Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О сошествiи Святаго Духа, и о смерти несчастнаго Евтропiана.






Братiя и Отцы! По благодати Пресвятаго Духа мы сподобились праздновать святую Пятидесятницу, т, е., сошествiе Святаго Духа; ибо Христосъ сказалъ Апостоламъ: уне есть, не только вамъ, но и всему мiру, да Азъ иду, — да прiидетъ Духъ Святый Аще бо не иду Азъ, Утѣ шитель, т, е. Духъ Святый не прiидетъ къ вамъ. Аще ли же иду, послю Его къ вамъ: и пришедъ Онъ, наставитъ вы на всяку истину (Iоан. 16, 7, 8, 13). О великое чудо обѣ тованiя и дара! Не Ангела и не человѣ ка обѣ товалъ послать, но Самаго соестественнаго Духа, Который исходитъ отъ Отца, Вины сына и Духа. Единородный Сынъ и Слово Божiе, исполнивъ отеческое дѣ ло Бога и Отца, возшелъ на небеса; и тогда сошелъ Духъ Святый, не иной Богъ (да не будетъ), но, какъ сказано, иной Утѣ шитель.

Неизреченна и неизъяснима милость и любовь, которую имѣ етъ Богъ къ человѣ камъ. Утѣ шенiе наше Богъ. Утѣ шаетъ Богъ Духъ Святый душу скорбящую и огорченную, дабы она не изнемогла въ случающихся съ нею скорбяхъ, какъ объ этомъ свидѣ тельствуетъ и Апостолъ, говоря: внѣ уду брани, внутрьуду боязни: но утѣ шаяй смиренныя утѣ ши насъ Богъ пришествiемъ Титовымъ (2 Кор. 7, 5–6). Утѣ шаетъ Онъ и укрѣ пляетъ сердце устрашенное бѣ сами, возводя оное чрезъ благонадежiе и дерзновенiе къ непобѣ димому мужеству, какъ говоритъ Давидъ: яко Ты, Господи, помоглъ ми и утѣ шилъ мя еси (Пс. 85). Онъ увѣ щеваетъ мятежливый[90] умъ къ миру и тишинѣ, какъ и Апостолъ свидѣ тельствуетъ, говоря: по Христѣ убо молимъ, яко Богу молящу нами, молимъ по Христѣ: примиритеся, т, е., имѣ йте миръ съ Богомъ (2 Кор. 5, 20). Видишь ли безмѣ рное и неизслѣ дованное снисхожденiе и смиренiе? Видишь ли несравненный и невмѣ стимый даръ? Горѣ на небесахъ Единородный Сынъ молится за насъ Отцу, какъ написано: Христосъ Iисусъ, Иже и есть одесную Бога, Иже и ходатайствуетъ о насъ (Рим. 8, 34). Подобнымъ образомъ и Духъ Святый долу на землѣ многообразно утѣ шаетъ насъ. Итакъ, что воздамы Господеви о всѣ хъ сихъ дарованiяхъ, яже воздаде намъ (Пс. 115. 4)? Не то ли, о чемъ говоритъ Псаломъ: вся кости моя рекутъ: Господи, Господи, кто подобенъ Тебѣ, избавляй нища изъ руки крѣ пльшихъ его, и нища и убога отъ расхищающихъ его (Пс. 34. 10)? И еще: помощь моя отъ Господа, сотворившаго небо и землю (Пс. 120, 2). И: аще не Господь помоглъ бы ми, вмалѣ вселилася бы во адъ душа моя (Пс. 93, 17). И еще: Господь мнѣ помощникъ, и не убоюся, что сотворитъ мнѣ человѣ къ (Пс. 117, 6) Такъ какъ мы имѣ емъ такого помощника и Утѣ шителя, Святаго Духа, непобѣ димую силу, великаго поборника и Бога и спомощника, то не устрашимся и не убоимся, братiя мои, устрашенiя враговъ. Не убоимся враговъ нашихъ бѣ совъ; но имѣ я помощникомъ своимъ Самаго Бога, будемъ опять день ото дня мужественно переносить подвиги иноческiе и исповѣ дническiе; не убоимся прелести дiавола, не устрашимся всегдашнихъ его нападенiй, и угасимъ вожделѣ нiе плоти, опаляющiе и сожигающее душевный домъ. Ибо грѣ ховное пожеланiе есть не наслажденiе и радость, но болѣ знь и лютая скорбь, не увеселенiе, но сумасшествiе и злое извращенiе. Это знаютъ тѣ, которые впали въ неистовство плотскаго похотѣ нiя и любви, а потомъ покаялись и обратили любовъ и желанiе къ Богу. Сей Божественной любви что можетъ быть усладительнѣ е и святѣ е? Такой человѣ къ хотя и тѣ ло носитъ, но живетъ въ мiрѣ семъ подобно безплотному, пребывая выше видимаго; въ душѣ его тихо и кротко всегда волнуются волны благодати Св. Духа. Но почему похоть плотская и сладострастiе побѣ ждаетъ насъ всегда, и такъ измѣ няетъ насъ и содѣ лываетъ удобопреклонными (ко злу), что, приникнувъ долу къ землѣ, къ плоти и крови, чрезъ это вовсе удаляемся отъ благаго Бога?

Слышали ли вы, что потерпѣ лъ жалкiй Евтропiанъ, о которомъ мы нынѣ узнали, что онъ умеръ? И умеръ онъ, горе моему окаянству, не временною (только), но и вѣ чную смертiю; соплетшись съ Евою, извергнулъ свою душу. О что потерпѣ лъ онъ окаянный! Вы знаете, какъ прежде надъ главою его сiялъ свѣ тильникъ благовѣ рiя и подвижничества. Не былъ ли онъ заключенъ со мною въ темницѣ, какъ исповѣ дникъ? Не былъ ли возведенъ въ достоинство эконома въ Саккудiоновомъ монастырѣ? Не былъ ли дважды бiенъ и не подвизался ли за исповѣ данiе Св. иконъ похвально и досточудно? Но послѣ что случилосъ съ нимъ? Такъ какъ онъ былъ экономомъ, и имѣ лъ у себя всю монастырскую казну, и собиралъ приношенiя, то и прельстился золотомъ, увлекся сребролюбiемъ, и увы, подобно Iудѣ предалъ Христа; отрекся обѣ та дѣ вства и, какъ другой Гiезiй, купилъ поля и виноградники, водовъ и овецъ, и такимъ образомъ наслѣ довалъ не только его проказу, но и мученiе[91].

Видите, братiя мои, что сдѣ лало сребролюбiе! Умоляю васъ, будемъ удаляться этой скверной страсти, которая есть корень всѣ хъ золъ, содѣ тельница предательства души. Видите, что содѣ лало невѣ рiе! Будемъ убѣ гать тмы, которая отлучаетъ отъ единенiя и содружества съ нашимъ Владыкою. Христомъ Богомъ нашимъ. Будемъ убѣ гать и всякой другой вредоносной страсти, которая боретъ окаянную душу, какъ-то: ярости, зависти и гнѣ ва. Евтропiанъ потерпѣ лъ это за то, что по самолюбiю вѣ рилъ своему мнѣ нiю и не принималъ никакого добраго совѣ та, и жилъ самочинно, не повинуясь другому брату. Избѣ гайте особничества, если хотите убѣ жать отъ угрожающаго гнѣ ва Божiя. Божественное Писанiе говоритъ: горе тому единому, егда падетъ въ нѣ кiй грѣ хъ, и не будетъ втораго воздвигнути его (Еккл. 4, 10). Этому и подвергся окаянный Евтропiанъ, о которомъ мы говоримъ; ибо если бы онъ имѣ лъ друга, то хотя бы онъ и палъ, былъ бы восставленъ имъ отъ паденiя, покаялся бы и оплакалъ бы грѣ хъ свой. А такъ какъ онъ не имѣ лъ никого, кто бы помогъ ему, то и погибъ душевно и тѣ лесно, пошелъ въ то мѣ сто, которое возлюбилъ. Печальна и плачевна повѣ сть эта, братiя; она достойна повѣ данiя, какъ примѣ ръ страшный и ужасный. Посему и Писанiе говоритъ: мняйся стояти добрѣ, что онъ дѣ вственникъ и святъ, да блюдется въ умѣ своемъ да не падетъ (1 Кор. 10, 12). Кто скоро идетъ, остерегайся, чтобы не преткнуться и не пасть, видя сего сначала успѣ шно совершавшаго теченiе, а послѣ павшаго въ пропасть. Его считали Ангеломъ летающимъ, а не братомъ; однако онъ воздремалъ и палъ; а что этому причиной? — сребролюбiе. Если бы не было на насъ, братiя, гоненiя, то и я не бесѣ довалъ бы о сребролюбiи, но такъ какъ мы бываемъ гонимы одинъ тутъ, а другой тамъ, и намъ необходимо бываетъ имѣ ть попеченiе о своей жизни: то намъ внимательно должно блюстись, чтобы не впасть въ обольщенiе сребролюбiя. Ради сего сребролюбiя сребролюбецъ, чтобы умножить тлѣ нное[92] сребро, не хочетъ имѣ ть сожителя. Отъ этой скверной страсти приверженный къ деньгамъ не имѣ етъ любви къ братiямъ своимъ. Отъ сего и ноги его не знаютъ отдыха и покоя, но обходятъ и бѣ гаютъ туда и сюда, какъ малые псы въ надеждѣ получить пенязь отъ какого-либо христолюбца. Отъ сего одни прiобрѣ ли рабовъ, сами будучи рабами страстей, и потеряли правое достоинство владыкъ; другiе сверхъ потребности прiобрѣ таютъ вещи и одежды; а иные занимаются куплею и продажею, дѣ лаютъ торгашескiе прибытки.

Видите, братiя, судъ Божiй. Видите всевидящее, неусыпное око Божiе, отъ котораго никто не утаится, хотя бы что помышлялъ и въ тайнѣ сердца, тѣ мъ болѣ е, что совершаетъ но внѣ шнему человѣ ку. Видите, братiя мои, посѣ ченiе смертное; ибо и нынѣ двое умерли, — Тимилъ и Варнава, а нѣ которые прежде, и одинъ по одному отходятъ. Посему умоляю васъ, чтобы не застала кого смерть неготовымъ и неисправнымъ; ибо не малое горе и ужасъ отпасть отъ Бога и царства небеснаго. Судъ и воздаянiе вѣ чное тому, кто не сотворитъ угодныхъ Богу дѣ лъ, каковаго суда не перенесетъ никакая плоть; ибо и помыслить о семъ въ умѣ своемъ, прежде нежели подвергнуться истязанiю, есть уже мученiе. Дабы и намъ, смиреннымъвозможно было избѣ жать гнѣ ва Божiя, грядущаго на сыны непокорливыя (Ефес. 5, 6) будемъ совершать добрыя дѣ ла, да возвеселится Господь о дѣ лахъ своихъ (Псал. 103, 31). Хотя отныпѣ и впредь будемъ очищатъ себя, обновляя свои души по волѣ Божiей. Близь Господь всѣ мъ призывающимъ Его во истинѣ (Псал. 144, 18). Будемъ всякiй день каяться, и Богъ проститъ намъ грѣ хи, утѣ шитъ насъ и даруетъ намъ жизнь вѣ чную, которую да сподобимся получить, о Самомъ Христѣ Господѣ нашемъ, Ему подобаетъ слава и держава съ Отцемъ и Св. Духомъ, нынѣ и присно и во вѣ ки вѣ ковъ. Аминь.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.