Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Упражнения и задачи. 1. «Философия есть познание, достигаемое посредством пра­вильного рассуждения»






1. «Философия есть познание, достигаемое посредством пра­вильного рассуждения». «Это должна быть наука, исследующая первые начала и причины», «...философия составляет своеобразный способ мышления, такой способ мышления, благодаря кото­рому оно становится познанием, и познанием посредством понятий».

«Вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие из этого ствола, – все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике... Подобно тому, как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец».

«Философия – «наука о науке вообще». «Философия учит нас все отыскивать в Я. Впервые через «Я» входят порядок и гармония в мертвую и бесформенную природу».

· Какое из высказываний соответствует содержанию предмета философии?

· Кому принадлежат эти высказывания? Покажите принципи­альное различие позиций философов.

2. Чем объяснить почти одновременное возникновение фило­софии в территориально разобщенных центрах древней цивилиза­ции: Индии, Китае, Греции?

3. В истории науки в период XIV-XX вв., на становление ма­тематики, физики, химии большое влияние оказала философия, в равной степени, как вышеназванные науки способствовали разви­тию философии. Покажите это на примерах творчества великих мыслителей, представителей науки этого времени. Какую роль сыграла ограниченность метафизического, механистического материализма и идеализма в кризисе науки на рубеже XIX-XX вв. Как отразились новейшие научные открытия XX века на развитии философии? (И. Ньютон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, Эйлер, А. Эйнштейн, М. Борн, А. А. Фридман)

4. Ф. Энгельс сформулировал основной вопрос философии: «Ве­ликий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию».

А. Камю писал: «Есть лишь поистине серьезный философский вопрос – вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит, – это значит ответить на основополагающий вопрос философии».

М. Хайдеггер считает, во-первых, всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, что спрашивающий тоже вовлекается в него, т.е. тоже попадает под вопрос.

· Чем объяснить, что именно философия пришла к необходимо­сти постановки основного вопроса?

· Что должно служить основанием для формулировки основно­го вопроса всей философии?

· Как в постановке вопроса отражается мировоззренческая позиция автора?

· Чем объяснить многообразие и разнообразие постановок ос­новного вопроса философии?

· Возможна ли такая ситуация в естественно-математических науках?

· В чем видите Вы основной вопрос всей философии?

5. «Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование са­мо по себе выражает скорее субъективное умонастроение, оно еще и случайно по своему содержанию. Всякое содержание полу­чает оправдание лишь как момент целого, вне же этого оно есть необоснованное предположение или субъективная достовер­ность».

· Какое значение для осознания сущности философии имеет это высказывание Г. В. Ф. Гегеля?

6. «Так как размышление прежде всего содержит в себе все­общий принцип философии..., то философией стали называть вся­кое знание, предметом которого является познание устойчивой меры и всеобщего в море эмпирических единичностей, изучение необходимости, закона...» (Г.В.Ф. Гегель).

· Может ли философия выполнять роль методологии науки, если она в своем основании не опирается на принципы и зако­ны?

· Какую роль играют законы и принципы в становлении частно-научного и философского знания как системы?

· Дайте обоснование положению: законы и принципы объек­тивного мира становятся основанием логики нашего мышле­ния.

7. «...каждый имеющий притязание на общее умственное раз­витие должен в общих чертах знать, что такое философия; не­смотря на то, что он сам не участвует в этих исследованиях, он всё же должен знать, что она исследует; и, несмотря на то, что он сам не проникает в ее область, он все же должен знать грани­цы, отделяющие эту область от той, на которой находится он сам, чтобы не бояться опасности, угрожающей со стороны со­вершенно другого и абсолютно чуждого ему мира – тому миру, в котором он находится».

· Разделяете ли Вы позицию Г. Фихте?

· В чем Вы видите предназначение философии?

· Какую роль играет философия в формировании Вашего миро­воззрения и развитии духовной культуры?

· Какое влияние оказывает философия на формирование Ваше­го самосознания и Вашей жизненной позиции?

8. «То, на что направлено наше мироощущение, есть само сущее и больше ничто. То, чем руководствуется вся наша уста­новка, есть само сущее - и кроме него ничто. То, с чем работает вторгающееся в мир исследование, есть само сущее - и сверх того ничто».

· Объясните смысл высказывания немецкого философа М. Хайдеггера. Совпадает ли данное высказывание с опреде­лением предмета философии Аристотелем: «Есть некоторая наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя себе какую-то часть его, исследуют то, что прису­ще этой части, например, математике».

 

III. Вопросы компьютерного контроля

1. Какое из суждений соответствует сущности философии?

а) «философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой... Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия (Б. Рассел);

б) «мудростью (философией) надо признать науку о сущности». (Аристотель);

в) «нет вообще такой вещи, как некая сущность философии, которую можно выделить и отлить в некотором определении. Определение слова «философия» может иметь только характер конвенции, или соглашения»
(К. Поппер);

г) «основной характер позитивной философии выражается в признании всех явлений, подчиненных неизменным естественным законам, открытие и сведение которых до минимума и составляет цель наших усилий» (О. Конт);

д) диалектика – наука о всеобщей связи. (Ф. Энгельс);

ж) философия – «наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления». (ФЭС).

2. Выделите объект и предмет философии:

а) человек и его место в мире;

б) природа и ее законы;

в) общественно-исторические процессы;

г) универсальные законы и принципы;

д) мир как целостность, универсум;

3. Как соотносятся философия и мировоззрение?

а) философия – часть мировоззрения;

б) мировоззрение – часть философии;

в) философия – теоретическая основа мировоззрения;

г) философия есть мировоззрение;

д) основную роль в формировании мировоззрения играют специальные научные знания, философия – вспомогательную.

4. Как правильно сказать?

а) философия – универсальное учение;

б) философия – учение об универсальном.

5. Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» сформулировал основной вопрос философии: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию». Он имеет две стороны:

1) что первично, материя или сознание (дух)?

2) познаваем ли мир?

В зависимости от ответа на первую часть вопроса философы разделились на два лагеря – материалистов (признающих первичность материи) и идеалистов (признающих первичность духа по отношению к природе). Отношение к проблеме познаваемости мира разделило философов на агностиков (частично или полностью отрицающих познаваемость мира) и философов, признающих познаваемость мира.

а) имеет ли принципиальное значение для развития научного зна­ния разделение философии на материалистическую и идеали­стическую?

б) может ли представитель конкретно-научного знания быть агностиком?

в) является ли основной вопрос философии основным вопросом и частно-научного знания?

г) может ли решение основного вопроса философии служить методологическим основанием развития естественных наук?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.