Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О томъ, что намъ должно хранить красоту и благообразiе души и девство неоскверненнымъ, и о покаянiи.






Братiя и Отцы! Сподобившись праздновать и совершить нынѣ предпразднество Божественнаго Преображенiя, отъ сего святаго праздника въ немногихъ словахъ сотворимъ начало поученiя и наставленiя, дабы исполнить свой долгъ. Да будетъ намъ извѣ стно, что всѣ господскiе праздники приводятъ на намять тайны пришествiя во плоти и явленiе Господа Спасителя нашего Христа, какъ напримѣ ръ: какъ Онъ родился, крестился, былъ погребенъ, воскресъ въ третiй день и вознесся во славѣ. Но праздникъ славнаго Его Преображенiя открываетъ и прообразуетъ состоянiе будущаго вѣ ка. Ибо какъ лице Его просiяло подобно солнцу, и одѣ янiе Его стало бѣ лымъ, какъ свѣ тъ дня; такъ Онъ и опятъ сойдетъ съ небесъ, какъ молнiя, съ силою многою и страшною славою судить вообще весь миръ. И какъ во время Преображенiя были съ Нимъ на святой Ѳ аворской горѣ Петръ, Iоаннъ и Iаковъ; такъ и тогда въ небесномъ царствѣ святые со Христомъ будутъ наслаждаться неизреченными благами.

Къ сему кто и какой человѣ къ достаточенъ, и столько совершенъ, и достоинъ войти въ оную радость? Кто другой, какъ неимѣ ющiй житiе чистое и неоскверненное? Ибо Богъ нашъ чистъ, или лучше, Онъ естъ свѣ тъ высочайшiй и совершенный, и прiемлетъ чистыхъ и святыхъ. Онъ далъ каждому изъ насъ душу чистую, чистою ее и отъ насъ ищетъ; ибо такъ какъ Онъ сотворилъ ее по образу и по подобiю Божiю, то явно, что и она, какъ царица Богоначальной красоты, сотворена преукрашенною отъ Бога. Познавъ это, Пророкъ пѣ снонѣ вецъ говоритъ такъ: Господи волею твоею подаждь добротѣ моей силу (Псал. 29, 8), т, е., добротѣ и красотѣ души, говоритъ онъ, не дай обратиться къ смраднымъ грѣ ховнымъ страстямъ, дабы она, сдѣ лавшисъ безобразною и безчестною, не отнала отъ Бога, отъ Божественныхъ дарованiй и воздаянiй. Итакъ, поелику признано, что мы имѣ емъ такую благообразную душу, прекрасную и благолѣ пную, и получили ее, какъ залогъ и ввѣ ренное достоянiе, то необходимо намъ въ день судный отдать ее Богу, Который намъ даровалъ ее. По сему умоляю вашу любовь и напоминаю вамъ, возлюбимъ эту красоту дѣ вства, и сохранимъ это благолѣ пiе. И не обратимъ нашего ума и любви сердца нашего къ красотамъ мiра и къ красотѣ плоти и крови, ибо это не красота, но подобiе красоты, вѣ рнѣ е же тлѣ нiе и гнилостъ. Сiе мы можемъ познать отъ конца вещей; ибо кто нынѣ сiяетъ красотою и благолѣ пiемъ, тотъ завтра полагается во гробъ и смердитъ, и всѣ бѣ гутъ отъ него. Такимъ образомъ естество человѣ ческое не имѣ етъ, братiя, никакой красоты; прекрасна одна только добродѣ тель человѣ ка, которую намъ по преимуществу должно любитъ всею нашею любовiю.

Но такъ какъ часто бываетъ, что душа увлекается грѣ хомъ, и дѣ лается отъ нечистыхъ помысловъ черна и безобразна (да это и не возможно, чтобы не былъ кто уязвленъ; ибо кто похвалится чисто имѣ ти сердце? (Прит. 20, 9)); однако же, если мы и согрѣ шаемъ, то опятъ немедленно будемъ заглаждать грѣ хи, и опять возвратимся въ прежнiй чинъ и устроенiе, дабы зло не закоснѣ ло, и не породило смерти. Отнюдь никто не долженъ говорить: «я содѣ лалъ много грѣ ховъ, и не могу очиститься». Таковый пусть послушаетъ Пророка, который говоритъ: аще будутъ грѣ си ваши, яко багряное, т, е черны какъ смола, яко снѣ гъ убѣ лю; аще же будутъ яко червленое, т, е., какъ кровь, яко волну овчую убѣ лю (Исаiи 1, 18). Видите, братiя, неизреченное Божiе человѣ колюбiе, какъ Онъ не только очищаетъ грѣ шника, но и красоту ему возвращаетъ, дабы онъ каялся. Мы имѣ емъ для сего много примѣ ровъ, и во первыхъ Давида, который былъ Пророкомъ. Хотя онъ и впалъ въ грѣ хъ прелюбодѣ янiя и убiйства, однако не пришелъ въ отчаянiе, но тотчасъ покаялся и много плакалъ а потому и опять получилъ даръ пророчества, который имѣ лъ прежде. Манассiя царь Израильскiй содѣ лалъ много зла, ибо пятьдесятъ два года былъ идолопоклонникомъ; но такъ какъ раскаялся, получилъ спасенiе. Петръ верховный Апостолъ но троекратномъ отреченiи плакалъ горько, и опять принялъ первенство Апостольской благодати. Марiя Египетская, — оставимъ прочихъ, — не превзошла ли въ блудѣ всѣ хъ женъ блудницъ? Но такъ какъ она принесла чудное и достославное покаянiе и взошла на верхъ добродѣ тели, то такой сподобилась отъ Бога благодати, что по водамъ ходила, какъ по землѣ. Такимъ образомъ никакого нѣ тъ извиненiя тому, кто хочетъ спастись; не спасается только тотъ, кто не любитъ свое спасенiе и добровольно хочетъ мучиться. Но зачѣ мъ мы умираемъ вѣ чною смертiю и не любимъ жизни? Благiй нашъ Владыка всегда взываетъ и говоритъ ко всѣ мъ: прiидите ко Мнѣ вси труждающiися и обремененнiи, и Азъ упокою вы (Матѳ. 11, 28); но мы не хочемъ сбросить съ себя бремя нашихъ грѣ ховъ. Опять Господь говоритъ: Азъ есмь свѣ тъ мiру; ходяй по Мнѣ не имать ходити во тмѣ, но имать свѣ тъ животный (Iоан. 8, 12); а мы ходимъ темнымъ и противнымъ путемъ; дѣ ла наши говорятъ: не хотимъ въ путехъ Твоихъ ходити. За то и услышимъ: ходите свѣ томъ огня вашего, и пламенемъ егоже разжегосте (Исаiи 50, 11); ибо таковая творящiи, сказано, царствiя Божiя не наслѣ дятъ (Гал. 5, 21). Но да не будетъ сего съ нами. Вы друзи Мои есте, говоритъ Господь, аще творите, елика Азъ заповѣ даю вамъ (Iоан. 15, 14). Посему должно намъ со всѣ мъ благимъ усердiемъ исполнять все, заповѣ данное намъ, дабы сподобиться бытъ другами Божiими и наслѣ довать небесное царство, о самомъ Христѣ Господѣ нашемъ, Которому подобаетъ слава и держава съ Отцемъ и Св. Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣ ки вѣ ковъ. Аминь.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.