Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка эффективности программы групповых занятий по профориентации






Программа групповых занятий по профориентации «Про­фессия и Я» была разработана специалистами-психологами Санкт-Петербургской службы занятости И. В. Павловой и С. В Чебура-ховой в 1997 году и предназначалась для интенсификации выбо­ра профессий в соответствии с профессиональными интереса­ми, способностями и спросом на профессии на рынке труда. Программа включала в себя три занятия по три часа каждое и состояла из специальных бесед, упражнений и игр, которые пре­доставляли участникам группы возможность получить представ­ление о мире профессий и самостоятельно принять решение о соответствии своих личностных особенностей определенной про­фессиональной среде. Программа прошла апробацию с учащимися старших классов и студентами младших курсов и показала свою эффективность в решении проблем выбора профессии и планирования трудовой деятельности.

В качестве одного из критериев оценки эффективности ис­пользовалась методика рисуночных метафор «Жизненный путь». Несколько десятков участников групповых занятий выполняли методику непосредственно до и сразу после курса занятий. В Атласе (рис. 35-40) представлены результаты выполнения методики тремя участниками.

 

Табл. 7. Изменения результатов методики «Жизненный путь» в процессе групповых занятий по профориентации

Участник группы Характеристики изображения до занятий по профориентации Характеристики изображения после занятий по профориентации Изменения состояния
Анна Изображение в верхней части листа. Многократная повторная обводка сумки с багажом и рук путника, а также забора, препятствующего движению. Обозначение себя. Перечень ресурсов: знания. Перечень препятствий: непонимание, несправед- ливость, серая действи- тельность. Подъем вверх по лестнице. В конце пути - одна дверь. Перечень целей: успех, власть, большой круг общения, друзья, семья. Изображение в центре листа. Повторная обводка только фигуры путника. Ресурсы распределены вокруг фигуры путника. Перечень ресурсов: желание, способности, возможности, терпеливость, настырность, целеустремленность, море друзей. Стрелка, указывающая направле- ние движения. Забор-препятствие обозначен небольшой тонкой линией. Перечень препятствий: недоста- ток знаний и опыта, неудачи. Отсутствие подъема. Большое количество последова- тельных дверей на пути. Промежуточные цели: работа, дающая опыт, навыки и знания. Конечная цель: желаемая работа, карьера, деньги. Большая уравновешен- ность. Меньшая озабоченность и фиксация внимания на себе, ресурсах и препятствиях. Большее желание двигаться вперед. Изменение представлений о содержании ресурсов, препятствий и целей. Разделение целей на ближайшие и КПНРЧНЫР i4UnCinOICi
Елена Изображение в левой Изображение занимает весь лист. Уменьшение
  верхней части листа и Начало пути - школа. заторможенности
  занимает четверть Двойная стрелка вперед. и повышение
  площади. Акцентирование знаком вопроса уравновешенности.
  Начало пути - детский и жирными стрелками точки Большая
  сад. выбора между нормальной ориентация
  Одиночная стрелка работой, учебой в институте и в будущее.
  вперед. учебой на курсах. Большее
  Выбор пути ограничен Подчеркивание препятствия напряжение в
  учебой, для которой нет на пути к нормальной работе и процессе выбора,
  средств, и работой, для учебе в институте. повышение
  которой нет образования. Промежуточный ресурс - биржа. значимости проблемы.
    Детализация обходного маршру- Расширение
    та: промежуточная учеба на возможностей
    курсах, промежуточная работа, выбора и
    улучшение финансов для представлений
    получения образования, учеба в о ресурсах.
    институте, желаемая работа.  
      Детализация
    Весь маршрут отмечен стрелками. представлений о
    Существуют зачеркивания и будущей карьере.
    исправления на пути между Наличие
    улучшением финансов и учебой промежуточных
    в институте. этапов пути.
Виталий Рисунок занимает всю Количество деталей сокращается, они перемещаются в правую нижнюю часть листа. Фигура путника на перекрестке и указатели сильно заштрихованы, сопровождаются дополнительны- ми обводками, появляются тени от фигуры и указателей. Мысли путника ограничены пропастью лени и безответствен- ности и мостом работоспособнос- ти, которые сильно заштрихованы. Падение интереса к планированию карьеры. Усиление тенденций к самообвинению и повышение зависимости от окружающих воздействий. Появление страхов перед выбором и оценкой своих возможностей.
площадь листа и содержит
большое количество
деталей.
Пронумерованные этапы
пути: лестница в небеса,
сломанная лестница и
падение путника, путник
перед перекрестком.
Изображение мыслей
путника: камень преткно-
вения и лужа безысходно-
сти (проблема), груз
знаний в рюкзаке и посох
уверенности (ресурсы),
преодоление горных
утесов (действия) и полет
на космическом челноке,
  символизирующий достижение мечты. Наиболее плотно заштриховано преодоле­ние горных утесов.
           

Как мы видим, участие в групповых занятиях по профориен­тации может приводить участников не только к позитивным из­менениям, связанным с расширением представлений о себе, своих возможностях, этапах профессиональной карьеры, как в случях Анны и Елены. Некоторые участники в результате занятий могут испытывать испуг, панику, усиление тревожных и депрессивные переживания, как это произошло с Виталием. В этом случае ме­тодика рисуночных метафор «Жизненный путь» позволяет отсле­дить изменения представлений и переживаний клиентов, выявить круг клиентов, нуждающихся в дополнительной психологической коррекции, и своевременно принять решение о необходимости индивидуальных консультаций.

 

 

Литература

1. Buck J. House-tree-person drawing technique. // Contribution toward Midical Psychological. - N.Y., 1953.

2. Goodenough G., Harris D. B. Studies in psychologies of children's drawings. - II. 1928-1949. // Psychol. Bull. - 1950. - Vol. 47.

3. Harris D. B. Children's drawings as measures of intellectual maturity. - N.Y., 1963.

4. Koch Ch. Le fast de I'arbe. - L, 1958.

5. Machover K. Human figure drawings of children.//J. of Projective Technique. - 1953. - Vol. 3.

6. Mira i Lopez E. Le psychodiagnostic myokinetique. - Paris, 1963.

7. Vahamottonen T. Reframing career counselling in terms of counsellor-client negotiations. - Joensuu, 1998.

8. Берне Р. С, Кауфман С. Х. Кинетический рисунок семьи. -М.: Смысл, 2000.

9. Маховер К. Проективный рисунок человека. - М.: Смысл, 2000.

10. Романова Е. С, Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт, 1992.

11. Хоментаускас Г. Т. Методика «Рисунок семьи». // Общая пси­ходиагностика. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. -М:, МГУ, 1987. - С. 206-221.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.