Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Равновесие и максимизация прибыли фирмы на рынке факторов производства






Как и на рынке товаров и услуг, структура рынка факторов произ­водства может варьироваться от совершенной конкуренции до чистой монополии. В зависимости от конкурентной модели рынка будет из­меняться равновесная цена и равновесное количество того или иного фактора производства.

Базовой моделью рынка является рынок совершенной конкурен­ции. Рыночный спрос и предложение на рынке факторов производства будут отображены известными кривыми спроса и предложения, пере­сечение которых определяет рыночное равновесие (рис. 66в)125.

Рис. 66. Рыночное и индивидуальное равновесие: а - индивидуальный продавец ресурса; б - индивидуальный потребитель ресурса; в - рынок в целом

 

Будучи ценополучателем, продавец готов поставить на рынок тем больше данного ресурса, чем выше его рыночная цена, т.е. кривая его предложения будет иметь обычный положительный наклон. Однако кривая спроса будет горизонтальной (рис. 66а). Это означает, что, учи­тывая незначительность в масштабах рынка наличия ресурса у отдель­ного продавца, рынок готов принять весь предложенный ресурсовладельцем запас по данной равновесной цене рынка. Нет возможности запросить большую цену, так как подобных продавцов ресурса множе­ство. Нет нужды продавать дешевле, поскольку множество потребите­лей и так готовы купить данный ресурс по рыночной цене.

С другой стороны, потребитель ресурса готов покупать тем боль­шее его количество, чем ниже цена. Таким образом, кривая спроса от­дельного покупателя будет иметь обычный отрицательный наклон. Кривая предложения, напротив, будет горизонтальной, что означает возможность купить на рынке любое необходимое данному потреби­телю количество ресурса по действующей рыночной цене (рис. 66б). Нет возможности купить дешевле, поскольку на рынке действует мно­жество покупателей. Нет необходимости платить дороже, поскольку существует конкуренция продавцов.

Предельный продукт фактора производства (МРf) - это при­рост готовой продукции, достигаемый за счет использования допол­нительной единицы ресурса. В краткосрочном периоде МРf вначале растет, а затем начинает понижаться. Стоимость предельного продукта фактора производства (VMPf) представляет собой произведение пре­дельного продукта фактора на цену товара, т.е. VMPf = МР´ Р товара. Предельный доход от предельного продукта фактора производства (МRРf) - это прирост выручки, полученный в результате применения дополнительной единицы фактора производства MRPf = MP´ MR.

На конкурентном рынке ресурсов приобретение каждой дополни­тельной единицы последнего увеличивает издержки фирмы на одну и ту же величину, т.е. на цену ресурса. Таким образом, цена ресурса выступает как предельные издержки фактора производства (MRCf). Аналогично покупателю на рынке товаров и услуг рациональный по­требитель фактора производства (фирма) постоянно сопоставляет свои предельные затраты и выигрыш. Предприятие будет предъявлять спрос на фактор производства до тех пор, пока предельные издержки от при­менения дополнительной единицы ресурса не превышают предельного дохода, получаемого от использования данной дополнительной едини­цы ресурса. Равновесие фирмы наступит в точке, где MRPf = MRCf (рис. 67). В этой точке фирма максимизирует прибыль.

Рис. 67. Равновесие фирмы на рынке факторов производства

 

Правило максимизации прибыли на рынке факторов производства126:

MRPf= MRCf

Если каждый ресурс фирма будет приобретать по принципу мак­симизации прибыли, то отношение предельной производительности каждого переменного фактора в денежной форме к его цене (как отно­шение равных величин) всегда будет равно единице. Итак, правило ис­пользования ресурсов, максимизирующее прибыль фирмы на фактор­ном рынке, записывается следующим образом: 127

MRPL/w=MRPK/ r = 1.

Рынок факторов производства - обобщающее понятие. Его состав­ляющими являются рынок труда, рынок капитала, рынок земли.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.