Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Миссионерская проповедь






 

Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне. Матфея 7: 24 – 25.

Вера принятая наспех, поверхностно, только лишь из чтения Евангелия – бывает слабая, как построенный на песке дом (Мф.7: 26 – 27).

Вера человека проверяется в искушениях, в болезнях, в скорбях и лишениях. Такая испытанная вера и составляет тот фундамент на камне, не могущий поколебаться. Только истинная вера научает нас преодолевать соблазны – и безропотно терпеть скорби, и только в свете такой веры открывается для человека смысл переносимых страданий, да и смысл самой жизни.

И вера человека невозможна без веры Церкви Христовой, в первую очередь ее вероучительным догматам, а также верности Священному Преданию и церковным традициям. А поэтому не может быть веры легкой – «просто веры», когда будто бы знает человек, что есть Бог, а сам поступает по похотям своим, как ему вздумается. Если ты веришь в Бога, тогда ты должен верить, что есть и заповеди Его! И эти заповеди надо соблюдать. Это и есть трудность.

Вера истинная требует усилия от человека, усилия над собой, над всей своей жизнью. Надо не только знать и изучать заповеди Божии, но учиться и стремиться исполнять их все. А это не только «не убий», но и «не завидуй». И не только «не прелюбодействуй», но даже и не думай с прелюбодейством в уме, когда смотришь на женщину, как и Христос говорил: Мф 5: 28. Построить дом на камне или на песке? Что такое песок – это вся информация накопленная человеком за все время его жизни. Но есть камень – это принципы которые формирует в душе своей человек. На твердых принципах, на своей уверенности должен основывать свою веру человек.

Тогда верить получается нелегко, трудно – особенно современному человеку, в современном мире, где кругом искушения, одно за одним. Потому что истинная вера требует некоторого аскетизма – воздержания от соблазнов жизни. Это и отказ от прелестей пищи во время постов, и отказ от кучи развлечений, которые предлагает современная цивилизация.

Однако, все отказы от цивилизации нельзя принимать и понимать буквально. Вера не предполагает вернуть человека назад к пещерному существованию. Но использовать достижения цивилизации не в ущерб нравственности человеческой, которая тоже формировалась по возрастающей: если в древности «око за око», то теперь не так, но по-христианскому надо поступать. О том же и в учении апостольском хорошо сказано: «(1Коринф. 6: 12 – 13) Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». И еще: «1Коринф.10: 23 – 24) Все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого».

Подвергаясь мирскому учению и соблазнам бывают всегда перегибы разума человеческого. Казалось бы в Средневековье, после тысячи лет Христианства, учение Веры должно было быть усвоено людьми. Но убивались сотнями люди во времена инквизиции и погибали во время крестовых походов целые народы, под именем Христовым грабилось золото, богатство. Бесы поступают тоже все изощреннее, когда человек становится умнее. И вот теперь, в сегодняшнее время тоже есть перегибы.

Проповедники и миссионеры современности, которые проповедуют сегодня в различных социальных слоях, это:

1) Отец Андрей Кураев – проповедует среди рокеров, в смысле – рок музыкальных фанатов.

2) Отец Глеб Каледа – организатор миссии среди заключенных в тюрьмах.

3) Отец Александр Дворкин – среди сектантов, пытаясь вернуть их к православию.

4) Отец Даниил Сысоев – среди мусульман.

5) Отец Тихон Шевкунов – проповедует среди алкоголиков, среди пьяниц.

6) Отец Всеволод Чаплин – желает проповедь проводить в «ночных клубах».

Настолько сильно воздействие цивилизации на человеческое сознание, что в угоду «новому миру», старается человек и Веру подделать под нововведения мирские. Забывает все нажитые предками достижения нравственности, желает веру приблизить к миру. «Мир» и церковь просто несовместимы: в народе давно различается – ты мирской, а я церковный. И не потому, что работает человек в Храме, это само собою, существует обряд воцерковления.

И вот появляется такая обмирщенная вера. Человек пытается совместить сегодняшнюю суетную действительность с преданием древних христианских святых. И если тексты преданий, сказаний о подвигах древних христиан прочитать буквально, безо всяких толкований, - то никак невозможно такое совмещение.

Прежде чем что-то понимать, надо знать о предмете хотя бы основы. Надо учиться основам верования. Но сегодня ученичество забывается. Мы конечно уповаем на действие благодати Божией, - когда Господь Сам призывает человека к Вере: «Если Бог не призвал, то и ухищрения не помогут». Но сегодня такое время, что в делах веры народ неграмотен, даже в московских Храмах большая часть прихожан не понимают: как, что и почему в Церкви происходит действие; как, что и почему в духовной жизни должен поступать христианин; многие не знают просто элементарных вещей – свечку поставить не могут.

А с самого начала, с зарождения своего, христианство предполагает ученичество. Всех своих последователей Христос называл учениками. Красной нитью через все первое же Евангелие проходит слово «ученики». «Тогда ученики Его приступивши сказали Ему…», «Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе». (Мф. 15: 12, Мф. 17: 13).

И близко к теме, ключевыми являются Слова Христа: (Мф 15: 8 -9) «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям и заповедям человеческим». Учения человеческие, «великая рок музыка», «ночные клубы» - с боем барабанов и под вой сирен снова хотят приблизиться ко Христу.

А заповеди же Божии стали трудны для понимания. Во-первых сменился сам язык мирской, с прошедшим временем и многие понятия сменились на прямо противоположные. Действительно есть трудности, чтобы усвоить и правильно понять вероучение церкви современному человеку. Надо приложить немало усилий. Но именно о том и проповедовал Иисус Христос, и явно пророчески к нашим временам: «Царствие Божие усилием берется», и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11: 12). И усилие совсем не в материальном достижении состоит. Христианство это не достижения спортивные или соревнование в ловкости махания кадилом, а также не в том, чтобы все могли стоять на камне на коленях по 1000 дней и ночей. Об этом, о подвигах в писании сказано: (Мф 19: 11 – 12) Не каждому дано – но «кто может вместить, да вместит». Но и апостол, поясняя учение Христово, говорит не о физическом аспекте веры, а даже прямо наоборот: (1Тимофею 4: 7 – 8) «а упражняй себя в благочестии; ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно…»

Проповедь первой христианской общины сводилась вся в основном к нравственному отношению среди людей. Было другое время – это раз, рабство и войны с копьями и стрелами. Сегодня пистолет и автомат и бомбы есть у каждого бандита террориста. Но людям, в те времена не надо было объяснять, лишний раз, что в храм ходить обязательно и старых людей надо уважать – «почтенная старость». Люди знали что надо чаще молиться, но и странников и нищих надо напоить и накормить. А сегодня бродягу изобьют и отберут последний кусок у старика.

Новое время и нравы, как мы думаем, новые? Нет, совсем нет, - нравы человеческие пока мало изменились. В религии теперь видят только обряды. В древности исполнение обрядов было повседневным и обычным делом. Обряды конечно нужны, но тут нужна мера и церковные обряды не должны преобладать. Но и без них нельзя, именно за это упрекал Христос тех иудейских священников, фарисеев и саддукеев: в Евангелии от Матфея 23 глава 1 – 5 и далее 23 глава23ст: «сие надлежало делать и того не оставлять».

Итак. Если хочет человек стать христианином – ему надо учиться. И учиться, активно входя в жизнь Церкви. А священники, в этом случае, должны грамотно объяснять те же обряды и истины, чаще говорить проповеди с амвона. Христианская Церковь имеет вековую традицию научения вере человека – это храмовые богослужения, которые всем своим строем и действием проповедует о Христе в наглядном образном виде. И все молитвы, созданные веками, говорят и проповедуют о Боге: Отце и Сыне и Святом Духе. И в частной жизни христианин научается из Молитвослова правильному пониманию Веры и церковных традиций. Такие молитвословы с пояснениями были учебниками в церковно-приходских школах до революции 1917 г. И с детства, научаясь молитвам человек получал знания христианства вообще. И тогда посетив Храм, Церковь, человек понимал суть богослужении и сам становился участником службы Богу. Выходил из храма христианин истинно верующим во всех делах своих полагался на помощь Божию. И все дела свои начинал: Господи благослови! – а по окончании: Слава Богу! – как и написано в молитвослове.

Сергий чернец+

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.