Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика внешней среды организации






Как отмечалось ранее, организация является открытой социально-экономической системой. Поэтому успешность управления организацией и эффективность ее функционирования в значительной степени зависит от умения правильно оценить состояние внешней среды, выявить возможности и угрозы, обусловленные ее влиянием на организацию. В этой связи, системный анализ организации предполагает проведение исследования не только внутренней, но и внешней среды организации.

Основными характеристиками внешней среды организации являются следующие:

1) сложность - данная характеристика обуславливается большим количеством факторов внешнего окружения, которые организация должна держать под контролем, и высоким уровнем вариативности каждого из них;

2) взаимосвязанность – эта характеристика указывает на взаимное влияние факторов. Так же, как изменение одной внутренней переменной влечет изменения остальных, изменение любого из факторов внешней среды организации отражается на состоянии других;

3) динамичность – данная характеристика отражает скорость, с которой происходят изменения внешней среды организации. Современная ситуация характеризуется значительным ускорением изменений, происходящих во внешней среде организации;

4) неопределенность – эта характеристика указывает на ограниченные возможности прогнозирования изменений внешней среды.

При проведении анализа внешней среды организации обычно выделяют среду прямого и косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия представлена субъектами окружающей среды, оказывающими непосредственное влияние на организацию. При рассмотрении среды прямого воздействия обычно выделяют следующие основные ее компоненты:

1) поставщики;

2) государство;

3) конкуренты;

4) потребители;

5) общественные организации.

Поставщики – организации, поставляющие необходимые для осуществления хозяйственной деятельности ресурсы (сырье, материалы, рабочие машины и оборудование, хозяйственный инвентарь и др.), непосредственно влияют на организацию, определяя стоимость и качество ресурсов, сроки их поставки и другие важные вопросы. Недопоставка ресурсов, или поставка ресурсов, несоответствующих требуемым показателям качества, могут существенно отразиться на результатах хозяйственной деятельности организации и даже привести к остановке производства. Поэтому в предпочтительном положении оказываются организации, имеющие долговременные надежные связи с поставщиками ресурсов.

Государство в лице различных государственных органов оказывает влияние на организацию посредством принятия и осуществления контроля исполнения законодательства, регулирующего отдельные стороны ее производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. Различные законодательные акты могут стимулировать, а могут и ограничивать развитие хозяйственной деятельности организаций или отдельных ее направлений. В любом случае, характер влияния государства на деятельность организаций определяется, прежде всего, совершенством законодательной системы.

Конкуренты – это организации, осуществляющие производство аналогичной продукции, работ и услуг и предлагающие их одним и тем же покупателям или клиентам. Всякая организация, функционирующая в рыночных условиях, вынуждена вступать в конкуренцию с другими организациями за потребителей. Конкурирующие организации могут применять различные стратегии для привлечения потребителей и увеличения своей доли на рынке: снижение цен на товары, выпуск на рынок товаров с улучшенными характеристиками и т. д. Поэтому каждая организация при принятии управленческих решений должна учитывать не только собственные возможности, но и те ограничения, которые накладываются на ее деятельность действиями конкурентов.

Потребители – это физические и юридические лица, приобретающие продукцию, работы и услуги, предлагаемые организацией для продажи на рынок. Потребители оказывают непосредственное влияние на деятельность организации, формируя спрос на ее продукцию, работы и услуги. Организация, действующая в условиях конкуренции, вынуждена ориентироваться на вкусы и запросы потребителей, их финансовые возможности и предпочтения. В противном случае она рискует потерять своих потребителей. Влияние потребителей на организацию усиливается с развитием конкуренции.

Общественные организации – это различные коллективные субъекты, представляющие интересы определенной группы людей и зарегистрированные в установленном законодательством порядке. Развитое гражданское общество характеризуется наличием большого количества разнообразных общественных организаций. Это, прежде всего, профсоюзные организации, представляющие интересы трудящихся, работающих в различных отраслях; общество потребителей, представляющее интересы потребителей; общественные организации по защите окружающей среды, защите прав инвалидов, молодежные организации и т. п. С развитием общества и осознанием людьми своих гражданских прав влияние общественных организаций на деятельность предприятий увеличивается. Так, например, развитые профсоюзы могут активно влиять на деятельность организации, принимая участие в решении таких вопросов, как размеры оплаты труда, продолжительность отпуска, предоставление работникам социальных льгот и т.п.

Среда косвенного воздействия включает факторы, влияние которых на деятельность организации является опосредованным. Механизм воздействия этих факторов является более сложным, что приводит к невозможности точно спрогнозировать последствия их влияния на организацию. К основным факторам среды косвенного влияния относят:

1) состояние экономики;

2) политическую ситуацию;

3) международные события;

4) научно-технический прогресс;

5) социокультурные факторы.

Состояние экономики в стране, регионе существенно влияет на деятельность организации. Это влияние осуществляется посредством изменения таких параметров, как уровень инфляции, уровень доходов населения, ставки банковских процентов и т. д. Так, например, увеличение ставки банковских процентов приводит к тому, что организации становится труднее получить займы, необходимые для осуществления программ развития бизнеса. Снижение уровня доходов населения приводит к проблемам в области сбыта продукции. Высокие темпы инфляции ведут к резкому удорожанию производимой продукции и т. д.

Политические факторы также оказывают серьезное влияние на деятельность организации. Стабильная политическая ситуации создает благоприятные условия для развития бизнеса и прогнозирования вероятностных последствий применения тех или иных стратегий развития. Политическая нестабильность, как правило, затрудняет видение перспектив развития бизнеса, приводит к отказу внешних инвесторов от сотрудничества, разрыву сложившихся долговременных связей кооперации и т. д.

Международные события наиболее существенно сказываются на деятельности тех организаций, которые имеют развитые внешнеэкономические связи. Падение или рост цен на мировом рынке, изменение курса национальных валют, политические и экономические кризисы в различных странах мирового сообщества и другие международные события могут существенно сказываться на деятельности организаций, работающих на мировых рынках. Вместе с тем, усиливающиеся в последнее время процессы глобализации приводят к тому, что даже организации, не связанные с международными рынками, начинают все больше ощущать влияние международных событий. Так, изменение мировых цен на нефть оказывает существенное влияние на деятельность предприятий, в издержках которых значительную долю имеет топливная составляющая.

Научно-технический прогресс является непосредственной причиной устаревания используемых материально-технических ресурсов и производимой продукции (работ, услуг). В различных отраслях скорость научно-технического прогресса неодинакова. Существуют так называемые наукоемкие отрасли, где скорость появления новых идей и продуктов практически не оставляет шансов для выживания тем организациям, которые не в состоянии следовать за научно-техническим прогрессом. Существуют и отрасли, которые тяготеют к более или менее традиционным технологиям. В любом случае, успешность функционирования организации в значительной степени зависит от того, насколько она в состоянии быстро реагировать на новые научно-технические разработки и сама реализовать нововведения для сохранения своей конкурентоспособности.

Воздействие на организацию социокультурных факторов связано с влиянием традиций, ценностей, национальных особенностей и сложившихся укладов жизни на используемые методы ведения бизнеса. Основой механизма влияния социокультурных факторов на деятельность организации является установка по типу «так принято (не принято) в обществе». Влияние данных факторов на организацию сложнее всего подвергается оценке и прогнозированию вследствие их неформального, субъективного характера. Вместе с тем, недооценка влияния социокультурных факторов может существенно сказываться не только на имидже и престиже организации, но и на финансовых результатах ее деятельности.

Успешность функционирования организации в современных условиях в значительной степени определяется способностью ее руководства выявлять и оценивать влияние факторов прямого и косвенного воздействия и осуществлять гибкую политику с учетом изменений, происходящих во внешней среде.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.