Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос №46.






Общение как категория социальной психологии. Структура и функции общения.

Общение является важнейшей категорией психологической науки и рассматривается наравне с деятельностью как специфическая форма ак­тивности человека. И общение, и деятельность находятся в неразрывном единстве, но в определенных ситуациях могут реализовываться независи­мо друг от друга. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.д.), обеспечи­вает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.

Вместе с тем, общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Процесс общения может обо­собляться от других форм деятельности и приобретать относительную са­мостоятельность. Таким образом, общение может рассматриваться и как средство организации деятельности, и как удовлетворение потребности че­ловека в другом человеке, в живом контакте. Как самостоятельное понятие общение может быть определено следующим образом.

Общение - это процесс межличностного взаимодействия, порождае­мый широким спектром актуальных потребностей партнеров, направлен­ный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определен­ными межличностными отношениями.

Определить предметную область общения помогает анализ значений слова «общение». Исследования Л.В.Бессоновой и Е.Л. Доценко показали, что в обыденном сознании с этим словом связываются следующие три группы значений:

1) объединение, создание общности, целостности («хоро­шая компания, друзья»);

2) передача сообщений, обмен информацией («разговари­вать, беседовать»);

3) встречное движение, взаимопроникновение, нередко но­сящее тайный или интимный характер («глубоко понимать друг друга»).

Схема общения:

- отправитель;

- адресат;

- канал связи;

- шум;

- код, декодер.

Формы общения: межличностное, межгрупповое, внутригрупповое, массовое; а также - доверительное или конфликтное, интимное, криминогенное, деловое или личное, прямое или опосредованное.

Содержание общения. Содержание общения может быть различным:

- передача информации;

- восприятие друг друга;

- взаимооценка друг друга;

- взаимовлияние партнеров;

- взаимодействие партнеров;

- управление групповой или массовой деятельностью и т. д.

Механизмы взаимопонимания в общении:

- идентификация - способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление ему самому;

- стереотипизация - классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, социальным стереотипам;

- рефлексия - осмысление субъектом того, какими средствами, почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению;

- обратная связь - получение адресатом информации о том, какое воздействие он оказал на адресата, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения.

Структура взаимодействия:

- субъекты взаимодействия;

- взаимная связь;

- взаимное воздействие друг на друга;

- взаимные изменения субъектов общения.

По Андреевой, в структуре общения выделяются три взаимосвязанные стороны: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Данные стороны общения проявляются в условиях непосредственного контакта между людьми.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между индивидами. Но в условиях общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. В общении каждый из индивидов является активным субъектом - происходит взаимное информирование и налаживание совместной деятельности. Суть коммуникативного процесса - не просто взаимное информирование, но также совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание. Также обмен информацией предполагает воздействие на поведение партнера. Эффективность коммуникации определяется тем, насколько удалось это воздействие. Но коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (рецепиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации.

В условиях коммуникации могут возникать определенные коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер. Барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное различиями глубокого плана - социальными, политическими, религиозными, профессиональными и др. различиями. Процесс коммуникации осуществляется и при наличии барьеров, но в этом случае он значительно усложняется. Также барьеры при коммуникации могут возникнуть вследствие индивидуальных психологических особенностей (например, застенчивости или скрытности) или в силу сложившихся между общающимися особых психологических отношений: неприязни, недоверия и др.

Выделяют _аксиальный_ коммуникативный процесс, когда сигналы направлены отдельным людям, и _ретиальный_ - когда сигналы направлены множеству адресатов.

Информация, исходящая от коммуникатора может быть двух типов: побудительная (приказ, совет, просьба) и констатирующая (сообщение).

Средства коммуникации:

- речевые (лингвистические);

- оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);

- паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность);

- экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи);

- пространственно-временные (дистанция, время).

Интерактивная - организация взаимодействия между индивидами, то есть обмен не только знаниями, идеями, но и действиями, что позволяет партнерам реализовать общую для них деятельность. Может протекать как сотрудничество, конкуренция, конфликт и т.

д. Коммуникативная сторона выполняет информационную функцию.

Важность интерактивной стороны общения обусловила тот факт, что в социальной психологии сложилось специальное направление - символический интеракционизм Г. Мида. Центральная мысль данного направления заключается в том, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих.

Взаимодействие также можно рассматривать как форму организации какой-то конкретной деятельности людей. Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных вкладов, которые делаются участниками. Можно выделить три возможные модели: 1) когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других; 2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником; 3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника с остальными.

При анализе взаимодействия имеет значение то, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность. Только при этом условии может быть вскрыт психологический механизм взаимодействия, возникающий на основе

взаимопонимания между участниками. От меры понимания партнерами друг друга зависит успешность совместных действий. Интерактивная сторона выполняет регулятивную функцию, как на поведенческом, так и на эмоциональном уровне.

Перцептивная - процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Взаимопонимание основывается на понимании целей, мотивов, установок партнера и на принятии, разделении этих целей, мотивов, установок. Большое значение при этом имеет значение то, как воспринимается партнер по общению.

Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять его поступки, основанная на этом стратегия изменения его поведения и построение стратегии своего собственного поведения. Идет сопоставление себя с другим, каждый из партнеров уподобляет себя другому.

При построении стратегия взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Здесь выделяются два момента: процесс идентификации и рефлексии. Идентификация - отождествление себя с другим. Рефлексия - осознание одним участником того, как он воспринимается вторым участником; это знание того, как другой понимает меня.

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга. Каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, его причин. Интерпретация может основываться на знании причин поведения другого человека, но если существует дефицит информации, то люди начинают приписывать друг другу причины поведения.

Особая отрасль социальной психологии - каузальная атрибуция - анализирует процессы интерпретации своего и чужого поведения и приписывание причин поведения, а также намерений, чувств, качеств личности.

Значительна роль установки в процессе восприятия человека человеком, особенно при формировании первого впечатления. Также выделяются эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга: эффект ореола, эффект новизны и первичности, эффект стереотипизации. Функция данной стороны общения – достижение взаимопонимания.

Люди не просто воспринимают друг друга, но и формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств - от неприятия до любви. Аттракция - это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т. е. некоторое качество отношения. Аттракция - особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.