Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7.






Культура

народов

Месоамерики


 

 

Географический регион на американском континенте, в пределах которого в доколумбовые времена процветала своеобразная цивилизация, обозначают термином «Месоамерика» (букв, средняя Америка). В этом регионе последовательно зародились, достигли расцвета и пришли в упадок такие культуры, как ольмекская, тольтекская, ацтекская и культура майя. К моменту появления в Америке европейцев Месоамерика была населена большим количеством индейских племен, из которых наиболее высокий уровень культуры отмечался у народов центральной части. Свое название индейцы получили потому, что Колумб считал, что он открыл Западную (т. е. лежащую на Запад от Европы) Индию. Наиболее благоприятным регионом для проживания на американском континенте тогда были Месоамерика (в настоящее время территория Мексики, Гватемалы, Сальвадора и Гондураса) и Центральные Анды. Именно в этих регионах возникли и достигли расцвета цивилизации доколумбовой Америки. Приход европейцев застал в этом районе четыре основных культурных центра: на территории Мексики сформировались и развивались культуры ольмеков и ацтеков, Гватемала и Юкатан были заселены народом майя, в Колумбии существовала культура племен чибча-муисков, а в Перу - культура племени инков.

 

 

7.1. Культура ольмеков. Наиболее раннюю культуру в доколумбовой Америке создали ольмеки, территория проживания которых включала значительную часть Мексики, всю Гватемалу и весь Белиз. Созданная ими цивилизация дос­тигла своего расцвета после 1200 г. до н. э. Для своего времени ольмеки были в культурном отношении наиболее развитым народом и поэтому сумели распро­странить свое влияние на огромный регион Месоамерики.

На побережье Мексиканского залива этот древний народ построил ритуальные центры с монументальной архитектурой и скульптурой. Ольмекская цивилиза­ция была по характеру теократией: земледельцы содержали своим трудом прави­телей, поставляя им часть продукции и выполняя различные общественные ра­боты. Взамен они получали гарантию, что совершаемые жрецами ритуалы помо­гут обеспечить им личную безопасность. Для этого ольмекские жрецы создали своеобразную религию, мифологию и иконографию, в центре которой находи­лось несколько богов.

К культурным достижениям ольмеков следует отнести прекрасно развитую ар­хитектуру. Город Л а-Вента был построен по четкому плану и ориентирован по сторонам света. В центре города стояла Большая Пирамида высотой около 33 м, которая служила сторожевой башней, т. к. с нее прекрасно просматривались ок­рестности. В городе действовал водопровод, который был сделан из поставлен­ных вертикально базальтовых плит, плотно примыкавших друг к другу.

Ольмеки оставили о себе память не только как архитекторы, но и как прекрас­ные мастера обработки камня. В резьбе по нефриту они достигли большого со­вершенства. Используя многочисленные инструменты - резцы, сверла, шлифо­вальные приспособления, а также соответствующую технику обработки камня, ольмеки создавали прекрасные изделия из базальта, кварца, диорита. Наиболее известными памятниками материальной культуры ольмеков являются гигант­ские каменные головы, найденные в Сан-Лоренсо, Ла-Венте и Трес-Сапотесе. Головы из черного базальта поражают в первую очередь своими размерами: их высота от 1, 5 до 3 м, а весят они от 5 до 40 т. Из-за черт лица их называют голо­вами негроидного или африканского типа. Эти головы находились на расстоя­нии до 100 км от каменоломен, где добывался базальт.

Что изображали гигантские головы, до сих пор остается загадкой. Это могли быть изображения голов врагов, т. к. в древней Америке существовала традиция сохранять и увековечивать головы противников. Кроме того, существует версия, что это могли быть головы юношей, которые приносились в жертву богам. Луч­ший юноша определялся для жертвы жрецами из играющих в мяч. Он становил­ся олицетворением бога маиса. Игра в мяч носила у ольмеков религиозно-цере­мониальный характер, а самой игре предшествовал сложный ритуал.

Ольмеки верили, что акт самопожертвования обеспечит бессмертие и все бла­га в вечной жизни. Ученые предполагают, что самые красивые девушки поселе­ния, которые отбирались жрецами для жертвы, с радостью и гордостью шли на смерть, как и лучшие юноши, играющие в мяч.

В эпоху ольмекской цивилизации зародилось представление о четырех сторо­нах Вселенной, символом которой был крест, вписанный в прямоугольник. Из­вестно предание ольмеков о четырех эпохах и предсказание того, что вместе с об­ретением маиса пятая эпоха погибнет от старого бога огня и землетрясения. А символом пятой эпохи считался бог, преподносящий людям маис, на плечах и коленях которого вырезаны головы четырех других богов — покровителей предшествующих четырех эпох.

Задолго до появления Колумба ольмеки изобрели точный солнечный кален­дарь. Он был очень сложным по структуре и состоял из нескольких самостоятель­но вращающихся колес, которые отсчитывали взаимосвязанные циклы времени.

Период с VIII до IV в. до н. э. считается временем расцвета ольмекской культу­ры, тогда она имела вполне сложившийся и зрелый вид. Каменные монументы с календарными датами стояли в городах. Богатые ритуальные центры с четкой ориентацией и планировкой имели сложные посвятительные клады и тайники, зеркала из полированного камня, стелы и алтари. Последние дают некоторое представление об одежде тех времен, украшениях и других элементах культуры.

К сожалению, ольмеки не создали долговечных памятников своей культуры и поэтому сегодняшние представления носят отрывочный и фрагментарный ха­рактер. Остаются открытыми вопросы о ее истоках и процессах развития. Одна­ко то, что не удалось ольмекам, удалось осуществить другим народам Месоаме­рики, культура которых формировалась под влиянием ольмекской и достигла высочайшего уровня.

 

7.2. Культура майя. Своего расцвета цивилизации доколумбовой Америки дос­тигли у майя, инков и ацтеков. Целый ряд общих элементов позволяет ученым сделать вывод, что наследницей культурной традиции ольмеков стала цивилиза­ция майя. Историю культуры этого народа принято делить на три периода. Пер­вый (с древности и до 317 г.) — время возникновения городов-государств, при­митивного земледелия, изготовления хлопчатобумажных тканей и др. Второй период — древнее царство, или классический период (317-987 гг. н. э.) — время роста городов (Паленке, Чичен-Ица, Тикаль) и одновременного таинственного исхода из них населения в начале X в. Третий период - новое царство, или пост­классический период (987 г. - XVI в.) - время прихода европейских конкистадо­ров, принятия новых законов, появления новых стилей в жизни и искусстве, смешения культур, братоубийственных войн и т. д.

Около 300 г. до н. э. в географической области, охватывающей часть современ­ной Мексики, Гватемалы, Белиза и Гондураса, начала формироваться новая цивилизация, получившая название цивилизации майя. На этой территории на­роды майя построили несколько величественных ритуальных центров, руины которых хорошо сохранились до наших дней. В результате раскопок получено много свидетельств о выдающихся культурных достижениях древних майя.

Создание больших по размерам ритуальных центров является отличительной особенностью культуры майя. Эти центры нельзя назвать городами, хотя они состояли из нескольких больших зданий. Население их было незначительным, оно состояло в основном из жрецов, их слуг и ремесленников. Назначение цент­ров заключалось в том, чтобы проводить большие религиозные праздники, во время которых сюда стекались большие массы людей, принимавших участие в религиозных церемониях.

Подобно многим древним цивилизациям духовную основу культуры майя сос­тавляла религия. В их представлениях мир являлся сложным образованием, на­полненным различными священными силами. Поэтому пантеон богов был очень велик. Известны десятки имен богов, которые в зависимости от их функ­ций могут быть разделены на группы: боги плодородия, воды, охоты, огня, звезд, смерти, войны и т. д. Главными были бог плодоносного дождя и смертоносной


молнии с головой, похожей на тапира, бог Солнца и ночного неба, покровитель жизни и смерти — бог кукурузы. Все они имели человеческий облик, благодаря которому их можно легко узнать в иероглифических надписях.

В основе религиозных взглядов майя лежала связь жизни и смерти, вечный круговорот умирания и возрождения. Поэтому все божества майя двойственны. Они совмещают в себе два противоположных начала: жизни и смерти, любви и ненависти, земли и неба. Однако главных своих богов они изображали в виде пернатого змея: перья - символ неба, змея - символ земли.

Майя считали, что после смерти душа человека пребывает либо в состоянии безмятежного блаженства, либо в вечных муках в зависимости от деяний челове­ка. Вечное блаженство ожидает того, кто его заслужил. Грешники же отправля­ются в преисподнюю, вечно холодную область, населенную демонами.

Очень сложными были религиозные ритуалы древних майя, особенно жерт­воприношения самого разного вида. Наиболее распространены были человечес­кие жертвоприношения, поскольку считалось, что боги питаются только кровью людей. Как и в ольмекской цивилизации, у майя самые красивые девушки при­носились в жертву богам, заслуживали этим вечную счастливую жизнь, как и са­мые лучшие мальчики — победители в игре в мяч.

Считалось, что каждый из богов поочередно правит миром через определен­ные промежутки времени, например, через год или несколько лет. К моменту начала правления какого-либо бога майя выставляли его статуи в храмах и на площадях до тех пор, пока не закончится время его господства. Царствование злого божества приносило беды и страдания, а доброго соответственно - благо­денствие и процветание. Вселенная, по убеждениям майя, устроена сложно: она


разделялась на 13 небес и 9 подземных миров, каждым из них заведовал какой-то бог. Небо поддерживали четыре божества и у каждого был свой цвет. Красный принадлежал богу востока, белый — севера, черный — запада, желтый — юга. В центре мироздания располагался зеленый цвет. Число четыре у майя имело особое магическое значение. Вероятно, именно этим объясняется существова­ние у майя четырех столиц—городов Копан, Калакмул, Тикаль, Паленке.

В материальной культуре майя наибольшее развитие получила архитектура. Существовало два типа архитектурных сооружений: жилые дома с островерхи­ми, крытыми соломой крышами и монументальные церемониальные сооруже­ния. Обычные жилые дома имели прямоугольные очертания, стены были камен­ные, крыши двускатные. В центре дома сооружали очаг из камней. Часто дома возводились на платформах. К типу церемониальных построек относились пи­рамиды, функция которых заключалась в том, чтобы служить основанием храма, поднимая его как можно выше к небу. Чаще всего храмы располагались именно на вершинах пирамид. Они имели квадратную планировку, тесное внутреннее пространство (из-за толстых стен), украшались надписями, орнаментом и вы­полняли роль святилищ. Образцом такого типа архитектуры является «Храм надписей» в Паленке.

Постройка зданий регулировалась у майя определенными промежутками вре­мени - 5, 20 и 50 годами. Археологические данные свидетельствуют, что майя каждые 52 года заново облицовывали пирамиды и воздвигали стелы (алтари) каждые 5 лет. Записи на алтарях заключали в себе информацию о каких-либо со­бытиях. Подобного подчинения художественной культуры календарю и времени не существовало нигде в мире.

Гармоничным образом архитектуру майя дополняли скульптура и живопись. Их образы раскрывают всю панораму жизни общества. Основные темы изобра­жений - божества, правители, быт. Алтари и стелы украшались многофигурны­ми композициями, сочетающими в себе различные скульптурные жанры. Майя применяли резьбу, барельеф, горельеф, круглый и моделированный объем. В ка­честве материала использовались обсидан, кремень, нефрит, раковины, жадеит, кость и дерево. Многие скульптуры раскрашивались в различные цвета. Боль­шое внимание уделялось выражению лиц, деталям одежды.

Скульптурная традиция индейцев майя отличается реализмом, яркостью и энергией. В скульптуре на стелах и в храмовых рельефах изображения людей исполнены одновременно реалистично и искусственно неподвижно. Обязатель­ным требованием к скульптурным фигурам являлся 8-образный разворот: ступе­ни ног и голова изображались в профиль, а торс и плечи - анфас. Майя умели делать предметы культа из глины, покрывая их росписью.

Кроме того, в своих ритуальных центрах майя воздвигали скульптурные мону­менты-стелы с иероглифическими надписями. Текст обычно относился к пра­вителю-жрецу, чье изображение присутствовало на памятнике. Он мог содер­жать описание какого-либо исторического события или родословную человека, которому был посвящен данный памятник. Часто приводилась дата его смерти или прихода к власти. Само лицо изображалось при полных ритуальных регали­ях, включая ушные и носовые украшения, браслеты, ожерелья, головной убор с перьями и церемониальный жезл.

Особое значение в жизни майя придавалось обычаям и традициям, связанным с рождением ребенка, достижением половой зрелости, вступлением в брак. Появление ребенка считалось проявлением благосклонности богов, особенно богини Луны - Иш-чель. Жрецы давали младенцу имя и составляли для него го­роскоп. В нем предсказывалось, какое божество будет покровительствовать или вредить ребенку на протяжении всей его жизни.

Одним из главных признаков красоты у майя считалось косоглазие. Для его развития к волосам ребенка прикреплялся каучуковый шарик или небольшая бу­сина, свисавшая между глаз. К головке младенца плотно прибинтовывали спере­ди деревянную дощечку, с тем чтобы сделать череп более плоским и удлинить линию лба, что считалось у майя знаком красоты и высокого общественного по­ложения.

В жизни каждого представителя народа майя важное значение имел обряд половой зрелости. День для проведения этого обряда выбирался особенно тща­тельно. Все участники торжества собирались во дворе дома покровителя. Жрец совершал обряд очищения жилища и изгонял злого духа, двор подметали и рас­стилали на земле циновки. Обряд заканчивался пиршеством. После него разре­шалось вступление в брак. Отцы выбирали для своих сыновей будущих жен, соб­людая запрет на браки между лицами, связанными кровным родством.

Особым занятием в культуре майя считалась игра в мяч, которая носила рели­гиозно-церемониальный характер. Подготовка к ней сопровождалась сложным ритуалом, поскольку считалось, что в игре вступают в борьбу те или иные боже­ства. Соответственно от победы зависело многое в жизни городов-государств майя.

Гибель цивилизации майя относится к XI в. Этот исторический факт является до сих пор загадкой, поскольку огромная империя вдруг погибла без видимых на то причин. При этом города остались нетронутыми - без следов разрушений, как будто их обитатели ненадолго отлучились и вскоре собирались вернуться.

 

7.3. Культура ацтеков. Согласно легенде, ацтеки прибыли на территорию Мек­сики в XIII в. и поселились на озере Тексоко, где заложили город Теночтитлан. Сами себя ацтеки называли «мешика» в память о своем легендарном вожде Мешитли. Термин «ацтеки» происходит от названия их легендарной прароди­ны — острова Астлан, где они жили до второй половины XII в. По неизвестным причинам они были вынуждены покинуть свою родину и после долгих скитаний решили обосноваться надолго у озера Тексоко.

Менее чем за два столетия ацтеки превратились из бедной полукочевой груп­пы в хозяев самой могущественной империи, когда-либо существовавшей на территории Месоамерики. Ацтеки показали себя тонкими политиками и вели­колепными воинами. Путем заключения временных союзов то с одной, то с дру­гой политической силой они заняли господствующее положение в регионе Центральной Мексики. Вначале ацтеки выступали как наемники для враждовав-


 
 

 
 

ких жертвоприноше-
V ний и жен для себя.

Их государство посто-туяюр янно разрасталось за ^^Ч^ счет покоренных наро-■ §4^Шр лов, которые облагались ЩСрг данью и должны были возд--3^ витать храмы ацтекским богам.

При этом ацтеки сознательно ре­гулировали численность покоренных


народов, оставляя потенциальных противников для сражений и получения пленных, приносимых в жертву богам. Жертвы были необходимы, чтобы дать богу Солнца животворный напиток - кровь, так как, по убеждению ацтеков, от этого зависело движение Солнца на небе, а следовательно, и существование мира в целом.

Для жертвоприношений из числа военнопленных выбирался физически со­вершенный мужчина высокого роста, с чистым телом и быстрыми движениями. Целый год разодетый, поющий и танцующий, он свободно ходил по столице в сопровождении большой свиты, чтобы все могли видеть живое воплощение бога. Этому «избраннику» давали четырех жен - богинь плодородия. Вместе с ним по собственной воле они затем взойдут на вершину храма и отдадутся в ру­ки жрецов. Пленные, предназначенные для жертвы, не противились такой судь­бе, не боялись умирать и не убегали, в жертвенной смерти они видели свой долг, показывали покорность богам и с достоинством отдавали им свою жизненную энергию.

Столица ацтекского государства Теночтитлан была основана в период между 1325 и 1345 гг. В то время город представлял собой скопление хижин, ютивших­ся посреди соленого озера Тескоко на острове, окруженном со всех сторон боло­тами и тростниковыми зарослями. В последующие два столетия Теночтитлан превратился в главный культурный центр ацтеков.

Строго спланированный, он имел разветвленную сеть каналов и мостов. Две главные дороги были выложены в форме креста с огражденным «священным кварталом» на их пересечении. Эти дороги делили город на четыре района, каж­дый со своими ритуальным центром и рынком. Районы подразделялись на 20 и более мелких кварталов. Большой рынок города располагался на соседнем ост­рове Тлателолько. Острова соединялись с материком тремя каменными дамба­ми, каждая из которых имела три или четыре прохода для спуска воды из одной части озера в другую. Проходы были снабжены деревянными мостами. Озеро обеспечивало городу естественную защиту.

За огромной стеной, украшенной головами сотен пернатых змеев, в центре до­рог находилось 18 больших зданий и множество более мелких. Все вместе они и составляли «священный квартал». Его самым значительным строением был Большой храм, имевший вид пирамиды, на вершине которой находились два храма-близнеца, посвященные один верховному божеству Уицилопочтли, а дру­гой - богу дождя Тлалоку.

Среди других построек «священного квартала» следует выделить круглый храм главного бога ацтеков - Кецалькоатля. Там также был двор для игры в мяч. Эта игра, как и у ольмеков, имела важное религиозное значение.

Как и все народы Месоамерики, ацтеки были очень религиозны. Основой их религиозных взглядов было отождествление небесных тел со сверхъестествен­ными существами, которые отвечали одновременно и за добро и за зло челове­ческих поступков. Пантеон богов ацтеков был многочисленным, поскольку включал 63 божества. Среди них 3 великих бога, 4 создателя, 15 богов плодоро­дия, 6 богов дождя, 3 бога огня, 4 бога пульке, 12 богов планет и звезд, 6 богов смерти и земли, 4 полифункциональных божества. Поклонение богам ацтеки осуществляли ежедневно. С этой целью они воздвигали культовый центр, ря­дом с которым действовали школы жрецов. Задачей священнослужителей бы­ло управление духовной жизнью общества и укрепление религиозной основы власти.

Храмы, выполняя культовое назначение, являлись одновременно и произведе­ниями самобытного архитектурного искусства. Они строились в форме пира­мид, к открытым верхним площадкам которых вели ступени. Такие ступенчатые пирамиды назывались теокалли. Жилые дома простых людей строились на плат­форме и имели двускатную крышу. Дом обычно был двухкомнатным, с земля­ным полом, плетенными из тростника и обмазанными стенами (саманная архи­тектура). Стены возводились на каменном фундаменте, комнаты не имели окон. Дома аристократов отличались размерами, количеством и убранством комнат, назначением внутренних помещений.

Искусство ацтеков было утилитарным и реалистическим по форме, пронизан­ным религиозной символикой. В ацтекском мире существовала особая группа людей, которые назывались «знатоками вещей». В состав группы могли входить живописцы, скульпторы, философы, музыканты, астрологи и др. Их назначение состояло в том, чтобы иметь ярко выраженную индивидуальность, вести пра­вильный образ жизни, молиться, совершать жертвоприношения, закалять дух и тело. Самым главным для них было умение слушать свое сердце. Очень важно это было для художников слова - литераторов, которые занимали особое поло­жение среди других «знатоков вещей».

Самым распространенным жанром литературы ацтеков была историческая проза. Она включала в себя записи о странствиях мифических предков. Большой популярностью пользовались эпические произведения. Например, эпос о про­исхождении индейцев, потопах, о божественном Кецалькоатле. Разновидностью прозы считались дидактические трактаты — собрания коротких речей или изре­чений моралистического содержания, обобщавшие опыт ацтеков в самых раз­ных областях жизни. Ацтекская литература, как и во всем Древнем мире, имела ритуальные истоки, сакральное значение и была связана с культами различных божеств.

Однако главную роль в литературе ацтеков играла поэзия. По их представлени­ям, ее основным предназначением было развивать душу человека и готовить ее к встрече с богом. Поэтому она была глубоко религиозна, в ней слабо выражена индивидуальная психология автора и практически отсутствует любовная тема. Ацтекская поэзия представлена «песнями бога» — заклинаниями, призывающи­ми божество появиться именно здесь, сейчас и заставить его произвести необхо­димые действия; песнями «орлов и ягуаров», восхваляющими воинские подви­ги; «песнями печали и сострадания», а также песнями для женщин и детей.

 

7.4. Культура инков. На рубеже Х1У-ХУ вв. на тихоокеанском побережье и в се­верных районах южноамериканского континента стали появляться первые им­перии. Самой известной и значительной из них стало государство инков. Терми­ном «инки» обозначался титул правителя нескольких племен в районе Анд, а также это название носили племена аймара, уальякан, кеуар и др., которые жи­ли в долине Куско и говорили на языке кечуа.

Согласно археологическим данным, на заре истории четыре племени, соста­вившие позднее основу этой народности, пришли с восточного нагорья Анд в долину Куско. Они создали грандиозную империю, охватывающую террито­рию 1 млн. км2, ее протяженность с севера на юг была более 5 тыс. км. Во время ее расцвета здесь проживало от 8 до 15 млн. человек.

Государство инков, разделенное на четыре провинции вокруг города Куско и расположившееся в окрестностях озера Титикака, включало территорию сов­ременной Боливии, север Чили, часть нынешней Аргентины, северную часть современной республики Перу и нынешний Эквадор.

Верховная власть в государстве целиком принадлежала Сапа Инке - так офи­циально назывался император. Каждый Сапа Инка возводил собственный дво­рец, богато украшавшийся по его вкусу. Лучшие ремесленники-ювелиры изго­тавливали для него новый золотой трон, обильно украшенный драгоценными камнями, чаще всего изумрудами. Золото в империи инков играло исключитель­ную роль. Оно широко использовалось в ювелирном искусстве, но не применя­лось как средство платежа. Инки обходились без денег, поскольку одним из главных в их жизни был принцип самообеспечения. Вся империя представляла собой огромное натуральное хозяйство.

Религия занимала важное место в жизни инков. У каждой группы населения, в каждой области государства были свои верования и культы. Наиболее распро­




тилище, а новый правитель строил себе другой дворец.

Высшим достижением архитектуры инков принято считать ансамбль хра­мов, носивший название «Кориканча» («Золотой двор»). Главным сооружени­ем ансамбля был храм бога Солнца -Инти. В нем находилось золотое изоб­ражение бога, украшенное крупными изумрудами. Оно было поставлено в за­падной части храма с таким расчетом, чтобы его озаряли первые лучи восходя­щего солнца. Окна и двери также были усыпаны драгоценными камнями, а сте­ны храма сплошь обиты листовым золо­том. Потолок святилища покрывала резьба по дереву, а пол устилали проши­тые золотыми нитями ковры.

К храму Солнца примыкало несколь­ко часовен - в честь грома и молнии, радуги, планеты Венеры, а главная из них - в честь Мама Кильи - Луны. Образ Луны в империи инков связан с представлением о женщине, богине. Поэтому часовня Мама Кильи предназначалась для жены правителя-инки. Ни одна женщина, кроме нее, не имела доступа в эту часовню. Здесь же находи­лись и мумии умерших жен правителей. В отличие от храма Солнца, где все бы­ло из золота, в часовне Луны все убранство было изготовлено из серебра.

Однако своего наивысшего расцвета искусство инков достигло в различных ремеслах. Инки довольно рано освоили горное дело. Они добывали медную и оловянную руду в шахтах, изготовляли бронзу. Инки могли выплавлять ме­талл, знали технику отливки, ковки, чеканки, спайки и клепки, а также делали изделия в технике перегородчатой эмали. Из бронзы они изготовляли топоры, серпы, ножи и другую хозяйственную утварь. Но особенно художественное твор­чество ремесленников инков проявилось в ювелирном искусстве. Мастера могли сделать золотой початок кукурузы, в котором зерна были золотые, а окружаю­щие початок волокна выкованы из тончайших нитей серебра. Вершиной юве­лирного искусства инков стало изображение бога Солнца в виде огромного зо­лотого солнечного диска с искусно вычеканенным человеческим лицом. Это изображение украшало храм Солнца в Куско.

Своего апогея золотое богатство инков достигло во время правления Уайна Капака. Он облицевал золотом стены и крыши своих дворцов и храмов, весь царский дворец был заполнен золотыми скульптурами животных. Во время тор­жественных церемоний 50 тыс. воинов вооружались золотым оружием. Огром­ный золотой трон с накидкой из драгоценных перьев ставился перед дворцом-резиденцией. Однако все это было разграблено конкистадорами из экспедиции Писарро. Произведения ювелирного искусства были переплавлены в слитки и отправлены в Испанию. Но многое осталось в тайниках и до сих пор не обна­ружено.

Как считают исследователи культуры инков, их империю погубила религия. Во-первых, религией был одобрен обряд, при котором преемника правитель вы­бирал среди своих сыновей. Это привело к междоусобной войне братьев Уаска-ра и Атауальпы, которая значительно ослабила страну перед вторжением испа­нских конкистадоров во главе с Франсиско Писарро. Во-вторых, среди инков существовало предание, что в будущем править страной будут новые, незнако­мые люди, которые придут сюда, покорят империю и станут единственными ее владыками. Этим объясняется страх инков перед испанскими конкистадорами.

 

Литература:

Баглай В. Е. Ацтеки: история, экономика, социально-политический строй (Доколониальный период). - М, 1998

Галич М. История доколумбовых цивилизаций. - М., 1990

Кинжалов Р. Искусство древней Америки. - М., 1962

Кинжалов Р. Орел, кецаль и крест. — М., 1991

Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. - М., 1992

Соди Д. Великие культуры Месоамерики. - М., 1985

Стингл М. Тайны индейских пирамид. - М., 1982


Тема 8.


Крито-микенская культура

Гомеровский (царский)период

Период архаики

Классический период

Культура эпохи эллинизма

Культуру Древней Греции и Древнего Рима еще называют античной. Иногда этот термин понимается более узко, применительно только к древнегреческой культуре. Такое использование термина имеет достаточно веские основания, поскольку считается, что Древняя Греция является колыбелью европейской цивилизации. Это можно утверждать с полным правом на том основании, что достижения древнегреческой культуры до сих пор оказываются непревзойденными образцами для многих народов. Уникальность греческой культуры не в последнюю очередь была обусловлена географическим своеобразием региона Средиземноморья. Умеренность - главное качество природы - породила свойственное древним грекам стремление к уравновешенности, культ меры и гармонии, привычку к определенным и ясным образам. Разнообразие ландшафта и природных ископаемых, море и берег, удобные для судоходства, способствовали развитию торговли, интенсивному культурному обмену, а географическая изолированность отдельных областей облегчала формирование полисной автономии.

В начале 1 тысячелетия до н. э. начался период упадка древневосточных цивилизаций и они уступили свое место новому культурному очагу, возникшему в Средиземноморском регионе. Начиная с VIII в. до н. э. центром развития культуры этого региона становится Греция (эгейское искусство). В процессе своего развития культура Греции пережила несколько этапов. Ко 2 тысячелетию до н. э. относится древняя минойская, или кносская, культура, названная так по имени легендарного царя Миноса и его знаменитого дворца в Кносе на острове Крит. Минойская цивилизация процветала до середины XV в. до н. э., когда она оказалась неожиданно уничтоженной катастрофой, характер которой до сих пор не ясен, а Крит был захвачен ахейскими племенами. Развитие ахейского общества в XVI-XIIIвв. до н. э. проходило под влиянием минойской цивилизации, но по названию крупнейшего города того времени - Микен эту древнейшую культуру континентальной Греции называют

микенской. Завершающим событием в существовании крито-микенской цивилизации стала Троянская война, которая облегчила проникновение на Балканский полуостров дорийских племен.

Дорийское завоевание Греции привело к гибели эгейской культуры и общему хозяйственному упадку. Поэтому период Х1-1Х вв. до н. э. в истории культуры Древней Греции считается «темными веками», однако его еще называют гомеровским по имени гениального древнегреческого поэта Гомера, создавшего эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея». Хотя Гомер жил значительно позже названного времени, в своих поэмах он отразил многие явления культурной жизни своих предшественников.

На время с середины VIII до конца VI в. до н. э. приходится архаический период, культурной особенностью которого было возникновение в географически обособленных районах Греции самостоятельных городов-полисов. В этот же период рост численности населения и недостаток пахотных земель зоставил большинство полисов развивать торговлю и начать широкую территориальную экспансию, получившую нозвание «великая колонизация», сопровождавшуюся бурным развитием культуры.

Своего наивысшего расцвета культура Древней Греции достигла в классическую эпоху, в V-IV вв. до н. э. После победного окончания греко-персидских войн Афины становятся политическим и культурным центром Греции. Эта эпоха делится на периоды ранней классики (первая половина V в. до н. э.), высокой классики (449-421 гг. до н. э.) и поздней классики (конец V-IV вв. до н. э.). Завоевание Александром Македонским могущественной персидской держовы положило начало эпохе эллинизма, охватившей период 111-1 вв. до н. э. Этот этап характерен сложным переплетением и взаимопроникновением культурных достижений греческой и восточной цивилизаций.

 

 

8.1. Крито-микенская (эгейская) культура. Древнейшая цивилизация на терри­тории Греции получила у исследователей античности название крито-микенс­кой, поскольку ее центрами были последовательно остров Крит и город Микены на территории материковой Греции. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно с 2000 до 1200 г. до н. э.

На основании археологических данных можно утверждать, что юг Балканско­го полуострова стал местом обитания людей уже в эпоху палеолита. В начале не­олита были заселены наиболее удобные для проживания острова, прежде всего Крит. В 3 тыс. до н. э. на Крите появились дворцы, святилища, алтари и другие характерные элементы культуры.

Около 1450 г. до н. э. на Крит вторглись примитивные и воинственные племе­на ахейцев, которые положили конец критской культуре. Но она не погибла сов­сем, а получила продолжение в микенской культуре, т. е. культуре материковой Греции и островов Эгейского моря. Влияние критской культуры стало ощути­мым в Микенах около 1700 г. до н. э., когда там стали появляться святилища и дворцы критского типа.

Большие дворцовые комплексы на Крите, обнаруженные археологами, были средоточием политической, экономической и религиозной жизни. Таких цент­ров было четыре - Кнос, Фест, Малия и Като-Закро. Вначале они были самос­тоятельными государствами, позже объединились под властью Кноса, который постепенно распространил свое влияние на весь регион Эгейского моря.

Из дворцовых комплексов Крита исследователями лучше всех изучен дворец в Кносе, известный как Лабиринт. Такое название он получил, поскольку пред­ставлял собой целый комплекс помещений различного назначения, распо­ложенных на нескольких (2—4) уровнях, соединенных многочисленными ко­ридорами и переходами. Отсутствие симметрии было отличительной чертой критской архитектуры, что подтверждается конструкцией всех известных критских дворцов. На первом этаже в них находились тронный зал, амфитеатр для зрелищ и др. Внутренние лестницы связывали между собой этажи и соеди­нялись с большими верандами, около которых располагались ремесленные мас­терские, комнаты для хозяйственных работ, кладовые. Так как уловить какую-либо систему в их планировании почти невозможно, то Кносский дворец был воспринят как сложный лабиринт, построенный легендарным Дедалом. Запу­танность ходов, внезапные спуски по лестницам и неожиданные повороты до­полнялись световыми эффектами, причем свет проникал только через световые колодцы в потолке. Но, несмотря на это, дворец воспринимался как единый ар­хитектурный ансамбль. Во многом этому способствовал занимавший централь­ную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым были связаны все остальные помещения.

Стены Кносского дворца были украшены прекрасными фресками, из сюжетов которых видно, что критяне с большой любовью относились к природе. Основ­ной темой пейзажной живописи являлись море с рыбами, полипами, дельфи­нами, заросли кустарников с быками, львами, козами. В рисунках до сих пор ощущается красота скал и цветущих лугов, богатство животного и растительно­го мира острова. В целом изобразительное искусство Крита было исключитель­но динамичным и красочным. Особенно характерен упругий, пронизанный дви­жением орнамент в виде спиралевидных завитков или волн, где одни яркие тона сменялись другими. Движение волн, порывы ветра, вечная стихия, окружавшая критских художников, порождали динамичные композиции их творений. Неко­торая условность обнаруживается при изображении людей. Человеческие фигу­ры критскими художниками трактовались в духе египетского канона: ноги и ли­цо показывались в профиль, плечи развернутыми в фас, глаза - смотрящими прямо на зрителя. Однако изображение природы было настолько реалистично, что человеческие фигуры воспринимались как неотъемлемая ее часть и не пор­тили общее впечатление.

Значительную роль в жизни населения Крита играла религия, но не было спе­циальных храмовых зданий и не существовало касты жрецов. Там изначально сложилась особая форма царской власти - теократия, при которой светская и ду­ховная власть принадлежала одному лицу. Царский дворец выполнял универ­сальные функции, являясь одновременно религиозным, административным, хо­

зяйственным центром. Религиозные ритуалы совершались либо во двор­це, либо на открытом воздухе, вер­ховными жрецами были прави­тель и правительница, младши­ми — критская знать.

Апогей минойской культуры приходится на XVI — первую по­ловину XV в. до н. э. В конце XV в. до н. э. на Крит обрушилась катастрофа, нанесшая смертельный удар по всей минойской цивилизации. Почти все поселения и дворцы были разрушены в результате сильнейшего извержения вулкана, происшедшего около 1450 г. до н. э. Воспользовавшись этим, на Крит вторглись воинствен­ные греки-ахейцы. Из центра куль­туры Средиземноморья Крит превра­тился в провинцию ахейской Греции. Центр цивилизации переместился на мате­риковую Грецию, где в это время расцвета­ет микенская (или ахейская) культура.

Как и на Крите, основными центрами микенской культуры были дворцы. Наи­более значительные из них обнаружены археологами в Микенах, Тиринфе, Пи-лосе, Афинах. В противоположность критским, дворцы ахейских правителей от­личались симметрией и имели четкую систему в расположении комнат и залов. Центральным местом в них являлся мегарон - большой зал, имеющий кровлю с отверстием, под которым находился очаг. Все ахейские дворцы были хорошо укреплены. Так, например, в Тиринфе наружные стены дворца были сложены из огромных глыб известняка весом до 12 т, толщина стен составляла 4, 5 м, высо­та - 7, 5 м. Греки, жившие позднее, называли эти стены циклопическими, при­писывая их сооружение мифическим одноглазым великанам — циклопам.

Стены ахейских дворцов украшали фрески, причем в тематике росписей пре­обладали динамичные сюжеты. Здесь были и сцены охоты на львов, и травля со­баками кабана, и воины, седлающие коней, и идущие в поход ахейцы в высоких шлемах с копьями и щитами. Торжество физической силы пронизывало всю ми­кенскую культуру. В изобразительном искусстве ахейцев преобладали жесткость и статичность композиции. На смену динамичности критских мастеров пришли строгая симметрия и схематичность форм.

Преобладанию ахейцев в Эгейском море был положен конец появлением в XII в. до н. э. многочисленных народов, среди которых были дорийцы. Это явилось частью очередного великого переселения народов, начавшегося еще в XIII в. до н. э. Множество центров микенской культуры было захвачено вар­



варами. Ахейским государствам, располагавшим хорошо организованной во­енной машиной, значительными экономическими ресурсами, высокой куль­турой и подготовленными кадрами, не удалось устоять перед ордами дикарей. Судя по всему, причиной поражения была внутренняя слабость государств, не­довольство народа, истощение и растрата материальных и людских ресурсов в многочисленных войнах. Поэтому от малейшего толчка эти государства раз­валились.

 

8, 2. Гомеровский период. В истории греческой цивилизации двухсотлетний пе­риод Х1-ГХ вв. до н. э. называется гомеровским, так как о жизненном укладе, ве­рованиях, исторических событиях и памятниках искусства того времени извест­но в основном из гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея».

Исходной предпосылкой развития культуры этого периода было утверждение общинно-частных отношений в хозяйственной жизни греков, что привело к воз­никновению классов и усложнило взаимоотношения людей. В это время скла­дывается характерная древнегреческая религия, которую принято называть олимпийской. Древние греки считали, что их боги живут на заснеженной вер­шине горы Олимп, и во главе их стоит бог грома и молнии Зевс.

Потребность понять объективную цепь причин, осознать окружающий мир в его целостности была очень важной и актуальной для греков. Часто это стрем­ление уводило их за рамки доступного, ставя на место реальных причин вообра­жаемые. Под влиянием чувства бессилия перед загадками природы воображение греков неизбежно отклонялось в сторону иллюзорных обобщений, наделяя объ­ективный мир сверхъестественными свойствами. Так первоначальная наивно-реалистическая картина мира сменилась мифологической.

Мифология принесла в греческую культуру сказочно-религиозную услов­ность, оказавшуюся очень плодотворной для художественного познания жизни. Природа предстала в совершенно новом свете: боги и герои мифов получили че­ловеческое обличье. Все существенное и важное для жизни теперь воплощалось в человеческом образе бога или властителя.

В сознании древних греков боги Олимпа представлялись в виде аристократов и василевсов (правителей поселений), обладавших всеми чувствами, свойствен­ными человеку, но отличавшимися от людей бессмертием, могуществом и уме­нием творить чудеса. Греческие боги были похожи на людей, они вели себя как люди: влюблялись и ревновали, завидовали и строили интриги, страдали и весе­лились. С точки зрения греков, между миром богов и людей не существовало непреодолимой границы. Не вызывает сомнений, что эти представления греков о божествах способствовали созданию выразительнейших произведений искус­ства — как словесных, так и изобразительных.

Ряд черт культуры гомеровского периода был унаследован от предыдущего времени, вместе с тем развивалось и новое искусство, ранее не известное. Основным его элементом являлась расписная керамика так называемого гео­метрического стиля. Керамические изделия расписывались линейными орна­ментами, состоявшими из кругов, треугольников, ромбов и т. п. Такая вазопись


основывалась на совершенстве и законченности изобразительных форм, на ана­лизе и арифметическом расчете. Вероятно, в подобной форме человеческий разум пытался подчинить стихийные силы природы определенной системе. Ис­кусство гомеровского периода стремилось создать модель мира строго упорядо­ченного, состоящего из несложных геометрических фигур, собранных в единую систему.

Геометрический стиль стал отражением переломной поры (от первобытной эпохи к классовому обществу), когда человек стремился угадать то, что не было доступно чувствам: законы природы - сверхчеловеческие, божественные, навеч­но установленные. Геометрическое искусство схематично, но оно воспроизво­дит реальные сцены жизни, в нем проступает новая важная идея: с помощью гео­метрических фигур можно определить существенные общие свойства предметов и явлений и на их основе создать что-то прекрасное, очертить правила красоты. В художественном плане искусство дорийцев с их геометрическим стилем было намного проще, примитивнее изобразительного искусства Крита, но оно отли­чалось рациональностью, и в результате дальнейшего его развития были созданы памятники, затмившие славу египетских пирамид.

В гомеровскую эпоху греки обычно поклонялись своим богам в священных ро­щах, пещерах, гротах. В это же время, видимо, появляются первые храмы (к при­меру, храм Артемиды в Спарте). Однако памятников зодчества от этого периода почти не осталось, так как материалом для них служило дерево. Представление об архитектуре того времени дают плохо сохранившиеся остатки фундаментов, а также рисунки на вазах и погребальных урнах, свидетельствующие о том, что деревянные дворцы и храмы были ярко украшены. Дома знати были весьма об­ширны, иногда даже имели два этажа. Большие залы, в которых принимали гос­тей, строили из бревен и выструганных досок. Полом служила утрамбованная земля. Несмотря на эту простоту построек, дорийцы стали создателями новой архитектуры: они впервые начали использовать приземистые колонны, которые устанавливались на близком расстоянии друг от друга и перекрывались двускат­ной крышей.

Таким образом, в культуре Греции к концу гомеровского периода сформирова­лись те специфические особенности, которые сделали ее самобытной и неповто­римой, создали ей бессмертную славу. К числу таких особенностей следует от­нести космологичность всей греческой культуры, которая означала ориентацию всех явлений культуры на порядок, в основе которого лежал мировой закон (ло­гос). Идеи космического порядка — логоса - воплотились в представлениях гре­ков о красоте, мере, гармонии. Красота объективно существует в нашем мире, являясь его сущностной характеристикой. Она понималась, прежде всего, как мера во всем. Не случайно на фронтоне храма Аполлона в Дельфах было написа­но: «Ничего сверх меры».

В греческой культуре космос и природа во всех произведениях постоянно со­относятся с человеком, который становится мерилом всех вещей. И это означа­ет не только оценку предметов и явлений окружающего мира с точки зрения их полезности для человека, но и непосредственное измерение предметов при по­мощи мер, основанных на пропорциях человеческого тела (палец, локоть, ла­донь, стопа и т. д.). Размеры архитектурных сооружений также соотносились с человеком, его размерами, возвышая его и приближая к миру богов. Доричес­кие колонны ассоциировались с фигурой мужчины, физически сильного, прек­расного своим физическим совершенством. Ионическая колонна — с женской фигурой, утонченной и нарядной. Даже речи ораторов сравнивались с телами юных атлетов и воинов. Поэтому можно уверенно говорить о культе прекрасно­го человеческого тела в Греции, оно было равнозначно признанию у человека положительных нравственных качеств.

Выявление гармоничного и совершенного невозможно было бы осуществить без сравнения, сопоставления, соперничества, проходивших обычно в форме состязаний, соревнований. Поэтому дух состязательности и соперничества (агон) пронизывает весь уклад жизни, в том числе и художественную культуру (состязания авторов трагедий и комедий, актеров, архитекторов, скульпторов, музыкантов). Все эти черты в большей или меньшей степени стали формиро­ваться и проявляться уже в гомеровский период.

 

8.3. Период архаики. Архаическим периодом в истории культуры Греции обыч­но называют VIII—VI вв. до н. э. Это время наиболее интенсивного развития древнегреческого общества было определено некоторыми исследователями как архаическая революция. Решающее значение на культурное развитие этого пе­риода оказала колонизация, благодаря которой влияние греческой культуры распространилось на соседние регионы.

Рост населения и недостаток плодородных земель на гористом полуострове заставили греков организованно расселяться по всему средиземноморскому и черноморскому побережьям, создавая земледельческие колонии. Получая из метрополии товары в обмен на зерно, и часть из них продавая местному населе­нию, колонии стали еще и торговыми центрами, выступая посредниками между Грецией и другими странами. В активные торговые связи оказались втянуты все страны Средиземноморья.

В результате колонизации греческий мир вышел из состояния изоляции, в ко­тором находился в гомеровском период. Интенсивные торговые отношения с другими народами способствовали усвоению греками культурных достижений этих народов: у мидийцев греки научились чеканке монет, у финикийцев — ал­фавитному письму, у древних египтян — основам астрономии и геометрии. На греческую культуру сильное воздействие оказали египетская и ближневос­точная архитектура и скульптура.

Стремительное развитие земледелия, торговли, ремесел, мореходства требова­ло все более активного использования труда рабов. Свободные греки получали возможность заниматься политикой, а также творчеством в любой избранной области. Это, естественно, также способствовало расцвету культуры архаики.

В данный период окончательно утвердился полисный принцип устройства греческого общества. Полис был объединением частных землевладельцев и раз­личных ремесленников, которые признавались полноправными членами объе-


динения и имели право на собственность. Члены полиса разделялись на соци­альные слои, в которых свободные граждане противостояли рабам. Перед лицом угрозы со стороны чужеземцев несколько родов объединялись в один, а земля разделялась между членами такого объединения. Власть военного вождя при этом ограничивалась советом старейшин родов. В полисе человек осознавал се­бя полноценным гражданином лишь в той мере, в которой он являлся членом коллектива. Для него была только одна альтернатива: раб или свободный член полиса. Поэтому для древнего грека главной была его общественная деятель­ность, которая представляла собой органическую форму его существования, от­личала его от раба и делала, следовательно, полноценным гражданином.

Старая земледельческая аристократия вступила в конфликт с набиравшими силу торговцами и ремесленниками. На первых порах борьба новых социальных сил за власть нередко приводила к установлению тирании - единоличной фор­мы правления, при которой властитель защищал интересы мелких землевладель­цев, ремесленников и торговцев. Произвол аристократии в новых условиях огра­ничивала зарождавшаяся система права. Сложившиеся из обычаев правовые нормы постепенно приобретали характер стоящего над индивидуальной волей закона.

Новые социально-экономические условия вызвали к жизни изменения и в ре­лигиозном мироощущении греков. Греческая религия сохранила свой полите­изм и по-прежнему выполняла консолидирующую роль в объединении сил внут­ри полисов либо в межполисных объединениях, но при этом она утратила отвле­ченный характер и, благодаря мифологии, приобрела художественно-образную условность. Эта новая ее черта оказалась очень плодотворной для создания про­изведений искусства. Мифологические персонажи очеловечивались, все абстра­ктные силы природы воплощались в человеческом образе бога, богоравного героя и властителя, наделенного сверхчеловеческими качествами. Боги станови­лись покровителями ремесел и искусств. Их культ требовал роскошных, художе­ственно оформленных храмов, скульптур и дорогих жертвоприношений. Созданная греками чрезвычайно богатая мифология стала на многие столетия источником вдохновения для поэтов, писателей, художников, скульпторов.

В период архаики происходило становление архитектуры, складывался тип древнегреческого города, религиозно-политическим и торговым центром кото­рого стал акрополь. Здесь строились здания различного назначения и размеща­лась агора - торговая площадь. Главное место в акрополе занимали храмы, посвященные тому или иному богу. В них хранились казна и художественные ценности полиса.

Греческие храмы посвящались обычно божеству - покровителю города и представляли собой жилище этого бога, во всем похожего на человека. Храмы периода архаики были небольшими по размеру, выражая мироощущение гре­ков, в основе которого лежала идея о соразмерности сил человека и природы, которая стала важнейшей характерной чертой всей художественной культуры Греции. Пропорции колонн, размеры капителей и баз рассчитывались исходя из пропорций человеческого тела. Но было очевидно, что для реального человека они явно велики. Храм все-таки предназначался для героя, титана. Поэтому та­кая архитектура поднимала человека до уровня героя, приобщала его к миру бо­лее высоких и могучих явлений.

В период архаики была создана продуманная и ясная система архитектурных форм, которая стала основой всего дальнейшего развития греческой архитекту­ры. Простейший тип греческого храма - «храм в антах», состоял из одного небольшого помещения - наоса, открытого на восток, между выступами его бо­ковых стен (антов) на фасаде помещались две колонны. Простиль — более раз­витый тип храма, на его фасаде уже не две, а четыре колонны. Амфипростиль имел колоннаду как с переднего, так и с заднего фасада, где был вход в сокро­вищницу. Но основным типом храма стал периптер — прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Он сложился во второй половине VII в. до н. э., и дальнейшая эволюция храмовой архитектуры шла по линии соверше­нствования его конструкций и пропорций.

Развитие и совершенствование архаической архитектуры привело к возникно­вению в VII в. до н. э. архитектурных ордеров (от лат. Ногйо - «порядок»), в ко­торых выражались технические особенности строений и художественные идеа­лы. В техническом отношении ордер определял соотношения и размерность несущих и несомых частей сооружения, а также особенности его украшения. Храмовые постройки в зависимости от ордера отличались двумя особенностями: первая воплощала в себе мощь нижних несущих частей сооружения, вторая вы­ражена в мощности верхних элементов - несомых, которые давят на первые. Варьированием несущих и несомых частей зодчие вызывали различные впечат­ления. Один храм поражал взгляд людей высотой, другой своей приземистостью, третий отличался фасадом и двойной колоннадой, а четвертый только своей ор- -динарностью.

Соразмерность, гармоничность ордера, его ясность и стройность стали совер­шенно новым художественным явлением по сравнению с примитивной и грубой архитектурой более ранних периодов греческой культуры. Новое зодчество сде­лалось свидетельством победы разума над хаосом и стихией. Ордерная архитек­тура отличалась абсолютной завершенностью своих форм и пропорций, а также наполненностью смыслом.

В архитектуре периода архаики сложилось два типа ордеров, дорический и ио­нический, получившие названия по основным племенам - дорийцам и ионий­цам, населявшим Древнюю Грецию наряду с ахейцами. Формирование ордеров шло довольно долгое время, пока, наконец, не сформировались все их детали, отличительные черты и особенности.

В дорическом ордере преобладали четкие, резкие линии, некоторая тяжело­весность форм. Важнейшей частью греческого храма являлась колонна, ее тип и форма. Дорическая колонна по своей форме и пропорциям отличалась толщи­ной и массивностью, она не имела базы, вырастая непосредственно из основа­ния (стилобата), на котором стояла. Ее ствол был разделен вертикальными же­лобками — каннелюрами, имевшими острые грани. Особенностью дорического ордера являлось также украшение перекрытий между колоннами рельефами. Рельефы раскрашивались красным и синим с таким расчетом, что цветовой контраст смягчит резкие тени, способные исказить при ярком солнце рисунок фигур.

Для ионического ордера были характерны тонкие и высокие колонны со слож­ной базой, глубокие, тонкие, стесанные по краям каннелюры, своеобразная капитель (фигурный верх) с завитками — волютами. В этом ордере колонна ис­пользовалась не только как опора, но и как декоративный элемент, формирую­щий впечатление легкости, изящности, прихотливости линий. Ионический стиль отличался яркой раскраской, позолотой, обилием декоративных деталей. Рельефный фриз перекрытия между колоннами был двуцветным: желтым или золотым на темно-синем, фиолетовом или красном фоне. Капители украшались деталями из позолоченной бронзы.

Храмы периода архаики строились в основном в дорийском стиле, причем, несмотря на различие по высоте, количеству колонн, разнохарактерности ко­лоннад, были очень похожи друг на друга. Роднили эти постройки размеры и тяжесть антаблемента (перекрытия), сильно давившего на колонны, а также наличие у колонн энтазиса, небольшого утолщения на одной трети ее высоты, что делало ствол колонны словно разбухшим от тяжести лежащего на нем пе­рекрытия.

Не менее важное значение в культуре периода архаики играла скульптура, ко­торая не только украшала храмы, но и была важной составной частью религиоз­ных культов. Она ориентировала человека архаической эпохи на героические идеалы и формировала религиозные чувства греков. В обнаженной фигуре арис­тократа — победителя спортивных состязаний (к участию в спортивных играх до­пускались лишь представители высших слоев общества), в физической красоте грек видел божественное проявление. Физическое совершенство в обществен­ном сознании олицетворяло и благородство, и непременный успех, так как в войнах того времени именно знатные воины (обученные и вооруженные луч­ше остальных) были решающей силой.

Однако становление и развитие архаической скульптуры шло сложным путем. Как мы уже отмечали, в этот период проявилось то главнейшее качество гречес­кой культуры, которое обеспечило ее редчайшую силу и ключевое значение для всей мировой художественной культуры в последующие века. Это - интерес к человеку, воспевание человека в единстве его телесной и духовной красоты. Наиболее полно это качество оказалось выраженным в скульптуре, где основ­ным объектом, в подавляющем большинстве случаев, являлся че­ловек. И не случайно самыми ран­ними монументальными статуями стали скульптурные изображения обнаженного юноши - куроса и на­рядно одетой, целомудренно задра­пированной девушки - коры.

В статуях куросов, которые дол­гое время назывались архаически­ми аполлонами, так как считалось, что это изображение бога, чувству­ется влияние монументальной египетской скульптуры, хорошо из­вестной древним грекам. Им свой­ственна некоторая статичность, торжественность, руки опущены и прижаты к бокам, пальцы сложе­ны в кулаки совсем как в египетс­ких изваяниях. Но постепенно трактовка тела смягчается, формы его округляются, руки сгибаются в локтях, поза становится менее напряженной. Вместе с этим на гу­бах куросов появляется так называ­емая «архаическая улыбка» (первая робкая и условная попытка пере­дать внутреннее состояние), озаря­ющая их лица. Эти скульптуры раскрашивали. Раскраска была ус­ловной: борода могла быть синей или зеленой, глаза - красными, но это лишь усиливало общую декоративность.

Архаические женские статуи изображались в длинных ниспадающих одеждах. В этих скульптурах авторы стремились под одеждами - хитонами и туниками -как можно точнее смоделировать тело. Но поскольку скульпторам было лучше знакомо юношеское тело, то статуи кор во многом напоминают мужские фи­гуры. Их бедра также узки, как и у куросов, грудь служит главным образом для расположения складок одежды, их плечи — это плечи гимнастов. Они также улы­баются «архаической улыбкой». Как правило, коры тоже раскрашивались: при розовато-красных волосах брови и ресницы могли быть черными, одежда яркая, очень нарядная. Головы девушек украшали локоны, сами скульптуры полны изящества и грации.

О монументальной живописи архаического периода ничего неизвестно. Оче­видно, она существовала, но не сохранилась до нашего времени. Зато мы можем судить о вазописи, особенно VII в. до н. э. Живопись заполняла всю поверхность керамического сосуда как ковром. Этот стиль обычно называют «ориентализи-рующим», поскольку многое, особенно в орнаменте, греки восприняли от искус­ства Востока: пальметты, цветки лотоса, многие мотивы животного мира. Все это переработано живой фантазией греков и обогащено их собственной ми­фологией. Узор, подчеркнутый контуром, наносился темно-коричневым лаком по светлой глине, детали процарапывались, выделялись белой и пурпурной красками.

В конце VII в. до н. э. ковровый стиль в вазописи уступает место чернофигур-ному. Черным лаком стали наносить узор на чуть подкрашенную охрой глину со­суда, фигуры располагались уже не «коврово», горизонтальными полосами, а свободно размещались по поверхности стенок. Помимо мотивов растительно­го и животного мира в керамике появляются сцены сражений, пиров, охоты, эпизоды из гомеровских поэм.

С последней трети VI в. до н. э. чернофигурную вазопись сменила краснофи-гурная, когда изображения оставались в цвете обожженной глины, а фон сосуда покрывался черным лаком. Краснофигурная техника давала художнику намного больше возможностей, чем прежняя, чернофигурная, позволяя, например, тща­тельнее разрабатывать анатомическое строение тела, мускулатуру, драпировки. Можно было добиться большей индивидуализации персонажей.

Таким образом, в период архаики сложились каноны греческой религии, за­явили о себе своеобразные стили в архитектуре и скульптуре, наметились пути дальнейшего развития других явлений культуры.

 

8.4. Классический период. Переход от архаики к классике был в значительной степени обусловлен важными социально-политическими событиями: борьбой рабовладельческой демократии и тирании, войной греческих полисов с персами, возвышением Афин и расцветом рабовладельческой демократии.

В мировоззрении греков на рубеже VI—V вв. до н. э. наметился переход к каче­ственно новому осмыслению мира и новым формам его отражения. Центром греческой культуры периода классики стали Афины. Здесь были собраны лучшие достижения общественной мысли и искусства. Поэтому иногда весь классичес­кий период называют аттическим (Афины были центром полиса Аттика), так как Афинское государство стало своеобразным законодателем моды во всех сферах культуры. В Афинах V в. до н. э. существовали наилучшие условия для свободно­го творчества и закономерно, что туда стремились ученые и художники из других греческих полисов и городов.

Новое мироощущение греческой классики, опиравшееся на формировавший­ся антропоцентризм, разрушало основы всей мифологической системы, ломало ее содержание и открывало перед ней возможность перехода в иной тип культу­ры. Однако в силу традиции вся человеческая деятельность продолжала осмыс­ляться и оцениваться как подвиг во имя усовершенствования общественного порядка. Весь окружающий мир, включая человека, представлялся объектом ху­дожественной культуры, отражаемым в ее различных формах. А вся художест­венная деятельность воспринималась как овладение той формой, благодаря которой людям раскрывался идеальный божественный и космический мир. По­добные представления породили и определили утилитарное отношение к искус­ству и соответствующее его восприятие.

Поиск новых идей в изобразительном искусстве обнаружился прежде всего в постепенном освобождении от орнаментальное™. Это наиболее отчетливо проявилось в декоративной скульптуре. Скульпторы ранней классики свои уст­ремления направили на создание реального образа, на точную передачу мельчай­ших деталей. В их творчестве теперь уже не чувствуется прежней скованности и статичности в изображении человека. Характерная черта скульптурных компо­зиций данного периода — красноречивый язык жестов и поз. Классические скульптуры внутренне эмоциональны и страстны, но внешне сохраняют возвы­шенное спокойствие. В них отображена борьба добра и зла, света и тьмы, разума и невежества.

Греческую скульптуру классического периода представляет целая плеяда гени­альных мастеров. Новые мотивы в искусстве скульптуры появились в творчестве Мирона (середина V в. до н. э.), который первым сумел передать живость движе­ния, внутреннее напряжение фигуры. Мирон любил изображать энергичное действие. При этом он показывал только завязку событий. Каждый грек, созер­цавший скульптуры Мирона, прекрасно представлял себе, как будут разворачи­ваться события, и видел в них воплощение античного идеала, состоявшего в пре­восходстве благородного над низменным. Такова знаменитая статуя Мирона «Дискобол».

Монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов людей отличало творчество Поликлета (вторая половина V в. до н. э.), который первым из античных скульпторов достиг идеала «телесности». Все его произведения основаны на точном геометрическом расчете, принципы которого изложены в его знаменитом теоретическом труде «Канон». В точно раз­работанном художественном каноне и рассчитанных пропорциях крылась при­чина внешней бесстрастности статуй Поликлета, даже если он изображал чело­века в движении, в состоянии эмоционального возбуждения. Его прославлен­ный «Дорифор» («Копьеносец») стал собирательным образом красивого юноши, прекрасного атлета, мужественного воина и в то же время апофеозом геометри­ческого стиля периода ранней классики.

Своей наибольшей полноты и классического совершенства греческая классика достигла в творчестве Фидия. Его статуя Зевса, имевшая высоту 14 м и украшав­шая храм Зевса в Олимпии, входила в число семи чудес света. Он же является соз­дателем статуи Афины Промахос (Афины Воительницы) высотой 12 м, которая находилась в центре афинского Акрополя. Хотя произведения Фидия не сохрани­лись, по оценкам его современников, его статуи были пределом совершенства в стиле высокой классики, лучше создать что-то было уже невозможно. Воздей­ствие его статуй на зрителя было огромным. Так, мягкий, глубоко человечный взгляд всесильного Зевса заставлял всякого, кто пришел в его храм в Олимпии, позабыть на время о гнетущих душу заботах, вселял надежду на будущее.

Фидий также принимал участие в проектировании афинско






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.