют выраженность лидерских качеств тренера, а также его ярко выраженные волевые качества (самоконтроль, целеустремленность) и умение доводить начатое дело до конца.

Заниженные показатели по фактору Q4 придают характеру эффективного тренера такие качества как сдержанность и невозмутимость.

Таким образом, для эффективного тренера характерны следующие индивидуально-типологические особенности: открытость, готовность к сотрудничеству, конкретность мышления, эмоциональная устойчивость, спокойствие, самоуверенность, выраженные лидерские качества и волевые качества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.