Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТРЕВОЖНО-ПЕДАНТИЧНЫЙ ТИП — краткая характеристика







 


Основные черть!

Основной чертой данного типа акц& н-туации является тревожная мнитель­ность, постоянный страх за себя и своих близких футуристического характера. Часто проявляется синбжггическая привязанность к матери или другому родственнику (неосознанный поиск защиты). Вс«остальные черты этого типа имеют компенсаторную природу (предохранение от неизбежных не­счастий).

Данные подростки очень аккуратны, добросовестны даже педантичны, рациональны, основательны. Но в то же время нерешительные, сомневающиеся а ситуации принятия решения (вплоть до нс-способности это сделать). Поэтому негибки в поведении, замкнуты, эмоцио­нально сдержаны. Нерешительность В долах часто компенсируется безапел­ляционностью в суждениях. Часто стра­дают различными навязчивостями.


Ситуации психологического комфорта

Наличие теплых заботливых отно- | шений в семье. Оптимистичные уста-! новки в семье, отсутствие завышенных; Тре6ован; 1й друг к другу.

Отсутствие обязанностей и обязэ-i те льет» подростка по опюшению к других, требующих от него решитель­ности, инициативы, находящихся на верхних пределах его интеллектуаль-ных и психофизических возможностей. Стабильные условия жизнедеятель­ности, четкая регламентированность; требований к подростку со стороны; окружения.

Уверенность подростка и том, что ему окажут поддержку и помощь в неожиданной нестандартной ситуации, не подавляя его инициативы, помогут принять правильное решение.


Проецирующие факторы и непереносимые ситуации

Воспитание в условиях змоционально-бсдкых отношений, в треаожно-мни­тельной Етмсх^фере, в ситуации ловы-шешюй социальной ответственности (завышенные поручения, требования,

Пережитые в раннем детстве сильные страхи и гипертрофированный на згой почве инстинкт самосохранения. Подав­ление в детстве активности и самостоя­тельности ребенка, формирование у него установки по отношению к себе как к слаГхэму, неумелому, нес ведущем у. Ку­ля, т болезной в сеш, е Управление ребенком через оюрмирование у него чувства вили. Непризнание его позитив­ных черт и заслуг.

При сформировавшейся акцентуации HenepeHCjCMMu: сит\-ации с непредсказу­емый исходом, быстрой сменой действу­ющих факторов; не поддающиеся плзнк-& ованию события; необходимость самому принять ответствскиое решение; ct-ггуация завыи^енных требований и ожи! вний по отношению к подростку со 1 стороны взрослых. Подросток реагирует | усилением тревоги, психоневротичес-: кими срывами.


Таблица 15 ТРЕВОЖНО-ПЕДАНТИЧНЫЙ ТИП — индивидуальный подход и коррекция


Общие требования


Индивидуальный подход и коррекция


 


в урочной деятельности


во внеурочной деятельности


 


Необходимо формировать оптимисти­ческие установки подростка, развивать его эмоциональность, образность, вооб­ражение (эффективная арт-терапия)

W

Необходимо создавать условия для повышения его самооценки через сот­рудничество с-подростком В освоении им каиыков самостоятельного поведения. Постепоиная передача контроля за поведением во многих областях самому подростку при • сохранении взрослым полиции консультанта и помощника. Не­обходимо формировать у. подростка умение выделять главное и не беспо­коиться по мелочам, снижать чувство моральной ответственности и вины.

Нельзя; угрожать наказанием; на­капливать " компромат", строить небла­гоприятные прогнозы; публично под­черкивать несостоятельность подростка в чем-то.


Формирование на уроке обстановки спокойствия, уверенности в достижении учебных целей.

При взаимодействии с тревожно-
педантичным подростком педагогу
желательно; давать ему время на
обдумывание задания, подготовку, не
ставить подростков в ситуацию
неожиданного вопроса; не требовать
отвечать новый, только что усвоенный j
материал; давать время для проверки
выполненного задания перед ответом;
стимулировать самостоятельный поиск
путей преодоления учеОных

затруднений (если необходимо, на дополнительных индивидуальных заня­тиях); доброжелательно аргументиро­вать выставляемую оценку; формиро­вать уверенность в своих силах не только оценкой, но и похвалой За приложенные усилия.

Ни » коем случае не эксплуатировать повышенную ответственность.


Поручения: должны быть конкрет­ными и посильными, способствующими ситуации успеха, повышению само­оценки. Тревож! ю-пуда! гтичниму под­ростку Н1люхидиио оказывать помощь в подготовке И выполнении поручения.

Нежелательно давать поручения, требующие от подростка решитель­ности, ответственности, инициативы,

Внушение: подросток в состоянии справиться с различными проблемами. Неудачи в деятх^тьности — обычное явление жизни, они преодолимы.

Обучение: умению формирования
установки на успех (приемы виууалиаа-
ции, описания успеха, арт-терапия);
умению отделять главное от

в то ростеп емкого,

Воспитательные воздействия:

убеждение на собственном опыте и опыте других; увлечение хорошими перепек-тинами; проявление доброты заботы, поддержки; организация успехе в деятельности; поощрение адаптивных проявлений, ласковый упрек, обходное движение


Таблица 16


ИНТРОВЕРТИРОВАНПЫЙ ТИП


краткая характеристика


 


 


Основные черты

Наиболее яркими чертами подростков этого типа являются не окрашенные негативизмом замкнутость, отгорожен­ность от окружающих, эмоциональная холодность, что делает их малопонят­ными для других- Часто отсутствуют видимые стремления установить близ­кие отношения, дружеские отношения складываются с трудом.

Очень часто такие подростки сосредо-
точены на идее совершенствования а
какой-либо области, во всем хотят
разобраться сами. Независимы от
мнения окружающих, действуют самос­
тоятельно, но без риска И опро­
метчивости. В " принятой" работе добро­
совестны, исполнительны, пред­
почитают индивидуальные1 виды Дея­
тельности. Снижен видимый интерес к
противоположному полу (хотя истинное
половое влечение часто весьма напря­
женно). Бедность У.1МИКИ и жести­
куляции.


Ситуации психологического комфорта

Воспитание в условиях теплых оабот- I
ливых отношений со стороны О.'гмзклх. |
Оптимистические установка?; ^.'л-ъ-! 1. ее j
эмоционально-интеллектуаль!! х1 бо- |
гатство, общие для членов семьи дел-i и I
увлечения. Условия общения не только
в кругу семьи, но и с чужим!; -" 'одьми,
взрослыми и сверстниками. Психоло­
гический комфорт интровертированкых
подростков возрастает при принятии
взрослыми и поддержке их самых
неожиданных увлечений (кроме

опасных и асоциальных}. Необходимо своевременное семейное полоиое просвещение и воспитание

Интровертированные подростки легко переносят И часто стремятся к одиночес­тву, заполненному чтением книг, фантазированием, хобби. Любят беседы на интересующие юс темы со своими " единомышленниками".


nposoc^pyioiiine факторы и непереносимые ситуации

Воспитание и услггзичх же-
взаимоотношений, в условиях
руюп: ей гиперпрот^кц.и:, а
коаых" условиях, 3 условиях и
сопровождающейся эмоиионй г; ьно- j

психологической депршицией.

При сформировавшейся акцентуации i происходит ее усиление в ответ на | бурные аффективные реакции взрос- j лых, длительные психотразмирующие. ситуации

Иктроверткроаанные подростки |

болезненно р'.'и: ир> ют на неумелые грубые попытки взрослых проникнуть в их внутренний мир, вмешаться в их дела — неожиданно " выдают" резкую прямо-линейную критику других бел учета последствий для себя. Так же часто scTynaiOT в конфликт, если требования других противоречат их внутренним принципам.

Невыносимы для них ситуации дли­тельного неформального общения в группах. Возможны срывы в ситуациях необходимост-, 1 быстрого принятия решении.


Таблица 17







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.