Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос №41.






Изучение характера в отечественной и зарубежной психологии

Характер традиционно рассматривается как совокупность индивидуально-психологических особенностей, складывающихся в деятельности и общении и определяющих типичные способы поведения.

Характер - свойство индивидуальности и свойство личности.

Характер вторичен по отношению к деятельности и общению (он следствие) в отличие от темперамента, который проявляется в деятельности и общении и является свойством индивида. Характер не основывается на темпераменте.

Асмолов выделяет динамический и клинический подход в изучении характера.

Динамический подход связан с Рубинштейном, Мясищевым, Ковалевым, Ананьевым. С их точки зрения, характер - пластичное образование, которое создается как фиксация отношения в виде определенных черт. Характер - не одно свойство, а совокупность свойств.

Наиболее ярко этот подход отразился у Рубинштейна. Характер первоначально проявляется в динамической, лабильной форме в виде мотивов, побуждений человека. Но не каждый мотив становится чертой характера. Для того, чтобы побуждение стало чертой характера, побуждение должно обобщиться, генерализоваться и распространиться на сходные ситуации.

Характер - совокупность обобщенных, генерализованных побуждений человека.

Продолжение подход нашел у Асмолова.

Характер - инструментальное свойство индивидуальности, которое зависит и подчиняется продуктивным свойствам (мотивации, самосознанию, ценностям). Характер - готовность поступать так или иначе в соответствии со своими ценностями, мотивами, представлениями о самом себе. Определяет тактику поведения, наиболее типичные способы поведения.

Характер - фиксированная форма смыслового опыта личности, проявляется в типичных для данной личности формах поведения.

Единица анализа характера - смысловая установка, которая отличается рядом особенностей:

- одновременно и стабильна и динамична;

- несет в себе эскиз будущего;

- реализуются в позно-тонической активности (позы, пантомимика).

Клинический подход - возник в психиатрии (работы Ганнушкина - нарушения в развитии характера). Личко - акцентуации характера. Характер существует в Зх формах:

- патология (грубые изменения, необратимые, имеют полифакторную природу -врожденные предпосылки, социальные предпосылки, травмы). Признаки: тотальность (нарушения во всех сферах активности человека), устойчивость (носит длительный и необратимый характер), социальная дезадаптация.

- акцентуация - крайний вариант нормы. Распространены в подростковом возрасте, но встречается в детстве и в пожилом возрасте. Личко выделяет акцентуации:...

Развитие акцентуации связано с социальным окружением ребенка. В чистом виде существуют редко. Чаще - смешанные (сочетаются разные черты) или амальганные (возникают на основе имеющейся акцентуации).

- норма. Главный критерий, при всем индивидуальном своеобразии, -способность к социальной адаптации, гибкость, пластичность характера, способность менять характер на основе активности человека.

Большое внимание уделялось изучению характера в психоанализе. 3. Фрейд под характером понимал динамиче­ское своеобразие индивидуальных влечений и связывал его развитие с либидо, т. е. с бессознательной глубинной психиче­ской энергией, обусловленной сексуальным инстинктом. Им выделено два основных типа характера: догенитальный и ге­неральный. Догенитальный характер определяет особенности человека, не достигшего сексуальной зрелости, и имеет мно­жество вариаций, обусловленных стадиями психосексуального развития человека: оральной, анальной, уретральной и фалли­ческой. Оральный характер проявляется в пассивности, зави­симости, в стремлении получить помощь, заботу от других. Анальный характер отражает такие особенности человека как, бережливость, скупость, стяжательство, с одной стороны, и, открытость, общительность - с другой. Уретральный характер отличается честолюбием, стремлением к соперничеству, ли­дерству. Фаллический характер заключается в таких свойствах человека, как мужественность, инициативность, решитель­ность. Генитальный характер присущ человеку сексуально зрелому, способному адаптироваться в обществе. Он проявля­ется в эмоциональной стабильности, понимании других, от­ветственности.

Неофрейдисты Э. Фромм и К. Хорни видели основу формирования характера не в особенностях либидо, а в специ­фических отношениях человека с миром. Э. Фромм различает плодотворную и неплодотворную ориентации характера. Пло­дотворный тип характера присущ человеку разумному, спо­собному созидать и любить. Другими словами, плодотворный характер проявляется в стремлении человека реализовать себя как личность, т. е. «быть». Неплодотворный тип формируется в результате нарушений в отношениях человека с другими людьми и с миром в целом, т. е. в желании «иметь» или «вещ­ном» отношении к себе и другим.

Э. Фромм создал типологию неплодотворной ориента­ции характера, выделив эксплуататорский (использующий других людей), рыночный (обменивающий), деструктивный (разрушительный), рецептивный (берущий), стяжательский, садистский, мазохистский, отстраненный. С его точки зрения, человек может измениться, если понимает, что причиной его проблем или несчастий является характер. Для его изменения необходимо изменить установку по отношению к жизни с «иметь» на «быть».

Представленные взгляды психологов на проблему харак­тера отражают подход к его изучению, называемый динамиче­ским, согласно которому характер человека рассматривается как пластичное свойство, изменяющееся в процессе жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.