Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научная концепция экспозиции.






Экспозиционный замысел.

Разработка научного обоснования экспозиции и органически связанных с ней принципов её архитектурно-художественного решения дают первоначальное, общее представление о будущей экспозиции. Начало подготовки экспозиции в целом не отличается от первых этапов любой научной работы. Выявляется литература, необходимая для освоения поставленной темы, попутно составляется библиографическая картотека. Прорабатывается общая и специальная литература. Выявляются источники, причём основной источниковой базой являются фонды музея. В первую очередь изучается справочный аппарат фондов, материалы открытого хранения, существующие экспозиции по данной теме. При подготовке экспозиции по современной тематике, важное значение имеют консультации с экспертами – специалистами по разным отраслям производства, науки, культуры. Попутно намечаются возможности предметного раскрытия изучаемых событий и явлений. Эта работа идёт на всех стадиях проектирования экспозиции, поэтому она вынесена за пределы схемы, как относящаяся к ней в целом.

В итоге создаётся документ, в котором:

- раскрывается цель экспозиции, её научное содержание, нравственно-

воспитательный потенциал; указываются стержневые проблемы, определяемые профильной дисциплиной и музееведческим подходом к отражению действительности. С этим связано выяснение особенностей данной экспозиции с имеющимися прежде однопрофильными экспозициями музеев данного региона;

-даётся обоснование тематической структуры, намечаются её основные

разделы вместе с характеристикой экспозиционной площади (планы залов прилагаются к документу), указывается позальное размещение разделов экспозиции;

- даётся по возможности подробная характеристика материалов по теме

экспозиции, выявляется необходимость дополнительного комплектования;

- определяются методы показа (будут ли введены в тематическую экспозицию ансамбли-интерьеры, коллекционный, систематический показ);

- по возможности указываются ведущие крупногабаритные экспонаты,

экспонаты повышенной аттрактивности (например, диорамы);

- формулируются требования к архитектурно-художественному решению экспозиции (облик каждого зала, его доминанта, характер оформления, освещение, возможность введения декоративных элементов, особые меры для обеспечения сохранности экспонатов и др.);

- намечаются технические средства и устройства (озвучение, кино, полиэкран, голография и др.).

Таким образом, вырабатываются общая концепция и представление об облике будущей экспозиции. Это – творческий процесс, требующий высокого уровня профессиональной подготовки «музейного» мышления и воображения.

Тематическая структура экспозиции.

На первом этапе намечаются лишь основные разделы экспозиции. В ходе работы каждый из них членится на экспозиционные темы, взаимосвязанные и соподчинённые. Вместе взятые, они составляют пока ещё краткую тематическую структуру экспозиции (ТС). Эта работа, естественно, требует продолжения изучения литературы, источников. В первую очередь фондов музея. Уточняются названия разделов, формируются заголовки экспозиционных тем. На плане экспозиционного помещения указывается предполагаемое их размещение и, следовательно, намечаются маршруты по залам. ТС имеет, как известно, исключительно важное значение для раскрытия содержания экспозиции, определяет уровень его музейного воплощения. Поэтому работа над ней выделена в схеме в отдельный пункт, хотя на практике ТС обычно прилагается к первому проектному документу.

Развёрнутая тематическая структура. Тематический план.

Дальнейшая разработка ТС – деление её на подтемы, элементы подтем, (позднее формирование экспозиционных комплексов) приводит к созданию развёрнутой ТС (РТС), которое возможно лишь на основе детального изучения фондов, и поэтому работа над РТС идёт одновременно с подбором материалов, на его основе.

Однако ни научная концепция, ни РТС не раскрывают конкретного содержания экспозиционных тем, а это необходимо особенно при проектировании новых экспозиций по темам, недостаточно освещённым в литературе. Поэтому большинство музеев в рабочем порядке составляет тематический план (ТП). В нём раскрывается идейное содержание каждого пункта РТС, перечисляются группы предполагаемых экспозиционных материалов и даётся программа дальнейшего их комплектования.

Подбор материалов.

Начинается после создания краткой ТС и является основой для РТС и ТП. В фондах музея выявляются материалы, относящиеся к теме, они подбираются в других хранилищах (библиотеках, архивах, музеях), намечаются для воспроизведения в немузейные объекты,

организуется запланированный полевой сбор. Весь подобранный материал заносится на карточки, в которых указываются название предмета, тема, к которой относится и краткие сведения о нём (атрибуция, датировка и т.д.). В итоге формируется картотека, в которой карточки расставлены по разделам, темам и подтемам будущей экспозиции.

Отбор материалов.

Эта работа ведётся совместно с художником. Из материалов отбираются предметы, обеспечивающие раскрытие замысла и содержания экспозиции и его музейное воплощение. Основу экспозиции составляют предметы из фондов данного музея. При отборе уточняются или добавляются сведения о них (помимо атрибуции и датировки, история его создания или бытования, связь с поставленной темой и пр.), определяется способность привлечь внимание посетителей (аттрактивность), вызвать эмоции (экспрессивность). Одновременно заказываются воспроизведения материалов из других хранилищ, внемузейных объектов; окончательно отбираются ведущие тексты, намечаются вспомогательные материалы.

Именно на данном этапе создаются экспозиционные комплексы, в соответствии с ними теперь группируются карточки в упомянутой картотеке. (Материалы, не вошедшие в картотеку, составляют «запасник», который может быть использован в последующих работах.)

Экспозиционный комплекс, как известно, размещается в определённо-ограниченном пространстве. Неправильное размещение может исказить идею комплекса. Отобранные экспонаты могут не поместиться в заданном пространстве.

Именно поэтому экспозиционер-профессионал ощущает насущную потребность в составлении авторских графиков размещения экспозиционных материалов (чертёж или аппликация). В графиках получают отражение научная концепция экспозиции, требования к образному решению экспозиционных комплексов. Впрочем, некоторые музееведы отрицают необходимость составления авторских графиков.

Нам же представляется, что вопросы размещения материалов имеют принципиальное значение и в их решении обязательно участие научного сотрудника – экспозиционера.

Раскладка отобранных материалов.

Производится в соответствии с подготовленными проектными документами и с авторскими графиками на заданной экспозиционной площади и является важнейшей операцией в ходе проектирования экспозиции. Это – совместная работа научного сотрудника и художника.

В процессе раскладки окончательно отбираются экспозиционные материалы, иногда происходит их замена, для чего используется вышеупомянутый «запасник».

Вносятся уточнения не только в авторские графики, но и в тематическую структуру экспозиции. Итог раскладки, фиксирующий её результат, – окончательный график размещения экспозиционных материалов (его обычно чертит художник) вместе с развёрнутой тематической структурой (или тематическим планом), которые составляют основу тематико-экспозиционного плана. В плане учитываются выполненные к этому времени проекты архитектурно-художественного решения. В ряде случаев (при малых масштабах работы, при реэкспозициях, оперирующих знакомым материалом, при выполнении срочных выставочных заданий и т.д.) раскладка производится после составления ТЭПа. В этом случае в него вносятся необходимые поправки.

Тематико-экспозиционный план.

Это итоговый документ научного проектирования экспозиции. В нём даются:

- титульный лист с указанием названия музея, темы, автора, даты;

- оглавление – уточненная тематическая структура экспозиции (точная формулировка названий разделов, тем, подтем) с указанием страниц плана;

- пояснительная записка с подробным раскрытием научного обоснования экспозиции и принципов экспозиционных решений;

- в соответствии с тематической структурой полный пронумерованный перечень уже не предполагаемых, а наличных экспозиционных материалов, сгруппированных по комплексам, с более или менее краткими сведениями о каждой из них. Возможно краткое раскрытие идейного содержания экспозиционных комплексов. Обычно в тематико-экспозиционный план включаются дополнительные данные: характер экспонатов (подлинник, воспроизведение, вспомогательный материал), инвентарные номера, иногда размеры подлинников. В особую графу возможно выделение ведущих текстов. В тематико-экспозиционном плане (в графе «примечания») рекомендуется дать предложения художникам, а именно: подчеркнуть доминанту каждого зала, дать указания к размещению экспонатов или комплексов (верхний пояс, первый, второй, скрытый план, ведущий экспонат), дать конкретные предложения по использованию технических средств, указать экспонаты, требующие особых мер по обеспечению сохранности. Иногда при малых масштабах работы или при краткости этикетажа (например, на временных выставках) в ТЭП включается полностью весь этикетаж и объяснительные тексты. Однако всё это значительно увеличивает объём плана и затрудняет редактирование текстов.

Весь текстовой материал, как и разработки различных вспомогательных материалов, прилагаются к ТЭПу.

Подготовка текстового и вспомогательного материала.

Подбираются или разрабатываются научно-вспомогательные материалы (карты, диаграммы, схемы), содержание диорам и макетов, данные для научных реконструкций и др. В связи с важностью авторских текстов для понимания содержания экспозиции и особой трудоёмкостью данной работы, в которой сочетается полнота сведений с предельной краткостью изложения, в схеме она разделена на два этапа. Начало подготовки – на основе данных, имеющихся в картотеках, ТЭПах, в дополнительной литературе и окончательная редакция текстового материала после утверждения ТЭПа.

Художественное проектирование экспозиции.

Научное и художественное проектирование экспозиции тесно связаны. Чем раньше художник включается в работу, тем эффективнее будут её результаты. В настоящее время намечается тенденция к убыстрению работы по архитектурно-художественному решению экспозиции, к завершению её проектирования.

Художники представляют:

- план территории музея с размещением крупногабаритных экспонатов и декоративных элементов, а также объектов архитектуры и природного окружения (если проект архитектуры и природного окружения (если проект составляется на весь музей);

- план экспозиционных залов с уточнённым размещением разделов и тем, ведущих экспонатов; варианты маршрутов по залам;

- перспективы каждого зала в цвете;

- развертки всех стен;

- эскизы ведущих экспозиционных комплексов, вспомогательных материалов, решение отдельных элементов экспозиции;

- образцы ведущих и объяснительных текстов этикетажа (шрифт, цвет, композиция).

Осуществление экспозиции.

Монтажные листы представляют собою чертежи участков экспозиционной площади в масштабе 1: 10 (или в натуральную величину) с точным обозначением размещения оборудования, оформленных экспонатов, текстов, технических устройств и т.д.

Составляются художником на основе тематико-экспозиционного плана,

эскизного проекта архитектурно-художественного решения и уточненных графиков под наблюдением экспозиционеров. Монтажными листами руководствуются при художественном исполнении работ, а затем при монтаже экспозиции.

Художественно-исполнительские работы.

В них входит:

- исполнение по предварительным эскизам диорам, художественно-декоративных элементов экспозиции (панно, орнаменты и пр.), разного рода воспроизведений (копии, муляжи, макеты и пр.), разнообразных научно-вспомогательных материалов, фоторабот (в том числе фотоувеличений, слайдов и пр.), шрифтовых работ;

- оформление экспонатов (обрамление, окантовка, закрепление на планшетах и т.д.).

Работы ведутся под руководством художника, однако, автор экспозиции наблюдает за ходом. В частности, за соблюдением правил, обеспечивающих сохранность подлинников. К окончанию работ должен быть закончен ремонт залов, должно быть изготовлено оборудование.

Монтаж экспозиции.

Размещение и закрепление всех экспозиционных материалов и музейного оборудования на заданных площадях в соответствии с монтажными листами.

Монтируется в первую очередь верхний пояс экспозиции, экспонаты, подвешенные к потолку (например, знамёна), затем – настенный материал экспозиционного пояса (наиболее удобен для обозрения экспозиционный пояс, начиная с 70–80 см от пола и высотой 1, 7 м), витрины и, наконец, подставки и подиумы. Монтаж производится специалистами под руководством художника, при участии авторов экспозиции.

Популяризация экспозиции.

Музейная экспозиция как одно из средств массовой коммуникации рассчитана на самых разнообразных посетителей. Популяризация экспозиции. Доведению её сути, содержания до ума и сердца человека, пришедшего в музей, способствует в первую очередь проведение экскурсий.

Занятия с экскурсоводами.

Работу ведут авторы экспозиции на основе тематико-экспозиционного плана, эскизного проекта, графиков размещения экспонатов и по возможности с демонстрацией важнейших из них. Предварительно экскурсовод знакомится с первыми проектными документами, а также с основной литературой. В подготовку экскурсоводов включаются и фондовые отделы. Перед вернисажем занятие проводится по смонтированной экспозиции.

Приём экскурсии.

Как правило, он производится автором экспозиции. К вернисажу должны быть подготовлены сотрудники, способные вести экскурсии и давать консультации по экспозиции. Одновременно с экскурсией следует готовить и другие средства популяризации.

Путеводители, буклеты, тексты выступлений.

Составляются на основе тематико-экспозиционного (тематического) плана, этикетажа, картотек экспонатов, желательно, чтобы к открытию экспозиции был готов информационно-справочный материал для посетителя. Выступления в прессе, по радио, телевидению могут состояться ещё до открытия экспозиции и способствовать пробуждению интереса к ней.

Афиши, значки, пригласительные билеты.

Художник, получив материал от автора экспозиции, готовит эскиз афиши. В ней помимо художественной части помещаются справочные сведения, в самой сжатой форме даётся содержание экспозиции. Если имеются материальные возможности, то к открытию экспозиции изготовляются значки, сувениры. Их оформление связывается с содержанием экспозиции, они могут иметь символический характер или изображать конкретные экспонаты, памятники архитектуры, декоративного искусства и т.д. Заранее печатаются пригласительные билеты на вернисаж.

Разрешение на открытие.

Приёмная комиссия в составе представителей вышестоящей организации, дирекции музея, главного хранителя в соответствии с существующей инструкцией даёт разрешение на открытие и оформляет его специальным актом.

Вернисаж.

После внесения необходимых поправок (если они сделаны приёмной комиссией), музей организует общественный просмотр экспозиции, приглашаются официальные лица, актив музея, сотрудники местных музеев, учёные, педагоги, представители общественности – словом, все, заинтересованные в работе музея.

Затем экспозиция объявляется открытой.

Однако работа над ней не заканчивается. Составляются охранно-топографические документы-описи. Формируется архив экспозиции, в который входят все документы, связанные с её проектированием и осуществлением.

В заключении подчеркнём, что экспозиция – живой организм, она требует постоянного наблюдения, обновления в связи с пополнением фондов, с дальнейшим развитием профильной дисциплины, с изучением музейного посетителя, с новыми возможностями художественных решений.

Работа фондовых отделов.

В подготовке экспозиции активное участие принимают сотрудники фондовых отделов. Они помогают выявлять нужный материал, участвуют в дополнительном его сборе. Отобранные материалы хранители передают в экспозиционный отдел по специальным актам. Сотрудники хранительских отделов проводят дополнительные занятия с экскурсоводами, давая подробные сведения не только о предметах, подготовленных для экспонирования, но и тех отраслях материальной и духовной культуры, к которой они относятся. Как указано выше, главный хранитель участвует в приёме экспозиции. Таково содержание предлагаемой схемы.

Повторяем, любая схема даёт идеальный вариант организации работы и должна быть использована творчески. В зависимости от конкретных условий работы может быть взят за основу сокращённый вариант, а также внесены необходимые изменения, конечно, без нарушения смысла проектировочных и практических работ и их взаимных связей. Надеемся, что данная схема будет способствовать повышению качества экспозиций.

 

 

ТЕМАТИКО-ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ПЛАН

Музей

Раздел экспозиции (тема)

Зал № ________ размер зала (длина, ширина, высота)

Автор плана

Тематическая структура

Ведущие

Тексты

Названия комплексов, входящих в тему или подтему

Перечень экспозиционных материалов, входящих в комплекс

Сведения о характере экспозиционных материалов

Примечания (связанные с художественным проектированием)

Указываются точно сформулированные названия разделов и тем; возможно краткое раскрытие содержания каждой темы

Выписываются полностью с указанием на источник

Даётся сквозная нумерация комплексов в зале

Перечисляются в соответствии с развёртыванием темы.

Даются основные сведения об экспонатах

Указывается: подлинник, воспроизведение научной реконструкции, вспомогательный материал;

Инвентарный номер музея или место хранения подлинника, взятого или воспроизведённого из другого хранилища

Указываются композиционные и оформительские решения

Сведения по каждому экспозиционному комплексу отделяются друг от друга

чертой.

 

Для небольших музеев предлагается упрощённая схема изложения экспозиции:

Название раздела, темы, подтемы комплекса

Перечень экспозиционных материалов по комплексам с их краткой характеристикой и инвентарными номерами

Примечания

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.