Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологический возраст






Простейшее понимание жизненного пути состоит в опи­сании его как последовательности хронологических возра­стов, которые проживает каждый человек и которые автоматически прибавляются раз в год. Возраст становит­ся, таким образом, важнейшей координатой субъективной картины жизненного пути. Вместе с тем, эмпирические факты свидетельствуют о частом рассогласовании субъек­тивного и хронологического возрастов человека. Так, на­пример, мы предлагали 83 мужчинам и женщинам (в возрасте от 21 до 44 лет) провести с собой мысленный эксперимент: представить, что они не знают своего хроно­логического возраста, и ответить на вопрос: «Сколько Вам лет?» Лишь у 24% опрошенных самооценка возраста пол­ностью совпала с возрастом, определяемым по дате рож­дения, или отличалась от него на 1 год (Головаха, Хроник, 1984). Для объяснения психологических механизмов такого рода рассогласования было введено понятие психологичес­кий возраст личности.

Как известно, любой возраст — характеристика времен­ная, но до недавних пор психологический возраст рассмат­ривался вне всякой связи с пониманием природы времени, в данном случае — времени психологического. А. Бине и Т. Си­мон, Ф. Штерн, Л.С. Выготский, П.П. Блонский — все те, кто заложил традиции различения интеллектуального, педа­гогического, культурного возраста человека, понимали под ними лишь статистическую оценку успешности выполнения индивидом тех или иных заданий в сравнении со средней успешностью их сверстников. О том, что психологический возраст должен измеряться в специфических для него едини­цах психологического времени, не заходило и речи. Ситуация стала меняться в последние десятилетия. «Возраст человека, — одним из первых среди психологов отметил Б.Г. Ананьев, — всегда есть конвергенция биологического, исторического и психологического времени» (Ананьев, 1977, с. 266).

Исходя из этих идей, было разработано понятие психо­логический возраст личности и предложена следующая фор­мула (Хроник, 1981; Хроник, Головаха, 1983):

Психологический Реализованность Ожидаемая

= психологического Х продолжительность

возраст времени жизни

 

Согласно этой формуле, психологический возраст чело­века тем выше, чем больше степень реализованности его психологического времени и чем больше он собирается про­жить. Пусть некто, независимо от своего паспортного возра­ста, чувствует, что полжизни у него позади (50%) и при этом надеется прожить 90 лет. Его психологический возраст в этом случае будет равен 45 годам. Если же величина субъек­тивной реализованности равна 33%, а прожить человек рас­считывает лет 60, то его психологический возраст будет равен 20 годам. Вот вкратце смысл простой формулы.

Итак, психологический возраст — это мера психологи­ческого прошлого, подобно тому как хронологический воз­раст — мера хронологического прошлого. Специфические особенности психологического возраста таковы. Во-первых, психологический возраст — это характеристика человека как индивидуальности и измеряется в ее внутренней системе отсчета (как интраиндивидуальная переменная), а не путем интериндивидуальных сопоставлений. Для того чтобы опре­делить психологический возраст человека, достаточно знать лишь его собственные особенности психологического време­ни. Во-вторых, психологический возраст принципиально об­ратим, то есть человек не только стареет в психологическом времени, но и может помолодеть в нем за счет увеличения удельного веса психологического будущего или уменьше­ния психологического прошлого. В-третьих, психологичес­кий возраст многомерен. Он может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности. К примеру, человек может чув­ствовать себя почти реализовавшимся в семейной сфере и одновременно ощущать нереализованность в профессиональ­ной. Все эти особенности связаны с изменчивым соотноше­нием психологического прошлого, настоящего и будущего в субъективной картине жизненного пути.

Психологический возраст (ПВ) — интегральный пока­затель отношения человека к времени своей жизни. Он определяется в годах и вычисляется по представленной выше формуле.

Максимально возможное значение ПВ равно ожидаемой продолжительности жизни, минимальное — нулю На­дежность показателя ПВ равна 0, 93 (коэффициент; корреляции показателей при первом и повторном тестировании), средняя разница индивидуальных показателен со­ставляет 2, 4 года (Хроник, 1985).

Существует три варианта соотношения психологического и хронологического возрастов (ХВ):

1) ПВ-ХВ или отличается от него на ±2 года (человек психологически соответствует своим годам, картина его жизненного пути уравновешена);

2) ПВ< ХВ (оказывается психологически моложе);

3) ПВ> ХВ (оказывается психологически старше).

Соответствие возрастов свидетельствует об умении че­ловека найти приемлемый для себя темп жизни, сора сме­рить притязания с возможностями. Таким людям присущ многомерный, целостный, гибкий стиль познания мира) готовность воспринимать новое во всей его полноте и противоречивости (Парилис, 1988).

Завышенный ПВ связан с пессимистичной и обедненной жизненной перспективой. Судя поданным, полученным в зоне Чернобыльской аварии, у респондентов, которые оказались психологически старше, индексы самочувствия, активности и настроения были значимо ниже, чем в остальных группах (табл. 2-5). Вместе с тем, средний индекс тревожности был самым низким в группе линии с уравновешенной картиной жизни и даже в такой экстре­мальной ситуации не превышая верхней границы нормы (Гомоваха, Панина, 1990, с. 11).

Завышенный ПВ обнаружен также у подростков, нахо­дящихся в интернате или колонии. А в старших классах обыч­ных школ преобладают те, кто чувствует себя моложе. Завышенный ПВ сопровождается у подростков выраженными потребительскими и гедонистическими ориентациями, снижением способности к самооценке (Хомик, 1985; Зунг, 1991).

Таблица 2-5. Психологическое состояние респондентов с различными показателями психологического (ПВ) и хро­нологического (ХВ) возраста

ПВ Самочувст­вие Актив­ность Настрое­ние Жизненная удовлетво­ренность Тревож­ность
ПВ ≈ ХВ 5, 12 4, 62 4, 98 21, 9 45, 0
ПВ< ХВ 5, 17 4, 57 4, 80 22, 3 47, 9
ПВ> ХВ 4, 96 4, 36 4, 59 19, 3 47, 5

 

Подростки, которые оказываются психологически мо­ложе, в большей степени ориентированы на родителей и созидательные ценности {Кроник, 1985).

Значительное отклонение ПВ от ХВ (на 10—15 и более лет) — это симптом возможного жизненного кризиса — нереализованности (намного моложе) или бесперспектив­ности (намного старше). В таких случаях человек может нуждаться в профессиональной психологической поддержке.

Таким образом, оптимальным является совпадение психологического и хронологического возрастов или немного заниженный психологический возраст, что может указывать на наличие значимых жизненных ожиданий и нереализованного творческого потенциала.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.