Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология производственного коллектива






Коллектив (от лат. collektivus — собирательный) — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития.

Производственный коллектив — стабильная группа людей, связан­ных совместной трудовой деятельностью.

В коллективе формируется особый тип межличност­ных отношений, для которых характерны:

• высокая сплоченность;

• коллективное самоопределение — в противовес конформности или нонконформности, проявляемых в группах низ­кого уровня развития;

• коллективная идентификация;

• социально ценный характер мотивации межличност­ных выборов;

• высокая референтность членов коллектива по отноше­нию друг к другу;

• создание возможностей для процессов интеграции и персонализации;

• наличие положительной связи между эффектив­ностью совместной деятельности и благоприятным психо­логическим климатом;

• отсутствие резких противоречий между индивидуаль­ными и групповыми интересами;

• объективность в возложении и принятии ответствен­ности за результаты совместной деятельности.

В коллективе проявляется ряд социально-психологиче­ских закономерностей, качественно отличающихся от зако­номерностей в группах низкого уровня развития. Так, с увеличением коллектива:

• не уменьшается вклад, вносимый его членами;

• не снижается уровень групповой эмоциональной иден­тификации;

• не ослабевает мотивация совместной деятельности.

Групповые процессы в коллективе образуют многоуров­невую структуру, ядром которой является совместная дея­тельность. Первый уровень — отношение членов кол­лектива к содержанию и ценностям коллективной деятель­ности, обеспечивающей сплоченность коллектива. Второй уровень — межличностные отношения, обусловленные со­вместной деятельностью. Третий уровень — межличност­ные отношения, опосредованные ценностными ориентациями, не связанными с совместной деятельностью.

Рассматривая вопросы эффективного управления рабочими груп­пами, М.Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоурн указывают сле­дующие факторы, влияющие на работу коллектива:

размер группы: " идеальная" группа должна состоять из 3 — 9 человек;

состав группы, понимаемый как сходство личностей и точек зре­ния, подходов, которые они проявляют при решении проблем;

групповые нормы, которые либо способствуют достижению це­лей группы, либо препятствуют достижению этих целей;

сплоченность группы - мера тяготения членов группы друг к другу и к самой группе;

групповое единомыслие — тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-нибудь яв­ление, с тем чтобы не нарушать гармонию группы;

конфликтность: различие во мнениях нередко приводит к бо­лее высокой эффективности группы, но конфликтность может сильно осложнить выполнение задач и вообще привести к раз­рушению группового взаимодействия;

статус членов группы: члены группы, чей статус достаточно высок, способны оказывать большее влияние на решения группы, чем члены группы с низким статусом;

роли членов группы: для более эффективного функционирова­ния группы ее члены должны вести себя таким образом, чтобы способствовать достижению ее целей и социальному взаимо­действию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.