Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. Темы рефератов






1. Философская и научная картина мира ХХ века (единство и различие).

2. Философия и политика.

3. Философия и религия.

4. Философия «душа культуры».

5. Философия и наука.

6. Сущность и типы мировоззрения.

7. Философия и мировоззрение.

8. Проблема метода в философии и науке.

9. Философия и религия.

10. «Философия – самосознание исторически определённой эпохи».

 

Список рекомендуемой литературы

1. И.В. Алексеев, А.В. Папин. Философия: Учебное пособ. – М., 1996. – Разд.1.

2. Антология мировой философии. – М., 1969. – Т. 1.

3. Бабушкин В.И. О природе философского знания. – М., 1978.

4. Аристотель. Категории: Сочинения. – М., 1978. – Т. 2.

5. Блинников. Великие философы. Словарь – справочник. – М., 1990.

6. Зотов А.Ф. Феномен философии: О чём говорит плюрализм философских учений. Вопросы философии. – 1991. – № 12. – С. 21.

7. Ильенков Э.В. Философия и культура. М. – 1991.

8. Корявко Г.Е. Философия как форма общественного сознания: Очерки теории и истории. М. – 1990.

9. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

10. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2-х т. – М., 1994.

11. Мир философии. Книга для чтения. М., 1990. – Ч. 1.

12. Налетов Н.З. Конкретность философского знания. – М., 1989.

13. Ортега и Гассет. Что такое философия. – М., 1991.

14. Рассел Б. История западной философии. – М., 1999.

15. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М., 1996. – Гл. 1.

16. Соколов В.В. Основной вопрос философии и его историко-философской конкретики и развития, Философские науки. – №8. – 1990. – С. 83.

17. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М., 2001. – Гл. 1.

18. Философский энциклопедический словарь. Статья Философия. – М., 1990.

19. Франк Л.В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.


Приступая к анализу второго раздела «Античная философия» студент должен исходить из того, что античность – уникальная эпоха, и прежде всего потому, что именно здесь философские проблемы занимали умы не только философов, но и всех образованных людей. Именно в философии, а не в религии многие находили утешение и образ жизни мудрецов, как правило, вытекал из их учения.

А также, следует обратить внимание, что в дальнейшем судьба европейской культуры была так или иначе обусловлена античным стилем мышления. Из античной философии возникли все её последующие направления. По словам С.Н. Трубецкого, изучение классической греческой философии лежит в основании всякого правильного философского образования. Это школа, которую должен пройти всякий, желающий философствовать.

В наши дни интерес к античности возрастает, современная цивилизация со своим грузом глобальных проблем обращается к истокам.

И, как бы предвидя этот интерес И.В. Гёте писал:

Возвратись душой к истокам,

В мир, где ясным, мудрым слогом

Смертный вёл беседу с богом,

Обретал без мук, без боли

Свет небес в земном глаголе.

По данному разделу предлагается следующий план:

1. Досократическая философия (VI – V вв. до н. э.).

2. Классический период – (Сократ, Платон и Аристотель (V- IV вв. до н. э.).

3. Философия эллинизма (конец IV – II вв. до н. э.).

4. Римская философия (І в. до н. э. – VI в. н. э.).

 

Античной философией называют совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н. э. При этом, о ней можно говорить как о едином и своеобразном явлении, связанном с культурой народов Передней Азии и Африки. Особенно значительным было влияние Лидии, Вавилона, Египта, Персии. Следует отметить, что рано завязавшиеся экономические, торговые, политические связи ионийских поселений греков на западном побережье Малой Азии с восточными народами более древних цивилизаций, а также исключительная восприимчивость и многосторонняя одаренность греков привели к тому, что в ионийских городах были развиты зачатки математических, астрономических, физических знаний, а зарождающаяся философская мысль освобождалась из плена мифологических представлений о мире и человеке. Процесс этот шел с такой быстротой, что к V в. до. н.э. возникли философские и космологические системы, в которых от мифа остаются только образные средства выражения мысли. Греки обнаруживают поразительную склонность к обоснованию и доказательству. Здесь следует подчеркнуть, что для античного рабовладельческого общества характерны пренебрежительное отношение к физическому труду, а также, дешевизна рабской рабочей силы, что слабо стимулировало развитие техники и научного эксперимента, греческие мыслители опирались на наблюдение, аналогию и гипотезу.

Языком античной философии был греческий, хотя шло постепенное оформление латыни как философского языка (Лукреций Кар, Цицерон, Сенека).

Разнообразие подходов, не развернутых в стройные философские системы, использование языка мифологии – характерные черты демократического периода. К нему мы можем отнести наивно-материалистические учения Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена и Гераклита, заложившие основы материализма и диалектики, идеализма – Элейскую школу Парменида, Зенона, Мелисса, а также оригинальную философию Пифагора и его последователей, и безусловно, на долгие годы определившие развитие материализма идеи атомистов Левкиппа и Демокрита.

То, что в античной философии VI в. до н.э. было лишь возможностью, стало действительностью во второй половине V и первой половине IV вв. до н.э. в Афинах – блестящем центре союза греческих демократических полисов.

Идеи Сократа и особенно Платона закладывают основы философского идеализма, который противопоставляет себя материализму атомистов. Эти идеи развиваются Аристотелем, которого называли Гегелем древнего мира. Время, когда софисты, осмысливая общественно-политическую жизнь, дают определения философских понятий, когда Сократ совершает антропоцентрический переворот, а Платон выстраивает онтологию и гносеологию объективного идеализма, называется классическим Афинским периодом, периодом высочайшего подъема философии.

В эллинистическую эпоху постепенно снижается накал политической борьбы и начинается проповедь аполитизма: круг научных интересов сужается, замыкается вопросами частной жизни и индивидуальной морали, ослабевает напряжение теоретической мысли, падает доверие к познавательной силе человеческого разума. Вместо универсальных задач мировоззрения, вопросы философии сводятся к обеспечению счастья и духовного покоя. Разочарование в существующих формах общественно-политической борьбы приводит к пониманию «счастья» как невозмутимости.

И все-таки, замечательный расцвет философских и специальных научных исследований, характерный для деятельности Аристотеля и его школы не мог просто оборваться. Философия ограничилась сферой личной этики, но и с этим ограничением в новой обстановке продолжала вести свои изыскания. Наука стала более специальной, ее горизонты и исследования становятся более эмпирическими, привязанными к практическим запросам жизни. Длительный кризис экономической, социальной, политической жизни привел к возникновению и развитию скептицизма Пиррона и Секста Эмпирика, греческому и римскому стоицизму, материализму Лукреция Кара и неоплатонизму Плотина, Порфирия и Прокла.

Таким образом, греческая античная философия сформировавшись в VII-VI вв. до нашей эры, своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

В ней сильны атеистическая и материалистическая тенденции. В рамках античной философии были сконструированы онтология и метафизика (учение о космосе, душе и Боге), гносеология и логика, антропология и психология, философия истории и эстетика, моральная и политическая философия. Это живая картина становления теоретической мысли, полная смелых и мудрых идей – это торжество разума.

Почти все греческие авторы обращаются к изучению природы, космоса. Однако подход мифологии и первых философов к данной проблематике отличается коренным образом. Согласно Гегелю, философия в собственном смысле слова возникает вместе с постановкой вопроса о сущности, который не только сформулирован, но и решён вне рамок методологии и терминологии мифологического мышления. Возникновение философии связано с определённым уровнем абстрактного (рационального мышления), способного отразить действительность иным способом, чем при помощи аллегории или мифологической персонификации. У истоков собственно греческой философии стоит стремление рационально ответить на вопросы: что является основанием мира (или космоса) и какие силы определяют его развитие?

Вопрос о первоначале как бы перекликается с мифологией, наследует её мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу – кто родил сущее, то философы ищут субстанциальное начало – из чего всё произошло и во что всё превращается? Чем всё существующее управляется? Где первооснова всего? Их интересуют проблемы изменения всего сущего, его единство в разнообразии, постижимо оно или нет.

Античную философию принято начинать с анализа философии Милетской школы, т.к. она известна как первая философская школа, где сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.

Эта школа возникла в городе Милете в Малой Азии в VI в. до н.э. Основатель Фалес и его ученики Анаксимандр и Анаксимен. Просуществовала она до 494 г. до н.э. когда город Милет был разрушен персами.

Кто же такой Фалес? Древнегреческий философ, живший (ок. 625-547 гг. до н.э.) Считают, что он автор книг: «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии». Эти работы не сохранились. Его главное изречение: «Поручись и беда тут как тут».

Фалес благодарил судьбу за три вещи: за то, что он человек, а не животное; что он мужчина, а не женщина; что он эллин, а не варвар.

Он – родоначальник европейской науки и философии, кроме того, математик, астроном и политический деятель, пользовавшийся большим уважением сограждан.

Фалес произвёл буквально переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции – первоосновы всего, обобщив всё многообразие в единосущее и усмотрел его начало во влаге: она пронизывает собой всё. Аристотель писал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов. Влага и на самом деле вездесущая стихия, всё происходит из воды и в воду же обращается. Вода как естественное начало, оказывается носителем всех изменений и превращений.

В чём же ещё состоит гениальность отца европейской философии? Ему впервые пришла мысль о единстве мировоздания. Эта идея однажды родившись, никогда уже не умирала. Она сообщалась его ученикам и ученикам его учеников.

Фалес, как и его преемники, стоял на точке зрения гилозоизма (от греч. hyle – вещество, zoe – жизнь) – воззрения по которому жизнь – имманентное свойство материи, сущее само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевлённое. Он полагал, что душа разлита во всём сущем. Весь мир одушевлён, пронизан душой, она является источником движения, это вечно движущаяся и самодвижущаяся субстанция. «Прекраснее всего мир, ибо он есть произведение Бога» – пишет мудрец.

Согласно Плутарху, Фалес называл бога универсальным интеллектом: бог есть разум мира, Бог есть «то, у чего нет ни начала ни конца». И вся вселенная одушевлена и одновременно полна божеств, «элементарную влагу пронизывает Божественная сила, приводящая воду в движение».

Он впервые поставил вопрос, который стал основным во всей греческой философии: «Что есть всё?» – и дал ответ: первоначалом всего сущего является вода, но не простая, а «разумная».

Всё многообразие знаний Фалес требовал сводить к единству: «Многословие вовсе не является показателем разумного мнения».

Известны его изречения:

Древнее всего сущего – Бог, ибо он не рождён.

Прекраснее всего – мир, ибо он творение Бога.

Больше всего – пространство, ибо оно объемлет всё.

Сильнее всего – неизбежность, ибо она властвует над всем.

Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает всё.

В заключении приведём его философское завещание: «ищи что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймешь пустословие болтливых людей».

О его значении можно сказать словами Апулия: «Фалес Милетский, несомненно, самый выдающийся из тех знаменитых семи мудрецов (он ведь и геометрии у греков первый открыватель и природы тончайший испытатель, и светил опытнейший наблюдатель)».

Преемник Фалеса Анаксимандр (ок. 610-540 гг. до н.э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон – неопределённую и беспредельную субстанцию: её части изменяются, целое остаётся же неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее. Оно не доступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Все существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек. Существующие миры – порождение беспредельного, оно есть детородное начало тёплого и холодного.

Анаксимен (ок. 585 – 525 гг. до н.э.) полагал, что первоначалом всего является воздух, мыслил его как бесконечное и видел в нём легкость изменяемости и превращаемости вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путём сгущения и разряжения. Чтобы адекватно оценить эти, как кажется сейчас «наивные» идеи милетцев, напомним, что великий И. Кант утверждал, что планеты и все космические тела состоят и берут своё начало из бесконечности газообразной массы.

Таким образом, Анаксимен создаёт определённую физическую теорию переходов, согласно которой разные агрегатные состояния определяются температурой и величиной плотности, изменения которых ведут к скачкообразным переходам одного в другое.

В чем же заслуга милетцев? Они положили начало собственно философскому подходу к вопросу о происхождении сущего, к идее субстанции и сущности всех вещей и явлений мироздания и его динамики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.