Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. 6 страница






Если живопись в Китае - это целостный вид искусства, в котором стихи и кал­лиграфия составляют неотъемлемую часть произведения, воссоздавая гармонию и таинства мироздания во всех его проявлениях, то поэзия считается квинтэс­сенцией искусства. Она преобразует начертанные знаки, почитаемые почти как святыня, в звук, и ее высшее предназначение - соединение человеческого гения с первоисточниками жизненных сил мира. Проникнутая идеями конфуцианства и даосизма, китайская поэзия объединяет разум и отрешенность, она стремится проникнуть в реальность и передать со всей остротой дух жизни, «неосязаемый трепет звуков», чему способствует музыкальность, присущая многотональному китайскому языку. Не случайно древнекитайская поэзия неотделима от музыки.

Наиболее древние образцы китайской поэзии дошли до нас в «Книге песен» («Шицзин»). Они относятся к XI-VI вв. до н. э. В них был закреплен историчес­кий, нравственный, эстетический, религиозный и художественный опыт китайской культуры, приобретенный за предшествующие тысячелетия ее разви­тия. Устное предание отобрало и передавало из поколения в поколение опреде­ленный свод произведений, составивший основу древнекитайского образова­ния. Эта книга, наряду с другими, в совокупности составившими «Пятикнижие» и «Четырехкнижие», стала канонической и была обязательной для изучения вплоть до начала XX в. Эти литературные памятники собрали в себе классичес­кую конфуцианскую мудрость и оказали громадное влияние на китайскую куль­туру.

«Шицзин» является частью «Пятикнижия», в которое также входят «Книга ри­туала» («Лицзи»), составившая основу «китайских церемоний», «Книга исто­рии» («Шуцзин»), в которой ритмической прозой излагается история Китая от легендарного правителя Яо до первых правителей эпохи Чжоу, а также приво­дятся беседы мудрецов о сущности государственного управления; «Книга пере­мен» («Ицзин»), которая содержит знаменитые гадательные триграммы, необхо­димые оракулам и предсказателям судьбы человека; «Книга весны и осени» («Чуньцю»), содержащая летопись событий на родине Конфуция с VIII по V. в. до н. э.

«Четырехкнижие» содержит канонические книги «Лунь-юй» («Рассуждения и беседы»), в которой изложены взгляды Конфуция по вопросам этики, морали и управления государством; «Дао сюэ» («Великое учение»), в ней сформулирова­ны идеи Конфуция о самоусовершенствовании человека, необходимом для пра­вильных взаимоотношений в государстве и семье; «Чжунюн» («Соблюдение се­редины») излагает учение Конфуция о золотой середине; «Мэн-цзы» (название дано по имени философа, последователя Конфуция, жившего в IV—III вв. до н. э.) содержит дальнейшее развитие конфуцианства и приводит его в систему, которая и стала официальной идеологией Китая.

Несмотря на то что эти книги были трудны для понимания и усвоения, изло­женные в них нормы поведения, принципы этики, морали, нравственности ши­роко распространились в народе. Ведь взгляды конфуцианцев возникли не на пустом месте: народные верования, обычаи и традиции существовали задолго до Конфуция. Он и его последователи привели в систему и зафиксировали эти нор­


мы в канонах, сделав их достоянием последую­щих поколений посредст­вом литературы, театра, искусства, народных бы­лин. Только усвоив эти книги, китаец мог озна­комиться с другими про­изведениями литературы, базирующимися на кон­фуцианских, а также даос­ских и буддистских идеях.

Индивидуальная поэ­зия, описывающая мир человеческих чувств, появ­ляется в IV—III вв. до н. э. Пос­тепенно складываются основные

литературные жанры: цы - стихи песенного типа, которые первоначально создавались как тексты песен на опреде­ленную мелодию; фу — стихотворения в прозе разных размеров, с рифмой и без нее; сун - ода лапидарного типа с кратким выразительным слогом; сюй - предисло­вие к стихам и одам; цзацзуань — вид художественной лите­ратуры, метко, образно и остроумно повествующий о различных жизненных си­туациях, о поступках человека, его привычках, слабостях, достоинствах и недос­татках, пороках и т. п.

Золотым веком китайской поэзии стал танский период, в который творили такие замечательные поэты, как Ван Вэй, уже упоминавшийся ранее как знаме­нитый художник-пейзажист, и в стихах продолжавший описывать красоту и со­вершенство природы. В его лирике человек составляет единое целое с природой, отражает все многообразие мира и настроений человека.

Монгольское нашествие в конце XIII в. принесло китайской культуре огром­ные бедствия и разрушения. Сгорели многие прекрасные дворцы и храмы, были разграблены и уничтожены художественные ценности. Крупнейшие художники разбрелись по стране, нашли прибежище в южных провинциях. Оглядываясь на достижения великих мастеров прошлого, они культивировали старину, но при этом в свои произведения вносили новые чувства и переживания. Многие кар­тины того времени приобрели иносказательный смысл. С помощью привычных образов природы художники поднимали наболевшие и злободневные проблемы. Особое значение приобрели каллиграфические надписи, таящие в себе намек, скрытый подтекст. Эти надписи, украшавшие свитки, зачастую были символа­ми, понятными только посвященным. Сами изображения были тоже символич-ны. Чаще всего это был бамбук, гнущийся под напором ветра. Он олицетворял стойкого духом, благородного человека, способного выдержать натиск судьбы.

После изгнания монголов в XV—XVI вв. Китай вновь переживает пору эконо­мического и духовного расцвета. Но этот период оказался кратковременным, так как уже к XVII в. страна приходит в упадок, а в 1644 г. Китай захватили маньчжу­ры, правившие им до 1911 г. В связи с этими историческими событиями разви­тие культуры в позднее Средневековье носило сложный и противоречивый ха­рактер.

Особенно остро противоречия времени проявились в живописи. Официаль­ные круги ориентировали художников на подражание прошлому. Вновь открыв­шаяся Академия живописи пыталась насильственно возродить блеск искусства периодов Тан и Сун. Ни одна эпоха не оберегала с такой ревнивой тщательнос­тью традиции прежних веков. Художники были скованы предписаниями тем, методов, сюжетов. Непокорные подвергались наказаниям. Однако новые вея­ния все же пробивали себе дорогу. На юге страны, где мастера испытывали мень­ше давления официальной власти, складывались различные художественные школы. В творчестве представителей большинства из них ощущается стремле­ние нарушить созерцательную гармонию традиционной живописи. В произве­дениях художников этих школ линии кажутся нарочито грубыми и резкими. Однако за этой небрежностью чувствуется умение уловить характерные и тонкие черты природных объектов.

Важную роль в XVI—XVIII вв. начали играть бытовая живопись и книжная гра­вюра, непосредственно связанные с расцветом новых литературных жанров — романа и драмы. В них отразился возросший интерес к частной жизни человека, к его интимным переживаниям. Особое внимание при этом уделялось гармонии поз и жестов, так как именно через них передавались оттенки разнообразных настроений.

К внутреннему миру человека художники позднего Средневековья ближе по­дошли и в портретной живописи. В XVI—XVIII вв. значительное место заняли посмертные портреты знати, создаваемые в связи с обычаями почитания пред­ков. Характер средневековых китайских портретов был определен физиогно­микой — учением о соответствии черт лица судьбе человека, зависящей, в свою очередь, от расположения планет, под которыми он родился. На основе этого учения была разработана целая система правил изображения каждой части лица и ее соотношения с другими. В торжественности и неподвижности культового погребального портрета отражалась вся средневековая система конфуцианского воспитания: фигуры портретируемых полны достоинства, замкнутые лица ли­шены печати житейской суетности, неподвижный и суровый взгляд устремлен вдаль.

На протяжении эпохи Средневековья в китайской культуре были разработаны различные виды и технические приемы ремесел. Мировую славу китайской культуре принесли изделия из фарфора, резного камня, лака, дерева и кости. Прикладное искусство в Китае было связано со всеми сферами жизни - с рели­гиозными обрядами и торжествами, со сложным церемониалом придворной жизни и с нуждами простых людей. Оно было необходимо для украшения двор­цов, парков, любой детали архитектурного ансамбля. Мастера Китая научились выявлять и обыгрывать природные качества самого материала, использовать в художественных целях его вязкость и твердость, гладкость или шероховатость поверхности, расположение пятен и игру цветов.

Более всего ценились изделия из фарфора. В XV—XVIII вв. с ростом городов резко возросли потребности городского населения в предметах прикладного ис­кусства. Тогда производство фарфора достигло невиданных ранее размеров. Мастера позднего Средневековья научились изготовлять многоцветный фар­фор. Белоснежная поверхность изделий использовалась как живописный фон, на котором располагались растительные узоры, пейзажи, жанровые компози­ции. На смену изысканной простоте пришли яркость и декоративная наряд­ность. Ремесленники изобрели и новые красители. Важным открытием стало появление сине-белого фарфора, расписанного кобальтом под глазурью, трех­цветной и шестицветной. С середины XV в. роспись кобальтом стала сочетаться с яркими надглазурными красками - зеленой, желтой, красной, что дало назва­ние особой росписи — «доу-цай» («борьба цветов»).

Потрясающая глубина, тонкость и изящество произведений китайской культу­ры, основные черты которой сохранились без особых изменений до наших дней, сделали ее ведущей в азиатско-тихоокеанском регионе. Вьетнам, Корея, Япония были ее прилежными учениками. Новое время познакомило с китайской куль­турой Европу, высоко оценившую как философские идеи, так и искусство Китая в целом.

 

Литература:

Бежин Л. Е. Под знаком «ветра и потока». — М., 1982

Гоголев К. Н. Мировая художественная культура. Индия, Китай, Япония. - М., 1997

Искусство стран Востока. - М., 1986

Кравцова М. Е. История культуры Китая. - СПб., 1999

Культурология. История мировой культуры / Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. - М., 2003

Мировая художественная культура. Древние цивилизации. Тематический словарь. — М., 2004

Роули Дж. Принципы китайской живописи. - М., 1989

Соколов-Ремизов С. Н. Литература - каллиграфия — живопись. — М., 1985


Истоки и начало древнееврейской культуры

История религии древних евреев

Памятники древнееврейской культуры






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.