Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие принципы интерпретации результатов






Показатели результатов выполнения методики можно условно разделить на две больших категории. К первой категории отно­сятся показатели, характеризующие формальные, графические особенности рисунка, описывающие не столько то, что изобра­жено на рисунке, сколько то, как оно изображено. Показатели поведения клиента в процессе выполнения методики по своим диагностическим характеристикам приближаются к формальным. Ко второй категории относятся показатели, характеризующие содержание изображения.

Формальные показатели являются неспецифическими от­носительно темы изображения, они могут качественно или коли­чественно характеризовать совершенно любой рисунок незави­симо от его содержания. К формальным показателям относятся такие характеристики рисунков, как:

• положение листа,

• положение рисунка на листе,

• размеры рисунка,

• общая форма рисунка,

• характер линий и нажим,

• наличие штриховки,

• количество деталей,

• наличие надписей и т. д.

В свою очередь, содержательные показатели тесно связаны с темой изображения и не дают возможности сравнивать между собой рисунки разной тематики. Для описания рисунков, разли­чающихся по своей теме, требуются свои собственные содержа­тельные показатели. К содержательным показателям методики рисуночных метафор «Жизненный путь» относятся:

• вид на жизненный путь, точка зрения наблюдателя, ракурс,

• наличие и особенности дороги (длина, перекрестки, пово­роты и т. д.),

• направление движения,

• препятствия (ямы, стены, подъемы и спуски и т. д.),

• окружающие предметы (строения, двери, мосты, техника и т. д.),

• ориентиры, указатели, таблички,

• явления природы (растения, животные, атмосферные явле­ния и т. д.),

• наличие и характеристики путника,

• наличие и особенности других людей,

• содержание текста, символов и т. д.

Формальные показатели в большей степени связаны с ус­тойчивыми индивидуально-психологическими особенностями, чертами темперамента и характера личности, а также с эмоцио­нальным состоянием человека. Содержательные характеристики в большей мере указывают на особенности представлений и от­ношений человека, конкретное содержание его проблем.

В основе интерпретации формальных показателей лежит кон­цепция миокинетической психодиагностики Е. Миры-и-Лопеса (7). В соответствии с этой концепцией существует корреляция между чертами личности, привычными действиями, движениями и до­минирующими группами мышц. Каждый акт поведения требует определенного мышечного напряжения и изменяет его равнове­сие. Нарушение психического равновесия и нарушение мышечно­го равновесия - это два аспекта одного и того же процесса. Если попросить человека делать мелкие колебательные движения в ос­новных направлениях пространства, не позволяя контролировать их протяженность и направление с помощью зрения, то можно наблюдать систематическое отклонение этих движений в ту или иную сторону, которое будет указывать на доминирующую группу мышц. Эта группа будет индикатором доминирующих действий человека и его психологических особенностей. В табл. 1 содер­жится информация о диагностическом смысле показателей теста миокинетической психодиагностики и соответствующих им фор­мальных показателей рисуночных методик.

 

Параметры личности по Мире-и-Лопесу Показатели теста миокинетической психодиагностики Показатели рисуночных методик
Гетероагрессия Отклонение колебатель­ных движений вперед Расположение рисунка в верхней части листа
Аутоагрессия Отклонение колебатель­ных движений назад Расположение рисунка в нижней части листа
Экстратенсия, открытость, внешнее напряжение Отклонение колебатель­ных движений наружу Расположение рисунка в правой части листа (у правшей)
Интратенсия, защита, внутреннее напряжение Отклонение колебатель­ных движений внутрь Расположение рисунка в левой части листа (у правшей)
Эйфория, подъем сил, высокий жизненный тонус Отклонение колебатель­ных движений вверх Не проявляется, поскольку рисунки выполняются в горизон­тальной плоскости
Депрессия, упадок сил, низкий жизненный тонус Отклонение колебатель­ных движений вниз Не проявляется, поскольку рисунки выполняются в горизон­тальной плоскости
Возбуждение Увеличение амплитуды колебательных движений Крупные размеры рисунка
Торможение Уменьшение амплитуды колебательных движений Мелкие размеры рисунка
Генотипические и конституционально обусловленные особенности Особенности моторики подчиненной руки (левой у правшей) Почти не проявляются, поскольку рисунки выполняются, как правило, ведущей рукой
Фенотипические и ситуационно обуслов­ленные особенности, текущее состояние, социализированные реакции, в значительной мере поддающиеся произвольному контро­лю и осознанию Особенности моторики ведущей руки (правой у правшей) Большинство показате­лей рисуночных методик связано преимуществен­но с социально обуслов­ленными установками и актуальным состоянием

Табл. 1. Соотношение показателей личности в тесте

миокинетической психодиагностики Миры-и-Лопеса

и в рисуночных методиках

 

Другие формальные показатели также связаны с индивиду­альными особенностями и эмоциональным состоянием челове­ка. Так, сила нажима прямо пропорциональна степени мышечно­го и эмоционального напряжения. Наличие, площадь и интен­сивность штриховки являются индикатором степени тревоги и беспокойства человека. Особое внимание следует уделить каче­ству изображения, его подробности и количеству деталей, кото­рые свидетельствуют о времени и количестве усилий, затрачен­ных на выполнение рисунка, и, следовательно, о степени заинте­ресованности и мотивированности человека. Для каждого эмо­ционального состояния существует определенный комплекс фор­мальных показателей, которые проявляются в результате изоб­разительной деятельности (табл. 2).

В отличие от формальных характеристик, по содержатель­ным признакам изображения, как правило, трудно с достаточ­ной степенью достоверности и надежности судить об особенно­стях личности клиента. Однако содержательные показатели мо­гут служить существенным материалом для обсуждения, в про­цессе которого уточняется их диагностический смысл. Содержа­тельные показатели наиболее тесно связаны с характером представлений клиента и отношений к себе, своей жизни, своим за­труднениям и возможностям. Содержательные показатели дают возможность формулировать гипотезы о специфике отношений к различным сторонам жизни человека. Однако в большинстве случаев подобные гипотезы нуждаются в проверке.

 

Содержание эмоционального состояния Показатели рисуночных методик
Печаль, депрессия, утрата интересов 1. Маленькое количество деталей, небрежность, упрощенность и схематичность изображения 2. Зачеркивание и перерисовывание изображения
Страх, тревога, беспокойство, неуверенность 1. Маленький размер изображения 2. Размещение в левом верхнем или нижнем углу листа (для правшей) 3. Разграничение пространства листа 4. Большое количество заштрихованных деталей 5. Большое количество второстепенных деталей
Гнев, агрессия, раздражение 1. Крупный размер изображения, которое может даже не умещаться в границах листа 2. Сильный нажим линий 3. Большое количество острых углов

Табл. 2. Показатели рисуночных методик, являющиеся наиболее надежными индикаторами различных эмоциональных состояний

 

При анализе содержательных показателей наиболее эффек­тивным может быть не столько обсуждение всех подряд деталей изображения, сколько акцентирование внимания на отличающих­ся деталях (табл. 3). Различные детали изображения жизненного пути рисуются клиентом по-разному. В зависимости от того, ка­кие конкретно детали нарисованы наиболее подробно, тщательно и аккуратно, мы можем сделать выводы о том, что в жизни клиента является наиболее привлекательным, что ему нравится. Если ка­кие-то детали изображены более крупно по сравнению с другими, они могут указывать на то, от чего клиент в наибольшей степени зависит, что является для него наиболее значимым. Заштрихован­ные или выделенные сильным нажимом детали являются косвен­ным признаком источников страха или эмоционального напряже­ния. При этом штриховкой можно считать любое заполнение зам­кнутого контура, даже если оно имеет функциональный смысл, на­пример, отражает цвет, фактуру или тень. В некоторых случаях об­ращает на себя внимание именно отсутствие детали, например, отсутствие путника, которое может указывать на вытеснение кли­ентом проблем, связанных с его собственной личностью.

 

Характеристика детали изображения Интерпретация отношения к ней
Подробность, тщательность, аккуратность Привлекательность, симпатия, интерес
Небрежность, схематичность Безразличие
Карикатурность Критичность
Крупный размер Значимость, зависимость, сила влияния
Штриховка Страх, тревога, беспокойство
Сильный нажим Напряжение, возбуждение, стресс
Слабый нажим Неуверенность
Повторная прорисовка Озабоченность
Зачеркивание, стирание Неудовлетворенность, отказ
Отсутствие, пропуск Вытеснение, подавление, игнорирование
Изоляция, отграничение, отдаленность Стремление к защите
Повторяемость Навязчивость, стереотипность

Табл. 3. Способы интерпретации отдельных деталей изображений

 

Конкретные варианты интерпретации различных показате­лей методики рисуночных метафор «Жизненный путь» представ­лены в третьем столбце «Возможные причины (вероятность)» табл. 4-6. При этом в ряде случаев в скобках указывается вероят­ность той или иной причины, которая может объяснять возник­новение соответствующего показателя.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.