Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГИПЕРТИМНЫИ ТМИ — индивидуальный подход и коррекция






ГИПЕРТИМНЫИ ТИП — краткая характеристика


Основные черты


Ситуации психологического комфорта


Провоцирующие факторы и непереносимые ситуации


 


Гклертимные натуры всегда смотрят на жизнь оптимистически, «м свойст­венна npawrrvi чески постоянная высокая активность жажда деятельности [17J.

При не очень выраженной акценту­ации на первое место выступают положительные черты', хорошее настро­ение: высокая контактность, ком-хуникабельность; уверенность в себе; 1 активное стремление к деятельности, ыпечатлекияи, развлечениям; стрем­ление к лидерству, организаторские способнскгги-

Однако при слишком ярко выражен­ной акцентуации положительный прог­ноз снижается. Проявляются такие деза-даг.тиаиые качества как легкомыслие, отсутствие.тгимеских норм И чувства долга; раздраж иге л ьность в кругу Дру­зей и близких, склонность к азартным увлечениям, побегам, ранней половой жизни, алкоголю.


Вовлеченность подростка в разно­образные интересные для него виды деятельности.

Комфортно чувствует себя в группе сверстников, находя благоприятную среду ДЛЯ общения, выступая орга­низатором интересных дел.

Условия для проявления инициативы подростка В четко обозначенных пределах дозволенного в поведении. При этом устаноале1£ ные ограничения и обязанности не должны блокировать по­требность гипертимного подростка в проявлении своих мыслей, чувств, во­левых проявлений. Установленные ог­раничения определяются безопаснос­тью и благом самого подростка и окружающих. Их определение происхо­дит в процессе аргументированной беседы С подростком на паритетных основаниях.


Боепитание в условиях домини­рующей гип ер протекции или, напротив, в условиях безнадзорности.

Воспитание в атмосфере эмоциональ­но и интеллектуально бедной семейной обстановки, в условиях жестких взаи­моотношений, эмоционального отверже­ния и семейных конфликтов.

Блокировка стремления гипертимлого подростка, к активной деятельности, к общелию, к лидерству. Жесткая дисциплина. Монотонная неинтересная деятель­ность (напр., на уроке), не дающая выхода типичным чертам гипертимного характера.

Ограничекие крута общения,

вынужденное одиночество, Вынужденное беаделие. Отсутствие устойчивых позна& атель-ных, социальных и творческих инте­ресов, увлечений.

Общекулътурная и общеинтеллекту­альная неразвитость.


Таблица 5

ГИПЕРТИМНЫИ ТМИ — индивидуальный подход и коррекция


а урочной деятельности

Общие требования


Индивидуальный подход и коррекция

во внеурочной деятельности


 


Создание условий для проявления инициативы подростка. Четкое аргу-кектированное определение обязаннос­тей И границ приемлемого поведения подростка.

Избегание гиперопеки.

Четкий размеренный стиль общения и взаимодействия, доброжелательная не­авторитарная позиция взрослого.

Подчеркнуто уважительная форма общения с подростком, сочетающаяся с разумной и последовательной требова­тельностью. Умелое сочетание доверия к подростку с контролем исполнения поручений.

Влияние на гипертимного подростка черед умелое формирование коллектив­ного мнения.

Способствование обще культурному и интеллектуальному развитию, психоло­гической и исполнительной компетент­ности [321-


Поддержание высокого уровня рабо­тоспособности на уроке; при выполнении однотипных операций направлять под­ростка на поиск других способов решения заданий, отличных от привыч­ных схем; чередовать различные виды деятельности; давать задания для само- 1 стоятельной работы, соответствующей j интеллектуальным возможностям ги-пертима.

Тренировка подростка в отношении работы, требующей планирования, сис­тема тизации.

Контроль выполне1£ ия требований поэтапности, последовательности при выполнении учебных заданий. Четкая, спокойная, аргументированная оценка результатов деятельности подростка.

Включение гилертима а выполнение организаторских с чертами лидерства ролей на уроке.


Поручение! командир класса, предсе­датель совета, бригадир, экскурсовод, физорг, турорганизатор, ведущий клуба и т л.

Оргаакаатор коллективных таорчес-ких дел в сфере собственных интересов и интересов группы, коллектива.

Внушение: ответственный. умеет доводить начатое дело до конца, быть снисходитеЛьньш к недостаткам других в с; четашш с принципиальной требова­тельностью к себе и другим, умеет быть настойчивым, собранным, серьезным.

Обучение: самодисциплине, само­обладанию, умению учитывать мнение других. Вежливости, тактичности, уме­нию держать слово.

Воспитательные воздействия: пре­
дупреждение, пробуждение гуманных
чувств, нравственное упражнение, мни­
мое недоверие, параллельное педаго­
гическое воздействие, опосредование,
ирония, наказание. Эффективен скры­
тый тренинг. _____________________________


Таблица S

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП — краткая характеристика


Основные- черты


Ситуации психологи ч*.-..кого комсЬоита


Провоцирующие факторы; непереносимые ситуации


 


Ведущей чертой данного типа являет- | Лабильные подростки СЯ крайняя изменчивость н которое легко и быстро меняется вслед за обстоятельствами. Быстрота в пере­иене настроения сопровождается глубиной: от оптимизма до черного уныния, от радости до печали со слезами на глазах. Значительная глубина
мимике,

переживаний проявляется

позно-тонической активности; прямо Лабильные подростки очень корны в проявляется в самочувствии, трудоспо- j любви и дружбе. Они ст ре мяте к х собности, коммуникабельности. j доверительному общению со значимыми | отБсп-.-н< чшисти. Однако преобладают периоды хоро- | для них взрослыми. Интуитивно чуаст- | При ссрдрмкроаанной акцентуации ' вуют скмпатию к себе, стараются \ непереносимы: отвержение со стороны
ответить тем же. Напротив, явно чужда- j значимых лиц (Слизких, яруэей, учите-

теми взрослыми, которые относится к S явная несправедливость, порицания, подростку безразлично или, тем более, с

шего настроения, во время которых лабильный подросток общителен, легко приспосабливается к новому, отзывчив на просьбу о помощи, умеет сопере­живать проблемы своих близких и дру­зей как свои. Лабильные подростки обладают развитой интуицией, легко улавливают отношение других к себе и отвечают адекватно.


 

дружи,

заботливых

взрослых, котирие при/шмлют и;: ючят их такими, Лакие оки есть, непостоянство нястр-х-'ния, аффективные вспышки, к* однако ни глубокий агрессин, ',, /А напол­ненности, ни напряженности

антипатией.

ются, теряются во взаимодействии с


 

оить

лаоильность соактооом

сн'ндий инфантилизм, вызываемый чащ*?!

заболсааниями, Явно способствует i-N-xr*-

воспитание в условиях жестких

лей}, вынужденная разлуки с ними;

, маятниковое, протицо-воспитание, воспитание з поаьщмчшой моальной

выговоры.

Унизительные нотации (даже пра­вильные) со стороны взрослых глубоко переживаются подростком.

Чрезвычайно тяжело переживаются деиста ительные неприятности и не­счастья, которые могут привести к острым аффективны*! реакциям, реак­тивным депрессиям, тяжелым невро- ', гич*? ским срывам (вплоть до суицидных топыток]


Таблица 9


ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП


индивидуальный -подход и коррекция


 


Общие требования

Обстановка доброжелательности и тепла. Комфортный психологический микроклимат в семье, классном кол­лективе

Частое позитивное подкрепление, одобрение, простенькая похвала способ­на окрылить его [17].

В стадии спада настроения лабильный подросток нуждается в искреннем со­переживании.

Нельзя: прокалить малейшую гру­бость, категоричность;

указывать на отрицательные черты, упрекать в несерьезности, непоследова­тельности;

конфликтно отвечать на аффективную вспышку подростка;

демонстрировать невербальные прояв­ления негативного отношения к подрос­тку.

Необходимо: проявлять симпатию, давать позитивную оценку определен­ным чертам личности и поведения под­ростка.


Индивидуальный подход и коррекция

во внеурочной деятельности

в урочной деятельности

Поручевтия: старательно исполняет все поручения, исходящие от значимого взрослого, но особенно успешен в ишвш«дуальных поручениях, требую-

Организовать работу на уроке в спокойной доброжелательной обста­новке, поощряя деятельность лабиль­ного подростка позитивным оценквани-

ем его усилий, ласковым понимающим [ щих заЬоты, сохранения, учета (полив взглядом, поддерживающим прикосно- | цветов, ведение журнала и т.п.).

Организатор дел, связанных с общением, участник дел в cd-eu-s интересов. В (т у и ю кие.: оптимистического взгляда

вениек. Учебное задание облекать в форму просьбы, сопровождая ее уверенностью в обязательности определенного успеха, при этом подбирается

на жизнь; интересный собеседник, надежный помощник, отзывчивый чело-

со держание задания ин ди виду а л ь«о.

(№\" чеии<:! приемам эмоциональной саморегуляции, умению преодолевать трудности, чувство обиды; рацяок.чль-

При организации групповой работы на i зек, хороший Друг, верный товариид; его уроке не " разлучать" лабильного | ценят и уаэзкают. подростка с его другом, не включать в группу явно более сильных в учебном плане и психологически доминантных

оценки, с особым позитивных сторонах-

ребят. По результатам деятельности | ному расходованию своих сил. давать 'как можно более определенные I Воспитатсльв^с воздействия: прось-акиентом на ба, проявление доброты, внимания, j заботы; психологическая поддержка; j организация успеха в деятельности; поощрение; поддержка адаптивных черт характера; ласковый упрек.

В скрытом тренинге — гххщ. донора j или рецепиента эмоционально-реп л ото < отношения.


Таблица 10

ЛСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП — краткая характеристика


Основные черты


Ситуации психологического комфорта


Провоцирующие факторы И непереносимые ситуации


 


Повышенная утомляемость, особенно при умственной работе, которая прояв­ляется во всем внешнем виде подростка. На фоне развивающегося утомления могут происходить кратковременные: аффективные вспышки (раздражение, гнев, слезы).

Типичной чертой является склонность к ипохондрии, подростки очень внима­тельно прислушиваются к своим телес­ным ощущениям, охотно лечатся, укла-! дывакпхя в постель, подвергаются осмотрам и обследованиям.

Психофизиологическому состоянию астено-невротиков присуща особая цикличность з тече*(ие суток, недели, четверти. Наибольшая стеничность (подъем) на 2—3 уроке, в начале учеб­ной надели, в начале четверти. Это оромя для успеха.

Подростки этого Tina очень амбива­лентны: с одной стороны это отношение к себе как к слабому, с Другой — " Я асе могу" [5J.


Наличие теплых заботливых отноше­ний со стороны близких, комфортиая, наполненная любовью и взшэлным доверием атмосфера в семь*:.

Оптимистические установки в семье, ее эмоционально-интеллектуальное бо­гатство, общие для членов семьи дела и увлечения.

Психологический комфорт астено-невротиков возрастает при наличии интеллектуальных, накопительских и эстетических хобби.

Астеио-кев ротики тянутся к сверст­никам, скучают без них, но в процессе общения быстро устают и ищут одиночества или общения с одним близким другом. В одиночестве стре­мятся пассивно отдохнуть, предаются различным мечтаниям, которые более или менее реальны, но всегда имеют честолюбивый оттенок (Я все могу).


тро во жн о - м i отт iyi ьно Л атмосфере, в культе болезней Вос.ш- i такие по типу " кумир о„»/ьи". Маятниковое воспитание (я тчя'эя люблю — л тебя ненавижу). Еосп'лтакие в услоаиях пр.гги во речивых требований, в условиях жестких взаимоотношений, в условиях эмоционального отвержения ребенка.

Непереносимы ситуации публичной неудачи, наемники, издевитольстаа более сильных и нахальных сверстников, т. к. зстено-ненротикя честолюбивы и стремятся к успеху во всем, что для кил значимо. Нежелательны события, проьоцирую-щие ипохондр-лчность (сомнения близютх по поводу здоровья, внешнего вида подростка к т. П-У

Накопчвшаяся за определенный пе­
риод усталость может выплеснуться
гневом, раздражением, слезами в ответ
на вроде бы безобидное замечание,
легкую критику и т л. (эффект " послед­
ней капли"). _


Таблица 11







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.