Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия равновесия на рынке монополистической конкуренции






Используя общее правило, можно сказать, что фирма на рынке мо­нополистической конкуренции в краткосрочном периоде будет макси­мизировать свою прибыль или минимизировать убытки, вырабатывая такой объем продукции, который отвечает координатам точки пере­сечения кривых предельных издержек и предельного дохода.

Фирме для эффективного существования необходим вытек про­дукции, который бы соответствовал следующим условиям:

MR=MC, Р> МС.

То есть предельный доход фирмы равен предельным издержкам на производство данного выпуска, но при этом уровень цен должен быть выше уровня предельных затрат.

Рассмотрим фирму на рынке монополистической конкуренции, получающую прибыль в краткосрочном периоде. Причем пусть дан­ная фирма производит уникальный товар в своей отрасли, у нее пока нет (или совсем немного) конкурентов. Кривая спроса на продукцию данной фирмы будет расположена высоко, потому что покупатели со­гласны платить большие деньги за (в какой-то степени) уникальную продукцию на рынке. Наша фирма производит напиток, который, на­пример, слабо представлен в данной отрасли.

Рис. 63. Фирма на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде

Точка 1 на графике характеризует равенство предельного дохо­да предельным издержкам - первое условие эффективности фирмы на рынке монополистической конкуренции. Это соотношение характерно для выпуска 1000 единиц (например, бутылок напитка). При этом по­требители согласны покупать одну такую бутылку напитка по 30 рублей за бутылку (точка 3 - точка пересечения линии объема выпуска и линии спроса). Уровень общих затрат на единицу выпуска равен 20 рублям за одну бутылку (точка 2 на графике). Значит, прибыль производителя на одну единицу продукции (за одну бутылку напитка) составит 30-20 =10 рублей. Дополнительный доход от своего временного монопольного положения при данном уровне выпуска в 1000 бутылок напитка произ­водитель получит в размере 10 000 рублей (10*1000 = 10 000) - за счет того, что его продукция востребована потребителем, который согласен платить за нее достаточно высокую цену.

Так как в отрасли монополистической конкуренции низкие барье­ры на вход, то вероятность появления новых участников, выпускаю­щих товары-заменители, очень велика, поэтому фирма не может долгое время получать такую высокую (почти монопольную) прибыль.

В долгосрочном периоде экономическая прибыль, получаемая фирмой в условиях монополистической конкуренции, привлекает вступить в отрасль новые фирмы. Увеличивается количество конкурентов и возрастает число продуктов, которое способно достаточно эффективно заменить продукт типичной фирмы. Это приводит к тому, что кривая спроса становится больше эластичной, приближая условия монополи­стической конкуренции к условиям конкурентного рынка. Расстояние между кривыми спроса и средних издержек уменьшается, ликвидируя экономическую прибыль. Наоборот, если типичная фирма терпит убытки, наблюдается отток производителей из отрасли, количество конкурентов уменьшается, дифференциация товаров углубляется, кри­вая спроса становится более крутой (менее эластичной). Как результат она может пересечь кривую средних издержек, ликвидировав, таким образом, убытки фирмы.

Равновесие установится тогда, когда кривые спроса и средних из­держек будут иметь только одну общую точку - точку касания, т.е. ког­да цена установится на уровне средних издержек для определенного объема производства, а фирма не будет получать экономическую при­быль и не будет нести убытки (рис. 64).

Рис. 64. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде

 

Условие долгосрочного равновесия: Р = АТС; МС = MR.

При монополистической конкуренции экономическая прибыль падает до нуля ранее того, как цены достигают уровня, который всего лишь покрывает предельные издержки. При уровне выпуска, для ко­торого цена равняется средним затратам, цена превышает предельные издержки.

Разница между количеством товара, соответствующим min AC, и количеством товара, выпускаемым в долгосрочном плане монопольно конкурентной фирмой, называется избыточной мощностью. Избыточ­ная мощность в отраслях с монополистической конкуренцией означает, что такой же выпуск можно было бы предложить потребителю при бо­лее низких средних издержках. Отсюда следует, что дифференциация продукта несовместима с экономией ресурсов. Избыточная мощность является зачастую частью затрат на дифференциацию продукта при монополистической конкуренции121.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.