Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Графические методы психологической диагностики в тече­ние многих десятков лет очень популярны в практической психо­логии






Графические методы психологической диагностики в тече­ние многих десятков лет очень популярны в практической психо­логии, прежде всего, среди клинических психологов. Наиболее часто используются различные варианты тестов рисунка челове­ка Ф. Гудинаф (2, 3), Д. Харрис (3), К. Маховер (5, 9), тесты ри­сунка дерева К. Коха (4), рисунка семьи В. Вульфа (8), «Дом -дерево - человек» Д. Бука (1), «Несуществующее животное». Ри­суночные методики привлекают внимание благодаря простоте и доступности процедуры проведения, целостности и многообра­зию получаемой информации, производимому на клиентов впе­чатлению. Однако использованию рисуночных тестов в качестве измерительных инструментов препятствуют недостаток инфор­мации о валидности и надежности, высокий уровень требований к квалификации специалистов, преимущественно психоаналити­ческий характер интерпретации результатов (10, 11).

Мое знакомство с методами графической диагностики на­чалось с лекций и практических занятий М. В. Осориной по рису­ночным тестам, а также с практикума Н. А. Розе по методике ми-окинетической психодиагностики Миры-и-Лопеса (6) на факуль­тете психологии Ленинградского университета в 1980 году.

После окончания университета, работая в Военно-медицин­ской академии, я активно использовал данные методы для про­ведения научно-исследовательских работ, при отборе и оценке различных категорий специалистов, для прогноза поведения и состояния людей в экстремальных условиях, в процессе обуче­ния психологов, в психиатрической клинике, а также в практике индивидуальных консультаций. При этом графические методы использовались в качестве дополнительных в составе больших диагностических комплексов, которые включали изучение эмо­ционального состояния (тесты Люшера и Сцонди), личности (MMPI и 16-факторный личностный опросник Кеттелла), интеллекта (тест структуры интеллекта Амтхауэра), а также состояния центральной и вегетативной нервной системы человека (ЭЭГ, вариацион­ная пульсометрия и т. д.).

Опыт применения рисуночной психодиагностики позволил мне отказаться от большого количества недостоверных показате­лей, содержащихся в традиционных руководствах. Оказалось так­же, что любого отдельно взятого рисуночного теста недостаточно для многосторонней диагностики личности, эмоционального со­стояния и отношений человека. Поэтому я остановился на комби­нации трех рисуночных тестов. Тест рисунка дерева наиболее адек­ватно отражал индивидуальные особенности темперамента чело­века, его особенности как биологического существа. Рисунок не­существующего животного в большей мере позволял выявить пси­хологические особенности человека, проявляющиеся в индиви­дуальной творческой деятельности. Наконец, рисунок мужчины, женщины и себя давал максимальную возможность сориентиро­ваться в структуре социальных взаимоотношений человека.

В дальнейшем, перейдя на работу главным специалистом-психологом Санкт-Петербургской службы занятости, я пробовал внедрить методы рисуночной диагностики в практику работы психологов-профконсультантов. Однако, в связи с тем, что часть профконсультантов испытывала затруднения в процессе освое­ния и применения рисуночных методов, я вынужден был отказаться от этих методов в качестве стандартных. Тем не менее, мне необ­ходим был диагностический инструмент, показатели которого могли бы служить критерием эффективности индивидуальных консультаций и групповых тренинговых программ. Для решения этих задач и была разработана рисуночная методика «Жизнен­ный путь». Идея данной методики возникла в результате знаком­ства с подходом в консультировании, который реализует финс­кий психолог Тимо Вахамоттонен (7).

Но применение этой методики показало, что она может быть эффективной не только для диагностики, но и непосредственно для консультирования клиентов. Выяснилось, что наглядная фор­ма методики облегчает понимание клиентами своих проблем и способов их решения. Кроме того, метафорический характер методики позволяет преодолевать сопротивление клиентов в процессе обсуждения их личных переживаний, помогает разоб-

раться в содержании их отношений и представлений. Клиенты с готовностью включаются в процесс активного обсуждения резуль­татов рисуночной методики. Наконец, методика оказывается очень удобной при работе с клиентами, испытывающими трудности в вербализации своих отношений, в частности, с молчаливыми или излишне разговорчивыми клиентами.

Таким образом, я охотно стал использовать новую методи­ку в практике индивидуального консультирования клиентов. Пос­ле того, как в 1997 году было написано первое методическое ру­ководство по методу рисуночных метафор «Жизненный путь» и была разработана программа тренинга, направленного на овла­дение навыками использования этой методики, я стал активно распространять ее среди специалистов, проводя семинары в Ас­социации психотерапии и тренинга, на Высших курсах практи­ческой психологии, наконец, в Институте практической психоло­гии «ИМАТОН».

Методика показала себя как практичный, доступный и перспек­тивный инструмент, пригодный как для психологической диагности­ки, так и для консультирования различных категорий клиентов.

 

1. Назначение и особенности методики рисуночных метафор «Жизненный путь»

Методика рисуночных метафор «Жизненный путь» представ­ляет собой комплексный способ психологической диагностики и консультирования подростков и взрослых людей. Методика состоит из двух частей:

• изображение клиентом своей собственной жизни в виде рисунка;

• обсуждение этого рисунка с психологом-консультантом. Методика предназначена для диагностики эмоционального

состояния человека, некоторых особенностей его темперамента и характера, представлений о своей жизни и отношений к ней, выявления личностных проблем, расширения возможных спосо­бов их решения, определения целей и планирования путей их достижения.

Методика относится к классу проективных методов диагно­стики личности. Она характеризуется:

• экономичностью (компактна, не требует специального обо­рудования и материалов, относительно проста в проведении, допускает групповую форму, занимает не более 30 минут для получения данных, не требует сложных методов обработки);

• глубиной получаемой информации (методика позволяет вы­явить индивидуально-психологические характеристики кли­ента и особенности его сознания, скрытые в обыденном по­ведении и повседневном общении и не всегда проявляющи­еся в условиях традиционного консультирования);

• универсальностью (методика гибка в применении и может ис­пользоваться для решения широкого спектра задач общего и профессионального психологического консультирования);

• значительным психокоррекционным потенциалом при кон­сультационной работе с клиентом.

Метафорический характер выполняемых заданий и получа­емых результатов позволяет объективировать проблемы клиен-

та, дает ему возможность более свободно и безопасно выражать свои чувства и отношения. Наглядность представлений о содер­жании и динамике отношений клиента создает условия для луч­шего понимания им проблем и творческого их разрешения. Кро­ме того, методика:

• облегчает установление контакта с клиентом, позволяет пре­одолеть барьеры и формальный характер взаимоотноше­ний, является материалом для беседы и позволяет ее эф­фективно структурировать;

• позволяет удачно распределить роли между клиентом и кон­сультантом, оптимизировать активность клиента и преодо­леть его потребительское отношение к консультации. Методика дает возможность сравнивать различные катего­рии клиентов между собой, контролировать ход и результаты кон­сультирования, выявлять группы клиентов, нуждающихся в раз­личных консультационных услугах и формах работы.

 

2. Процедура проведения методики рисуночных метафор «Жизненный путь»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.