Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. 2 страница






Последовавшие за эпохой Нового царства столетия были насыщены бурными и малоблагоприятными событиями: иноземные вторжения хеттов, политичес­кий разброд, постоянные смуты и волнения, вызванные социально-экономи­ческим кризисом, и т. д. Этот период развития египетской культуры получил название Позднего царства. Усилились тенденции распада единого государства и возвышения отдельных культурных центров, среди которых следует выделить прежде всего город Сиаса. Окруженный болотами, он был недоступен для заво­евателей и потому смог на очень короткий промежуток времени вновь объеди­нить Египет, но в 525 г. до н. э. Древний Египет был завоеван персами.

 

3.5. Религия и искусство Древнего Египта. Таким образом, история культуры Древнего Египта показывает, что


 
 

эта цивилизация не всегда была монолитной и могуществен­ной, она пережила периоды расцвета и упадка. Различ­ного рода противоречия,


порожденные роскошью правящей верхушки и нищетой народа, столк­новениями власти фа­раона с властью жре­цов, подчас расшатвали и ослабляли египетское

государство. А войны <

с соседями, соперниче­ство других мощных | империй нередко ста­вили под угрозу цело­стность империи фара­онов. Но, несмотря на все эти обстоятельства, внутренние силы ока­зывались достаточно


велики, раз эта империя в течение почти тридцати веков, всякий раз оправляясь от очередного удара, продолжала воплощать высшую ступень человеческой ци­вилизации своего времени. Основная причина высокой жизнестойкости египе­тской державы, как считали исследователи, была заключена в религиозных убеждениях древних египтян.

Первоначально пантеон египетских богов отличался хаотичностью, несогласо­ванностью и противоречивостью. Богов в Древнем Египте было много, несколь­ко в каждом городе. Главным был бог солнца Ра, царь и отец богов. Один из важ­нейших Осирис — бог смерти, олицетворявший умирающую и воскресающую природу. Египтяне верили, что после смерти и своего воскрешения Осирис стал царем подземного царства. Не менее важной была богиня Исида — покровитель­ница плодородия и материнства. Богиней истины и порядка считалась Маат.

Древние египтяне признавали всех богов, почитавшихся местными традиция­ми. У каждого из них было свое имя, своя история, основные атрибуты и симво­лика, делавшие их единственными в своем роде. Жители каждого города глубоко чтили покровительствующее им божество, от которого, по их мнению, зависело их благополучие. Со временем, в период создания единого государства, сло­жилась некая божественная иерархия и упорядочились культы многочисленных богов и связанные с ними религиозно-мифологические представления. Идея единовластия привела к возвышению культов богов крупнейших религиозных и политических центров. Теперь главное божество любой провинции (нома) счи­талось воплощением солнца, что отрази­лось и на их именах: Амон-Ра, Манту-Ра, Себек-Ра.

Как уже отмечалось, в древности каждое божество имело свое зооморфное тождест­во. На более позднем этапе развития религии происходит антропоморфизация божеств, то

 

Развитие животноводства породило отдельно самостоятельные культы животных, среди ко­торых наиболее распространенным был культ священного быка Аписа.

Существование государства не мыслилось египтянами без Маат — богини божественного порядка и истины. Боги-творцы уничтожают изначальный хаос, и в созданном ими челове­ческом обществе они выступают в роли все­общей гармонии Маат. Понятие «Маат» становится центральным в древнеегипетс-


 

кой этике и начинает означать принцип, на котором строятся правильные чело­веческие отношения. Правила Маат предписывали имущим помогать неиму­щим. Они приучали к культуре поведения, сдержанности и внешней скромнос­ти, требовали подчиняться законам, которые ориентировали, как поступать в той или иной ситуации. Если человек сумеет приспособиться к законам, соз­данным богами, то он будет счастлив. Жрецы богини Маат призваны были сле­дить за соблюдением ее законов, утверждать среди людей истину и справедли­вость.

Во главе всего пантеона древнеегипетских богов стоял бог солнца Ра, творец всего живого, рожденный из хаоса и победивший мрак. Он создал первое поко­ление богов, от которого пошли все последующие. Верховный солнечный бог Ра почитался в виде человека с солнечным диском на голове и изображался в свя­щенной ладье.

Составной частью религиозных культов и заупокойных ритуалов было искус­ство, тесно связанное с религией, которая боготворила силы природы и земную власть. Поэтому религия и мифология являются ключом к пониманию всей ху­дожественной культуры Древнего Египта. Особенно ярко взаимосвязь религии и искусства выразилась, как мы могли убедиться, в архитектуре — ведущем еги­петском виде искусства. Архитектуре, в свою очередь, были подчинены живо­пись и скульптура.

В силу целого ряда причин многие художественные представления египтян сложились очень рано и сохранялись на протяжении не только столетий, но и тысячелетий. Отсюда и художественное творчество, как неотъемлемая часть культурной системы, должно было неукоснительно следовать как общекультур­ным, так и художественным традициям. Потребность зафиксировать устояв­шиеся нормы и принципы культуры сформировала особое художественное мышление египтян и выработала развитую систему канонов (совокупность обя­зательных художественных приемов, определяющих нормы в изобразительном искусстве), предписывавших художнику правила пользования пропорцией и светом (канон пропорций и канон света), схемы изображения людей и живот­ных (иконографический канон). Впервые в истории канон становится важней­шим художественным принципом, во многом определяющим творческую дея­тельность художника.

Эти образцы, освященные религией, не подлежали изменению и при созда­нии произведений было необходимо их строго придерживаться. Требования канонов передавались из поколения в поколение. Существовали даже специ­альные руководства, записанные на папирусе. Тем самым древнеегипетские ху­дожники выступали в роли хранителей священных законов художественного творчества. Общественный статус художника был высок и почетен. Иногда его приравнивали к сану жреца. Но его деятельность не рассматривалась как са­модостаточная. Живописец, скульптор, литератор были призваны своим твор­чеством реализовывать высшие общественные установки и отказываться от любых форм творческого экспериментаторства, выходящего за пределы пред­писанных законов.

Канон регламентировал изображения стоящего, идущего, сидящего человека, а также цветка лотоса и священных животных. До наших дней дошли рисунки и росписи на стенах гробниц, храмов и дворцов, предметах домашнего обихода, в которых художники строго придерживались определенных правил. Рисунки египетских мастеров были линейными и плоскими, в них не было объема, перс­пективы и светотени. Линейные рисунки раскрашивались цветом без введения дополнительных тонов и цветных теней. Фигуры очерчивались резким конту­ром: мужские - черным, женские - красным.

Особое внимание уделялось изображению человеческой фигуры. Был разра­ботан специальный канон, созданный на основе изучения и измерения тела человека с математической точностью. Этот канон основывался на законах фронтальности. Фигура изображалась так, словно на нее смотрят одновременно с разных сторон: голова — в профиль, глаза — в фас, а живот — в три четверти. Размер фигуры человека определялся его социальным положением. Например, фараон или знатная персона изображались в несколько раз крупнее приближен­ных и тем более рабов. Фигуры взрослого и ребенка отличались не пропорция­ми, а размером.

Пожалуй, самой знаменитой скульптурой Египта является Большой сфинкс в Гизе, охраняющий пирамиды. Это самая большая и древняя статуя на свете. Каменный лев с лицом фараона Хефрена высечен из естественной скалы и име­ет огромные размеры: его высота 20 м, а длина 57 м. На голове его царский по­лосатый платок (клафт), а на лбу символ царской власти урей (священная змея).

В скульптурных изображениях человека уже в Древнем царстве был выработан строго определенный канон. Стоящая статуя выполнялась с выдвинутой вперед левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу. Сидящая статуя пред­ставляла собой фигуру с симметрично положенными на колени руками или сог­нутой в локте рукой. Оба типа статуй были всегда пропорциональны, симмет­ричны, фронтальны и статичны. Туловища напряженно выпрямлены, прямо поставленная голова высоко поднята, а спокойно-беспристрастный взгляд уст­ремлен вдаль. Часто статуи раскрашивались строго определенными цветами: те­ло мужских фигур - красно-коричневым цветом, женских - желтым, волосы -черным, а одежда — белым цветом.

Чтобы египтянину легче жилось в загробном мире, ему нужны были слуги и ра­бы. Их роль выполняли небольшие каменные, деревянные и фаянсовые стату­этки слуг, пахарей, носильщиков, прачек. По характеру эти статуэтки резко противоположны статуям фараонов и вельмож, и их изображения не всегда впи­сывались в рамки канона.

После завоевания Египта персами его культура стала влиять на целый ряд на­родов, с которыми в прошлом были в основном косвенные контакты. Теперь Египет населяло еще большее число выходцев из Азии: евреев, арамеев, фини­кийцев, вавилонян, персов, мидийцев, которые приносили с собой свои обычаи, верования. Египтяне же, все больше покидавшие родину по той или иной при­чине, приобщались к культуре тех стран, где они оседали, меняли имена, но сохраняли свое этническое самоназвание.


Поздний Египет жил лихорадочной жизнью: постоянные смены династий, от упадка и развала - к новым взлетам, кажущемуся возрождению. Нестабиль­ность, ожидание прихода завоевателей, смуты между владельцами распадающе­гося на отдельные области государства вызвали волну небывалого увлечения чу­десами, оракулами богов, привели к усилению апокалиптических настроений. В это время уже не ведется грандиозное храмовое строительство. В литературе развиваются в основном сложившиеся жанры, в искусстве за образец берутся устоявшиеся художественные приемы. Однако даже в пору своего угасания еги­петская культура продолжала быть творческим источником для культур других народов, для которых Египет по-прежнему оставался страной тайной премуд­рости, глубокого мистического опыта и бесценных знаний.

V

Последний период культуры Древнего Египта связан с завоевательными похо­дами Александра Македонского, который в 332 г. до н. э. направил свои войска в Египет и покорил его. Он был торжественно встречен египетскими жрецами, объявлен фараоном и обожествлен. Развитие культуры Египта не бы­ло прекращено при гре­ко-македонском влады­честве. Соприкоснув­шись с иной цивилиза­цией, она пережила пос­ледний расцвет, будучи уже частью общей элли­нистической культуры. Сокровища египетской цивилизации оказались притягательными для греческих ученых, фи­лософов, государствен­ных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к ним и сделать их своим достоя­нием. Греки восприняли египетскую идею сак­рального (священного) царства, поклонялись священным быкам и ов­нам, строили храмы еги­петским богам, соперни­чавшие по своей мону­ментальности с построй­ками эпохи пирамид.


Но дни египетской языческой культуры были уже сочтены, в 642 г. Египет, бывший в то время восточной провинцией Византии, был отвоеван арабами. Од­нако влияние египетской культуры на другие страны Востока оказалось огром­ным и прослеживается во многих деталях.

 

Литература:

Василевская Л. Ю., Зарецкая Д. М., Смирнова В. В. Мировая художественная культура. Западная Европа и Ближний Восток. - М., 1997

Древние цивилизации / Под общей редакцией Г. М. Бонгард-Левина. -М., 1989

Египет: земля фараонов. - М., 1997

Керам К. Боги, гробницы, ученые. - М., 1994

Культура Древнего Египта / Под ред. И. С. Кацнельсона. - М., 1976

Любимов Л. Искусство Древнего мира. - М., 1996

Мировая художественная культура. Древние цивилизации. Тематический словарь. - М., 2004

Монтэ П. Египет Рамсесов. - М., 1989

Чизхолм Д., Миллард Э. Ранние цивилизации. - М., 1994


Тема 4.


4.1. Культура хараппской цивилизации

Культура ариев

Культура Индии в эпоху Маурьев

4.4. Культура в Индии в эпоху Гуптов

4.5. Культура средневековой Индии

И н до-буддийский тип культуры

 

Из всего многообразия древних культур индийская -одна из самых оригинальных и уникальных. Решающая роль в этом принадлежит природным условиям, которые изолировали Древнюю Индию от остального мира. На юге, юго-западе и юго-востоке естественной границей Индии оказались воды Индийского океана, Аравийского моря и Бенгальского залива. На севере ее границей служит горный хребет Гималаев. В этом замкнутом пространстве величественная природа Индии с ее непроходимыми лесными чащами, несметным множеством ярких птиц, разнообразных зверей, дурманящих растений содействовала рождению столь же мощных и величественных образов мифологии и культуры. Природа сама подсказывала архитекторам и скульпторам древности их первые творческие решения. Она придала высокий размах и грандиозную масштабность древним сказаниям индийского народа о богах-исполинах, о героях, наделенных космической силой, добрых и злых духах, населяющих каждое дерево, гору или реку. Само название страны «Индия» произошло от названия реки Инд на северо-западе страны. Индийцы называли ее Синдху, а персы, не имеющие в своем языке звука «с», -Хинду. Греки от них восприняли именно это название и образовали от него свое -Индос.

Население Древней Индии было весьма пестрым. На юге преобладали темнокожие племена, относившиеся к австрало-негроидной расе. Территория Древней Индии была заселена уже в древнекаменном веке, основную часть ее населения составляли представители южноиндийской (дравидской) и веддоидной малых рас. На рубеже 3-2 тысячелетий до н. э. в долинах рек Инд и Ганг сложилась самобытная протоиндийская культура с центрами в городах Хараппа (в штате Пенджаб) и Мохенджо-Даро (в штате Синд). Эту индскую цивилизацию обычно называют культурой Хараппы. Большинство исследователей считает, что эта великая древняя культура была создана коренным населением и не испытала внешнего влияния.

4.1. Культура хараппской цивилизации. Археологические раскопки, проведен­ные многочисленными экспедициями ученых из разных стран, позволили уста­новить, что около 2500 г. до н. э. народ неизвестного происхождения создал в среднем и нижнем течении Инда высокоразвитую городскую цивилизацию. По ареалу своего распространения она была одной из крупнейших на древнем Востоке, протянувшись примерно на 1600 км с запада на восток и на 1250 км с севера на юг.

Основные ее центры — Хараппа и Мохенджо-Даро - были крупными города­ми с населением около 100 тыс. человек. Раскопки свидетельствуют, что эти города были построены по единому плану, отличались строгой планировкой: прямоугольные кварталы размерами 200 х 400 м разделялись главными магист­ралями, ширина которых достигала 10 м. Четко выделялся нижний город, где располагались жилые постройки, и верхний - цитадель, построенная на искус­ственном возвышении, отделенная стеной от остального города. Здесь, очевид­но, находились административные здания и население спасалось от наводнений, довольно частых в долине Инда.

В отличие от других древних культур, в городах хараппской цивилизации не было обнаружено грандиозных памятников или каких-либо иных сооружений. Найдены только предметы художественного ремесла - изделия из бронзы, юве­лирные украшения, узорчатая керамика, гравюры на печатях и мелкая пластика.

Из произведений художественных ремесел особого внимания заслуживают небольшие статуэтки и рельефы на печатях. Искусно вырезанные печати из сте­атита с изображением слонов, быков, горных козлов расположением фигур и подписей вокруг изображений, а также тонкостью пластической обработки по­верхности указывают на их близкое сходство с произведениями художественных ремесел месопотамской культуры. Однако в этих ранних индийских произведе­ниях искусства можно увидеть и черты, сближающие их с последующей, уже соб­ственно индийской культурой. Так, на одной из печатей изображено трехликое рогатое существо, отчетливо напоминающее будущий образ божества Шивы -владыки разрушительных сил Вселенной.

Не только рельефы и узоры печатей, но и небольшие каменные и бронзовые фигурки показывают, что уже в тот далекий период скульпторы овладели масте­рством пластического изображения человеческого тела и передачи движения. Яркими образцами подобной пластики являются бюст жреца (18 см) из Мохенд­жо-Даро и торс танцующего мужчины (10 см) из Хараппы. По ним видно, что изображение человека было уже важной, освоенной областью древней индийс­кой художественной культуры.

Одной из самых сложных загадок хараппской цивилизации до сих пор остают­ся язык и письменность. Можно предположить, что наличие письменности поз­волило создать какие-то литературные произведения, религиозные и эпические поэмы, наподобие шумерских и вавилонских. Однако о такого рода памятниках художественной культуры ничего не известно, так как язык и письменность ос­таются нерасшифрованными. Из надписей на печатях, керамике и металличес­ких изделиях ученые смогли выделить более 400 различных знаков, но вопрос


о том, каковы истоки этой письменности и на каком языке говорило население хараппской культуры, остается открытым.

Примерно в середине 2 тысячелетия до н. э. культура хараппской цивилизации пришла в упадок. Причина ее заката также остается загадочной и вызывает раз­ные предположения. Согласно одной точке зрения, тогда изменились климати­ческие условия, что привело к оскудению земли. Возможно, падение этой циви­лизации произошло вследствие нашествия кочевых племен, стоявших на более низкой ступени общественного развития. В самое последнее время антропологи пришли к выводу, что возможной причиной гибели жителей древнеиндийских городов была эпидемия малярии. Так или иначе, но около 1800 г. до н. э. жители покинули города в долине Инда. В результате древнейшая культура исчезла, не оказав никакого влияния на другие народы и культуры.


4.2. Культура ариев. Через несколько веков после заката хараппской цивилиза­ции в долины Инда и Ганга пришли арийские племена (от арий - «благород­ный»). Арии были кочевниками, перемещавшимися от Польши через Среднюю Азию, но, появившись в верховьях Ганга, они стали постепенно осваивать доли­ну этой реки, оттесняя либо ассимилируя малочисленные племена аборигенов. Это были высокие и сравнительно светлокожие люди, мигрировавшие группами в западном, южном и восточном направлениях, по-корявшие местные народности и сме­шивавшиеся с ними. Считается, что именно от них произошли греки, ла­тиняне, кельты и тевтоны. Арийское вторжение поло­жило начало совершенно новой культуре.

Высокий уровень мате­риальной культуры -знакомство с метал­лами, использование плуга, удобрений, ир­ригационных уст­ройств, средств транс­порта, развитое ремесло и т. д. — все это способ­ствовало быстрому и ус пешному закреплению пришельцев на захва­ченных территори ях. Именно их язык и культура, включая ее ре­лигиозно-мировоззренческую первооснову, на долгие тысячелетия, вплоть до наших дней, определили исторический путь индийской культуры.

С приходом ариев начался новый индоарийский период. Именно арии с их огромным вниманием к религиозной символике и мифологии, к культам и жерт­воприношениям, с ведущей ролью жрецов-брахманов и обожествлением священных текстов придали всей индийской культуре религиозно-духовный ха­рактер, который стал ее квинтэссенцией. Приоритет религиозно-духовных проблем привел к тому, что в Индии этого периода социально-историческая па­мять представлена только в религиозно-эпической, мифологически-культовой форме. Письменность как таковая была просто не нужна. Все знания, необходи­мые для жизни, устно передавались из поколения в поколение. Так появились важнейшие священные книги Индии - веды (от глагола «ведать», «знать»).

Веды представляют собой собрание религиозных текстов на древнейшей фор­ме санскрита - гимнов, песнопений и магических формул. Веды состоят из четырех частей: «Ригведы» (Книга гимнов), «Самаведы» (Книга песен), «Яджур-веды» (Книга жертв), «Атхарваведы» (Книга заклинаний). К ведической лите­ратуре также относятся позднее появившиеся комментарии вед — брахманы и упанишады. К этой же литературе примыкает и веданта - произведения по астрологии, стихосложению, этимологии и др. Необходимость комментариев была вызвана древностью языка вед.

Среди всех составляющих веды произведений особая роль принадлежит «Риг-веде», содержащей 1028 гимнов богам и повествующей о сотворении мира, жиз­ни Вселенной, богах, ее населяющих. Главным принципом ригведийского ви­дения мира было обожествление природы как целого и отдельных явлений природной и социальной жизни. Всего к высшим ведийским божествам приня­то относить 33 бога, которые не составляли иерархического пантеона: главным становился тот, в котором в данный момент более всего возникала необходи­мость. Характерным было также то, что за богами практически не закреплялись строго определенные функции.

Веды содержат сведения о всех сторонах жизни древних индийцев. В частнос­ти они сообщают о делении индийского общества на четыре варны. Система варн сложилась в Индии в глубокой древности из сословных различий внутри племен индоариев. Слово «варна» соответствует понятиям «цвет», «вид», «раз­ряд». Его с давних пор использовали для выделения и противопоставления друг другу основных социальных слоев общества. Зафиксированные в «Ригведе» пре­дания исходят из того, что членение общества на варны извечно, что из уст пер-вочеловека Пуруши (при жертвоприношении которого богами возник весь мир) появилась варна жрецов-брахманов, из его рук — варна воинов-кшатриев, из бе­дер — варна простых земледельцев и скотоводов (вайшья), из ступней — низшая варна неимущих и неполноправных шудр. Три высшие варны, генетически свя­занные с индоариями, считались почетными, особенно первые две. Их предста­вители именовались «дважды рожденными», ибо по отношению к ним в детстве исполнялся обряд второго рождения, который сопровождался надеванием на шею шнура, материал и цвет которого соответствовал варне. Обряд второго рож­дения давал право на обучение профессии и занятиям предков, после чего каж­дый мог стать домохозяином, то есть отцом семейства.

Четвертая варна шудр возникла и формировалась позже трех арийских в ос­новном из подчиненных ариям аборигенных племен. Шудры не имели права изучать веды и участвовать в обрядах и жертвоприношениях наряду с представи­телями высших варн — весьма жестокая форма неравноправия для общества, где ритуально-мифологическая жизнь ценилась столь высоко. Поэтому шудра не мог претендовать на высокое социальное положение.

С течением времени, однако, в положении варн произошли некоторые изме­нения, снизился статус третьей и повысился статус четвертой варны. И к середи­не 1 тысячелетия до н. э. две высшие варны жрецов-брахманов и правителей-кшатриев противостояли двум низшим. Это адекватно отражало реальность жизни - с одной стороны жрецы и воины, администраторы и аристократы, с другой - труженики, производители и слуги.

Границы между варнами были незыблемыми. Человек рождался в своей варне и навсегда принадлежал ей. В своей варне он брал жену, его дети тоже навсегда были ее членами, продолжая его дело. Рождение человека в той или иной вар­не - результат поведения человека в прошлых рождениях. Поэтому человек должен был смириться со своим местом в обществе, не стремясь к улучшениям и изменениям, но ведя добродетельную жизнь и улучшая свою карму (судьбу) с расчетом на будущее. Эта установка ориентировала людей не на социальную борьбу, которой Индия практически не знала, а на уход от активной социальной жизни в поисках спасения или освобождения от кармы.

Система варн не распалась, но со временем стала еще разветвленнее и эффек­тивнее. Укрепляясь, она обрастала новыми более дробными разрядами и подраз-рядами, превращалась в ту систему каст, которая дожила до наших дней.

Веды - первый выдающийся памятник культуры индоарийской эпохи. Мир, изображенный в них, огромен и ярок, охвачен непрерывным движением населя­ющих его божественно прекрасных гигантов. Боги, описанные в ведах, счита­лись невидимым олицетворением стихий и природных явлений. Но при этом они представлялись людям в образах прекрасных людей, благожелательных ко всем земным существам. Все ведические божества вместе с сонмом духов плодо­родия составили огромный круг персонажей последующего изобразительного искусства.

Влияние и авторитет вед в Древней Индии были настолько велики, что почти все более поздние достижения индийской духовной культуры так или иначе ока­зывались связаны с ними. Священные знания заложили основы последующей религии, философии, науки. Именно поэтому древнеиндийскую культуру часто также именуют ведийской, или ведической.

Начиная с вед в Индии складывается своеобразная мозаика религий. Первой из них стал ведизм - религия самих вед. Примерно в 1 тысячелетии до н. э. ве­дизм трансформировался в брахманизм, более стройное учение о мире. Харак­терной его чертой стало признание некоего мирового, космического принципа, Абсолюта, предшествующего возникновению природы и человека (Брахма).

Роль конкретных богов, которых в брахманизме насчитывалось довольно много, была не столь велика. По сути дела, они были лишь индивидуализированным воплощением этого Абсолюта. Многочисленный пантеон богов этого периода был разделен на три группы в соответствии с тремя сферами Вселенной - небом, землей и воздухом. К первой принадлежат — Сурья (солнце), Ушис (заря), Варуна (вода и миропорядок); ко второй - Агни (огонь), Сома (божественный опьяняющий напиток); к третьей - Ваю (ветер), Рудра (гроза), Индра (гром и молния). Строгого различия между ними не было, к любому из них можно бы­ло обратиться с самыми разными просьбами.

Веды - не только религиозные, но и литературные памятники древнеиндийс­кой культуры. Наряду с молитвами в них можно встретить описание борьбы доб­рых и злых духов, многие гимны настолько образно описывают природу и чело­веческие переживания, что по праву могут рассматриваться как поэтические тексты. Даже гимны, посвященные богам, часто являются не столько религиоз­ными, сколько эпическими произведениями, в которых можно найти все, от ге­роики до лирики и прямой сатиры.

Постепенно, по мере смены поколений, священные тексты становились мало­понятными. Потребовались комментарии к ведам, приспосабливающие древ­нюю религию к изменившимся условиям жизни. Так появились брахманы, араньяки (лесные книги) и упанишады (сидящий у ног учителя). В них была раз­работана вторая ключевая идея индийской религии, философии и культуры -идея вечного круговорота мира, места и судьбы человека в нем. Существует веч­ный, неподвижный божественный мир. И есть мир, находящийся в вечном кру­говороте, не имеющий ни начала, ни конца. Подлинно реальным является толь­ко божественный мир, а тот мир, в котором мы живем, на самом деле не более, чем иллюзия (майя).

Человеческая жизнь и судьба также являются частью мирового круговорота. Идея о разделении духовного и телесного начал человека придала этому круго­вороту форму переселения душ (сансары). Так индийское мировоззрение прихо­дит к идее вечной жизни и отсутствия вечной смерти. Смерть становится только перерывом постепенности, шагом в бесконечной цепи перерождений, за кото­рым следует новая жизнь души в новой форме. Так появляется идея вечного ко­леса сансары — важнейшей идеи индийской культуры, нашедшей свое отраже­ние не только в религии и философии, но и в искусстве.

Посмертная судьба человека, очередной поворот колеса сансары очень жестко предопределен кармой человека — то есть суммой добрых и злых дел, накоплен­ных в предыдущей жизни. Некого умолять о помиловании, невозможно пока­яться и тем самым изменить свою посмертную судьбу (как это можно сделать, например, в христианстве). Мировой закон, закон кармы, который определит следующее воплощение души, сделает это в зависимости от деяний в прошлых существованиях. То место в жизни, которое человек занимает сейчас, полностью заслужено им в его прошлых жизнях. Хорошая карма - рождение в высших кас­тах - награда за прошлую праведную жизнь. Зло, неблаговидные поступки, на­рушение законов и традиций в прошлой жизни с необходимостью влекут нака­зание - рождение в низших кастах или даже воплощение в теле животного (да­же червяка или комара). Никакие восстания, бунты, перевороты не могут реаль­но изменить судьбу человека. Так идея кармы, одна из основных в индийском менталитете, стала регулятором индивидуального и общественного поведения индийцев. Концепция сансары на века обезопасила Индию от социальных пот­рясений: нужда, нищета, труд осознавались как результат предыдущей грехов­ной жизни и дурной кармы, как вина самого человека.

Целью жизни индийцев, однако, было не простое улучшение кармы, а полное выпадение из круга перерождений, достижение освобождения - мокши. Дос­тичь этого состояния мог только брахман-аскет, который с годами воздержаний приобретал огромную энергию (тапас), позволявшую ему возвыситься над зако­ном кармы, достичь божественных миров и раствориться в них. Поэтому огром­ное число отшельников прибегало к суровой аскетической практике в надежде раствориться в Брахмане и никогда больше не воплощаться в этом мире.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.