Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интерпретация и обсуждение содержательных показателей






 

Табл. 6. Содержательные показатели результатов методики «Жизненный путь»

Показате- Значения Возможные причины Возможные замечания Примеры
ли показателей (вероятность) и вопросы рисунков в атласе
1. Вид 1.1. Сверху Акцентирование Вы нарисовали свой путь 4, 13, 16,
  (карта) представлений о сверху, как на карте. 18, 20, 22,
    движении в Что дает Вам вид сверху? 28, 30, 32,
    горизонтальной Что Вы можете разглядеть 34, 37, 38
    плоскости лучше, а что скрыто от Вашего  
    Затруднения в взгляда?  
    выборе одного пути    
    из многих альтерна-    
    тив (0.5)    
  1.2. Сбоку Акцентирование Вы нарисовали свой путь 35, 36
  (фриз) представлений о сбоку, как на детском рисунке.  
    движении в Что дает Вам взгляд со  
    вертикальной стороны? Что Вы можете  
    плоскости разглядеть лучше, а что  
    Затруднения в скрыто от Вашего взгляда?  
    представлении о    
    наличии и разнооб-    
    разии альтернатив-    
    ных путей (0.5)    
  1.3. Сзади Объемное,   2, 5, 12,
  (перспектива) трехмерное   25, 29
    представление о    
    жизненном пути    
2. Дорога 2.1. Отсут- Представление о На Вашем рисунке отсутствует 3, 6, 17,
ствие жизненном пути не изображение дороги. 21, 24, 26,
  как о непрерывном С чем это связано?  
  процессе, а как о Что это может означать?  
  смене статических    
  фаз, стадий (0.5)    
2.2. Длина Представление о Вы изобразили довольно 1, 8, 12,
  продолжительности длинную (короткую) дорогу. 20, 28, 32
  жизненного пути Что это означает?  
  (0.5) Как долго идти  
    по этой дороге?  
2.3. Ширина Представление Вы изобразили довольно 1, 13, 14,
  о легкости жизнен- широкую (узкую) дорогу. 22, 29, 30,
  ного пути (0.5) Что это означает? 31, 37, 38
    Насколько легко идти  
    по этой дороге?  
2.4. Прямая, Представление Изображенная Вами дорога 5, 8, 29,
без поворотов о постоянстве прямая, без поворотов.  
  жизненного пути 0 чем это свидетельствует?  
  (0.6) Почему направление пути  
    было неизменным?  
    Можно ли его изменить?  
    Что для этого нужно сделать?  
2.5. Изви- Представление об Изображенная Вами дорога 1, 12, 15,
листая изменчивости извилистая и имеет много 23, 28, 32
  жизненного пути, поворотов.  
  влиянии настроения 0 чем это свидетельствует?  
  или обстоятельств Почему направление пути  
  (0.7) менялось?  
    Можно ли его выпрямить?  
    Что для этого нужно сделать?  
2.6. Пере- Представления Вы изобразили перекресток 4, 9, 13,
крестки и о выборе (0.7) дорог. 14, 16, 18,
развилки   Что он означает? 22, 23, 30,
    Чему он соответствует? 33, 37, 38,
    Какой путь выберет путник? 39, 40
    Почему он это сделает?  
2.7. Коли- Представления    
чество путей о количестве    
  альтернатив (0.6)    
2.8. Пово- Представления Вы изобразили поворот 1, 12, 28,
роты об изменении пути дороги.  
  без возможности Что он означает?  
  выбора (0.7) Чему он соответствует?  
    Что изменилось или изменится  
    в Вашей жизни после  
    поворота?  
  2.9. Разво- Представления На Вашем рисунке изображен 20, 32, 38
  роты назад о возврате поворот дороги назад.  
    к прошлому (0.6) Что он означает?  
      Чему он соответствует?  
      Что повторится в Вашей  
      жизни?  
  2.10. Тупики Представление Вы изобразили дорогу, 4, 8, 28,
    о конце пути, ведущую в тупик.  
    безвыходности Что он означает?  
    положения (0.6) Чему он соответствует?  
      Что произойдет, когда путник  
      дойдет до конца тупика?  
      В чем именно Вы зашли  
      в тупик?  
      Как его можно избежать?  
  2.11. Кресто- Представления об   13, 14, 18,
  образная альтернативности   22, 30, 33,
  (пути вперед, путей, исключении    
  влево и одного пути другим    
  вправо) (0.5)    
  2.12. Ради- Представление    
  альная о больших    
  (несколько возможностях    
  путей, выбора путей (0.5)    
  ведущих из      
  одной точки      
  в разные      
  стороны)      
  2.13. Осевая Представление   4, 16, 23,
  (несколько о периодически    
  путей, возникающих    
  ведущих возможностях    
  в разные выбора (0.5)    
  стороны из      
  разных точек)      
  2.14. Беспо- Представление   4, 16, 23
  рядочная о сложности вы-    
  (несколько бора, затруднения в    
  путей, пово- ориентации (0.6)    
  ротов, пере-      
  крестков)      
  2.15. Кон- Представление    
  центрическая о повторяемости    
  (замкнутость пути (0.6)    
  пути, движе-      
  ние по кругу)      
3. Основ- 3.1. Отсут- Затруднения Мне трудно определить, 6, 16, 18,
ное на- ствие ли- в представлении какова последовательность 21, 40
правление нейной о временной событий.  
движения последова- перспективе Где здесь прошлое, настоящее  
  тельности событий (0.5) и будущее? Почему они не  
  событий   следуют одно за другим?  
  от прошлого      
  к будущему      
  3.2. Назад Стремление Вы как будто идете назад. 21, 32
  (вниз) вернуться в Насколько Вам хотелось  
    прошлое (0.5) бы вернуться обратно?  
      Что бы Вам хотелось -  
      повторить или изменить  
      прошлые события?  
  3.3. Влево Стремление Вы как будто идете назад.  
    вернуться Насколько Вам хотелось  
    в прошлое - бы вернуться обратно?  
    у правшей (0.6) Что бы Вам хотелось -  
      повторить или изменить  
      прошлые события?  
4. Пре- 4.1. Ямы, Представления о Вы изобразили яму (канаву, 7, 8, 25,
пятствия, канавы, реки, затруднительных реку, море), препятствующую 31, 40
барьеры, моря обстоятельствах, дальнейшему продвижению.  
границы   требующих Можно ли ее преодолеть?  
    «снижения», Какими способами это можно  
    «спуска», связанных сделать?  
    с риском «падения» Можно ли придумать еще  
    (0.6) несколько способов?  
      Чему соответствует это пре-  
      пятствие в действительности?  
      Можно ли его преодолеть?  
      Какими способами это можно  
      сделать?  
      Можно ли придумать еще  
      несколько способов?  
  4.2. Стены, Представления о Вы изобразили стенку (забор), 29, 35, 39
  заборы затруднительных препятствующую дальнейшему  
    обстоятельствах, продвижению.  
    требующих Можно ли ее преодолеть?  
    «подъема», Какими способами это можно  
    «прыжка» (0.6) сделать?  
      Можно ли придумать еще  
      несколько способов?  
      Чему соответствует это пре-  
      пятствие в действительности?  
      Можно ли его преодолеть?  
      Какими способами это можно  
      сделать?  
      Можно ли придумать еще  
      несколько способов?  
  4.3. Подъ- Представления о Вы изобразили гору (лестни- 2, 8, 35,
  емы и спуски затруднительных цу, ступени), затрудняющую  
  (горы, лес- обстоятельствах, дальнейшее продвижение.  
  тницы, требующих Что необходимо, чтобы  
  ступени) значительных преодолеть ее быстрее  
    усилий и времени и легче?  
    (0.6) Что Вам приходится преодо-  
      левать в Вашей жизни?  
      Что Вы чувствуете в связи  
      с этим?  
5. Окру- 5.1. Стро- Представления об Вы изобразили здание. 1, 2, 4, 9,
жающие ения укрытиях (0.6) Какой смысл имеет 11, 12, 16,
предметы     это здание? 19, 20, 23,
и техника     Что оно может дать путнику? 25, 29, 30,
      Кто или что в нем находится? 37, 38
      Хочет ли путник туда попасть?  
      Можете ли он попасть туда?  
      Что ему- мешает?  
      Как можно туда проникнуть?  
      Как Вы укрываетесь в Вашей  
      собственной жизни?  
  5.2. Мебель Представления Вы изобразили мебель. 1, 12, 16,
    об удобствах и Что она выражает? 21, 29
    комфортных Что обеспечивает удобство в  
    условиях (0.5) Вашей собственной жизни?  
  5.3. Двери, Представления о Вы изобразили дверь (ворота). 1, 2, 4, 11,
  ворота контролируемом Что она означает? 16, 19, 20,
    кем-то входе или Что за ней находится? 25, 29, 30,
    выходе (0.6) Она открывается свободно 35, 36
      или заперта?  
      Хочет ли путник ее открыть?  
      Можете ли он ее открыть?  
      Что можно сделать,  
      чтобы ее открыть?  
      Чему это препятствие  
      соответствует в Вашей жизни?  
      Что Вы чувствуете, находясь  
      перед дверью?  
  5.4. Мосты, Представления о Вы изобразили мост (туннель). 25, 40
  туннели путях преодоления Что он означает?  
    препятствий (0.6) Чему соответствует мост  
      (туннель) в Вашей реальной  
      жизни?  
  5.5. Транс- Представления о Вы изобразили автомобиль 1, 6, 7, 20,
  порт средствах ускорения (поезд, корабль, самолет). 23, 31, 39
    и облегчения Что он выражает?  
    движения по Что может ему соответствовать  
    жизненному пути в реальной жизни?  
    (0.5)    
    Средства труда (в    
    буквальном смысле)    
    или атрибуты    
    статуса    
  5.6. Другая Представления о Вы изобразили техническое 1, 19
  техника дополнительных средство.  
    средствах решения Чем оно может помочь  
    проблем (0.5) путнику?  
    Атрибуты професси- Как он может им воспользо-  
    ональной техничес- ваться?  
    кой деятельности В каких средствах Вы  
    или хобби нуждаетесь в Вашей жизни?  
6. Ориен-   Представления У Вас изображен дорожный 10, 14, 19,
тиры:   о правилах (0.6) знак (указатель, табличка).  
дорожные   Представления Что он говорит?  
знаки,   об источниках Кто его поставил?  
указатели,   информации Надо ли его слушаться?  
таблички     Можно ли его нарушить?  
      К чему это может привести?  
      Что еще может помочь  
      сориентироваться в пути?  
      Кто указывает Вам, куда идти?  
      Как Вы к этому относитесь?  
7. Произ-   Атрибуты професси- Почему Вам захотелось  
ведения   ональной художе- нарисовать это?  
искусства   ственной деятель- Какие чувства Вы испытываете,  
    ности или хобби когда встречаетесь с этим?  
    (0.6) Чем это может помочь Вам  
    Эстетическая в пути?  
    направленность    
8. Явле- 8.1. Растения Незначительные Почему Вам захотелось 1, 2, 4, 5,
ния при-   второстепенные нарисовать это? 6, 10, 11,
роды   детали (0.5) Какие чувства испытывает 12, 15, 18,
    Объекты, помогаю- путник, когда встречается 20, 23, 25,
    щие или препят- с этим? 29, 30, 32,
    ствующие на пути к Чем это может помочь ему  
    цели в пути?  
    Эстетическая    
    направленность.    
    Атрибуты професси-    
    ональной природ-    
    ной деятельности    
    или хобби    
  8.2. Живот- Эстетическая Почему Вам захотелось 4, 5, 6, 15,
  ные направленность нарисовать это? 16, 30, 31,
    Атрибуты професси- Какие чувства испытывает  
    ональной природ- путник, когда встречается  
    ной деятельности с этим?  
    или хобби Чем это может помочь ему  
      в пути?  
  8.3. Солнце Факторы, помогаю- Вы нарисовали солнце. 1, 2, 3, 4, 5,
    щие или препят- Чем оно может помочь или 6, 7, 12, 15,
    ствующие на пути помешать путнику? 17, 19, 20,
    к цели (0.6) Что или кто в вашей жизни 23, 25, 29,
      соответствует солнцу? 30, 31, 33
  8.4. Облака Факторы, помогаю- Вы нарисовали облака или 2, 3, 6, 7,
    щие или препят- тучи. Ю, 15, 17,
    ствующие на пути Чем они могут помочь или 19, 23, 31
    к цели (0.6) помешать в пути?  
    Источник беспокой- Что или кто в Вашей жизни  
    ства, тревоги соответствует этим облакам?  
  8.5. Гроза Источник страха Какие чувства путник испыты- 6, 15
    (0.6) вает во время грозы?  
      Что или кто в Вашей жизни  
      соответствует грозе?  
  8.6. Осадки Факторы, помогаю- Вы нарисовали дождь (снег). 3, 6, 7, 10,
    щие или препят- Чем он может помочь или 17, 19
    ствующие на пути помешать в пути?  
    к цели (0.6) Чему он соответствует  
      в Вашей жизни?  
9. Другие   Представления об У Вас изображены люди. 1, 5, 6, 12,
люди   окружающих людях, Кто эти люди? 19, 21, 29,
    помогающих или Что они делают? 30, 31
    мешающих в жизни Что они хотят?  
    (0.6) Что они могут?  
      Как они относятся к путнику?  
      Как он относится к ним? Какие  
      чувства они вызывают у Вас?  
      Кто может помочь Вам в пути?  
      Кто может помешать?  
10. Изо- 10.1. Размер Представление Вы сделали изображение  
бражение   о собственной путника довольно больших  
путника   значительности, размеров.  
    уважение к себе Что это означает?  
    (0.7) Насколько он сильный  
      и способный?  
      Чем он похож на Вас и чем  
      отличается?  
  10.2. Коли- Представление Вы сделали подробное 3, 25, 39,
  чество де- о собственной изображение путника.  
  талей привлекательности, Что это означает?  
    отношение к себе Насколько он красивый  
    с симпатией, и симпатичный?  
    принятие себя (0.7) Чем он похож на Вас  
      и чем отличается?  
  10.3. Пере- Активность (0.5)   23, 33, 39
  движение      
  10.4. Обо- Недостаточная   12, 35
  значение уверенность в себе    
    (0.5)    
  10.5. Одежда Демонстрация        
    принятия соци-        
    альных норм (0.5)        
  10.6. Пред- меты дея- тельности, средства труда, инструменты и т. п. Представление о себе как о субъекте труда (0.6) Атрибуты профес-сиональной социальной деятельности или хобби Демонстрация социального статуса Путник держит в руках эти вещи. Что это означает? Насколько они нужны ему? Может ли он избавиться от них? Чем они могут быть полезны в пути? Чем он похож на Вас и чем отличается? 33,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  10.7. Атри- буты статуса (пола, возраста, профессии, рода занятий и т. п.) Представление о собственной принадлежности к определенной категории людей (0.6) Кто этот путник? Кем он хочет быть? Чем он вынужден заниматься? Чем ему хотелось бы заниматься? Получится ли у него, достигнет ли он желаемого? Почему? 3, 19, 25,
 
 
 
 
 
 
 
  10.8. Следы Представление о Путник оставляет за собой 8, 20,
    результатах своей следы.
    деятельности (0.5) Что они означают?
      Какой след оставите Вы
      в своей жизни?
      Что бы Вам хотелось оставить?
  10.9. Отсутствие путника Вытеснение представлений о себе, игнорирова- ние своей личности, потребностей и возможностей, обесценивание себя (0.6) Вы не нарисовали самого путника. С чем это связано? Что помешало Вам его нарисовать? Какие чувства вызывает у Вас этот путник? Что случилось бы, если бы Вы его нарисовали? Где и каким бы Вы его изобразили? Чем он похож на Вас и чем отличается? 2, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 17, 18 19, 24, 26, 27,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
11. Со- 11.1. Отсут- Затруднения В своем тексте Вы ничего  
держание ствие упо- в определении не говорите о том, к чему Вы  
текста минания о целей (0.5) стремитесь.  
  собственных   Тем не менее, не могли бы  
  целях,   Вы об этом сказать? В чем  
  мотивах,   конкретно заключаются Ваши  
  чувствах   цели?  
  («хочу»)      
  11.2. Отсут- Затруднения В своем тексте Вы ничего не  
  ствие упо- в определении говорите о том, что Вы  
  минания о ресурсов (0.5) можете, умеете, способны.  
  средствах,   А как обстоят дела на самом  
  способнос-   деле? Что Вы в состоянии  
  тях, воз-   сделать?  
  можностях      
  («могу»)      
  11.3. Отсут- Затруднения В тексте Вы умалчиваете 11, 27
  ствие ука- в реализации о том, что Вы конкретно  
  зания на ресурсов (0.7) делаете.  
  собственные   Что именно Вы делаете?  
  действия   Чем Вы занимаетесь?  
  («делаю»)      
12. Сим- 12.1. Вопро- Сомнения, Вы нарисовали вопроситель- 3, 13, 18,
волы сительные затруднения ный знак. 22, 26, 28,
  знаки в принятии решений Что он выражает? 30, 32
    (0.7) С какими чувствами он у Вас  
      связан?  
      Что может быть последствием  
      этих чувств?  
      Какую пользу могут принести  
      Вам эти чувства?  
      В каких ситуациях эти чувства  
      могут Вам помешать?  
      На какой вопрос Вы хотели бы  
      ответить?  
      Что нужно для ответа на этот  
      вопрос?  
  12.2. Воск- Болезненные Вы нарисовали восклицатель-  
  лицательные переживания или ный знак.  
  знаки агрессия (0.6) С какими чувствами он у Вас  
      связан?  
      Какие обстоятельства привели  
      к возникновению этих чувств?  
      Что может быть последствием  
      этих чувств?  
      Какую пользу могут принести  
      Вам эти чувства?  
      В каких ситуациях эти чувства  
      могут Вам помешать?  
  12.3. Стрел- Представления о У Вас изображена стрелка. 1, 4, 13,
  ки директивах, Что она говорит? 17, 19, 20,
    указаниях, правилах, Надо ли ее слушаться? 21, 22, 24,
    нормах (0.6) Можно ли ее нарушить? 26, 33, 35,
      К чему это может привести? 36, 37, 38
      Кто указывает Вам, куда идти?  
      Как Вы к этому относитесь?  
  12.4. Нуме- Представления о    
  рация последовательности    
    или значимости    
    событий (0.5)    
               

 

4. Примеры использования методики рисуночных метафор «Жизненный путь»

4.1. Консультирование. Екатерина, 27 лет, преподаватель английского языка в вузе, не замужем (Атлас, рис. 33)

 

Обратилась за консультацией по поводу неудовлетворенно­сти работой. «Сама не знаю, чего хочу. Работа раздражает». Не может заставить себя закончить диссертацию. Ранее проходила 3-часовое тестирование и часовую консультацию в центре проф­ориентации. Принесла показать распечатки результатов компь­ютерного тестирования, включавшего карту интересов, ДДО, оп­росники Айзенка, Шмишека, тест структуры интеллекта Амтхауэ-ра. Получила рекомендацию работать с людьми. «И тесты инте­ресные, и психолог приятный, а все равно что-то не то». Само­стоятельно нашла и прошла в Internet: тест Люшера, тест юмори­стических фраз, MMPI, досконально изучила литературу по MMPI, однако в своих результатах так и не разобралась. На предложе­ние выполнить ряд рисунков ответила: «А, дом - дерево - чело­век, это я уже знаю».

Методику «Жизненный путь» начала выполнять уже через 10 секунд после инструкции. Работала 9 минут. В процессе рисова­ния самостоятельно начала комментировать свое изображение:

- Что, надо что-то писать или говорить, как лучше?

- Как Вам удобнее.

- Вот путник... Надо взять сумку и идти... Только надо по­нять, куда идти... Не знаю, как изобразить... Серый волк или луч­ше птица страшная... Вокруг природа, цветочки всякие... Вот кочки, они затрудняют движение... Может, книгу взять? Людей рисовать не хочу. Встала и смотрю. Прошлая дорога - пыльная и песчаная. Будущие дороги - разные. Одна (крайняя справа) - такая же, как и прошлая, другая (вторая справа) - гранитная, третья (средняя) -вся в рытвинах и ухабах. Путник никак не выберет. Может быть, идти по лесу? Это не страшно, но долго и нудно. Может быть, и приятно, но хочется побыстрее. Листа не хватает. Нет, по кочкам слишком медленно. Прямые дороги мне больше нравятся (рису­ет длинные жирные стрелки на дорогах).

- Спасибо. Итак, представим себе, что путник выбрал свой путь, достиг своей цели. Как он узнал, что он ее достиг?

- Наверное, по своим воспоминаниям, впечатлениям.

- О чем именно он вспоминает?

- Ему в голову приходят поездки, путешествия, общение с друзьями.

- Не могли бы Вы сказать, в какие моменты жизненного пути он чувствовал себя наиболее счастливым?

- Трудно сказать. Наверное, этап счастья растянут во времени.

- Но в каких ситуациях путник испытывал счастье? С чем оно было связано?

- Совершенно точно оно было связано с работой, заработком.

- То есть для него очень важным является материальный ус­пех, благосостояние?

- Да, обязательно.

- А для Вас?

- Для меня тоже.

- Ясно. А в какие периоды жизни путник испытывал наиболь­шие затруднения и сложности?

- Когда он только начал работать.

- Не могли бы Вы изобразить на рисунке, где находится на­чало работы путника?

- Вот здесь (рисует жирно заштрихованное пятно в 2 санти­метрах выше перекрестка на центральной дороге).

- То есть путник по-настоящему еще не начал свою работу?

- Да, он еще не приступил к работе.

- А Вы?

- Ой, похоже, что так оно и есть!

- Значит ли это, что та работа в институте, которую Вы вы­полняете сейчас, не воспринимается Вами как настоящая?

- Да, это так. Я собираюсь из института уходить.

- Вы с таким сильным нажимом закрасили это место. Поче­му? Что Вам хотелось бы скрыть под этим пятном?

- Для меня действительно страшно начать действовать.

- Чего именно Вы боитесь?

- Вы знаете, я очень боюсь, что если я буду работать на са­мом деле, то я потеряю семью?

- То есть Вы боитесь, что работа может потребовать от Вас слишком много времени и сил, и это может помешать Вам со­здать и поддерживать семейные отношения?

-Да.

- Что еще может помешать путнику достичь своей цели?

- Это колдобины на дороге. Пока через них перебираешься, здоровья и желания может не хватить.

- Итак, главными препятствиями для достижения Вашего финансового успеха является угроза потерять семью и здоровье?

- Пожалуй, так.

- Что же поможет путнику достичь его цели?

- Сильные ноги (обводит ноги) и здоровье.

- И как Вы оцениваете свое собственное здоровье?

- Достаточное, чтобы справляться с трудностями. Только надо тратить его с умом.

- Хорошо, что еще может помочь Вам в пути?

- Не знаю.

- Екатерина, помнится, что Вы довольно быстро начали вы­полнять задание и рисовать жизненный путь. Значит ли это, что Вы обычно быстро принимаете решения?

- Да, быстро и легко. Например, я уже решила уходить из института.

- Но, тем не менее, что же мешает Вам принять решение о том, в каком направлении двигаться дальше?

- Мне сложно понять, почему.

- Хорошо, не могли бы Вы вспомнить какие-нибудь случаи, когда Вы долго думали, прежде чем что-то сделать?

- Да, я помню два таких случая. Один из них, когда я учи­лась, был связан с тем, что мой знакомый предложил мне офор­мить «липовую» трудовую книжку, чтобы у меня был больший стаж работы. Я долго думала, прежде чем отказалась. Другой случай был связан с моей подругой. Она была такого шизоидного типа.

Мы часто проводили время вместе, путешествовали, и одно вре­мя мне было с ней очень интересно. Но потом она стала меня «доставать». Я понимаю, что у нее больше не было подруг, и мне приходилось быть одной за всех, но у меня не стало хватать сил на то, чтобы поддерживать дружеские отношения. И я очень дол­го мучилась перед тем, как разорвать отношения с ней.

- Что же мешало Вам быстро принять решение в тех случаях?

- В первом случае был сильный соблазн, но я не хотела рис­ковать. Во втором случае мешала привязанность к подруге.

- Итак, принять решение Вам может помешать либо стрем­ление к безопасности, попытка застраховаться от неудач, либо привязанность, стремление сохранить привычные отношения. А как обстоит дело с Вашей теперешней ситуацией? Что именно препятствует Вашему выбору карьеры?

- Наверное, не привязанность. Все-таки я легко могу менять свои привычки. Скорее, боюсь угрозы.

- Допустим. А чем нам может помочь страх?

- Как это помочь? Он же больше всего и мешает.

- Хорошо, путник испытывает страх. А в чем польза этого страха, от чего он защищает? Что бы могло бы случиться с путни­ком, если бы страха не было?

- Страх не дает превысить допустимую скорость. Благода­ря страху путник не окажется в кювете.

- То есть страх защищает Вас от принятия необдуманных решений?

- Он обеспечивает самосохранение.

- Может быть, мы можем поблагодарить за это наш страх?

- Точно.

- Хорошо, Катя. Итак, мы решили, что страх - один из на­ших помощников. А теперь, я прошу Вас обратить внимание, что Ваш рисунок не влезает в рамки листа. В каких еще случаях Вы можете нарушать общепринятые рамки поведения?

- О, я терпеть не могу заниматься домашним хозяйством. Ненавижу обслуживать других людей.

- То есть Вы не намерены оправдывать ожидания людей, что женщина должна заниматься семейным очагом? А что произой­дет, если Вы вынуждены будете этим заниматься?

- Не могу себе представить, исключительная скука.

- Таким образом, ограниченность рамками дома не позво­ляет Вам реализовать Ваши стремления и способности, и Вы ста­раетесь вырваться за их пределы?

- Обязательно.

- Ясно. А теперь мне хотелось бы обсудить с Вами эти жир­ные стрелки на дорогах? Я так понимаю, что они указывают пут­нику возможные направления? Кто же их устанавливает?

- Стрелки - это общественные установки.

- Не могли бы Вы рассказать поподробнее, что за установки выражает каждая из этих стрелок?

- Первая стрелка (первая справа, подписывает) - это путь интеллигенции, преподавателей, похожих на моих родителей. Преимущество этого пути - спокойствие и безопасность, но это совершенно неинтересно. Вторая стрелка (вторая справа, под­писывает) - это путь власти, преуспевающих и богатых людей. Это - новый путь, раньше такого не было. Это путь рискованный, он препятствует созданию семьи. Но только этот путь может при­вести к настоящей удаче. Он дает возможность стать по-настоя­щему независимым человеком. Здесь можно реализовать все свои возможности. Третья стрелка (подписывает) - это путь тружени­ков. Они творческие люди, им нравится работа, но они вкалыва­ют на других, и это меня не удовлетворяет. Четвертый путь (под­писывает) можно выразить словами: «Не думай, живи и будь до­волен». У них нет результата, нет будущего. Мне нравится, что они умеют отдыхать, но они окончат свой путь в кювете.

- Катя, вспомните, пожалуйста, про какой путь Вы расска­зывали с наибольшим воодушевлением? Когда Вы говорили громче всего и дольше всего?

- (Улыбается.) Про второй путь.

- И именно на этом пути Вы обозначили будущее начало своей работы?

- Даже не знаю, случайно ли это.

- Итак, Вы стремитесь к финансовому успеху и материаль­ному благополучию. А ради чего? Что это Вам даст?

- Не хочу ни от кого зависеть. Хочу сама решать, что мне делать и когда делать. На самом деле мне не нужны отдых, комфорт и развлечения. Но для меня важно располагать возможнос­тями, я хочу выбирать.

- Вы сказали, что Вы опасаетесь вступить на этот путь. Что нужно Вам, чтобы было не так страшно?

- Необходимы знания, средства.

- Так, а еще?

- А еще я нуждаюсь в близких людях, которые могли бы меня поддержать и которым я была бы нужна.

- Кто бы мог быть такими людьми?

- Это родители, друзья и еще ребенок. Я очень хотела бы иметь ребенка.

- То есть Вам нужны не столько партнеры, которые помога­ли бы Вам в работе, сколько...

- Да, мне нужны близкие люди, которым я могла бы доверять, с которыми я могла бы отдыхать. Мне не нравятся люди бизнеса.

- Несмотря на то, что Вам хотелось бы войти в их число?

- Даже несмотря на это.

- Но вы не упомянули среди близких людей будущего супруга.

- Вы знаете, я не очень верю, что могла бы найти мужа, кото­рый терпимо относился бы к тому, что я пропадаю на работе и мало времени уделяю семье, что я зарабатываю больше него. Именно это я имела в виду, когда говорила, что боюсь потерять семью.

- Но, может быть, муж мог бы быть условием материально­го благополучия, к которому Вы стремитесь?

- Я не верю в сказку о принце. Кроме того, если бы так и случилось, то это были бы его деньги, его положение, а мне хо­чется собственной независимости.

- Что еще, кроме коммерческой деятельности, может обес­печить финансовый успех и благосостояние?

- Я думаю, что выдающиеся способности, которые можно продавать. Однако я не уверена, что обладаю ими. Кроме того, для этого требуется каждодневный труд, и это все равно не обес­печивает независимости.

- Значит ли это, что только Ваш собственный бизнес может быть средством финансового успеха, благополучия и независимости?

- Да, только так.

- Вы нарисовали у путника книгу. Как Вы полагаете, о чем в ней написано?

- Это не беллетристика. Там содержатся знания по эконо­мике и по психологии. Как вести дела, планировать деятельность, продавать.

- Это те знания, в которых Вы нуждаетесь?

- Да, мне не хватает умения организовать себя, управлять другими людьми.

- Чему бы Вам еще хотелось научиться?

- Наверное, тратить силы не по пустякам, а только на дело. А то очень часто я разбазариваю свое собственное здоровье.

- А что у путника в сумке?

- Тут как раз ничего особенного: косметичка, кошелек, бумага.

- То есть Вы больше рассчитываете на себя, чем на какие-то дополнительные средства?

- Да, в основном мне ничего не нужно, кроме меня и моих способностей.

- Катя, Вы нарисовали солнце. Какие чувства оно вызывает у путника?

- Радость. Солнце ассоциируется у меня с движением, с вет­ром. Если ветер навстречу, то это значит, я живу так, как хочу. Значит, я быстро дви






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.