Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы и различные схемы профессиографирования






Выделяют следующие основ­ные методы профессиографирования.

Организационные методы, целью которых является планирова­ние, построение самого исследования трудовой деятельности:

1) сравнительный метод (исследуются проблемы формирования профессионала при выполнении конкретных видов труда в разных возрастных группах — для «сравнения»);

2) лонгитюдный метод («срезовый», часто многолетнее исследование, которое проводится с целью выявления динамики развития субъекта труда; используется при прогнозировании эффективности труда данных людей, в решении кадровых вопросов и др.);

3) комплексный подход, объединяющий различные междисциплинарные исследования.

Методы сбора эмпирических данных:

1) изучение документации по данной профессии;

2) наблюдение за работой специалистов;

3) опрос специалистов (экспертный метод);

4) изучение продуктов (результатов) данного труда, анализ ошибок;

5) трудовой метод (метод «включенного эксперимента», который называют иногда «методом Петра 1»), предполагающий работу исследователя по данной профессии с целью лучшего ее познания и даже «прочувствования» изнутри;

6) метод искусственной деавтоматизации: исследование не столько сформированных — автоматизированных — навыков работника, сколько самой трудовой деятельности, которую осваивает обучающийся рабочий. Этот метод может быть положен в ос­нову более тонкого профотбора;

7) биографический метод, позволяющий исследовать профессиональный путь работника на основании опроса и изучения документации;

8) метод эксперимента, где сам эксперимент понимается как исследование влияния на трудовой процесс (влияния естественных факторов или влияния специально организованного);

9) метод моделирования трудового процесса, позволяющий выделять и анализировать наиболее существенные характеристики данного труда.

Методы обработки эмпирических данных подразделяются на: качественные методы анализа — экспертная оценка; сравни­тельный анализ эмпирических данных; анализ ошибок; различ­ные процедуры описания наблюдаемых трудовых процессов или своих впечатлений от выполняемой работы;

количественные методы анализа — статистический анализ; гра­фический анализ (часто позволяет выстроить визуальный образ изменений).

Интерпретационные методы, позволяющие осмыслить полу­ченные результаты и выявить определенные закономерности тру­дового процесса. Среди этих методов условно выделяют:

1) структурно-системный анализ, который предполагает пси­хологический анализ операционно-технологической структуры труда, в результате которого можно строить гипотетические мо­дели конкретной трудовой деятельности;

2) функционально-структурный анализ, предполагающий пси­хологический анализ функциональной структуры трудовой дея­тельности (на основе предшествующего структурно-системного анализа выявляются мотивационные, когнитивные, операторные и эмоционально-волевые процессы, актуализируемые у человека в процессе формирования и исполнения трудовой деятельности на макро- и микроструктурном уровнях, т.е. выявляются психо­логические функции, обеспечивающие данный трудовой процесс). Можно выделить различные конкретные схемы профессиографированшг. Е. М. Иванова выделяет две основные составляющие: субъект и объект труда.

Субъект труда предполагает выделение и описание следующих характеристик: 1) объективные характеристики субъекта труда (здоровье, стаж, образование, успешность работы); 2) социальная когнитивно-мопшвационная структура (информированность о со­циальной значимости профессии, информированность о своей роли в обществе, осознание себя членом профессиональной сре­ды, отношение к своей профессиональной деятельности); 3) про­фессиональная когнитивно-мотивационная структура (знание о трудовом процессе в целом; знание предмета, целей, условий и задач трудового процесса; личностное отношение к труду как к Процессу и как к результату); 4) операторная психологическая струк­тура «отдельной» деятельности (выделение цели, способность выполнять действия и операции); 5) эмоционально-волевая струк­тура субъекта труда (индивидуальный стиль деятельности; функ­циональное состояние субъекта труда).

Объект труда: 1) история и перспективы развития данного трудового процесса (научно-технический прогресс, социально-эконо­мический прогресс); 2) социальная структура и направленность Объекта труда (социальная направленность объекта труда; социально-технические характеристики объекта труда; социально-эко­номические характеристики объекта труда); 3) сама структура трудового процесса, позволяющая выделить: а) предмет труда, родства труда, трудовую задачу; б) структуру условий труда: мик­роклимат и гигиенические условия; социально-психологические условия; организацию труда (нормирование, планирование, кон­троль); 4) операционально-техническая структура труда (опера­ционально-технологические действия; правила исполнения тру­довых действий).

Е.С.Романова и Г.А.Суворова предложили несколько более компактные варианты описания профессий, которые также могут быть использованы профконсультантами. Ниже представлены не­сколько таких вариантов.

Ориентировочная схема экспресс-изучения профессии: 1) технико-экономическое описание (технология, оборудование, нормы, опла­та труда); 2) организация и условия труда (социальные и физиче­ские условия, освещенность, температура, влажность, профвред-ности, режим труда); 3) документация по текучести кадров, по сбо­ям в работе и т. п.; 4) подробное описание самой трудовой деятель­ности (основные операции и действия); 5) психофизиологическая характеристика трудовой деятельности (характеристика ПВК).

Общая схема (основные вопросы) для разработки комплексной профессиограммы: 1. Как называется работа и в чем она состоит (ее существенные характеристики)? 2. Какова эффективность (основ­ные критерии эффективности) и цель работы? 3. Что является предметом труда (над чем работают)? 4. Каким способом (как) выполняется работа (каков технологический процесс)? 5. На ос­новании чего делается работа (нормативная и производственная документация)? 6. Каковы конкретные критерии оценки труда? 7. Какая необходима квалификация? 8. При помощи каких средств выполняется работа? 9. В каких условиях выполняется работа (тер­риториальных, гигиенических, эстетических)? 10. Какова органи­зация труда (график работы, трудовые смены, баланс труда и от­дыха)? 11. Какова кооперация труда (кто, что и с кем делает)? 12. Какова интенсивность труда? 13. Какова степень опасности и ответственности труда? 14. Какова степень воздействия труда на работника (степень полезности/вредности)? 15. Какова польза для работника (зарплата, премии, общественное признание и т. п.)? 16. Какие условия, требования и ограничения характерны для ра­боты (кто может и кто не может ее выполнять: административно-правовые, политические, медицинские, общественные и другие детерминанты).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.