Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Почему же нужно изучать философию?






1) На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что повышает теоретический уровень научных исследований. Она развивает духовный мир человека, его нравственные ценности.

2) Она помогает оптимально развивать все науки, преодолевать методологические трудности и кризисы.

3) Она дает теорию познания с ее методами духовного освоения действительности.

4) С усвоением философии логическое мышление становится более культурным, правильным, да и вся духовная культура человека базируется на ней.

 

Что же такое философия? У Пифагора – «любомудрие». До Пифагора словом «мудрость» древние греки обозначали всякое практическое умение, доведенное до искусства, то есть это умение хорошо делать вещи. И только появление слова «философия» ознаменовало возникновение «любви к мудрости», то есть чисто теоретическое знание.

И для философов чисто теоретическое знание, размышление становятся главным делом их жизни. Это не пассивная любовь к мудрости (или мудрецам), а любовь к самому процессу мышления (или мудрствованию).

Пифагор – первый, кто объяснил слово «философия». Смысл её – в поиске истины, разделял это мнение и Гераклит. У Платона – это познание вечных и абсолютных истин. У Аристотеля – постижение всеобщего в самом мире, а предметом являются первые начала бытия и его причины. У Сократа – «познай самого себя». У Эпикура философия призвана освободить человека от страха перед смертью и Богом, помочь стать счастливым. По мнению
И. Канта, философия – это естественная склонность души, если бы она не затрагивала самое сокровенное, не выражала высочайшие общественные интересы, то не было бы ни Платона, ни Аристотеля. Философия опирается на свои вековые традиции, постоянно переосмысливает свою историю, она есть удел свободного человека, это взгляд в вечность. А вечные вопросы по Канту:

1) Что я могу знать?

2) Что я должен делать?

3) На что я смею надеяться?

4) Что такое человек и мир его обитания?

Главный девиз философа – все подвергай сомнению. Его назначение – не хранить спокойствие, а быть его возмутителем. Это требует не только ума и таланта, но и большого гражданского мужества. Философия всегда оформляется в виде теории, которая имеет свои законы, систему категорий, методы и принципы исследования. Специфика этой теории в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются на природу, общество, человека и его мышление. Поэтому можно сказать, что философияэто учение о мире, месте человека в нем, об отношении человека к миру, о путях и способах познания и преобразования этого мира. Это общая теория мира и человека в нем. Это теоретическая основа мировоззрения, методология научного познания и практической деятельности, форма общественного сознания, мера человеческих ценностей, феномен духовной культуры.

Для исследования специфики философского знания необходимо четко представлять объект и предмет исследования: объектом философии является «мир-человек», а предметом – универсальные, всеобщие законы и принципы бытия.

Следует обратить внимание, что в последнее время постоянно дискутируется вопрос: является ли философия наукой и как она связана с ней? Нам представляется, что философия не является наукой в полном понимании этого слова, хотя наука и философия опираются на разум, но степень общения здесь разная. Наука больше привязана к производственно-практическому опыту (частные, прикладные науки), философия – это осмысление окружающего нас мира как единого целого. Она возникает раньше науки и по-своему происхождению является донаучной формой сознания. Возникнув как эмпирическое, а затем теоретическое знание, философия постепенно поднимается до научного знания, которое исследует законы и принципы основания материального и духовного бытия. Наука и философия делают общее дело, но по-разному. Философия связана с наукой также как с искусством или практикой, они взаимодополняют друг друга. Хотя имеют различные назначения, реализуют различные функции.

В идеале философия должна быть высокоёмкой как в научном, так и в эстетическом и этическом отношениях. Но реализовать этот идеал очень трудно, ибо у каждого из философов обычно доминирует одна сторона их творчества. Поэтому нет ничего удивительного в том, что среди различных философских направлений мы встречаемся с

- научно-ориентированной философией (такова философия Аристотеля, Р. Декарта, Г. Гегеля, Э. Гуссерля, многих современных философов из числа так называемых аналитиков);

- эстетически-ориентированной философией (такова философия
Н. Бердяева, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Ф. Шеллинга, М. Хайдеггера, многих современных философов из числа герменевтов и постмодернистов);

- практически-ориентированной философией (такова философия И. Канта, К. Маркса, Пирса).

Но несомненно одно – философия отлична от частнонаучного знания.

1. Её предметом являются универсальные, всеобщие законы и принципы бытия.

2. Философия исследует проблему субстанции мира как причины и сущности её форм, систем и процессов природы, общества и сознания.

3. Содержанием категорий философии является универсальные существенные связи бытия.

4. Философия является методологией научного познания – способом освоения мира на основе универсальных принципов и законов, теоретическим основанием синтеза частонаучных знаний в научную картину мира. В процессе развития знаний о мире происходит взаимообогащение философии и частных наук.

Таким образом, соотношение философского и естественнонаучного знания заключается в следующем: с одной стороны, философия, предметом которой является всеобщее, выступает теоретическим обобщением эмпирического, конкретного знания естественных наук. С другой – философия выступает методологией естественных наук, вырабатывая подходы к рассмотрению эмпирических фактов. В этом состоит диалектичность, взаимозависимость и взаимодействие философии и естествознания, абстрактного и конкретного знания.

Любое научное знание, опирающееся на законы и принципы, представляет собой единство теории и метода; с одной стороны, сама теория, логика которой определена этими законам, становится методом исследования, с другой, эта теория своим содержанием помогает выработке новых методов и способов исследования проблем.

Как методология частнонаучного знания философия помогает:

- определить стратегию, направление научных исследований;

- фундаментальные философские проблемы, раскрывающие сущность, основу, причину, связи мира как целостности, являются основанием (непосредственно или опосредованно) содержания научных понятий, идей, теорий;

- научные предвидения и прогноз опираются на философскую методологию;

- научные методы основываются на принципах и законах философии как теории и методологии.

Специфика философского предмета обусловливает и особенности философского знания.

1) начнем с того, что это учение о том, «каким надо быть, чтобы быть человеком?» (И. Кант);

2) это сознание избранных, здесь нужен не только высокий интеллект, но и профессиональные знания;

3) философия родилась тогда, когда появилась потребность обобщить опыт познания мира, сформулировать целостную теоретическую картину мира и человека в этом мире;

4) любая философская система носит национальный характер, это внутренний духовный опыт каждого народа, его мечты, идеалы;

5) она стремится понять человеческое существование в целом. А это связано с мудростью, мудрый понимает, а не только знает;

6) это свободное и критическое мышление, оно не делается по заказу;

7) философское творчество всегда глубоко личностно. Образ жизни человека не отделим от его мыслей. Философия не терпит стандарта, однообразия, каждый философ уникален. Вот почему её сравнивают с пышным букетом разных цветов. Она полна эмоций и страстей мыслителей, где они выражают свое отношение к миру;

8) исходные положения философии формируются с помощью предельно широких понятий, поэтому их истинность нельзя доказать с помощью какой-то другой теории – более общей просто не существует. Действительно, она говорит нечто о мире, но не является обычной наукой, решает человеческие вопросы, но отделяет себя от морали, не может обойтись без Бога, но не является религией. Это авторская деятельность, но не совпадает с искусством. Философия причастна к любой форме культуры, но не сливается с ней.

Философия призвана к тому, чтобы вернуть нас к собственной духовности, к пониманию того, что каждый человек создается не только природой, социальной сферой, но и делает собственный выбор. Он – духовное существо и создает себя сам. Духовность – это не только занятие умственным трудом, ведь умственная деятельность может быть бездуховной. Это понимание человеком себя как частицы мира, связь с другими, с миром, с обществом, это понимание того, что все в обществе должно делаться только ради человека.

Но это не означает, что общество нам чем-то обязано, ведь оно – это все мы. Человек не может быть «премудрым пескарем». Философия помогает нам приобрести чувство исторического сознания, где в единстве находятся чувства исторической гордости и исторической вины. Мы за все в ответе и должны быть сопричастны ко всему, а особенно к тому делу, которому служим, а это уже признание приоритета общечеловеческих ценностей над личностными.

Существует несколько путей обретения индивидом своей сущности и сохранения себя в качестве человека. Один из них – религия, другой – любовь, открывающая человеку красоту другого и всего мира. У философии свой путь, самый трудный, но самый действенный – путь познания.

Язык, выражающий наши мысли многозначен и сложен. Поэтому философия диалогична, и не существует единой всеохватывающей философской теории. Теоретически осмысленное единство мироощущения и миропонимания и составляет предмет философии. Эта мысль хорошо выражена у того же И. Канта: «Две вещи наполняют душу, всегда новым и более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

В процессе развития философии как учения о мире и человеке сложилась ее структура. Считают, что общую структуру предмета философии составляют четыре основных раздела:

1. Исследование наиболее общих вопросов бытия, то есть проблема бытия в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы общества и человека. Философское учение о бытие получило название онтологии.

2. Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания. Философское учение о познании получило название гносеологии.

3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

4. Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека. Именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.

Другие, наряду с данными разделами включают диалектику (учение о развитии), этику (наука о нравственности и поведении человека), эстетику (наука о прекрасном в жизни и искусстве), аксиологию (наука о ценностях), историю собственного предмета и др. Одно ясно, что система философского знания многоструктурна и задача студента – уяснить связь, единство элементов этой структуры, дать обоснование их единству.

Философия возникла и развивалась в соответствии с потребностями экономического и духовного развития общества, в силу чего она всегда играла важную роль в социальном бытии.

Раскрывая социальные функции философии, нужно иметь в виду, что её многофункциональный характер обусловлен структурой философского знания. Таких функций очень много, но мы назовём главные:

1) она, прежде всего мировоззрение и форма общественного сознания.

2) методология – система исходных принципов, которые определяют способы подхода к анализу и оценке явлений, характер отношений к ним;

3) функция социальной критики;

4) конструктивная – взгляд в будущее, прогнозирование, предвосхищение;

5) идеологическая – участие в выработке, идеологии как системы взглядов, ценностей, идеалов, той или иной социальной группы;

6) интеллектуальная – синтез совокупного знания, по Канту, «философ – законодатель человеческого разума»;

7) философия есть искусство мышления, формирует интеллект, развивает способность к теоретическому мышлению, учит находить прекрасное в жизни, мыслить свободно, критически. Она – ядро духовной культуры человека;

8) онтологическая – вырабатывает самые общие теоретические основания представлений человека о бытии, природной и социальной действительности и его деятельности;

9) гносеологическая – создание обобщённой картины познания, формулирование принципов познавательного отношения субъекта к объекту. Разработка универсальных методов научного познания и логического мышления;

10) гуманистическая – функция философии проявляется очень ярко в предельно-внимательном отношении к человеку. Настоящая философия насквозь проникнута любовью к людям, человеческому достоинству;

11) аксиологическая – критический анализ теоретических оснований ценностных ориентаций человека, их нравственных и эстетических идеалов, духовных регуляторов поведения в мире культуры;

12) праксиологическая – опосредованное влияние философии на практическую деятельность человека, определение их целей, идеалов, выбор средств и методов их действий;

Наиболее подробно о содержании этих функций и многих других можно прочитать в учебниках и дополнительной литературе. Необходимо объяснить природу их неразрывной связи, исходя из понимания предмета философии.

Особое внимание следует обратить на место философии в структуре мировоззрения. Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции.

У человека всегда существовала потребность вырабатывать общее представление о мире в целом и о месте в нём человека. Такое представление принято называть универсальной картиной мира.

Универсальная картина мира – это определённая сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живёт, в чём смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе и т.д.

Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности.

Всякая философия есть мировоззрение, но не всякое мировоззрение есть философия (мифология, религия и другие).

Таким образом, можно сказать: мировоззрение – обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место человека в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности. Это его убеждения и сомнения, вера и надежда, идеалы и ценностные ориентации. Это мироощущение, миропонимание и отношение к миру, самому себе и себе подобным. Мировоззрение – фундамент человеческого сознания, его уровень – всегда показатель зрелости личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.