Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пятый источник – научная педагогическая мысль и практика






В деятельности российских педагогов все черты русского гуманизма: жертвенность, самозабвенность, бескорыстие, альтруизм, оптимизм, стойкость, терпение, оптимизм, приверженность национальным традициям, ориентация на светлое будущее, восприимчивость ко всему новому из опыта разных стран и народов, изобретательность и новаторство.

С.А. Рачинский – философ, литератор, ученый, музыкант, поэт – представитель подвижнической интеллигенции. Построил школу-интернат, вел сам уроки, образовал педагогическое училище, воспитал сорок учеников-последователей гуманистических идей, обучал детей сельскохозяйственному труду, повторил судьбу великого швейцарца И.Г. Песталоцци, написал книгу «Сельская школа». Идея – исправить несовершенство мироустройства за счет совершенствования человека, свободное от любого насилия развития неповторимости Я личности (свободное воспитание).

В.П. Вахтерев – основатель эволюционной педагогики пытался все концепции воспитания объединить на основе концепции саморазвития как спонтанного биологического развития человека.

А. Бине тоже был привержен концепции о подражании и приспособлении как основном законе жизни и главном методе воспитания (антропо-генетический подход). Воспитание как принцип многократной естественной реакции на внешние раздражители и отработка стереотипа поведения, привычек и навыков самостоятельно ребенком без насилия.

Так российская педагогика XX века оказалась в положении «Буриданова осла»: с одной стороны, утвердилась концепция свободного воспитания, с другой – дрессировка и натаскивание, отработка рефлексов по жестко запрограммированной схеме качеств личности.

Россия набирала темпы экономического роста, научного прогресса в мировом пространстве (Менделеев, Сеченов, Попов, Тимирязев, Вернадский, Циолковский, Капица, Курчатов), члены Академии наук 100 человек, с мировой известностью большинство из них. Расходы на науку не имели аналогов в мире по сей день.

Педагогическая наука оформилась как самостоятельная отрасль человеческого познания.

Определилась дидактическая система русской педагогики, начиная от педагогической антропологии К.Д. Ушинского. кончая основами дидактики П. Ф. Каптерева концепцией новой педагогики В.П. Вахтерова. Научные основы обучения, заложенные этими учеными, нашли всестороннюю технологическую разработку: самым подробным образом анализировались учебные планы и программы, продумывалось содержание образования, методика обучения, условия умственного воспитания, школьное оборудование, учебники и пособия и т.д.

Был решен такой кардинальный для педагогики вопрос, как соотношение обучения и воспитания. Он рассматривался в русле «Вопросов жизни» Н.И. Пирогова, в духе «Ясной поляны» Л.Н. Толстого, «Вопросов общественного воспитания» В.М. Бехтерева. К.П. Яновский писал: «...Не обучение должно быть целью школы - оно должно быть только главным воспитательным ее средством...»

Решался также сегодня вновь актуальный вопрос о соотношении воспитания и образования, об историческом и общечеловеческом значении образования; «Мы убеждены, что образование есть история и потому не имеет конечной цели. Образование в самом общем смысле, обнимающее и воспитание, по нашему убеждению, есть та деятельность человека, которая имеет основанием потребность к равенству и неизменный закон движения вперед...» (Л.Н. Толстой).

Педагогика как наука рассмотрела все инструменты педагогического исследования, методологию и методику решения проблем. В сущности методам педагогического исследования посвящены статьи Д.И. Писарева, работы М.И. Демкова, Н. Ф. Бунакова, Н. И. Кареева.

Предпринимаются серьезные и удачные попытки обобщения теоретического знания науки: «Педагогический процесс» (П.Ф. Каптерев), «Педагогические правила и законы», «Педагогические гипотезы и теории, их историческое и современное значение» (М.И.Демков), «Основы учебно-воспитательной организации» (В.П.Недачин), «Основы новой педагогики» (В.П. Вахтеров) и др.

Именно в этот период в русской педагогике вводится в оборот практически вся современная научно-педагогическая терминология.

Среди употреблявшихся тогда понятий, наряду с самыми традиционными, возникшими, конечно, гораздо раньше, мы встречаем и те, которые кажутся многим достоянием педагогики второй половины XX века: самодеятельность, индивидуализация, эвристические методы, самооценка, непрерывное образование, самообразование, самовоспитание, трудные дети.

Происходит детализация общих проблем педагогики до более глубоких научных разработок и далее - до их технологического применения: «Значение детских игр в отношении воспитания и здоровья» (Е.А. Покровский), «Семейные отношения и их воспитательное значение» (А.Н.Острогорский), «Непосредственное нравственное влияние» (П.Д.Юркевич). Задачи физического развития в школе» (П.Ф.Лесгафт), «О воспитании ума (до 8 лет)» (М. М. Манасеина) и т.д.

Важным свидетельством окончательного оформления науки как самостоятельной отрасли знания является появление такого ее раздела, как история развития этой науки. Л.Н.Модзалевский, В.И.Водовозов, П.Ф. Каптерев, М.И.Демков и др. известные ученые к концу XIX века практически завершили создание истории педагогики, как отечественной, так и зарубежной, дополнив переводы мировых шедевров педагогической мысли актуальным анализом и сопоставлением с идеями, направлениями и достижениями российской науки о воспитании.

Ушинским и Л. Н. Толстым, в работах Н. И. Ильминского, П.Д. Юркевича, Д. Д. Семенова, Н. А. Корфа, Д. И. Менделеева, К. П. Яновского рассматриваются требования к личности учителя, к его подготовке, к условиям его деятельности и особенностям взаимоотношений с учениками, даже вопросы врожденных педагогических способностей, идеалов и средств воспитательного влияния.

В конце XX века взлет в развитии педагогической публицистики (500 статей и 40 монографий).

Усиливается международная интеграция педагогики, растет престиж отечественной науки. Происходит активное взаимообогащение идеями русской и западной педагогической мысли. Практикуются массовые поездки наших отечественных ученых в знаменитые школы Европы (Вентцель, Крупская, Острогорский), приезжают и к нам, и к другим педагогическим знаменитостям, чтобы увидеть на практике плоды различных новых педагогических теорий (например, идеи Толстого использовала Монтессори, мировая дидактика опиралась на труды Каптерева, Водовозова, Острогорского).

Педагогика наконец становится экспериментальной наукой и об этом свидетельствует не только мощнейшее течение экспериментальной педагогики со своей периодической печатью, регулярными съездами и т.д., но и то, что усиливается мировоззренческое содержание педагогической информации любого типа, т.е. любой опыт отныне обязательно завершается идеями, сбывается завет К.Д. Ушинского о том, что передается не опыт, а идеи; как никогда ранее, осуществляется тесная связь теории и практики в педагогическом творчестве.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.