Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шесть шляп Э. Де Боно






Цели:

- научить пользоваться моделями мышления как инструментом эффективной творческой деятельности;

- освоить метод Э. Де Боно как инструмент для преодоления явлений неадекватности, путаницы и излишней эмоциональности и процессе мышления;

- развить способность видеть проблему в многообразии подходов, быть гибким и успешным в попытке использовать все шесть шляп мышления.

Ресурсы: шесть шляп разного цвета или обычных шляп, на которых повязаны платки красного, желтого, черного, зеленого, белого и синего цветов.

Время: 40 – 60 мин.

Ход упражнения:

Эдвард де Боно – один из мировых лидеров в развитии и популяризации различных моделей творческого мышления – придумал метод шести шляп (СПб.: Питер, 1998). Метод помогает справиться с тремя проблемами, с которыми мы сталкиваемся при мышлении:

- “Я не знаком с проблемой и не знаю, с какого конца за нее взяться” – ощущение неадекватности.

- “Я не могу удержать в уме все варианты. Путаница фактов, подробностей, деталей делает меня беспомощным охватить это многообразие”.

- “Я слишком эмоционально погружен в проблему. Мои чувства, интуиция, стереотипы не позволяют очистить проблему от субъективности”.

Э. де Боно утверждает, что в процессе мышления мы одновременно решаем множество задач, пытаясь быть объективными, конструктивными, эффективными. В цветной печати основные цвета по отдельности наносятся на лист, и лишь их смешение дает эффект цветной печати. “Шесть шляп” позволяют каждый раз использовать отдельный аспект мышления, который, дополняя пять остальных, позволяет нам видеть объемную и целостную картину.

По методу де Боно за каждым типом мышления закреплена определенного цвета шляпа.

Красная шляпа – эмоции, интуиция, чувства, предрассудки. Что я чувствую в этой связи? Какие чувства обуревают меня, когда я вижу\думаю\делаю это?

Черная шляпа – скепсис, критический настрой, сомнение в правоте и правильности, осторожность. Где и в чем я могу ошибиться? Что стоит на пути успеха? А если дело не выгорит?

Желтая шляпа – оптимизм, вера в успех, поиск преимуществ. Почему все должно получить о’кей? Что помогает мне принять эту ситуацию, идею? Почему проект кажется мне перспективным?

Зеленая шляпа – творчество, спонтанность, поиск альтернативных решений, генерация новых подходов, творческий риск.

Белая шляпа – факты и только факты! Какая объективная информация существует? Результаты анализов. Цифры, сводки, графики.

Синяя шляпа – системное мышление, организация творческого процесса, составление программы обдумывания проблемы, проверка и анализ результатов и перспективное планирование с учетом полученных итогов.

Шляпы – это отнюдь не способ разделения людей по цветам – типам их мышления. Это возможность осознания, в какой шляпе я нахожусь сейчас и как мыслю. Метафорическая формализация образа мысли позволяют нам с большей легкостью отделятся от той или иной шляпы – сменить ее! Менять шляпы так же естественно как менять социальные роли. Смена шляп – свидетельство нашей адекватности ситуации, уместности. Переключение мышления с одного способа оценки ситуации на другой – это тренировка «творческой мышцы», возможность использовать весь спектр анализа и восприятия ситуации, проблемы, идеи.

В ходе тренинга можно работать с идеей Э. де Боно следующим образом:

- Рассказываем участникам об идее шести шляп мышления и вручает раздаточный материал.

- Просим каждого из участников представиться и попытаться определить, в какой шляпе он склонен находиться большую часть времени?

- Используя желтую, черную и красную шляпы, проанализировать, в чем преимущества и возможные недостатки такой привязанности к определенному способу мышления.

- Попросить участников надеть белую шляпу и в ней оценить успешность предыдущего этапа упражнения, эффективность, логичность и внятность своей позиции при обсуждении.

- Попросить примереть шляпу зеленого цвета, чтобы в ней обсудить предложения о том, насколько метод Э.де Боно может быть полезен для участников в повседневной жизни.

- Идеи, возможные действия, перспективы развития метода, подведение итогов пяти предыдущих этапов проводим в синей шляпе. Тренер интересуется: «Чего достигли?», «Как воспринимаем себя и группу?».

 

4) А что это вы тут делаете?!

Цели:

- содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной;

- развить готовность отказаться от прошлого опыта, полученного при решении сходных задач;

- развить концентрацию внимания и контроль за физическим действием в условиях когнитивного диссонанса;

- создать в группе позитивный настрой и атмосферу веселого соревнования.

Время: около 20 мин.

Ход игры:

Участники тренинга садятся в круг. Первый от ведущего начинает мимически изображать какую-то деятельность. Например, игру в баскетбол. Можно действовать в любом положении – сидя, лежа, встать со своего места и передвигаться по комнате. Все зависит от характера конкретного действия.

Следующий за нам игрок задает ему вопрос:

- А что это ты делаешь?

В ответ первый игрок, «не переставая играть в баскетбол», должен назвать любое другое физическое действие.

Скажем, он отвечает: «Я читаю!» тогда сразу же второй (спрашивавший) игрок начинает «читать». В то время как он изображает чтение, к нему обращается следующий по порядку игрок:

- А что это ты делаешь?

- Я ловлю рыбу! (Так или как-то иначе может ответить участник, не переставая изображать при этом чтение.)

Каждый раз, ответив на предложенный вопрос (т.е. передать эстафету следующему игроку), участник, изображавший действие, может прекратить его и наблюдать за эстафетой уже в качестве зрителя до следующей своей очереди.

Количество кругов ограничивается лишь энтузиазмом участников и временными рамками тренера.

В дополнение тренер просит всех участников внимательно следить за товарищами и не повторять уже представленные с кругу виды деятельности. Так в игре появляется дополнительная интрига, включающая внимание и память участников.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.