Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мировоззрение многоструктурно. Оно включает такие уровни как: элементарный, концептуальный и методологический.






Элементарный – представляет собой совокупность понятий, идей, взглядов, оценок, которые складываются и функционируют в обыденном сознании.

Концептуальный – включает разноплановые аспекты социальной и природной бытийности. Это могут быть различные концепции мира, пространства, времени, общественного развития человека, его деятельности или познания, будущего человечества и т.п.

Методологический – высший уровень, включающий понятия и принципы, которые составляют ядро мировоззрения. Их особенность в том, что они вырабатываются не просто на основе представлений и знаний, а с учётом ценностного отражения мира и человека.

Включаясь в мировоззрение, знания, ценности, поведение человека окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей и формируют убеждение личности. Обязательным компонентом мироощущения есть вера, она может быть как рациональная, так и религиозная.

Жизненно-практическое мировоззрение неоднородно, оно складывается в зависимости от характера образования, уровня интеллектуальной, духовной культуры, национальных, религиозных традиций его носителей.

Историческими типами мировоззрения являются мифологическое, религиозное и философское.

I. Мифология – это форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для первобытного человека, это наивный уровень мышления. Весь окружающий мир рассматривается по аналогии с собой. У человека преобладают эмоции, он живет в мире грез и фантазий. Их верования и представления – руководство к действию, основа социальной организации. Особенность мифологии в том, что она объясняет все, для неё нет непознанного, нет сомнения: «Я все знаю!». Первобытный человек не представляет себя как личность, не имеет собственного «Я»; его сознание родовое – «Я» как все. Отсутствие письменности лишало возможности передачи информации личного представления.

Особенности первобытного сознания: преобладание эмоций над разумом; алогичность и синкретичность мышления; отсутствие систематических критических взглядов; отождествление реального и иллюзорного.

Это ранняя форма человеческой культуры, где есть зачатки знаний и религиозных верований, нравственные и эстетические оценки происходящего. В мифах сохранилось поэтическое богатство и мудрость ранних народов.

Первая попытка объяснить мир выразилась в магии, наивной предфилософии. Маги учили почитать богов, презирали смерть и говорили о вечной жизни души. Богами считались огонь, земля, вода. Господствует убеждение, что молящийся своими заклинаниями может влиять на вещи, явления природы, поступки людей и т.д.

II. Религия с самого начала есть специфическая форма, способ обживания и осознания мира человеком. У религии законы мира есть воля Бога, и она молит его сделать милость. Человек должен любить Бога, почитать его, приносить свою земную жизнь в жертву загробной. Религия, как и мифология, обращается к фантазии и чувствам человека — любви, вере, надежде, благоговению перед жизнью. Но она не смешивает земной и божественный мир. Бог всесилен, он стоит над природой, бытие Бога переживается как откровение.

Основным элементом религии является культовая система: обряды, ритуалы, догматы. Она стремится помочь человеку в сложных жизненных ситуациях, возвышает его до абсолютного вечного.

Это сложное духовное образование, к нему нельзя относиться однозначно.

III. Специфика философского мировоззрения. Философия выступает теоретической основой мировоззрения, открыто провозгласила свой статус. Она не ставит чисто познавательные задачи, а ищет ответы на вопросы о сущности мира и самого человека в их взаимосвязи, помогает ему найти свою духовную ориентацию. А это предполагает активность самого человека, его веру или сомнение как основу поиска самого себя и своего места в мире. Это основа его самоопределения, идейная предпосылка значимой деятельности.

Основными функциями мировоззрения являются:

1) интегративно-систематизаторская;

2) интегративно-оценочная;

3) интегративно-нормативная;

4) интегративно-ориентированная;

5) интегративно-эвристическая.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.