Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логические типы философского знания






 

Итак, мы видим, что философия как система имеет свои специфические вопросы, которые она должна решать. Даже отвечая на вопрос, что такое философия?, каждый философ, в зависимости от его решения, создаёт свою концепцию, вычленяет основные проблемы и использует те или иные категории для её раскрытия. Любая философская система имеет свой человеческий вопрос, анализ которого и составляет её основное содержание.

Однако существуют общие вопросы, которые выступают основой всех философских размышлений: соотношения бытия и сознания, объективного и субъективного мира и человека. От их решения зависит общее понимание бытия, т.к. материальное и идеальное являются её предельными характеристиками. Кроме материального и идеального в бытии просто ничего нет. Вот почему эти проблемы в определённом смысле называют основным вопросом философии (ОВФ). Чтобы ответить на Кантовские вопросы: что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать?, нужно понять человеческую природу, суть его потребностей, границы его возможностей в отношении к миру, к царству духа, свободы и т.д. Человек как носитель философского разума может решить свои задачи двумя способами: либо признать первичным природу, материю или дух, либо искать точки их объединения.

ОВФ задаёт рамки философского исследования, его направленность и структуру. Это помогает отличить философию от религиозного сознания, где материя и дух слиты воедино в теле – абсолютном бытии.

Для осознания мировоззренческой значимости «материальное-духовное» потребовались века философского развития.

ОВФ отчетливо выявился и занял принципиальное место в период активного формирования собственно философского предмета (XVII-XVIII вв.), его отмежевания от религии, с одной стороны, и от конкретных наук – с другой. Но и после этого философы далеко не всегда считают соотношение бытия и сознания в качестве основополагающего.

Вопрос об отношении сознания и бытия не находится в одном ряду с многочисленными конкретными философскими вопросами, а носит иной характер. Это не столько вопрос, сколько смысловая направленность, ориентация философской мысли.

Смысл основного вопроса философии заключается в признании двух фундаментальных типов реальности – объективной, материальной и субъективной, идеальной, из которых одна предшествует другой и порождает ее. Материя предшествует сознанию, или наоборот, сознание предшествует материи? А может они существуют как равноправные субстанции?

Материализм отвергает все антинаучные трактовки происхождения и сущности мира. За исходное он берет мир, существующий объективно, независимо от сознания человека и человечества. Объяснение мира из него самого – таков мировоззренческий и методологический принципы материализма.

Идеализм стоит на противоположной позиции, считая, что развитие мира определяется духовным началом.

Почему же вопрос об отношении мышления к бытию является основным? Потому что от сути его решения берут своё начало не только все иные проблемы собственно философии, но и общетеоретические, мировоззренческие вопросы любых других наук, пытающихся проникнуть в существо мироздания, жизни. Основной вопрос философии – это не просто вопрос об отношении мышления к бытию вообще, но и более конкретно: вопрос об отношении общественного сознания к общественному бытию. Его материалистическое понимание применительно к обществу выражается емко и просто: общественное бытие в конечном счете определяет общественное сознание, которое будучи производно, в свою очередь, оказывает активное обратное воздействие на это бытие. Идеализм же в этом вопросе занимает противоположную позицию.

Различные ответы на основной вопрос, разные аспекты его решения позволяют сформулировать некоторые принципы классификации философских концепций.

По характеру решения вопроса о связи материи и духа философские концепции разделяют:

1) идеализм (объективный и субъективный);

2) материализм – античный, механический XVII-XVIII вв., вульгарный, естественнонаучный (установка ученого) и диалектический;

3) монизм;

4) дуализм;

5) плюрализм;

6) деизм и т.д.

А теперь более подробно об этих направлениях. Деление философских направлений на материализм и идеализм было уже в античной философии. Немецкий философ Г. Лейбниц (XVIII в.) называет Эпикура крупным материалистом, а Платона – самым крупным идеалистом. Но классическое определение направлений было дано немецким философом Ф.Шлегелем, который писал, что материализм все объясняет из материи и принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей, а идеализм всё выводит из духовного начала, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю (Шлегель Ф.Эстетика. Философия. Критика. – М., – Т.2. 1983 с. 104-105).

Материализм и идеализм неоднородны в своих проявлениях. Материализм в историческом развитии существовал в различных формах. Материализм Древнего Востока и Древней Греции (мир существует сам по себе независимо от сознания и состоит из различных материальных элементов – Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит и др.). Метафизический (механический) материализм Нового времени в Европе – природа есть главный предмет изучения, но все ее многообразие сводится к механической форме движения материи (Ф.Бэкон, Дж.Локк, Ламетри, Гельвеций и др.). Диалектический материализм – как единство материализма и диалектики (К.Маркс и Ф.Энгельс). Существует последовательный материализм, его принципы распространяются на природу, общество (марксизм) и материализм, где отсутствует материалистичное понимание общества и истории (Л.Фейербах). Специфической формой материализма является деизм, представители которого признают Бога, но ограничивают его функции – Бог сотворил материю и наделил ее движением, а далее мир развивается по своим собственным законам (Дж. Толанд, Б. Франклин,
А. Вольтер, М. Ломоносов).

Есть и вульгарный материализм – это течение в буржуазной философии середины XIX в. Его представители упрощали положения старого материализма и, отвергая диалектику, оставались на позициях метафизики и механицизма, популяризировали достижения естествознания, указывали на атеистические выводы, отрицая специфику сознания, сводили его к веществу. Содержание сознания определялось главным образом химическим составом продуктов питания (Фохт, Молешотт, Бюхнер).

Кроме того можно говорить о натурализме (в основном совпадает с материализмом), о пантеизме, где Бога растворяют в природе (Б. Спиноза), о мистическом пантеизме – природа растворяется в Боге (Н. Кузанский).

Идеализм также неоднороден: объективный идеализм провозглашает независимость идеального начала от материи и сознания человека (Платон, Ф. Аквинский, Гегель).

Субъективный идеализм – внешний мир, его свойства и отношения зависят от сознания субъекта – принцип – существовать – быть воспринимаемым (Дж. Беркли). Его крайняя форма – солипсизм (solis – один, единственный и ipse - сам) – достоверно существую «Я» и мои ощущения.

В рамках этих форм идеализма существуют такие разновидности, как рационализм, который утверждает, что основу всего сущего и его познания составляет разум и одно из его главных направлений – панлогизм – всё действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Г. Гегель).

Иррационализм (неразумный, бессознательный) отрицает возможность разумного и логического познания мира. Основной вид познания – инстинкт, вера, откровение и т.д., а само бытие рассматривается как иррациональное (С. Кьеркегор, А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.).

Необходимо избегать крайних точек зрения, когда речь идёт о проблеме взаимодействия материального и идеального. Одни утверждают, что идёт постоянная борьба между материализмом и идеализмом на всём протяжении истории философии, другие – история философии не была борьбой этих двух течений. Безусловно, такое противоборство было, вполне сознательно и в античной философии, в Новое время (воинствующий идеализм Дж.Беркли) или позиция «воинствующего материализма» ХХ века. Однако ее не следует абсолютизировать, это сложная проблема взаимоотношений. Материализм и идеализм не всегда составляли два взаимоотрицающих лагеря, например, позиция деизма: к ней примыкали мыслители материалистической ориентации (Ф. Бэкон, Жд. Локк), идеалистической (Г. Лейбниц) и дуалистической (Р.Декарт). Наглядное их единство проявляется в вопросах познаваемости мира. Агностики и скептики были как у материалистов (Демокрит), так и у идеалистов (И. Кант), а принцип познаваемости мира отстаивается не только материалистами (марксизм), но и идеалистами (Г.Гегель).

С вопросом о первоначалах бытия связан вопрос о монизме, дуализме и плюрализме.

Монизм (один, единственный) – философское учение, в котором мир имеет одно начало – материальную или духовную субстанцию. Отсюда – материалистический и идеалистический монизм.

Дуализм (двойственный) – утверждает равноправие двух первоначал: материи и сознание, физического и психического (Р. Декарт).

Плюрализм (множественный) – это концепция предполагает несколько или множество субстанций. Например, теории древних мыслителей, у которых в основе всего сущего могли быть разнообразные начала – земля, вода, воздух, огонь и т.д., или многочисленные духовные элементы – монады (Г. Лейбниц).

Вопрос о первоначалах всего сущего переплетается и с вопросом о познаваемости мира, и о тождестве мышления и бытия, то есть, что является содержанием наших мыслей. Большинство философов положительно решают эту проблему: мир познаваем (оптимистическая гносеология). Различие между ними проявляется только в трактовке способа достижения знания: посредством ощущений (сенсуализм), в чувственном опыте (эмпиризм); разумом (рационализм), с помощью интуиции (интуитивизм) и др.

Однако есть и противоположные течения (пессимистическая гносеология). Известные мыслители (Перрон, Д.Юм, И.Кант), сомневались в достоверном познании сущности мира. Такие философы получили название агностиков (agnostos – непознаваемый). Элементы агностицизма есть и в релятивизме древнегреческих софистов (relativus – относительный).

В заключение заметим, что основной вопрос философии как и сама философия эволюцинизирует, меняет форму, но всегда остаётся выражением человеческого стремления к целостности, лежащей в глубине жизненного мира. Возможен разнообразный опыт философского осмысления проблемы материального и духовного в нашем противоречивом мире. Интеллектуалу надо уметь определить свои мировоззренческие ориентиры, адекватно которым объясняется современное бытие. Оппозиция «материализм – идеализм» – это не достояние истории философии, а реальность и наших дней, которая сохраняет свою мировоззренческую актуальность.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.