Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоционально-волевые процессы в регуляции профессиональной деятельности






Эмоции и чувства являются одной из форм отражения реального мира. В отличие от познавательных процессов эмоции — это отражение не самих предметов и явлений дей­ствительности, а того отношения, в каком они находятся к потребностям человека. Эмоциональные переживания тес­но связаны с поведением, практической деятельностью че­ловека, определяя уровень активности организма и резуль­тативность деятельности. Эмоции, выражая активную сторону потребности, неизбежно включают стремление, вле­чение к тому, в чем нуждается человек, или избегание не­приятного. Связь эмоций с деятельностью взаимная: с од­ной стороны, эмоциональное состояние человека влияет на деятельность, с другой стороны, деятельность влияет на эмо­циональное состояние, вызывает те или иные эмоции.

Эмоции — это психические процессы, в которых человек оценивает свое отношение к тем или иным явлениям окру­жающей действительности. В эмоциях получают свое субъективное отражение различные состояния организма человека, его отношение к собственному поведению и своей деятельности.

Переживание эмоции может со­здавать в сознании процесс, совершенно независимый от познавательных процессов. Когда нейрохимические процес­сы через врожденные программы вызывают комплексные мимические и соматические проявления, а с помощью обратной связи эти проявления становятся осознанными, по­является отдельная фундаментальная эмоция, которая од­новременно является и мотивирующим, и смыслообразующим переживанием.

Основные функции эмоций:

оценочная. Эмоции являются той системой сигналов, тем языком, посредством которого субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Кроме того, эмоции выра­жают оценочное отношение субъекта к отдельным событи­ям, условиям, которые способствуют или препятствуют его деятельности;

побуждения. Специфические переживания, имеющие побуждающий характер: желания, влечения, стремления — всегда имеют эмоциональную окраску. О способности эмо­ций побуждать действия говорят и другие, более специфи­ческие функции. Так, в критических ситуациях при неспо­собности субъекта найти адекватный выход возникает новый вид эмоциональных процессов — аффекты. Одно из прояв­лений аффекта — стереотипные действия субъекта, которые представляют определенный, закрепившийся в эмоции спо­соб аварийного разрешения ситуации: бегство, агрессия, оцепенение. Причем эмоции могут оказывать как дезорга­низующую, так и организующую роль;

регулирующая. Заключается во влиянии эмоций на про­цессы познания и поведения. Они влияют на накопление и актуализацию индивидуального опыта. Первый этап на­копления, называемый следообразование, подкрепление, указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивидуума, закрепляя в нем те удавшиеся или неудав­шиеся действия, которые ее побудили. Но сам по себе этот след, опыт не имел бы смысла, если бы он не использовался в будущем. Второй этап (актуализации) обычно опережает развитие событий, и возникающие эмоции сигнализиру­ют о приятном или неприятном. Поэтому выделяют пред­восхищающую функцию, а так как сокращается поиск правильного решения, выделяют и эвристическую функ­цию;

синтезирующая. Обеспечивает возможность построения целостного образа. Под влиянием эмоций единицы отраже­ния объединяются в более сложные структуры. Кроме того, примерами эмоциональных синтезов могут быть случаи, когда совокупность образов, прямо или косвенно связанная с ситуацией, образует в памяти прочный комплекс, актуа­лизация одного из элементов которого влечет за собой вспо­минание остальных;

активационная (мобилизационная или демобилизаци­онная функция). Усиление обменных процессов и нервных структур: мобилизация при направленности наружу (отри­цательная эмоция при агрессии извне), демобилизация (ак­тивация внутренних процессов накопления энергии — по­ложительная эмоция);

экспрессивная — главный фактор, обеспечивающий не­вербальную коммуникацию;

сигнальная. Выражается в том, что отношение субъек­та к тем или иным раздражителям становится сигналом бла­гоприятного или неблагоприятного для него развития собы­тий. Ориентируясь на свои эмоции, субъект совершает необходимые действия (избегание опасности).

Эмоциональные процессы, влияя на деятельность и участвуя в формировании функциональных состояний, неразрывно свя­заны с другой категорией психических процессов — волевы­ми процессами. Волей называется способность человека, проявляющаяся в преднамеренных действиях, направлен­ных на достижение сознательных целей. Человек не только отражает действительность в своих ощущениях, восприятия, представлениях, понятиях и эмоциях, но еще и действует, изменяя окружающую среду в связи со своими потребно­стями, намерениями и интересами. Это выражается в про­извольных, т. е. волевых, действиях, предваряемых осозна­нием цели и средств, необходимых для достижения цели. Основной побудительной причиной возникновения и разви­тия волевых действий являются испытываемые человеком потребности.

Потребности испытываются человеком двояко: с одной стороны, как переживание действительных нужд, не­отложно требующих своего удовлетворения; с другой — как осознание своих потребностей в форме тех или других представлений и понятий. Момент осознания потребнос­ти является важнейшей стороной воли, наиболее суще­ственной для ее возникновения и развития. Исходным для этого осознания всегда бывает наличие того или иного за­труднения, мешающего человеку удовлетворить внутрен­не переживаемую потребность. Мотивы волевых действий крайне разнообразны. К ним относятся чувства, окрашивающие наши желания в тот или иной эмоциональный тон, и идеальные стремления, и понятия о долге, и укоренившиеся привычки.

Эмоциональные и волевые процессы связаны таким обра­зом, что воля выступает как средство регуляции, корректи­ровки негативного влияния эмоций на деятельность. Эмо­ции, в свою очередь, придают субъективный тон волевому усилию, содействуют повышению его потенциала. Взаимо­связь эмоций и волевых процессов ведет к тому, что в реаль­ном поведении они практически неразделимы и пережива­ются субъектом в форме психических состояний.

В жизни часто встречаются состояния, связанные с чрез­мерным эмоциональным напряжением. К ним относят доминантные состояния, состояния стресса, фрустрации, тревоги.

Доминантные состояния — это состояния, в которых на­пряженность смещена в сферу внимания и является основ­ной. К ним относят рабочие или трудовые состояния, состояние ожида­ния и т.д..

Фрустрация — психическое состояние острого переживания неудовлетворенной потребности. После стресса это наиболее распространенный вид трудных состояний. Фрустрационные ситуации вызываются конфликтом между ак­туально значимой потребностью, невозможностью ее реализации, срывом мотивационного поведения. Причины могут быть биологические (физиологические — голод, сон, сек­суальные потребности) и социальные (трудовые, познаватель­ные, межличностные, нравственные). Для фрустраций характерны отрицательные переживания: разочарование, раздражение, тревога, отчаяние, чувство лишения. Особенно трудно переносятся переживания человеком, когда он отвер­гается обществом, лишается привычных социальных связей. Часто фрустрация развивается в результате неудовлетворенности собственным профессиональным трудом, его содержа­нием, результатом, когда человек реально не знает своих жиз­ненных программ, своих возможностей, часто ощущает, что растратил по пустякам свои жизненные силы, мог бы рабо­тать лучше.

Возникновение фрустрации, ее выраженность обусловли­вается не только объективными, но и личностными особен­ностями. Изменение, например, жизненных стереотипов вызывает нарушение удовлетворения привычного комплек­са потребностей (перемена места жительства, призыв в ар­мию, свадьба). Фрустрационная напряженность — чрезмер­ное усиление психофизиологических механизмов адаптации (нервной, гормональной систем) — может вызвать адапта­ционные нарушения и способствует истощению резервных возможностей.

Тревога результат возникновения фрустрации или ее ожидания — является первичным проявлением психологи­ческого стресса. Тревога характеризуется как чувство диф­фузного опасения, ожидания, беспокойства, ощущения нео­пределенной угрозы.Главным для ее возникновения является наличие угрозы или ее предвидение.

Выделен ряд состояний, сменяющих друг друга по мере нарастания тревоги:

• ощущение внутренней напряженности — начальный этап напряженности, настороженность, при достаточной вы­раженности — тягостный душевный дискомфорт;

• гиперстезические реакции. Суть явления в том, что ра­нее нейтральные раздражители приобретают особое зна­чение, вызывая нарастание тревоги. Человеку начинают действовать на нервы ранее нейтральные события и обстоя­тельства;

• собственно тревога. Проявляется как переживание не­определенной угрозы, чувство неясной (неосознанной) опас­ности. Рост интенсивности тревоги снижает возможность логической оценки воспринимаемой информации, ее пра­вильной переработки;

• страх. Неосознанность причин тревоги затрудняет их по­иск и устранение, не дает возможности организовать дея­тельность по ликвидации угрозы. Психологическая непри­емлемость такой ситуации заставляет человека искать причины тревоги. Часто они усматриваются во внешних кон­кретных явлениях и обстоятельствах. У субъекта начинает формироваться страх именно на эти конкретные ситуации (страх одиночества, страх толпы, темноты). Возникает ог­раничительное поведение;

• ощущение необратимости надвигающейся катастрофы — в таком состоянии возникает неотвратимость возник­новения катастрофы, угрозы. Ощущение безысходности, неотвратимости вызывает повышенную двигательную ак­тивность, панические поиски помощи;

• тревожно-боязливое возбуждение — в этом состоянии де­зорганизация поведения достигает максимума, исключена возможность целенаправленной деятельности.

Стресс используют для обозначения проблем широкого круга: личностных, бытовых, социальных, производственных.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.