Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос №42.






Проблема группы в социальной психологии. Структура и динамика группы.

Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, — важнейший вопрос нетолько социальной психологии, но и социологии. Реальность общественных от­ношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому крите­рию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия «группа».

С одной стороны, в практике, например, демографического ана­лиза, в различных ветвях статистики имеются в виду условные группы: произвольные объединения (группировка) людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа. Такое понимание широко представлено прежде всего в статистике, где час­то необходимо выделить группу людей, имеющих какой-то опреде­ленный уровень образования, болевших сердечно-сосудистыми забо­леваниями, нуждающихся в жилье и т.д. Иногда в таком понимании термин «группа» употребляется и в психологии, когда, например, в результате тестовых испытаний «конструируется» группа людей, дав­ших показатели в каких-то одних пределах, другая группа — с други­ми показателями и т.п.

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующая общность, в которой люди собра­ны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновиднос­тью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства их жизнедеятельности, определенным обра­зом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными).

Прежде всего, для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, кото­рые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследо­ваниях — реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той и другой разновидности реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе. В свою очередь эти естествен­ные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые» группы. Малые группы — обжитое поле социальной психологии. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значитель­но сложнее и требует особого рассмотрения.

Большие социальные группы. Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе они не создают исторических социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Эти или иные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта больших групп. Этот опыт лишь " доведен" до индивида через посредство малой группы и межличностного общения. Для понимания общественной психологии имеют значение массовые процессы и движения. Характер общественных изменений и преобразований, непосредственное участие в революционных движениях, формирование общественного мнения - также важные факторы, задающие психологические характеристики больших групп.

Большие группы делятся на два вида: 1) случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности - толпа, публика, аудитория;

2) социальные группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании - социальные классы, этнические группы (нации), профессиональные группы, половозрастные группы (молодежь, женщины и др.).

Для всех выделенных таким образом больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения - _нравы, обычаи, традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики и устойчивостью ее воспроизведения. Рассмотренные в единстве особенности жизненной позиции таких групп + специфические регуляторы поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни_ группы. В рамках определенного образа жизни особое значение имеют интересы, ценности, потребности. Также определенную роль играет такая характеристика больших групп, как наличие специфического _языка_. Но все данные характеристики имеют свою специфику для каждой конкретной большой группы.

Психологические характеристики группы представляют собой то _типичное_, что характерно для всех индивидов, а не сумму черт, присущих каждой личности.

Структура психологии большой социальной группы включает в себя ряд элементов. Выделяют две основные части: 1) психический склад как более устойчивое образование (социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы) и 2) эмоциональная сфера как более подвижное образование (потребности, интересы, настроения).

Динамическая сфера классовой психологии. Одним из самых значимых элементов в данном случае являются классовые потребности. Поскольку классовое положение определяет объем и состав материальных и духовных благ, которыми каждый член располагает, постольку оно же задает и определенные потребности.

Важным элементом эмоциональной сферы классовой психологии являются интересы. Классовый интерес, формируемый на уровне группы, соотносится с общечеловеческими интересами и это детерминирует поведение и деятельность каждого отдельного индивида. Возникает переплетение различных интересов, каждый из которых определен принадлежностью к значимой социальной группе.

Кроме потребностей и интересов к психологии класса относят также " социальные чувства" - определенные характеристики эмоциональных состояний, свойственных группе.

Для классов также характерен определенный психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения и деятельности. Этот облик проявляется в социальном характере. Социальный характер - это то, что проявляется в типичном образе действий представителей различных классов в разных ситуациях их жизнедеятельности и отличает представителей данного класса от представителей других классов.

Кроме социального характера, психический склад раскрывается в привычках и обычаях, а также в традициях класса. Все эти образования играют роль регуляторов поведения и деятельности членов социальной группы.

Примером больших социальных групп также являются различные этнические группы. Национальная принадлежность индивида фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность. Этническая специфика концентрируется в историческом опыте каждого народа. Через ближайшее окружение, в процессе социализации личность приобщается к специфике национальной культуры, обычаев, традиций.

В психологии этнических групп различают две стороны:

1) наиболее устойчивая часть - психический склад (национальный характер, темперамент, традиции и обычаи);

2) эмоциональная сфера (национальные чувства).

Национальный характер - фиксация типических черт, которые проявляются наиболее отчетливо в тех случаях, когда выступают не отдельные люди, а группы.

При характеристике динамики этнических групп выделяют такие явления, как возникновение этнических стереотипов, что связано с развитием этнического самосознания, осознания собственной принадлежности к определенной этнической группе. Образ других групп при этом часто упрощается, складывается под влиянием межэтнических отношений и формирует определенную установку на представителя другой группы. Образ, построенный в соответствии с этой установкой, дает этнический стереотип.

Факт осознания особенностей своей этнической группы не содержит в себе предубеждения против других групп, пока осуществляется констатация этих различий. Но при переходе к оценке другой группы возможны искажения ее образа. При этом возникает явление этноцентризма - склонности воспринимать все жизненные явления с позиции " своей" этнической группы, рассмотренной как эталон.

Среди стихийных групп выделяют _толпу, массу, публику.

Толпа образуется на улице по поводу различных событий: ДТП, поимки правонарушителя, недовольства чьими-то действиями и т. д. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента. Эмоциональный накал может возрастать, порождая агрессивное поведение участников. Стихия - основной фон поведения толпы, приводит часто к агрессии.

Масса - более стабильное образование с четкими границами. Может оказаться в большей степени организованной, когда определенные слои населения сознательно собираются ради какой-либо акции: демонстрации, митинга. Действия массы более продуманны и четки. Но, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней могут сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование неустойчиво.

Публика - кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-либо зрелищем. В замкнутых помещениях публику часто называют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема. Но достаточно какого-то инцидента, чтобы публика стала неуправляемой.

Существуют традиционные способы воздействия, реализуемые в стихийных группах.

Заражение - бессознательная подверженность индивида определенным психологическим состояниям. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является паника. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей новости, либо избытка этой информации.

Внушение - целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Человек, осуществляющий внушение, - суггестор; человек, которому внушают, - суггеренд; явление сопротивления внушающему - контрсуггестия.

Подражание - воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Стихийные группы и демонстрируемое в них массовое поведение и массовое сознание являются существенным компонентом различных социальных движений.

Социальное движение_ представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. Обладают различным уровнем: широкие движения с глобальными целями, локальные движения, ограниченные территорией или социальной группой, движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе.

Социальное движение базируется всегда на определенном общественном мнении, которое подготавливает социальное движение. Всякое социальное движение имеет в качестве цели изменение ситуации. В ходе организации движения формулируется его программа. Движение отдает себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы для достижения целей. Социальное движение реализуется в различных проявлениях массового поведения - демонстрации, митинги, съезды и т. д.

Исходным пунктом социального движения является проблемная ситуация.

Малая группа. Это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Классификация малых групп:

1) первичные и вторичные;

2) формальные и неформальные;

3) группы членства и референтные.

Первичные группы - семья, группа друзей, ближайших соседей (непосредственные контакты). Вторичные - нет непосредственных контактов, для общения используются посредники в виде средств связи.

Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Строго распределены роли всех членов группы (рабочая бригада, школьный класс). Неформальная группа - складывается и возникает стихийно, статусы и роли не предписаны. Может создаваться внутри формальной группы или возникать сама по себе, вне формальной группы.

Референтные группы - такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают или значимый круг общения.

3 основных направления в исследовании малых групп: социометрическое, социологическое и школа " групповой динамики".

Социометрическое направление - Дж. Морено. Исходил из идеи, что в обществе можно выделить две структуры отношений: макроструктура (пространственное размещение индивидов) и микроструктуру (психологические отношения между людьми). Все напряжения и конфликты обусловлены несовпадением этих структур. Фокус исследования малых групп - структура психологических, межличностных отношений.

Социологическое - Э. Мэйо. Выделил чувство социабельности - потребности ощущать себя принадлежащим к какой-то группе. Выявил существовании в малой группе двух структур отношений - формальную и неформальную.

Школа групповой динамики - К. Левин. Направление опиралось на теорию поля. Центральная идея теории поля - законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих - была применена к изучению группы, к анализу этих сил, их локализации и измерению. Отвечая на главный вопрос о том, какие потребности двигают социальным поведением людей, " групповая динамика" исследовала проблему внутригрупповых конфликтов, сопоставляла эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений.

Образование малой группы. Так как реальные естественные малые группы существуют в самых различных сферах общественной жизни, способы их образования различны. Чаще всего они определяются внешними по отношению к группе факторами, например, условиями развития какого-либо социального института или организации, в рамках которых возникает малая группа. Малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества. Такие факторы являются предпосылками существования малой группы.

Процесс превращения созданной внешними обстоятельствами группы в психологическую общность людей, в рамках которой организуется их деятельность не просто как внешне предписанная, но как присвоенная группой, изучается по двумя путям:

1) принятие уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом - феномен давления группы;

2) становление групповых норм и ценностей при условии одновременного вступления в группу многих индивидов и последующее все более полное принятие этих норм, разделение всеми членами группы групповых целей - формирование групповой сплоченности.

Феномен конформизма - конформное поведение личности, которое констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Внешняя конформность - мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а внутренне он продолжает ему сопротивляться. Внутренняя конформность - индивид действительно усваивает мнение большинства.

Групповая сплоченность - формирование особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по собственным законам. Сплоченность зависит от реализации двух видов групповых целей. Операциональные цели группы -построение оптимальной системы коммуникаций, символические цели - цели, соответствующие индивидуальным намерениям членов группы.

По А. В. Петровскому, всю структуру малой группы можно представить как состоящую из трех основных слоев, страт: внешний уровень групповой структуры, где даны непосредственные межличностные отношения; второй слой, представляющий собой более глубокое образование - ценностно-ориентационное единство, где отношения опосредованы совместной деятельностью; третий слой группой структуры предполагает еще большее включение индивида в совместную групповую деятельность, члены группы разделяют цели групповой деятельности - ядро групповой структуры.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.