Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос №38.






Лекция по психологии: функции, структура, типологии. Требования к подготовке и проведению.

 

Лекция является одной из самых сложных форм преподавания и ей уделяется ведущая роль. Лектор выступает в роли «ученого», педагога, который воспитывает мировоззрение студента, в роли психология, который выполняет функцию улучшения учебного процесса, в роли оратора, который озвучивает саму лекцию. Лекция имеет большое значение, т.к. это более экономичная передача информации.

Лекция – развернутое изложение теоретической или практической проблемы, предполагающее обстоятельное раскрытие наиболее сложных понятий, закономерностей и идей.

Первая и, пожалуй, известная всем функция лекции — ин­формационная. Лекция информирует студента о достижениях науки, об основных положениях учебной дисциплины, раскрывает особенности каждой конкретной темы или знакомит с от­дельной проблемой, решенной в науке или решаемой сейчас.

Вторая функция лекцииориентирующая. Лекция ориен­тирует в научной литературе, но не только и не столько ссылкой на книги и на их авторов, а показом генезиса теорий, идей: ко­гда и какими учеными они были разработаны и сформулирова­ны, какими объективными жизненными потребностями они бы­ли обусловлены и, наконец, в каком литературном источнике об этом можно прочитать с целью более глубокого их усвоения. Разумеется, список рекомендуемой лектором литературы тоже относится к ориентирующей функции лекции.

Третья функция лекцииразъясняющая, объясняющая. Это, прежде всего, относится к основным научным понятиям, состав­ляющим стержень преподаваемой темы, излагаемой теории или гипотезы. Разъясняя и объясняя квинтэссенцию теории, необ­ходимо добиваться адекватного понимания студентами научно­го содержания понятий. Это не только раскрытие смысла терми­нов, перевод их на родной язык (хотя и это нужно), но, главное, формирование понятия в сознании студента.

Четвертая функция лекцииубеждающая. Она осуществляется, прежде всего, через доказательность утверждений лекто­ра. Провозглашение даже самых очевидных истин с подчерки­ванием их «нужности», «важности», даже «чрезвычайной важ­ности» в лучшем случае запоминается или берется студентами на веру из уст авторитетного для них человека — лектора, специалиста в данной науке.

Следующая, пятая функция лекции могла бы быть названа ув­лекающей или воодушевляющей, ибо лекция, помимо сообщения важной и нужной для студентов научной информации, должна увлечь их идеями, заинтересовать их ими настолько, чтобы во­одушевить на серьезное и углубленное занятие данной наукой. Словом, речь идет о том, что лекция должна быть интересной и увлекательной. Это отнюдь не означает, что она обязательно бу­дет развлекательной, хотя не исключаются занимательность, юмор, шутка. Самое ценное, чем может увлечь и заинтересовать лекция, — это глубина мысли, раскрывающей сокровенные тай­ны научных идей, которые до сего времени были слушателям не­известны, но, как выяснилось, они им очень нужны.

Для того, чтобы быть интересной лекция должна отвечать нескольким психологическим условиям.

Первое условие — осознание студентом личностного смысла в приобретении знаний в данной области науки. Этот момент на­ступает тогда, когда он понял полезность преподносимых лекто­ром знаний лично для себя.

Второе психологическое условие возникновения интереса к лекции — осознание аудиторией новизны, излагаемого материа­ла, однако такой, которая сразу связывается в сознании слуша­телей с имеющимися знаниями, существенно их дополняя и проясняя. Как правило, такая новизна относится к случаям, ко­гда вновь приобретаемые знания служат объяснением ранее из­вестного факта, явления.

Третье психологическое условие, вызывающее интерес к лек­ции, — это побуждение и стимулирование работы мышления слушателей-студентов.

Уровни лекции:

1. организационный - количество часов, соотношение лекции с практическими и семинарскими занятиями;

2. дидактический - разработка плана, выбор типа лекции, учет уровня подготовки учащихся;

3. методический – разработка самих лекций, постановка учебных познавательных и воспитательных задач, выбор методов, используемых при чтении лекции, подбор наглядного материала.

Лекция должна быть тщательно спланирована и включать в себя логические структуры:

1. Вводная часть – тема, цель, задачи, краткая характеристика проблемы, литература к теме, установление связи темы с предыдущими;

2. Основная – изложение материала, анализ фактов, исторические справки, определение собственной позиции преподавателя, перспективы развития темы;

3. Заключительная – формулирование выводов, указания к самостоятельной работе, методические советы.

Типологии лекций:

1) По месту в учебном процессе и по дидактическим задачам:

а) Вводные лекции – открывают изучение нового раздела, большой темы, изложение основных теоретических положений, конкретизация которых будет в дальнейшем;

б) Узловые лекции – проводятся по наиболее сложным проблемам лекционного курса, освещаются теоретические вопросы;

в) Итоговые лекции – завершают изучение крупного лекционного курса, обобщение материала, выделяются основные линии сравнения, устанавливаются существующие связи, сопоставление закономерностей;

г) Обзорные лекции – позволяют рассмотреть большие по объему материалы, поверхностно основное, могут носить итоговый характер;

2) По количеству:

а) единичная;

б) цикл лекций.

Принципы отбора материала для лекции:

1) принцип целеполагания – материал должен отвечать цели лекции,

2) принцип отбора содержания – учет уровня подготовки, определение объема материала,

3) принцип ориентирования на дальнейшие практические и самостоятельные занятия учащихся,

4) принцип учета литературы (использование первоисточников, а не учебников).

Требования к содержанию и проведению лекции:

1. строгая научная сложность, должна включать в себя высокий теоретический уровень;

2. рассмотрение теоретических вопросов на основе анализа и обобщения конкретных фактов и явлений;

3. последовательное логически завершенное изложение проблемы, четко разделенные на отдельные вопросы;

4. целенаправленная организация активности познавательной деятельности студентов, показание практических приемов анализа, обобщения, доказательства и постановка познавательных задач;

5. эмоциональность изложения, стимулирование личностных отношений студента к содержанию лекции;

6. использование разнообразных методических приемов и средств (описание, объяснение, беседа, документация, рассуждения, наглядных пособий и примеров из художественной литературы.

7. доступность, яркость и образность изложения.

 

Вопрос №39.

Проблема самосознания в психологии. Функции, составляющие, строение самосознания.

Самосознание является важнейшим образованием личности, опосредующим влияние социальной среды и определяющим стратегию ее развития.

Самосознание - это сложное, многокомпонентное психическое образование, посредством которого человек отражает и изменяет самого себя. Оно выполняет ряд функций: мотивирует поведение личности; участвует в процессе целеполагания; способствует развитию тех или иных свойств характера; оказывает влияние на отношения с другими людьми; выступает формой самоконтроля.

Самосознание включает множество образующих, таких, как смысл «Я», «Я-концепция», самооценка, самоотношение, субъективный контроль и другие.

Центральным компонентом самосознания является «Я» или образ «Я», то есть представление человека о себе, которое может быть более или менее осознанным, исключает различные его характеристики. Эти разрозненные и противоречивые представления человека о самом себе в процессе развития структурируются в целостную вербализованную систему, называемую «Я»-концепцией.

Наиболее важной составляющей для развития самосознания личности является смысл «Я». Смысл «Я» включает когнитивные и эмоциональные процессы- и возникает на пересечении свойств личности и ее мотивов. Как полагает В.В. Столин (1983), расширение связей человека с миром приводит к расширению его мотивации, т.е. возникает множество смыслов «Я». В свою очередь пересечение мотивов деятельности ведет к пересечению различных смыслов «Я» -возникает конфликтный смысл «Я». По ВВ. Столину, конфликтный смысл «Я» выступает единицей анализа самосознания личности. Он может переживаться человеком до совершения поступка как сознательная дилемма или субъективная трудность. После совершения поступка смысл «Я» оказывается объективно противоречивым, требующим от человека его разрешения, тем самым запуская дальнейшую «работу самосознания».Согласно В.С.Мерлину (1996), при сглаживании противоречий снижается острота и отчетливость осознания личностью своего «Я».

Если личность осознает сделанный в поступке выбор, конфликтный смысл «Я» запускает процессы осмысления поступка. Осознавая факт совершенного выбора, личность может по-разному к нему относиться, т.е. быть «за», «против», ни «за», ни «против» Соответственно выделяют три вида осмысления поступка: ужесточение, раскаяние, смятение.

Ужесточение - вид осмысления поступка, при котором человек, осознавая совершенный выбор, принимает его, т.е. выступает «за». Его мотивационная сфера становится более жесткой, соподчиненной, одновершинной.

Раскаяние - вид осмысления поступка, при котором человек, осознавая сделанный выбор, выступает «против» него. Он понимав! ложность выбора, неадекватность его своим ценностям. Признание ошибочности своего поступка означает, что человек также «открывает» для себя более значимый мотив.

Смятение - вид осмысления поступка, при котором личность, осознавая факт выбора, не может определиться в споем отношении к нему, выступая ни «за», ни «против». В целом осмысление ЛИЧНОСТЬЮ своих поступков является показателем зрелости ее самосознания

Однако в реальной жизни человек не всегда способен осознан, совершенный выбор. В этом случае также возникав! конфликтный смысл «Я», который вызывает определенное состояние напряженно) IИ требующей разрядки.

Эта специфическая форма активности самосознания личности исследуется в психологии давно и известна под термином «психологическая защита». Под психологической защитой понимаются неосознаваемые способы переработки травмирующей информации, направленные на снятие конфликтного смысла «Я».

Психологическая защита проявляется в тенденции сохранять привычный образ «Я», отторгая или искажая информацию, которая мешает этому.

Феноменология психологической защиты нашла отражение во многих психологических школах и направлениях: в психоанализе, гештальтпсихологии, когнитивной, гуманистической психологии и системно-деятельностном подходе.

В работах З.Фрейда (1989) психологическая защита трактуется как естественный механизм, уравновешивающий взаимоотношения между разнородными и конфликтными инстанциями личности: Ид и Эго. Им описаны такие виды психологической защиты, как сопротивление, вытеснение, сублимация, изоляция, проекция, рационализация и другие.

В гештальтпсихологии психологическая защита рассматривается как результат нарушений между фигурой и фоном, где фигура выступает средоточием интересов, потребностей, мотивов личности, а фон - ситуацией, в которой находится личность. Ф.Перлз (1993) выделил такие защитные механизмы, как проекция, интроекция и другие.

По мнению гуманистов, психологическая защита возникает тогда, когда есть определенное рассогласование между «Я» личности и ее опытом. Они акцентировали внимание на негативной роли психологической защиты, называя ее «ржавой», поскольку защита отделяет личность от нее самой. С точки зрения К.Роджерса (1995), защитные механизмы подключаются, когда человека не принимают, не понимают и не сопереживают ему. Если реализуются условия, способствующие развитию личности, необходимость в психологической защите отпадает.

С позиции системно-деятельностного подхода функции психологической защиты весьма противоречивы. С одной стороны, она направлена на сохранение целостности «Я», с другой - изолирует личность от своих поступков.

По мнению В.В. Столина (1983), позитивная функция психологической защиты состоит в том, что она является экстренным механизмом, позволяющим собрать силы для разрешения внутреннего конфликта поступками. В его классификации представлены три основных способа психологической защиты в зависимости от отношения личности к своему поступку: дискредитация, самообман и вытеснение.

Дискредитация - защитный механизм, состоящий в расщеплении мотивации личности: абстрактная ценность мотива сохраняется (личность «за» мотив), но конкретный объект признается недостойным идеального содержания этого мотива. Например, вообще лгать нельзя, но по отношению к данному человеку допустимо, поскольку он ЭТОГО заслуживает.

Самообман - способ психологической зашиты, при котором отрицается возможность выбора, т.е. это сохранение смысловой ценности мотива, реально отвергнутого в поступке.

Разновидностью самообмана является субъективная трансформация результатов совершенного личностью поступка. Так, причиняя зло другому, человек верит, что это делается ему во благо.

Вытеснение - психологическая зашита, направленная на устранение нерешенной дилеммы из сознания. Вытеснение представляется малоэффективным механизмом, потому что

нерешенный конфликт заставляет личность увеличивать «слепое пятно» в своем внутреннем зрении (Столин, 1983).

Психологическая защита, приспосабливая человека к своим проблемам, приводит его к социальной дезадаптации. Снижая внутреннюю напряженность в настоящем, она создает серьезные проблемы для личности в будущем. И, наконец, снимая конфликт на бессознательном уровне, способствует возникновению конфликту между сознанием и бессознательным.

В зависимости от того, какой вид отражения поступков преобладает у личности: осмысление или психологическая защита, можно говорить о двух типах самосознания.

Первый тип характеризуется тем, что человек не допускает констатации «Я - плох»; позитивное отношение к себе для него -самоцель; конфликтный смысл «Я» запускает защитные механизмы, и внутреннее равновесие поддерживается изоляцией от своих поступков.

При втором типе допускается признание личностью своей «плохости», установление позитивного отношения к себе не является самоцелью:, конфликтный смысл «Я» инициирует поступки, которые служат средством достижения позитивного самоотношения.

Таким образом, самосознание является стержневой характеристикой личности, выступая основным механизмом ее развития.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.