Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Графики жизни






Методика «Оценивание пятилетних интервалов» по­зволяет оценить насыщенность пятилетий жизни значи­мыми событиями. Ее итоговым результатом является график жизни, или график продуктивности жизни лич­ности. Соответствующее теоретическое обоснование гра­фиков жизни было проведено Е. Головахой (1985). Переживание продуктивности жизни он рассматривает как показатель жизненного успеха, основываясь на следую­щих теоретических положениях.

1. Под продуктивностью жизни понимается некоторая совокупность жизненных успехов и достижений человека.

2. Продуктивность жизни может быть оценена не толь­ко со стороны объективной пользы другим людям, обще­ству, но и с позиций его внутренней самооценки жизни.

3. В отличие от объективной продуктивности, которую мож­но измерять лишь по насыщенности значимыми событиями прошлого, субъективную продуктивность возможно измерять и в будущем — по оценкам ожидаемых человеком событий будут то. В связи с этим используется понятие «ожидаемая продолжительность жизни», в котором отражаются представ­ления человека о наиболее вероятной для него продолжитель­ности жизни.

4. Продолжительность жизни рассматривается в качестве формального критерия продуктивности жизни, характери­зующего абстрактную возможность самореализаций лично­сти в более или менее сжатые сроки. Естественно, 80 лет открывают человеку более широкие возможности, чем 30 или 40 лет, но только в том случае, если они прожиты достаточно насыщенно.

5. Насыщенность жизни — содержательный критерий, характеризующий жизненный путь человека с точки зре­ния деятельности и ее результатов.

6. Единицей измерения насыщенности и соответствен­но продуктивности жизни, несущей информацию о всех уровнях активности человека в различных сферах жизнеде­ятельности и поддающейся количественной оценке, явля­ется «событие» жизненного пути.

7. Таким образом, основным показателем продуктивно­сти жизни выступает степень насыщенности жизни собы­тиями.

8. События могут иметь различную значимость в жизни человека. Одни кардинально изменяют жизнь, другие могут быть не замечены в повседневном ее течении. Учесть эту разномасштабность событий позволяет анализ значимости события (Асеев, 1981). Чем большее влияние оказывает со­бытие на жизнь человека в целом, тем оно более значимо для самого человека (Головаха, Хроник, 1984, с. 99).

Исходя из представленных положений, продуктивность определенного периода жизни в методике ОПИ измеряется степенью насыщенности его значимыми событиями, а про­дуктивность жизни в целом определяется суммарной насы­щенностью всех периодов, то есть количеством значимых событий и продолжительностью жизни. Надо отметить сход­ство между графиками продуктивности жизни: полученных методикой ОПИ и на основе анализа дневников, автобиог­рафий, глубинных биографических интервью. Периоды макси­мальной насыщенности жизни событиями совпадают с периодами максимальной продуктивности (Головаха, 1985; Пэрна, 1925; Buhler, 1959; Lehman, 1968). При этом куль­минация жизни приходится на возрастной период от 30 до 50 лет.

Рис. 3-5. Средние оценки событийной насыщенности (графики жизни) у мужчин (1-й ряд) и женщин (2-й ряд) по результатам прессового опроса (1521 че­ловек, 15—85 лет).

На рис. 3-5 представлены средние оценки пятилетий, вычисленные по результатам прессового опроса {Головаха, Кроник, 1985; Kondrashev, Kronik, 1991). До 25 лет насыщен­ность растет, затем — плато и медленное снижение. Пери­од жизни до 30 лет немного выше оценивают женщины, а после 55 — мужчины. График жизни, напоминающий гору, с подъемом до 9—10 баллов, более или менее долгим пе­риодом стабилизации (плато) и медленным спуском вплоть до 65 80 лет типичен для практически здоровых и находя­щихся в обычных условиях людей.

Деформации такой картины жизненного пути связаны, как правило, с неблагополучными жизненными ситуация­ми (рис. 3-6).

 

 

Рис. 3-6. Средние оценки событийной насыщенности (графики жизни) у опрашиваемых с разным со­стоянием здоровья: 1-й ряд — практически здоро­вые (60 человек, 30—50 лет); 2-й ряд— проходящие освидетельствование во врачебно-трудовой экс­пертной комиссии (40 человек, 33—48 лет).

Лица, проходящие освидетельствование во врачебно-трудоиой экспертной комиссии (ВТЭК), дают более осторожный прогноз своего будущего. Имеются существен­ные различия (р< 0, 01 и р< 0, 001) в оценке настоящего пе­риода жизни (от 30 до 50 лет) между двумя выборками. Инвалидность приводит к внезапному блокированию всех потенциалов трудоспособности и одаренности человека. За этим следует переоценка своих достижений в прошлом и возможностей в будущем. Болезнь «сковывает» человека в настоящем, будущее становится неопределенным. Можно говорить о кризисе опустошенности и бесперспективности. Глубокие -деформации обнаруживаются в колонии, у юношей-правонарушителей (Хомик, Кроник, 1988) (рис. 3-7). Их сверстники-школьники находятся на вершине и чув­ствуют переполненность жизнью. Жизнь же колонистов пуста, они — буквально в пропасти и полны пессимизма. Наличие «ямы» на графике жизни, то есть более низкой оценки текущего пятилетия в сравнении с предыдущим и последующим пятилетиями является очевидным симпто­мом кризиса опустошенности.

Можно говорить о наличии следующей устойчивой тен­денции: в кризисные периоды жизни, одновременно со сни­жением социальной активности человека, настоящий период жизни оценивается им как менее насыщенный зна­чимыми событиями («яма» на графике жизни).

 


5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85

возраст (годы)

• Ряд 1 -■ - рЯд 2

Рис. 3-7, Средние оценки событийной насыщенности (графики жизни) у юношей: 1-й ряд — старшек­лассники в обычной школе (71 человек, 16—17 лет); 2-й ряд — старшеклассники в воспитательно-трудовой колонии (41 человек, 14—20 лет).

 

Многолетний опыт использования данного теста в раз­ных возрастных группах и жизненных обстоятельствах по­зволяет рекомендовать его для формирования банка данных социологических, социально-психологических и медико-психологических обследований, а также для служб соци­ально-психологической помощи населению, пострадавшему вследствие социальных и экологических катастроф. Резуль­таты повторного тестирования могут служить одним из кри­териев эффективности социально-психологической и психотерапевтической помощи.

 


[1] Слово эвдемония в переводе с греческого на русский язык означает счастье или блаженство.

[2] Второй вывод может показаться парадоксальным. Но вспомним один литературный эпизод. Остап Бендер спра­шивает у Шуры Балаганова, сколько тому нужно для полно­го счастья. Шуре достаточно 6400 рублей (Ильф, Петров, 1992, с. 288); Остап же на них даже смотреть не хочет. Столь различная значимость одной и той же суммы денег для каждого из героев обусловлена именно различием потребностей. У Бендера потребность в деньгах несравненно больше, чем у его компаньона, поэтому значимость 6400 руб­лей для него ничтожна.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.