Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Звуки музыки






Цели:

- через постановку творческой задачи стимулировать взаимодействие интеллектуальных, волевых, эмоциональных функций;

- содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной;

- развить способности к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использовать полученные ассоциации для решения творческой задачи.

Ресурсы: магнитофон, бумага для рисования, краски, фломастеры, карандаши, резинки, пластилин.

Время: 1, 5 – 2, 5 часа.

Ход упражнения:

Это упражнение целиком посвящено музыке, восприятию музыки, тем эмоциям и воспоминаниям, которые вызывают музыкальные произведения различных жанров. Многообразие восприятий музыкального материала участники попытаются отразить в смежных формах творчества – пластическом искусстве и театре.

Певый этап. Сначала имеет смысл побеседовать с участниками тренинга об их музыкальных предпочтениях, о том, какой стиль им ближе и почему. Есть ли в их жизни музыкальное произведение, с которым связаны особые события? Владеют ли участники музыкальными инструментами? Какими? Что повлияло на выбор того или иного инструмента?

Второй этап начинается с прослушивания приготовленного тренером музыкального произведения. Его фрагмент не должен превышать 3-4 минут. Это должна быть инструментальная музыка, позволяющая свободный полет фантазии, не конкретизированная текстом, - классическое произведение, джазовая импровизация, опыты в электронной музыке…

Вслед за прослушиванием просим участников взять листы бумаги, карандаши, фломастеры, краски или пластилин и попытаться отразить цветом, линией или объемной формой те ассоциации, которые возникли у них во время прослушивания музыки. В то время как участники работают, тренер несколько раз вновь воспроизводит тот же музыкальный фрагмент, становящийся фоном творчества. Через 20 – 25 минут приглашаем группу сесть в полукруг и представить друг другу то, что удалось создать.

Третий этап упражнения заключается в свободном, соответствующем стилю и характеру музыки движении участников по площадке. Это ни в коем случае не танец, скорее импровизация в движении – попытка найти пластический образ музыки, который выразится через пластику тела.

Четвертый этап продолжается с использованием или того же самого фрагмента или, если тренер заметит в группе признаки усталости от многократного повторения одного музыкального материала, другой фонограммы. В таком случае нужно подобрать произведение, которое отличалось бы от первого и по стилю, и по характеру, и по инструментовке. Все участники под музыку начинают спонтанное движение по комнате. Просим их делать по возможности широкие движения, активно работать всеми частями тела. Внезапно музыка останавливается, все застывают на месте в той позе, в которой их застала пауза. Задание: попробуйте увидеть свою позу со стороны, представить, как вы выглядите с разных точек комнаты. По хлопку тот, к которому подойдет тренер, выйдет из состояния “заморозки” и попытается продолжением движения логически оправдать свою позу. Например, один из участников был застигнут остановкой музыки в положении, когда его туловище и руки были наклонены вперед в сторону правой ноги. Одно из возможных продолжений позы – по хлопку тренера начать завязывать шнурки ботинка. Вариантов множество. Тренер, переходя от игрока к игроку, “открывает” их, разрешая действие. Когда все нашли продолжение позы, вновь включаем музыку. Музыка – движение – пауза – “заморозка” – хлопок – оправдание позы в продолжающемся действии…

Пятый этап – завершающий. Он потребует 40 – 60 минут. Группа вновь возвращается к работе над изначально услышанным музыкальным произведением. Все располагаются свободно, могут дать волю ассоциациям, воспоминаниям, фантазиям…

Закончив прослушивание, группа делится на подгруппы по 4 – 6 человек. В этих подгруппах участники поделятся друг с другом теми воспоминаниями и эмоциональными картинами, которые сопровождали прослушивание музыкального фрагмента, а затем все рассказы, все услышанное в подгруппе попытаются объединить в некий театральный коллаж. Не требуется искать логическое начало, связующее звено для всех историй. Нужно сконцентрироваться на максимально полном и ярком отражении чувств, на том, что бы действие легло на музыку. Пусть фрагменты сочетаются друг с другом на основании сходства или по контрасту, а может быть составят некоторое причудливое ожерелье историй. Когда подойдет время показа, тренер даст всем группам возможность провести репетицию, включив музыку. В ходе показа каждая группа будет работать с музыкальным сопровождением, на базе которого и разворачивается созданная театральная фантазия.

Завершение:

Обычно после выполнения заданий этого цикла участники переполнены чувствами и охотно делятся своими впечатлениями о встречи. Тренеру достаточно поощрить высказывание и дать группе общаться в свободной форме, уважая при этом мнение, эмоции и взгляды товарищей по группе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.