Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интерпретация и обсуждение показателей поведения клиента






Табл. 4. Показатели поведения клиента в процессе выполнения методики «Жизненный путь»

Показатели Значения показателей Возможные причины (вероятность) Возможные замечания и вопросы
1. Латент- ный период 1.1. Слишком короткий (менее 30 сек) Отсутствие плана, импульсивность (0.6) Вы довольно быстро начали рисовать. Что позволило Вам немедленно приступить к выполнению задания? Насколько быстрое начало помогло или помешало дальнейшей работе? В каких случаях Вы можете поступать, не раздумывая?
1.2. Слишком длинный (более 3 мин) Затруднения в планировании и реализации принятого плана (0.7) Вы довольно долго не начинали рисовать. О чем Вы думали, прежде чем приступили к выполнению задания? Какие чувства Вы испытывали в этот момент? Как Вы полагаете, что помогло бы Вам быстрее или легче начать работать? Когда еще Вы испытываете колебания?
2. Длитель- ность вы- полнения задания 2.1. Значитель- ная (более 20 минут) Заинтересованность (0.8) Вы рисовали довольно долго. Что привлекло Ваше внимание к выполнению задания? Что именно было наиболее интересным для Вас в этой работе? Что еще интересует Вас в жизни?
2.2. Незна- чительная (менее 5 минут) Безразличие, равноду- шие (0.7) Повышенная утомляе- мость (0.5) Вы достаточно быстро закончили Ваш рисунок. Насколько интересным для Вас было выполнение этого задания? Что вызвало бы у Вас больший интерес и желание работать? Что является наиболее интересным для Вас в жизни?
3. Паузы   Внутренние конфликты (0.7) Вы остановились и задержались в этом месте. Что именно вызвало у Вас паузу? О чем Вы думали, что чувствовали в этот момент? В каких случаях Вы испытываете подобные чувства? К чему это приводит?
4. Воз- враты   Значимость, озабочен- ность (0.7) Вы вернулись к повторному изображению этой части рисунка. Что именно Вам захотелось изменить? Почему это важно для Вас? Что еще волнует Вас в Вашей жизни?
5. Нару- шение последова- тельности рисования от прошлого к будущему   Начало рисования с наиболее простой, наиболее сложной или наиболее значимой части (0.6) С чего Вы начали свой рисунок? Что Вы рисовали дальше и чем закончили? Почему Вы рисовали именно в таком порядке? Какие события Вашей жизни являются для Вас наиболее важными? Наиболее сложными?
6. Спон- танные высказыва- ния 6.1. Вопросы и уточнения. Самооправдание Неуверенность в себе (0.5) Когда Вы рисовали, бывало, что Вы задавали вопросы (уточняли, оправдывались). С чем это связано? Что Вам хотелось в этот момент? Какие чувства Вы испытывали? В каких еще ситуациях Вы испытываете подобные переживания? К каким последствиям это может приводить?
  6.2. Поиск помощи или оценки Самокритика, извинения Аутоагрессия (0.5) В процессе рисования были моменты, когда Вы искали помощи (критиковали себя, извинялись). С чем это связано? Что Вам хотелось в этот момент? Какие чувства Вы испытывали? В каких еще ситуациях Вы испытываете подобные переживания? К каким последствиям это может приводить?
    6.3. Критика задания или внешних условий Гетероагрессия (0.5) Бывало, что в ходе рисования Вы критически высказывались о заданиях, которые вы выполняли (условиях, в которых Вы работаете). С чем это связано? Что Вам хотелось в этот момент? Какие чувства Вы испытывали? В каких еще ситуациях Вы испытываете подобные переживания? К каким последствиям это может приводить?
7. Отказ от выпол­нения   Эмоциональный шок (0.9) Вы отказались от выполнения задания. Что помешало Вам его сделать? О чем Вы думали, что чувствовали перед тем, как отказаться? Что могло бы случиться, если бы Вы его сделали? Что бы Вы нарисовали, если бы не отказались? В каких случаях Вы отказывались от чего-либо в своей жизни? К каким последствиям это приводило?
8. Наклон туловища 8.1. Сильный наклон вперед Зажатость, скованность, неуверенность (0.6) Недостаточная выносливость мышц спины Близорукость Когда Вы рисовали, Вы сильно наклонялись вперед. Как Вы думаете, почему Вы это делали? Что Вы чувствуете, когда принимаете эту позу? Когда Вы чаще всего испытываете подобные чувства?
8.2. Наклон назад Негативное отношение к выполнению задания (0.5) Расслабленность Когда Вы рисовали, Вы откидывались назад. Как Вы думаете, почему Вы это делали? Что Вы чувствуете, когда принимаете эту позу? Когда Вы чаще всего испытываете подобные чувства?
9. Поворот туловища 9.1. В сторону ведущей руки Стремление к защите  
(0.5)  
9.2. В сторону, противоположную ведущей руке Открытость (0.5).  
10. Рас- стояние руки от туловища 10.1. Значительно удаленное Негативное отношение к выполнению задания (0.5) Дальнозоркость  
10.2. Очень близкое Зажатость, скованность,  
неуверенность (0.5)  
11. При- крывание рисунка рукой   Скрытность, смущение (0.7)  
 
 
 
12. Веге- тативные и моторные проявления напряжения 12.1. Пото- отделение Эмоциональное напряжение (0.7) Повышенная температура окружающей среды Слишком теплая одежда. Повышенная температура тела. Физическая нагрузка  
12.2. Покраснение или побледнение кожи Эмоциональное напряжение (0.7) Вегетативно-сосудистые расстройства  
12.3. Тремор, дрожание рук Эмоциональное напряжение (0.7) Расстройства централь- ной нервной системы  
12.4. Раскачивание туловищем, головой или конечностью Эмоциональное напряжение (0.7) Мышечное напряжение вследствие длительной неподвижной позы Утомление Монотония вследствие однообразия обстановки. Физиологические потребности В процессе рисования Вы иногда раскачивали телом (головой, рукой, ногой). С чем это связано? Что Вам хотелось в этот момент? Какие чувства Вы испытывали? В каких еще ситуациях Вы испытываете подобные переживания? К каким последствиям это может приводить?
 
12.5. Покусывание или облизывание губ, грызение карандаша Эмоциональное напряжение (0.7) Жажда Голод  
           

 

3.4. Интерпретация и обсуждение формальных показателей

Табл. 5. Формальные показатели результатов методики «Жизненный путь»

Показате- ли Значения показателей Возможные причины (вероятность) Возможные замечания и вопросы Примеры рисунков в атласе
1. Поло- жение листа 1.1. Верти- кальное (портретное) Предрасположен- ность к агрессивно- му реагированию (0.5)   2, 5, 8, 13, 15, 18, 21, 24, 26, 27, 29, 30, 32, 33, 35, 36
1.2. Гори- зонтальное (пейзажное) Предрасположен- ность к защитному реагированию (0.5)   3, 6, 7, 9, 14, 16, 19, 20, 22, 23, 25, 28, 31, 37, 38
1.3. Меня- ется Пластичность, адаптивность (0.7) В процессе рисования Вы изменяли положение листа. С чем это связано? Как часто Вы меняете свое поведение в различных ситуациях? Что позволяет Вам менять свои поступки, представления, отношения? Чем полезно для Вас умение изменяться? В каких случаях Вы можете позволить себе изменить своим привычкам, правилам, принципам, убеждениям? Когда Вы не изменяете себе? К чему это приводит? 13, 18, 20, 33
2. Поло- жение рисунка на листе 2.1. В цен- тре Уравновешенность (0.5)   2, 5, 20,  
2.2. Сверху Дистанция, негативное отношение к окружению, сопротивление, «отталкивание» (0.6) Ваш рисунок расположен в верхней части листа. Как Вы думаете, почему Вы сделали рисунок именно в этом месте? Что помешало Вам сделать изображение в другой части листа? Что заставило Вас ограничить свой выбор? Внешние обстоятельства или внутренние причины: привычки, чувства? 8, 18, 21, 24, 26, 27, 33, 35  
2.3. Внизу Принятие окруже- ния, подчинение (0.6) Ваш рисунок расположен в нижней части листа. Как Вы думаете, почему Вы сделали рисунок именно в этом месте? Что помешало Вам сделать изображение в другой части листа? Что заставило Вас ограничить свой выбор? Внешние обстоятельства или внутренние причины: привычки, чувства? 9, 32, 40  
2.4. Слева Замкнутость, стремление к защите - у правшей (0.5) Ваш рисунок расположен у левого края листа. Как Вы думаете, почему Вы сделали рисунок именно в этом месте? Что помешало Вам сделать изображение в другой части листа? Что заставило Вас ограничить свой выбор? Внешние обстоятельства или внутренние причины: привычки, чувства? 9, 18, 27, 32, 37  
  2.5. Справа Открытость, раскрепощенность - у правшей (0.5) Ваш рисунок расположен у правого края листа. Как Вы думаете, почему Вы сделали рисунок именно в этом месте? Что помешало Вам сделать изображение в другой части листа? Что заставило Вас ограничить свой выбор? Внешние обстоятельства или внутренние причины: привычки, чувства? 13, 14, 40  
3. Разме- ры ри- сунка 3.1. Очень крупный, не влезает в рамки листа Чрезмерное возбуждение, несдержанность, импульсивность, снижение самоконт- роля (0.8) Отсутствие предварительного плана (0.7) Ваш рисунок имеет очень крупные размеры и не влезает в рамки листа. Как Вы думаете, почему? С чем это связано? Каковы причины столь крупных размеров изображения? Что мешает Вам вписаться в имеющиеся рамки? Когда еще Вы выходите за пределы общепринятого? К чему это может приводить? Что это Вам дает? Чем это может быть полезно для Вас? В каких ситуациях это может помешать Вам? 4, 7, 16,  
3.2. Крупный Преобладание   2, 5, 13,  
  возбуждения над   15, 25, 28,  
  торможением,      
  уверенность в себе,      
  высокая самооценка      
  (0.6)      
3.3. Мелкий Преобладание   3, 21, 22,  
  торможения над      
  возбуждением,      
  тревожность (0.6)      
  3.4. Очень мелкий Чрезмерная заторможенность (0.8) Ваш рисунок имеет очень маленькие размеры. Как Вы думаете, что помешало Вам рисовать более крупно? С какими чувствами связана эта причина? В каких еще случаях в Вашей жизни возникают подобные чувства? К чему это приводит? Что это дает Вам? Чем это может помешать? Что может случиться, если Вы будете действовать более свободно? В каких случаях Вы можете отказаться от «тормозов»? Что может заставить Вас забыть об осторожности? 18, 24, 26, 27  
4. Общая форма рисунка 4.1.Замкну­тость контура Стремление к защите (0.5)   20, 23, 39, 40  
    4.2. Асим­метричность Активность, динамичность (0.6)   2, 5, 7, 8, 14, 23, 25, 31, 35, 36  
    4.3. Большое количество острых углов Агрессивность, раздражение (0.7) В Вашем рисунке встречается довольно много острых углов. Как Вы полагаете, о чем это может свидетельствовать? Что это выражает? Какие чувства Вы испытываете, изображая острые углы? В каких еще случаях Вы испытываете подобные чувства? К каким последствиям это может приводить? Когда это может приносить пользу? А когда мешает? 2, 4, 5, 7, 8, 13, 14, 15, 16, 24, 32  
5. Сила 5.1. Значи- Высокий мышечный Вы рисовали с довольно сильным нажимом. О чем это может свидетельствовать? В каких еще случаях Вы также испытываете напряжение? Чем вызвано это напряжение? К каким последствиям оно может приводить? Что будет, если Вы расслабитесь? 4, 7, 8, 13,  
нажима, тельная тонус, напряжение, 15, 16, 30,  
толщина   усилие (0.7)    
линий        
         
         
         
         
         
         
  5.2. Незна- Расслабленность,   1, 5, 6, 11,  
  чительная спокойствие (0.6)   20, 29, 37  
6. Посто- 6.1. Одина- Стабильность,   5, 21, 24,  
янство ковый устойчивость (0.6)      
нажима 6.2. Неоди- наковый Неустойчивость (0.7) Ваш нажим в процессе рисования менялся, был то сильным, то слабым. С чем это связано, о чем это может говорить? К чему это может приводить? 2, 3, 4, 7, 8. 16, 25, 31, 32, 33, 39, 40  
   
   
   
   
   
   
7. Пунк- тирный, прерывис- тый харак- тер линий   Неуверенность (0.6) Вы рисовали короткими, прерывистыми, пунктирными линиями. С чем это связано, о чем это может говорить? К чему это может приводить? 9, 10, 12,  
  23, 39, 40  
     
     
     
     
8. Повтор- ная обвод- ка линий   Значимость (0.7) Вы повторно обвели часть рисунка. Зачем Вы это сделали? Что именно привлекло Ваше внимание? Что Вам хотелось подчеркнуть? 2, 3, 4, 7,  
12, 13, 14,  
15, 16, 17,  
18, 19, 20,  
23, 25, 26,  
30, 31, 33,  
36, 37, 38,  
   
9. Не­точность соедине­ния   Небрежность (0.7) Нарушение координации движений (0.6) Некоторые линии Вашего рисунка неточно соединяются друг с другом. Как Вы думаете, почему это произошло? Насколько качественно Вы старались выполнить это задание? Если Вы торопились и рисовали не очень тщательно, то с чем это связано? Какие чувства вызвало у Вас это задание? Что было наиболее неприят­ным или трудным для Вас? Что вызвало бы у Вас больший интерес и желание к работе? 6, 17, 22  
10. Дро­жание, тремор   Нарушение координации движений (0.6)      
11. Штри­ховка 11.1. Значи­тельная плотность Страхи, фобии (0.8) Вы довольно плотно заштри­ховали часть рисунка. Как Вы думаете, с чем это связано? Какой смысл имеет эта штриховка? Что она позволяет сделать для Вас? Что Вы хотели показать или скрыть с помощью этой штриховки? Чему эта часть рисунка может соответствовать в Вашей жизни? 4, 7, 8, 14, 15, 16, 19, 23, 30, 32, 33, 40  
11.2. Значи- тельная площадь Общая тревога, беспокойство, напряжение, озабоченность (0.7) Вы заштриховали значитель- ную часть Вашего рисунка. Как Вам кажется, о чем это может свидетельствовать? Что выражает эта штриховка? Почему Вам захотелось заштриховать изображение? В каких еще случаях Вы испытываете подобные чувства? К каким последствиям это может приводить? Когда это может приносить пользу? А когда мешает? 4, 7, 16  
11.3. Гео- метрический характер Наличие шизоидных черт характера (0.5)   15, 16  
   
   
12. Тща- 12.1. Значи- Мотивированность, Ваш рисунок состоит из 1, 2, 4, 5,  
тельность, тельное заинтересованность, большого количества деталей. 6, 15, 16,  
подроб- количество значимость, Что привлекло Ваше внимание 19, 20, 21,  
ность и деталей привлекательность к выполнению задания? 25, 29, 30,  
количе-   (0.8) Что именно было наиболее 33, 39, 40  
ство     интересным для Вас в этой    
деталей     работе?    
      Что еще интересует Вас    
      в Вашей жизни?    
  12.2. Незна- Недостаток сил, В Вашем рисунке мало 3, 9, 10,  
  чительное нежелание деталей, он очень схематичен. 13, 17, 18,  
  количество прикладывать Насколько интересным 22, 24, 26,  
  деталей, усилие, слабая для Вас было выполнение 27, 28  
  чрезмерная заинтересованность этого задания?    
  схематич- (0.7) Что вызвало бы у Вас больший    
  ность   интерес и желание к работе?    
      Что именно интересует Вас    
      в Вашей жизни?    
13. Осо- бенности деталей 13.1. Повто- Стереотипность В вашем рисунке эта деталь 6, 9, 10,  
ряемость (0.7) часто повторяется. 12, 15, 16,  
    Какой смысл она имеет 18, 20, 21,  
    для путника? 23, 24, 28,  
    С чем в Вашей жизни 30, 31, 32,  
    она ассоциируется?    
    Что повторяется    
    в Вашей жизни?    
13.2. Боль- Вытеснение, Вы изобразили довольно 6, 19  
шое коли- стремление не большое количество деталей.    
чество второ- замечать проблемы, Как Вам кажется, какой смысл    
степенных не обращать они имеют? Насколько они    
деталей внимания на цели, важны для путника?    
  игнорировать Что Вам хотелось показать,    
  существенные изображая их?    
  обстоятельства (0.7) От чего более существенного    
    они могут отвлекать?    
    С чем в Вашей жизни они    
    ассоциируются?    
    Что отвлекает Вас в Вашей    
    жизни?    
13.3. Зачер- Негативное Вы зачеркнули эту деталь. 4, 8, 19,  
кивание отношение (0.7) Почему Вы ее зачеркнули? 35, 38  
    Чем Вы не удовлетворены?    
    Что Вам хотелось бы    
    изменить?    
    Что она означает для путника?    
    Чему она соответствует    
    в Вашей жизни?    
    Что бы Вам хотелось отменить    
    в Вашей жизни?    
13.4. Под- Значимость (0.7) Вы подчеркнули эту деталь. 6, 11, 18,  
черкивание   Зачем Вы ее подчеркнули? 19, 36  
    Почему она привлекает    
    Ваше внимание?    
    С чем она связана в Вашей    
    жизни?    
    Что бы вы хотели подчеркнуть    
    в Вашей жизни?    
  13.5. Пере- Значимость (0.7) Вы заново перерисовали 8, 13  
  рисовывание Отсутствие эту деталь.    
    предварительного Чем Вы не удовлетворены?    
    плана (0.6) Что хотелось бы изменить?    
      Что эта деталь выражает    
      в Вашей жизни?    
      Что бы Вам хотелось    
      переделать в Вашей жизни?    
  13.6. Обрам- Значимость (0.7) Вы обвели эту деталь в рамку. 23, 29, 39,  
  ление Стремление к Как Вы думаете, о чем это    
    защите (0.6) может свидетельствовать? Что    
      побудило Вас это сделать?    
      Чему эта деталь соответствует    
      в Вашей жизни?    
  13.7. Карика- Негативное Эта деталь кажется мне    
  турность отношение (0.6) карикатурной.    
      Насколько то, что Вы    
      нарисовали, соответствует    
      Вашему замыслу?    
      Какое отношение Вы хотели    
      выразить, изобразив эту деталь    
      в смешном виде.    
      С чем она ассоциируется    
      в Вашей жизни?    
  13.8. Напол- Отсутствие Эти детали пересекаются, 4, 8, 13,  
  зание друг предварительного наползают друг на друга. 16, 17, 19,  
  на друга плана (0.6) С чем это связано? 20, 33, 35,  
           
14. Разде-   Стремление к На Вашем рисунке есть линии, 11, 13, 15,  
лители   защите (0.7) которые отделяют одни части    
(линии,     изображения от других.    
сгибы)     Какой смысл они несут?    
      Что Вы хотели выразить    
      с их помощью?    
      С чем в Вашей жизни связаны    
      эти линии?    
15. Над-   Комментарии, * 3, 4, 5, 11, 12 13, 14, 17 18, 19, 20 21, 22, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 33, 35, 36, 37, 38, 39,  
писи,   затруднения в  
символы   наглядно-образной  
    и практической  
    деятельности (0.5)  
       
       
       
       
16. Осо- 16.1. Замена рисунка текстом Преобладание Вы заменили рисунок текстом.        
бые фе- абстрактно- Что помешало Вам выполнить        
номены логических форм изображение?        
  мышления над Что могло бы случиться, если        
  наглядно-образны- бы Вы его сделали?        
  ми (0.8) Что бы Вы нарисовали?        
  16.2. Недиф- ференцируе- мые изобра- жения Затруднения в Насколько изображение 9, 15, 16,  
  практической соответствует Вашему        
  деятельности (0.7) замыслу?        
    Мне трудно понять, что        
    изображено на Вашем        
    рисунке.        
    Что именно Вы собирались        
    нарисовать?        

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.