Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и технологии взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.






Педагогическое взаимодействие представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и обучаемых, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса, который является специально организованным взаимодействием педагогов и обучаемых, по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение как потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогическое взаимодействие – более широкое понятие, чем «педагогическое воздействие», «педагогическое влияние», «педагогическое отношение». Являясь следствием взаимодействия педагогов и воспитуемых, педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Педагогическое взаимодействие всегда имеет два взаимообусловленных компонента – педагогическое воздействие и ответную реакцию учащегося (школьника, студента). Воздействия могут быть прямыми и косвенными, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, наличию или отсутствию обратной связи и т. п. Ответные реакции воспитанников также многообразны: это активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональные переживания или безразличие, поступки и т. п.

Различают следующие виды педагогических взаимодействий: собственно педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми и сверстниками); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); самоотношения (отношения к самому себе).

Эффект педагогического взаимодействия зависит от содержания и способов самого воздействия, а также от индивидуально-психологических особенностей субъектов образовательного процесса. При оптимальном педагогическом общении выделяют следующие основные функции взаимодействия обучающего и обучаемого:

› конструктивную, проявляющуюся при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости предмета;

› организационную, которая реализуется через организацию совместной учебной деятельности обучающего и обучаемого, взаимную личностную информированность и общую ответственность за успехи учебно-воспитательной деятельности;

› коммуникативно-стимулирующую, представляющую собой сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), организации взаимопомощи с целью педагогического сотрудничества, осведомленности учащихся о том, что они должны знать, понять на занятии, чему научиться;

› информационно-обучающую, реализующуюся через показ связи учебного предмета с практикой для правильного миропонимания и ориентации студента в событиях общественной жизни; через подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полноту в сочетании с эмоциональным изложением учебного материала, опорой на наглядно-чувственную сферу обучаемых;

› эмоционально-корригирующую, которая реализуется в процессе обучения через принципы «открытых перспектив» и «победного» обучения в ходе смены видов учебной деятельности, доверительного отношения между обучающим и обучаемым;

› контрольно-оценочную, проявляющуюся в организации взаимоконтроля обучающего и обучаемого, совместном подведении итогов, самоконтроле и самооценке.

Целостную структуру взаимодействия студентов и преподавателей образуют субъект-объектные и субъект-субъектные отношения. Первый тип взаимоотношений («субъект объект») характеризует отношение студента к изучаемой им дисциплине, второй тип («субъект – субъект») – к другим студентам. В системе данных отношений важна взаимосвязь между всеми ее компонентами, такими, как отношение студентов к целям и содержанию обучения; отношения студентов между собой и к преподавателям; условия, в которых протекает учебный процесс.

Требования, предъявляемые к участникам педагогического процесса. Поскольку образовательный процесс – это специфическая форма субъект-субъектных отношений, совершенно очевидно, что оба участника этого процесса вносят в него свой вклад. К каждому участнику образовательного процесса в рамках личностно-ориентированного подхода, предполагающего, что в центре обучения и воспитания находится обучающийся с его индивидуально-психологическими, возрастными, половыми и национальными особенностями, предъявляются соответствующие требования. Перечислим их.

Требования, предъявляемые к педагогу:

1) создание условий для безопасного проявления личности каждого учащегося в различных учебных ситуациях, что требует от педагога в первую очередь находиться не в традиционной позиции педагога-информатора, источника знаний и контролера, а в позиции ведущего партнера, помогающего саморазвитию личности обучаемого;

2) развитие внутренней мотивационной сферы ученика, формирование у него собственной познавательной потребности не только в получении и усвоении новых знаний, но и в выработке обобщенных способов учебной деятельности, умение получать удовольствие и удовлетворение от познания;

3) большая внутренняя работа педагога по личностному и профессиональному саморазвитию (развитие творческого потенциала, позволяющего адекватно решать общую задачу обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося и учебной группы).

Требования, предъявляемые к учащемуся:

1) активность обучаемого, его готовность к учебной деятельности;

2) согласование внешних (в первую очередь мотивов достижения) и внутренних (познавательных) мотивов;

3) большая самостоятельность обучающегося, определенный уровень саморегуляции и самосознания (целеполагания, самоконтроля и самооценки).

Общей особенностью взаимодействия субъектов образовательного процесса является преобразование позиций личности как в отношении к усвоенному содержанию, так и к собственным взаимодействиям. Это выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и способов взаимодействия и отношений между участниками обучения. Изменение позиций личности опосредует переход студентов на новый уровень усвоения деятельности и к новым формам взаимодействия с преподавателем и с другими студентами. Система учебных взаимодействий преподавателя со студентами определяет и характер взаимодействий студентов друг с другом.

Использование разных средств коммуникации (e-mail, Internet, телефон и др.)

Можно выделить четыре этапа в процессе информатизации общества в целом и образования в частности. ^ На первом этапе, в 70—80-х годах, в обществе только начиналось фрагментарное использование ЭВМ в некоторых областях деятельности человека. В образовании решалась лишь задача подготовки достаточно малочисленной группы людей по профессии «программист». Второй этап начался в начале 80-х, когда ЭВМ все больше стали проникать в различные профессиональные области человека, что привело к провозглашению в образовании лозунга «Вторая грамотность— компьютерная». В программу школьного образования вводится новый предмет «Информатика», который в основном был ориентирован на отработку у учеников навыков алгоритмизации и программирования. В 1985 г. для общеобразовательной школы был создан первый учебник «Основы информатики и вычислительной техники» (А. П. Ершов и В. М. Монахов).

^ Третий этап, от конца 80-х и практически длившийся до конца двадцатого столетия, связан с повсеместным внедрением персональных компьютеров, созданием разнообразных компьютерных программ. Произошла замена в образовании лозунга «Уметь программировать» на более актуальный для общества того времени — «Уметь пользоваться» информационными технологиями. Информатика при этом рассматривалась как дисциплина, формирующая навыки обработки информации различных видов с помощью некоторого набора универсальных информационных технологий.

Остановимся на основных понятиях, используемых далее в пособии. Под компьютерными технологиями будем понимать компьютерную систему, состоящую из аппаратных средств (физических устройств) непосредственно самого компьютера и его периферийных устройств (например, принтера, сканера, модема и т. д.).

Под новыми информационными технологиями — НИТ (вслед за Горбуновой И. Б.) — в самом общем виде будем понимать совокупность программных средств, методов и моделей обработки информации при непосредственном интеллектуальном доступе человека в компьютерную систему. Слово «новые» здесь подчеркивает, что информационные технологии постоянно развиваются, совершенствуются и потому всегда новые.

Соответственно под компьютеризацией общества рассматривается процесс развития компьютерной технической базы общества, обеспечивающий хранение, передачу и переработку информации. Под информатизацией общества — организованный процесс интеграции информационных технологий во все сферы деятельности общества и создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации на основе информационных технологий прав граждан, организаций, органов государственной власти и т. д. Таким образом, «информатизация общества» является более широким понятием, чем «компьютеризация общества».

^ Информационная среда общества (или пространство) понимается как среда создания, распространения и использования информационных ресурсов общества (компьютерных и информационных технологий, сетей, средств массовой информации, справочно-поисковых систем, системы образования в целом и т. д.).

^ Информационно-образовательная среда. При организации практической и самостоятельной работы, в соответствующей информационно-образовательной среде (ИОС) основного или дополнительного образования, безусловно, следует обращать внимание на контингент слушателей и мотивацию получения знаний: уровень и профиль «базового» образования, цель и задачи обучения или переподготовки и т.п. Для ВУЗа можно выделить следующие категории слушателей: специалисты (повышение квалификации или второе высшее образование), студенты (получение основной специальности или специализация), школьники (профориентация и подготовка к поступлению в ВУЗ). Уровень «базового» образования отмеченных категорий и особенно мотивационная среда получения новых знаний и навыков различны, поэтому формы и методы проведения практических и самостоятельных работ, очевидно, должны быть разными (при этом проявляется одна из особенностей ИОС ВУЗа – ее адаптивность).

^ Четвертый этап (начало 21 в.) характеризуется переходом к стратегии развития общества на основе знаний и высокоэффективных технологий. Человечество переходит к новой фазе своего развития — информационному обществу. Для адаптации и ориентации в нем, для построения адекватных систем практического действия в таком обществе недостаточно уже иметь только опыт использования компьютера и информационных технологий как нового инструмента деятельности человека, необходимо определить свое отношение к этому информационному миру, выстроить собственное мировоззрение о глобальном информационном пространстве, в котором всем нам предстоит теперь жить.

^ Выделим основные компьютерные и информационные средства обучения:

Под дидактическим компьютерным средством понимают компьютерную систему, состоящую из аппаратных средств (физических устройств) самого компьютера и его периферийных устройств (принтера, сканера, модема и т.д.), ориентированную на обучение.

Под информационным дидактическим средством понимают совокупность методов и моделей использования информации при непосредственном интеллектуальном доступе человека в компьютерную систему с целью образования.

Цель информатизации образования – формирование готовности личности к жизнедеятельности на информационной основе, а также успешной адаптации человека в постоянно меняющейся инфо-среде.

Ведущие типы информационных средств обучения:

1. Средства представления информации (мультимедиа, гипертекст, виртуальная реальность).

2. Средства структурирования информации и систем искусственного интеллекта (базы данных и знаний, экспертно-обучающие системы).

3. Коммуникационные средства (сети разных уровней, телекоммуникации).

^ Типы информационных средств обучения:

1 Информационно-поисковые. Обеспечивают представление информации и осуществление операций по поиску и систематизации информации при использовании различных систем поиска и обработки данных (Прим.- информационно-поисковые системы, учебные базы данных и знаний, информационно-справочные программные средства и пр. – привести примеры).

2. Демонстрационные. Позволяют визуализировать изучаемые объекты, явления, процессы; обеспечивают наглядное представление любой образовательной информации в целом.

3.Тренинговые. Предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения и закрепления пройденного материала.

4. Диагностирующие и тестирующие. Оценивают знания, умения, навыки учащихся; устанавливают уровень обученности, сформированности личностных качеств, уровень интеллектуального развития.

5. Контролирующие. Автоматизируют процессы контроля (самоконтроля) результатов обучения, определения уровня овладения учебным материалом.

6. Экспертные. Управляют ходом учебного процесса, организуют диалог между пользователем и НИТО при решении 3 или иной учебной задачи.

7. Коммуникативные. Обеспечивают возможность доступа любой информации в локальных и глобальных сетях, удалённое интерактивно взаимодействие субъектов учебного процесса.

8. Вычислительные. Автоматизируют процессы обработки результатов учебного эксперимента, Расчётов, измерений в рассматриваемых процессах и явлениях.

9. Офисные. Предназначены для создания, хранения, передачи и обработки информации общего назначения, ведения дел (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы различного структурированного представления информации, графические редакторы, компьютерные коммуникации).

10. Сервисные. Обеспечивают безопасность и комфортность у пользователя компьютера.

11. Управленческие. Автоматизируют управление процессами, объектами, явлениями, информационными потоками и пр.

12. Моделирующие. Осуществляют моделирование сложных или нереальных объектов, явлений и процессов в целях их исследования.

13. Имитационные. Управляют действиями смоделированных реальных объектов, устройств; представляют определённый аспект реальности для изучения их структурных или функциональных характеристик.

14. Инструментальные. Языки программирования, авторские инструментальные среды, системы автоматизированного программирования (САПР), которые предназначены для разработки программ, электронных программных продуктов, проектов и т.д.

15. Досуговые. Компьютерные игры и ср-ва компьютерной коммуникации для организации досуга и внеклассной работы в воспитательных и развивающих целях.

Основываясь на анализе всех концепций информатизации образования, сделаем следующие выводы:

Под информатизацией образования будем понимать процесс, направленный на обновление системы образования по следующим направлениям:

Смена базы образования — материальной, учебно-методической, информационной — с учетом новых информационных технологий в образовании и создание сервисных центров по обслуживанию этой базы.

Изменение целей и содержания образования, вызванное необходимостью формирования информационной культуры обучаемых; становлением фундаментального общеобразовательного курса информатики на всех ступенях образования; учетом системно-информационного подхода в разных предметных областях.

Повышение эффективности, доступности и качества образования — достижение качественно нового уровня образования за счет интеграции НИТ в обучение и воспитание.

Подготовка и переподготовка педагогических и управленческих кадров образования к осуществлению профессиональной деятельности на информационной основе.

Интенсификация научно-исследовательской деятельности и научно-методической деятельности в образовательных учреждениях.

Использование НИТ в управлении образовательными учреждениями на разных уровнях, вплоть до всей системы образования в целом.

Создание единого общеобразовательного пространства России и интеграция национальной системы образования в информационную образовательную инфраструктуру мирового сообщества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.