Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налоговая система РБ






Налоговая система Республики Беларусь первоначально, в 1992 г. была сформирована на основе нескольких законов, установивших общий порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога. В дополнение к законам утверждены Методические указания по исчислению каждого платежа. Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом разработаны разъяснения, уточняющие отдельные положения. Налоговая система гарантировала формирование доходов бюджета и тем самым сыграла положительную роль в обеспечении перехода Беларуси как самостоятельной республики на путь рыночных реформ.

Сегодня в системе налогового контроля Республики Беларусь главным контролирующим органом является Министерство по налогам и сборам (МНС), осуществляющее регулирование и управление в сфере налогообложения; инспекции Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по областям и городу Минску, ИМНС по городам, ИМНС по районам и ИМНС по районам в городах [9, с.80].

Основу налоговой системы Республики Беларусь составляют Налоговый кодекс Республики Беларусь (НК) [13], Закон " О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" (определяет общие принципы построения налоговой системы в РБ, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами) [6], а также специальные акты налогового законодательства, касающиеся взимания отдельных видов налогов.

Первый законодательный уровень - это сам Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения, а также правовые акты Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения, второй - все остальные нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с актами первого уровня и обеспечивающие, как правило, их применение.

Налоговый кодекс упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меры его обязанности, а государственному налоговому органу - меру дозволенного поведения. Кодекс выполняет роль важнейшего механизма непрямого государственного воздействия на товаропроизводителей в интересах всего общества. Он является выразителем налоговой политики, от обоснованности которой во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния населения [4, с. 52].

В налоговой структуре Республике Беларусь основную долю доходов бюджета (55-60%) составляют косвенные налоги. Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы (статья 6 НК).

В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:

ь однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;

ь оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;

ь одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;

ь установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;

ь четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;

ь обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;

ь стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.

Эти принципы не всегда соблюдаются. Так, однократность нарушается при взимании НДС с импортных товаров, за которые уже уплачены таможенные пошлины. Нет четкой классификации в зависимости от уровней органов государственной власти, когда все большая часть республиканских налогов является регулирующей по отношению к местным органам власти. Нередко действие закона, подписанного в середине года, распространяется на весь год.

В настоящее время консолидированный бюджет республики более чем на 55% формируется за счет косвенных налогов, а их доля в ВВП достигает 19, 5 %.

В налоговой системе Беларуси преобладают подоходные налоги, за счет которых формируется около 1/4 доходов бюджета.

В свою очередь, подоходные налоги классифицируются на основе соотношения между ставкой налога и величиной дохода. В данном случае налоги делятся на:

ь прогрессивные (по мере роста дохода ставка налога увеличивается);

ь регрессивные (по мере роста дохода ставка налога уменьшается);

ь пропорциональные (ставка налога не зависит от величины дохода).

В Беларуси по прогрессивной шкале взимается только подоходный налог, причем с 1998 г. наблюдается некоторое снижение его роли в формировании доходов бюджета. Основная же масса подоходных налогов являются пропорциональными, и их удельный вес, как в доходах бюджета, так и в ВВП остается достаточно стабильным

 

33.

34.

35.

36. Прибыль, её образование и порядок распределения

 

 

Содержание технико-экономический анализа изделия

Любой анализ представляет собой разбор, разложение на составляющие части. Как одна из разновидностей, технико-экономический анализ - это систематизированная совокупность методов, способов, приемов, используемых для получения выводов и рекомендаций экономического характера в отношении некоторого субъекта хозяйствования. Процедура проведения анализа состоит в том, чтобы разбить проблему на составляющие части, более доступные для изучения, используя специальные методы, способы, прием, решить отдельные задачи и, объединив их, получить общее решение проблемы. Такова диалектика познания, которая базируется на единстве анализа и синтеза как научных методов изучения реальности.

Высокий технический уровень проектной разработки объекта (изделия, технологического процесса, материала и др.) не обеспечивает в полной мере целесообразность ее внедрения в производство, так как затраты на создание, капитальные вложения, себестоимость могут оказаться чрезмерно большими с точки зрения потенциального потребителя.

Для принятия в производство новой разработки необходим тщательный технико-экономический анализ (ТЭА), т.е. исследование взаимосвязей технических, организационных и экономических параметров и показателей, позволяющее найти наилучшее проектное решение при выбранном критерии.

ТЭА предусматривает комплексное сравнение по проектным вариантам и с конкурирующими объектами основных технических параметров и экономических показателей, формирующих заданный критерий, для выбора наилучшего вари анта по максимуму (или минимуму) целевой функции.

Теоретические положения ТЭА базируются на работах выдающихся ученых:

Д.Б. Кларка (1847-1938) - теория предельной полезности;

А. Маршалла (1842-1924) - теория издержек производства;

В. Леонтьева (1906-1994) - теория соотношения затрат и выпуска;

Л. Канторовича (1912-1986) - теория и методы оптимизации проектных решений и др.

Какие же основные проблемы и задачи приходится решать при организации проведения ТЭА проектных решений в системе создания и освоения новой техники (СОНТ)?

Во-первых, своевременность ТЭА с целью исключения потерь, возникающих при его проведении post factum. Анализ должен пронизывать весь процесс СОНТ - от маркетинговых исследований до освоения производства. Переход от предыдущего к последующему этапу создания техники возможен только при удовлетворении требований заказчика, реализуемых на данном этапе, и при полной уверенности в эффективности принятых решений.

Во-вторых, важна надежность ТЭА, его объективность. Анализ должен основываться на тщательных маркетинговых исследованиях; научно обоснованной методике; независимой вневедомственной экспертизе.

В-третьих, необходимо применять принципы моделирования для обеспечения прямой и обратной связи. Экономико-математические модели должны «встраиваться» в процесс проектирования и приводить к получению оптимальных технико-экономических решений. Это позволит перейти от систем автоматизированного проектирования (САПР) к системам автоматизированного технико-экономического проектирования (САТЭП).

В-четвертых, надо учитывать вероятностный характер рас четов, основанных в большинстве на маркетинговых исследованиях, статистических данных, а также экспертных оценках. В оптимизируемых технических параметрах необходимо предусматривать определенный допуск на неточность расчетов.

В-пятых, учитывать несоответствие между информационной базой, основывающейся, как правило, на статистике и опыте прошлых лет, и прогнозным характером расчетов.

Пути решения перечисленных задач и проблем ТЭА рас смотрены в данном учебном пособии.

Качество проектных решений определяет конкурентоспособность изделия, эффективность его производства и эксплуатации и в значительной степени - конкурентоспособность производителя или пользователя.

Проектные решения - решения, касающиеся конструкции объекта (изделия машино- или приборостроения) и технологии его изготовления (этим определением не охватывается весь спектр проектных решений, так как в широком понимании к ним относятся, например, и управленческие решения, которые в данном пособии не рассматриваются). Проектные решения могут приниматься на различных этапах жизненного цикла изделия.

Жизненный цикл - период времени от начала работ по созданию изделия до его утилизации; он включает такие этапы, как:

• предпроектное исследование;

• проектно-конструкторская и технологическая разработка;

 

55.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.