Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Интерпретация и обсуждение показателей поведения клиента
Табл. 4. Показатели поведения клиента в процессе выполнения методики «Жизненный путь»
Показатели
| Значения
показателей
| Возможные причины
(вероятность)
| Возможные замечания и вопросы
| 1. Латент-
ный период
| 1.1. Слишком
короткий
(менее 30 сек)
| Отсутствие плана,
импульсивность (0.6)
| Вы довольно быстро начали рисовать.
Что позволило Вам немедленно
приступить к выполнению задания? Насколько быстрое начало помогло или помешало дальнейшей работе? В каких случаях Вы можете
поступать, не раздумывая?
| 1.2. Слишком
длинный
(более 3 мин)
| Затруднения в планировании и реализации
принятого плана (0.7)
| Вы довольно долго не начинали
рисовать. О чем Вы думали, прежде чем
приступили к выполнению
задания? Какие чувства Вы испытывали в этот момент? Как Вы полагаете, что помогло бы Вам быстрее или легче начать работать? Когда еще Вы испытываете колебания?
| 2. Длитель-
ность вы-
полнения
задания
| 2.1. Значитель-
ная (более
20 минут)
| Заинтересованность (0.8)
| Вы рисовали довольно долго. Что привлекло Ваше внимание к выполнению задания? Что именно было наиболее интересным для Вас в этой работе? Что еще интересует Вас в жизни?
| 2.2. Незна-
чительная
(менее
5 минут)
| Безразличие, равноду-
шие (0.7)
Повышенная утомляе-
мость (0.5)
| Вы достаточно быстро закончили
Ваш рисунок. Насколько интересным для Вас было выполнение этого задания?
Что вызвало бы у Вас больший интерес и желание работать? Что является наиболее интересным для Вас в жизни?
| 3. Паузы
|
| Внутренние конфликты
(0.7)
| Вы остановились и задержались в этом месте. Что именно вызвало у Вас паузу?
О чем Вы думали, что чувствовали
в этот момент? В каких случаях Вы испытываете подобные чувства?
К чему это приводит?
| 4. Воз-
враты
|
| Значимость, озабочен-
ность (0.7)
| Вы вернулись к повторному
изображению этой части рисунка.
Что именно Вам захотелось
изменить?
Почему это важно для Вас?
Что еще волнует Вас в Вашей
жизни?
| 5. Нару-
шение
последова-
тельности
рисования
от
прошлого к
будущему
|
| Начало рисования с
наиболее простой,
наиболее сложной или
наиболее значимой
части (0.6)
| С чего Вы начали свой рисунок? Что Вы рисовали дальше и чем закончили?
Почему Вы рисовали именно в таком порядке? Какие события Вашей жизни
являются для Вас наиболее важными? Наиболее сложными?
| 6. Спон-
танные
высказыва-
ния
| 6.1. Вопросы
и уточнения.
Самооправдание
| Неуверенность в себе
(0.5)
| Когда Вы рисовали, бывало, что Вы задавали вопросы (уточняли,
оправдывались). С чем это связано?
Что Вам хотелось в этот момент? Какие чувства Вы испытывали? В каких еще ситуациях Вы испытываете подобные переживания? К каким последствиям это может приводить?
|
| 6.2. Поиск помощи или оценки Самокритика, извинения
| Аутоагрессия (0.5)
| В процессе рисования были моменты, когда Вы искали помощи (критиковали себя, извинялись). С чем это связано? Что Вам хотелось в этот момент? Какие чувства Вы испытывали? В каких еще ситуациях Вы испытываете подобные переживания? К каким последствиям это может приводить?
|
| 6.3. Критика задания или внешних условий
| Гетероагрессия (0.5)
| Бывало, что в ходе рисования Вы критически высказывались о заданиях, которые вы выполняли (условиях, в которых Вы работаете). С чем это связано? Что Вам хотелось в этот момент? Какие чувства Вы испытывали? В каких еще ситуациях Вы испытываете подобные переживания? К каким последствиям это может приводить?
| 7. Отказ от выполнения
|
| Эмоциональный шок (0.9)
| Вы отказались от выполнения задания. Что помешало Вам его сделать? О чем Вы думали, что чувствовали перед тем, как отказаться? Что могло бы случиться, если бы Вы его сделали? Что бы Вы нарисовали, если бы не отказались? В каких случаях Вы отказывались от чего-либо в своей жизни? К каким последствиям это приводило?
| 8. Наклон
туловища
| 8.1. Сильный
наклон вперед
| Зажатость, скованность,
неуверенность (0.6)
Недостаточная выносливость мышц спины Близорукость
| Когда Вы рисовали, Вы сильно наклонялись вперед. Как Вы думаете, почему Вы это делали? Что Вы чувствуете, когда принимаете эту позу?
Когда Вы чаще всего испытываете подобные чувства?
| 8.2. Наклон
назад
| Негативное отношение
к выполнению задания
(0.5)
Расслабленность
| Когда Вы рисовали, Вы откидывались назад. Как Вы думаете, почему Вы это
делали?
Что Вы чувствуете, когда
принимаете эту позу?
Когда Вы чаще всего испытываете подобные чувства?
| 9. Поворот
туловища
| 9.1. В сторону
ведущей руки
| Стремление к защите
|
| (0.5)
|
| 9.2. В сторону, противоположную
ведущей руке
| Открытость (0.5).
|
| 10. Рас-
стояние
руки от
туловища
| 10.1. Значительно
удаленное
| Негативное отношение к выполнению задания (0.5) Дальнозоркость
|
| 10.2. Очень
близкое
| Зажатость, скованность,
|
| неуверенность (0.5)
|
| 11. При-
крывание
рисунка
рукой
|
| Скрытность, смущение
(0.7)
|
|
|
|
| 12. Веге-
тативные и
моторные
проявления
напряжения
| 12.1. Пото-
отделение
| Эмоциональное
напряжение (0.7)
Повышенная температура окружающей среды
Слишком теплая одежда. Повышенная температура тела.
Физическая нагрузка
|
| 12.2. Покраснение или побледнение
кожи
| Эмоциональное
напряжение (0.7)
Вегетативно-сосудистые
расстройства
|
| 12.3. Тремор,
дрожание рук
| Эмоциональное
напряжение (0.7)
Расстройства централь-
ной нервной системы
|
| 12.4. Раскачивание
туловищем,
головой или
конечностью
| Эмоциональное
напряжение (0.7)
Мышечное напряжение вследствие длительной неподвижной позы Утомление Монотония вследствие однообразия обстановки.
Физиологические
потребности
| В процессе рисования Вы иногда
раскачивали телом (головой, рукой, ногой).
С чем это связано?
Что Вам хотелось в этот момент?
Какие чувства Вы испытывали?
В каких еще ситуациях Вы
испытываете подобные переживания?
К каким последствиям это может
приводить?
|
| 12.5. Покусывание или облизывание
губ, грызение
карандаша
| Эмоциональное
напряжение (0.7)
Жажда
Голод
|
| | | | | | |
3.4. Интерпретация и обсуждение формальных показателей
Табл. 5. Формальные показатели результатов методики «Жизненный путь»
Показате-
ли
| Значения
показателей
| Возможные причины
(вероятность)
| Возможные замечания
и вопросы
| Примеры
рисунков в атласе
| 1. Поло-
жение
листа
| 1.1. Верти-
кальное
(портретное)
| Предрасположен-
ность к агрессивно-
му реагированию
(0.5)
|
| 2, 5, 8, 13, 15, 18, 21, 24, 26, 27, 29,
30, 32, 33, 35, 36
| 1.2. Гори-
зонтальное
(пейзажное)
| Предрасположен-
ность к защитному
реагированию (0.5)
|
| 3, 6, 7, 9, 14, 16, 19, 20, 22, 23, 25, 28, 31, 37, 38
| 1.3. Меня-
ется
| Пластичность,
адаптивность (0.7)
| В процессе рисования Вы
изменяли положение листа.
С чем это связано?
Как часто Вы меняете свое
поведение в различных
ситуациях?
Что позволяет Вам менять
свои поступки, представления,
отношения?
Чем полезно для Вас умение
изменяться?
В каких случаях Вы можете
позволить себе изменить
своим привычкам, правилам,
принципам, убеждениям?
Когда Вы не изменяете себе?
К чему это приводит?
| 13, 18, 20, 33
| 2. Поло-
жение
рисунка
на листе
| 2.1. В цен-
тре
| Уравновешенность
(0.5)
|
| 2, 5, 20,
| | 2.2. Сверху
| Дистанция,
негативное
отношение к
окружению,
сопротивление,
«отталкивание»
(0.6)
| Ваш рисунок расположен
в верхней части листа.
Как Вы думаете, почему Вы
сделали рисунок именно
в этом месте?
Что помешало Вам сделать
изображение в другой части
листа? Что заставило Вас
ограничить свой выбор?
Внешние обстоятельства или
внутренние причины:
привычки, чувства?
| 8, 18, 21,
24, 26, 27,
33, 35
| | 2.3. Внизу
| Принятие окруже-
ния, подчинение
(0.6)
| Ваш рисунок расположен
в нижней части листа.
Как Вы думаете, почему Вы
сделали рисунок именно
в этом месте?
Что помешало Вам сделать
изображение в другой части
листа? Что заставило Вас
ограничить свой выбор?
Внешние обстоятельства или
внутренние причины:
привычки, чувства?
| 9, 32, 40
| | 2.4. Слева
| Замкнутость,
стремление
к защите -
у правшей (0.5)
| Ваш рисунок расположен
у левого края листа.
Как Вы думаете, почему Вы
сделали рисунок именно
в этом месте?
Что помешало Вам сделать
изображение в другой части
листа? Что заставило Вас
ограничить свой выбор?
Внешние обстоятельства или
внутренние причины:
привычки, чувства?
| 9, 18, 27,
32, 37
| |
| 2.5. Справа
| Открытость,
раскрепощенность -
у правшей (0.5)
| Ваш рисунок расположен
у правого края листа.
Как Вы думаете, почему Вы
сделали рисунок именно
в этом месте?
Что помешало Вам сделать
изображение в другой части
листа? Что заставило Вас
ограничить свой выбор?
Внешние обстоятельства или
внутренние причины:
привычки, чувства?
| 13, 14, 40
| | 3. Разме-
ры ри-
сунка
| 3.1. Очень
крупный,
не влезает
в рамки листа
| Чрезмерное
возбуждение,
несдержанность,
импульсивность,
снижение самоконт-
роля (0.8)
Отсутствие
предварительного
плана (0.7)
| Ваш рисунок имеет очень
крупные размеры и не влезает
в рамки листа.
Как Вы думаете, почему?
С чем это связано? Каковы
причины столь крупных
размеров изображения?
Что мешает Вам вписаться в
имеющиеся рамки? Когда еще
Вы выходите за пределы
общепринятого?
К чему это может приводить?
Что это Вам дает? Чем это
может быть полезно для Вас?
В каких ситуациях это может
помешать Вам?
| 4, 7, 16,
| | 3.2. Крупный
| Преобладание
|
| 2, 5, 13,
| |
| возбуждения над
|
| 15, 25, 28,
| |
| торможением,
|
|
| |
| уверенность в себе,
|
|
| |
| высокая самооценка
|
|
| |
| (0.6)
|
|
| | 3.3. Мелкий
| Преобладание
|
| 3, 21, 22,
| |
| торможения над
|
|
| |
| возбуждением,
|
|
| |
| тревожность (0.6)
|
|
| |
| 3.4. Очень мелкий
| Чрезмерная заторможенность (0.8)
| Ваш рисунок имеет очень маленькие размеры. Как Вы думаете, что помешало Вам рисовать более крупно? С какими чувствами связана эта причина? В каких еще случаях в Вашей жизни возникают подобные чувства? К чему это приводит? Что это дает Вам? Чем это может помешать? Что может случиться, если Вы будете действовать более свободно? В каких случаях Вы можете отказаться от «тормозов»? Что может заставить Вас забыть об осторожности?
| 18, 24, 26, 27
| | 4. Общая форма рисунка
| 4.1.Замкнутость контура
| Стремление к защите (0.5)
|
| 20, 23, 39, 40
| |
| 4.2. Асимметричность
| Активность, динамичность (0.6)
|
| 2, 5, 7, 8, 14, 23, 25, 31, 35, 36
| |
| 4.3. Большое количество острых углов
| Агрессивность, раздражение (0.7)
| В Вашем рисунке встречается довольно много острых углов. Как Вы полагаете, о чем это может свидетельствовать? Что это выражает? Какие чувства Вы испытываете, изображая острые углы? В каких еще случаях Вы испытываете подобные чувства? К каким последствиям это может приводить? Когда это может приносить пользу? А когда мешает?
| 2, 4, 5, 7, 8, 13, 14, 15, 16, 24, 32
| | 5. Сила
| 5.1. Значи-
| Высокий мышечный
| Вы рисовали с довольно
сильным нажимом.
О чем это может
свидетельствовать?
В каких еще случаях Вы также
испытываете напряжение?
Чем вызвано это напряжение?
К каким последствиям
оно может приводить?
Что будет, если Вы расслабитесь?
| 4, 7, 8, 13,
| | нажима,
| тельная
| тонус, напряжение,
| 15, 16, 30,
| | толщина
|
| усилие (0.7)
|
| | линий
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
| 5.2. Незна-
| Расслабленность,
|
| 1, 5, 6, 11,
| |
| чительная
| спокойствие (0.6)
|
| 20, 29, 37
| | 6. Посто-
| 6.1. Одина-
| Стабильность,
|
| 5, 21, 24,
| | янство
| ковый
| устойчивость (0.6)
|
|
| | нажима
| 6.2. Неоди-
наковый
| Неустойчивость
(0.7)
| Ваш нажим в процессе
рисования менялся, был
то сильным, то слабым.
С чем это связано, о чем
это может говорить?
К чему это может приводить?
| 2, 3, 4, 7,
8. 16, 25,
31, 32, 33,
39, 40
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| | 7. Пунк-
тирный,
прерывис-
тый харак-
тер линий
|
| Неуверенность (0.6)
| Вы рисовали короткими,
прерывистыми, пунктирными
линиями.
С чем это связано, о чем это
может говорить?
К чему это может приводить?
| 9, 10, 12,
| |
| 23, 39, 40
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| | 8. Повтор-
ная обвод-
ка линий
|
| Значимость (0.7)
| Вы повторно обвели часть
рисунка.
Зачем Вы это сделали?
Что именно привлекло Ваше
внимание? Что Вам хотелось
подчеркнуть?
| 2, 3, 4, 7,
| | 12, 13, 14,
| | 15, 16, 17,
| | 18, 19, 20,
| | 23, 25, 26,
| | 30, 31, 33,
| | 36, 37, 38,
| |
| | 9. Неточность соединения
|
| Небрежность (0.7) Нарушение координации движений (0.6)
| Некоторые линии Вашего рисунка неточно соединяются друг с другом. Как Вы думаете, почему это произошло? Насколько качественно Вы старались выполнить это задание? Если Вы торопились и рисовали не очень тщательно, то с чем это связано? Какие чувства вызвало у Вас это задание? Что было наиболее неприятным или трудным для Вас? Что вызвало бы у Вас больший интерес и желание к работе?
| 6, 17, 22
| | 10. Дрожание, тремор
|
| Нарушение координации движений (0.6)
|
|
| | 11. Штриховка
| 11.1. Значительная плотность
| Страхи, фобии (0.8)
| Вы довольно плотно заштриховали часть рисунка. Как Вы думаете, с чем это связано? Какой смысл имеет эта штриховка? Что она позволяет сделать для Вас? Что Вы хотели показать или скрыть с помощью этой штриховки? Чему эта часть рисунка может соответствовать в Вашей жизни?
| 4, 7, 8, 14, 15, 16, 19, 23, 30, 32, 33, 40
| | 11.2. Значи-
тельная
площадь
| Общая тревога,
беспокойство,
напряжение,
озабоченность (0.7)
| Вы заштриховали значитель-
ную часть Вашего рисунка.
Как Вам кажется, о чем это
может свидетельствовать?
Что выражает эта штриховка?
Почему Вам захотелось
заштриховать изображение?
В каких еще случаях Вы
испытываете подобные
чувства?
К каким последствиям это
может приводить? Когда это
может приносить пользу?
А когда мешает?
| 4, 7, 16
| | 11.3. Гео-
метрический
характер
| Наличие шизоидных
черт характера (0.5)
|
| 15, 16
| |
| |
| | 12. Тща-
| 12.1. Значи-
| Мотивированность,
| Ваш рисунок состоит из
| 1, 2, 4, 5,
| | тельность,
| тельное
| заинтересованность,
| большого количества деталей.
| 6, 15, 16,
| | подроб-
| количество
| значимость,
| Что привлекло Ваше внимание
| 19, 20, 21,
| | ность и
| деталей
| привлекательность
| к выполнению задания?
| 25, 29, 30,
| | количе-
|
| (0.8)
| Что именно было наиболее
| 33, 39, 40
| | ство
|
|
| интересным для Вас в этой
|
| | деталей
|
|
| работе?
|
| |
|
|
| Что еще интересует Вас
|
| |
|
|
| в Вашей жизни?
|
| |
| 12.2. Незна-
| Недостаток сил,
| В Вашем рисунке мало
| 3, 9, 10,
| |
| чительное
| нежелание
| деталей, он очень схематичен.
| 13, 17, 18,
| |
| количество
| прикладывать
| Насколько интересным
| 22, 24, 26,
| |
| деталей,
| усилие, слабая
| для Вас было выполнение
| 27, 28
| |
| чрезмерная
| заинтересованность
| этого задания?
|
| |
| схематич-
| (0.7)
| Что вызвало бы у Вас больший
|
| |
| ность
|
| интерес и желание к работе?
|
| |
|
|
| Что именно интересует Вас
|
| |
|
|
| в Вашей жизни?
|
| | 13. Осо-
бенности
деталей
| 13.1. Повто-
| Стереотипность
| В вашем рисунке эта деталь
| 6, 9, 10,
| | ряемость
| (0.7)
| часто повторяется.
| 12, 15, 16,
| |
|
| Какой смысл она имеет
| 18, 20, 21,
| |
|
| для путника?
| 23, 24, 28,
| |
|
| С чем в Вашей жизни
| 30, 31, 32,
| |
|
| она ассоциируется?
|
| |
|
| Что повторяется
|
| |
|
| в Вашей жизни?
|
| | 13.2. Боль-
| Вытеснение,
| Вы изобразили довольно
| 6, 19
| | шое коли-
| стремление не
| большое количество деталей.
|
| | чество второ-
| замечать проблемы,
| Как Вам кажется, какой смысл
|
| | степенных
| не обращать
| они имеют? Насколько они
|
| | деталей
| внимания на цели,
| важны для путника?
|
| |
| игнорировать
| Что Вам хотелось показать,
|
| |
| существенные
| изображая их?
|
| |
| обстоятельства (0.7)
| От чего более существенного
|
| |
|
| они могут отвлекать?
|
| |
|
| С чем в Вашей жизни они
|
| |
|
| ассоциируются?
|
| |
|
| Что отвлекает Вас в Вашей
|
| |
|
| жизни?
|
| | 13.3. Зачер-
| Негативное
| Вы зачеркнули эту деталь.
| 4, 8, 19,
| | кивание
| отношение (0.7)
| Почему Вы ее зачеркнули?
| 35, 38
| |
|
| Чем Вы не удовлетворены?
|
| |
|
| Что Вам хотелось бы
|
| |
|
| изменить?
|
| |
|
| Что она означает для путника?
|
| |
|
| Чему она соответствует
|
| |
|
| в Вашей жизни?
|
| |
|
| Что бы Вам хотелось отменить
|
| |
|
| в Вашей жизни?
|
| | 13.4. Под-
| Значимость (0.7)
| Вы подчеркнули эту деталь.
| 6, 11, 18,
| | черкивание
|
| Зачем Вы ее подчеркнули?
| 19, 36
| |
|
| Почему она привлекает
|
| |
|
| Ваше внимание?
|
| |
|
| С чем она связана в Вашей
|
| |
|
| жизни?
|
| |
|
| Что бы вы хотели подчеркнуть
|
| |
|
| в Вашей жизни?
|
| |
| 13.5. Пере-
| Значимость (0.7)
| Вы заново перерисовали
| 8, 13
| |
| рисовывание
| Отсутствие
| эту деталь.
|
| |
|
| предварительного
| Чем Вы не удовлетворены?
|
| |
|
| плана (0.6)
| Что хотелось бы изменить?
|
| |
|
|
| Что эта деталь выражает
|
| |
|
|
| в Вашей жизни?
|
| |
|
|
| Что бы Вам хотелось
|
| |
|
|
| переделать в Вашей жизни?
|
| |
| 13.6. Обрам-
| Значимость (0.7)
| Вы обвели эту деталь в рамку.
| 23, 29, 39,
| |
| ление
| Стремление к
| Как Вы думаете, о чем это
|
| |
|
| защите (0.6)
| может свидетельствовать? Что
|
| |
|
|
| побудило Вас это сделать?
|
| |
|
|
| Чему эта деталь соответствует
|
| |
|
|
| в Вашей жизни?
|
| |
| 13.7. Карика-
| Негативное
| Эта деталь кажется мне
|
| |
| турность
| отношение (0.6)
| карикатурной.
|
| |
|
|
| Насколько то, что Вы
|
| |
|
|
| нарисовали, соответствует
|
| |
|
|
| Вашему замыслу?
|
| |
|
|
| Какое отношение Вы хотели
|
| |
|
|
| выразить, изобразив эту деталь
|
| |
|
|
| в смешном виде.
|
| |
|
|
| С чем она ассоциируется
|
| |
|
|
| в Вашей жизни?
|
| |
| 13.8. Напол-
| Отсутствие
| Эти детали пересекаются,
| 4, 8, 13,
| |
| зание друг
| предварительного
| наползают друг на друга.
| 16, 17, 19,
| |
| на друга
| плана (0.6)
| С чем это связано?
| 20, 33, 35,
| |
|
|
|
|
| | 14. Разде-
|
| Стремление к
| На Вашем рисунке есть линии,
| 11, 13, 15,
| | лители
|
| защите (0.7)
| которые отделяют одни части
|
| | (линии,
|
|
| изображения от других.
|
| | сгибы)
|
|
| Какой смысл они несут?
|
| |
|
|
| Что Вы хотели выразить
|
| |
|
|
| с их помощью?
|
| |
|
|
| С чем в Вашей жизни связаны
|
| |
|
|
| эти линии?
|
| | 15. Над-
|
| Комментарии,
| *
| 3, 4, 5, 11,
12 13, 14, 17 18, 19, 20 21, 22, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 33, 35, 36,
37, 38, 39,
| | писи,
|
| затруднения в
| | символы
|
| наглядно-образной
| |
|
| и практической
| |
|
| деятельности (0.5)
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| | 16. Осо-
| 16.1. Замена
рисунка
текстом
| Преобладание
| Вы заменили рисунок текстом.
|
|
|
| | бые фе-
| абстрактно-
| Что помешало Вам выполнить
|
|
|
| | номены
| логических форм
| изображение?
|
|
|
| |
| мышления над
| Что могло бы случиться, если
|
|
|
| |
| наглядно-образны-
| бы Вы его сделали?
|
|
|
| |
| ми (0.8)
| Что бы Вы нарисовали?
|
|
|
| |
| 16.2. Недиф-
ференцируе-
мые изобра-
жения
| Затруднения в
| Насколько изображение
| 9,
| 15,
| 16,
| |
| практической
| соответствует Вашему
|
|
|
| |
| деятельности (0.7)
| замыслу?
|
|
|
| |
|
| Мне трудно понять, что
|
|
|
| |
|
| изображено на Вашем
|
|
|
| |
|
| рисунке.
|
|
|
| |
|
| Что именно Вы собирались
|
|
|
| |
|
| нарисовать?
|
|
|
| |
|