Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРАВИТЕЛЬСТВО— высший орган исполнительной власти в государстве (Кабинет министров, Совет министров). 1 страница






Его формируют из министров (ко миссаров, уполномоченных), руководящих наиболее важными направлениями, определяющих жизнедеятельность государства.

«Первичное разделение властей» произошло уже в условиях родовой общины, когда еще не было государственных институтов. В родоплеменных сообществах нередко вводилась на период боевых действий должность военного предводителя, отвечавшего при вожде за военные вопросы, существовал совет старейшин, который занимался практически всеми вопросами хозяйственной жизни общины — распределением продовольствия, организацией охоты, а позднее — земледельческих работ и скотоводства, устроением жилищ, воспитанием молодежи.

Профессиональные правительства появились в древних государствах Востока — Месопотамии, Египте,

Правительство

Северной Индии и Китае. И повсеместно в этих обществах на смену родовой аристократии в качестве управленцев приходила бюрократия. В условиях, когда правители в этих странах обладали абсолютной властью, и их статус, как правило, носивший сакральный характер, предполагал тотальный контроль над всеми сферами жизни подданных, обеспечить его можно было только при наличии значительного чиновничьего аппарата. Существенную роль в нем играли ведомства, занимавшиеся постройкой и поддержанием в порядке каналов, колодцев и иных ирригационных сооружений.

«Силовые» министерства первоначально создавались главным образом для охраны этих объектов и осуществления полицейско-надзирательских функций в отношении тех, кто строил эти каналы и обеспечивал режим их эксплуатации. В условиях высокой зависимости урожаев от климатических условий (наводнений, засухи, ураганов, нашествий саранчи) особую важность приобретало значение структур, занимающихся учетом, хранением и распределением продовольствия. Строгому учету подлежал и скот: в древнем Египте существовало специальное ведомство во главе с надзирателем «за рогатым скотом, копытами и перьями».

В Древнем Китае еще со времен эпохи Чжоу (середина первого тысячелетия до н. э.) при дворе верховного правителя — вана — существовало 3 основных ведомства: земледелия, войны и общественных работ.

В древности довольно рано появился и статус второго после властителя человека в государстве, который на практике и возглавлял всю исполнительную власть. В Месопотамии в XXII в. до н. э. в Уруке «кабинетом», состоящим из «царских людей» или «рабов царя», руководил «великий посланец». Но по-настоящему роль первого министра как главы исполнительной власти окончательно оформилась в большинстве как европейских, так и азиатских государств лишь в Средние века.

Едва ли не правилом было то, что первые министры (визири) были истинными правителями государств при царствующих монархах, зачастую беспомощных в вопросах государственного управления. Так, широкомасштабные реформы в Китае эпохи Сун (960–1279) разработал первый министр Ван Аньши, а вовсе не бездарный и ничтожный император, не пользующийся авторитетом среди подданных. Истинным правителем Франции в первой половине XVII в. был кардинал Ришелье, а не король Людовик XIII. И таких примеров в истории немало. Во многом это и обусловило последующую эволюцию государственного устройства в ряде стран, выбравших демократическую модель.

Во всех современных конституционных монархиях Европы и Азии главой исполнительной власти является премьер-министр. Монарх, номинально являясь главой государства, полнотой власти в стране не обладает и выполняет представительские функции, будучи только «символом нации». Аналогичная ситуация в парламентских республиках, где первыми лицами в государствах являются главы кабинетов, сформированных из представителей победивших на выборах партий — например, в Германии, Италии, Израиле, Турции, Индии. Во всех этих странах президенты выполняют чисто представительские функции и не имеют реальной возможности влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства.

Иная ситуация в президентских республиках. Там глава правительства фактически назначается президентом (при утверждении состава кабинета парламентом), но, как правило, с учетом результатов выборов. Нередка ситуация, когда президент и премьер-министр — политические оппоненты (эта ситуация часто повторялась, например, в истории нынешней Пятой республики во Франции или на современной Украине). Но, в основном, в демократиях этого типа правительства носят «технический» характер, а министры, включая премьера, в большей степени менеджеры, чем политики.

Ярким примером такого способа государственного управления являются США, где президент, будучи главой государства, фактически возглавляет и правительство, самостоятельно назначает министров (по согласованию с Конгрессом) и определяет политику кабинета.

В абсолютных монархиях Ближнего Востока правительства возглавляют исключительно представители правящих династий, нередко — наследники престола.

Прообразы органов исполнительной власти в Древней Руси просматриваются уже в факте существования при великих князьях «старшей дружины», состоявшей из бояр и «мужей». Из них князь формировал «думу», куда нередко приглашались городские старейшины из числа богатых и влиятельных горожан. Без этого органа князь никогда не принимал единоличных решений. Бояре становились наместниками городов, судьями и чиновниками.

В тех русских землях, где сильны были традиции вечевого самоуправления, тоже действовали органы исполнительной власти, решавшие самые разнообразные вопросы экономической и политической жизни городов. В Новгороде, прежде чем то или иное решение выносилось на вече для принятия, проект его готовился особым правительственным советом — «господою». В нее входили все влиятельные городские сановники — посадники и тысяцкие, как действующие («степенные»), так и бывшие («старые»). «Господа» определяла всю внешнюю и внутреннюю политику Великого Новгорода, вече фактически просто одобряло уже принятые решения.

В русских землях вообще было распространенным обычаем, когда церковные иерархи осуществляли и светскую власть, как правило, по причине несовершеннолетия правителей, но нередко и в случае неспособности князя к управлению уделом.

После смерти Ивана I Даниловича и его старшего сына Симеона Гордого великим князем стал другой сын

Правительство

П

Калиты — Иван II Красный. Но фактически Московским княжеством правил не он, а деятельный, обладающий исключительным умом митрополит Алексий. Именно владыка стал главным инициатором и идеологом собирания русских земель вокруг Москвы. Он продолжал возглавлять русское правительство и при малолетнем князе Дмитрии Ивановиче, будущем победителе Мамая.

С усилением централизованной власти московских князей возрастает и роль органов исполнительной власти. Правительство страны — боярская Дума, в состав которой входили представители старинных боярских родов и высшие чиновники (думские дьяки) — рассматривало важнейшие вопросы внутренней и внешней политики государства и вырабатывало решение — «приговаривало». Этот «приговор» «по государеву указу» становился законом.

Дума руководила приказами. Они ведали самыми разнообразными вопросами внутренней и внешней политики Московского государства и были фактически прообразами современных министерств. В ведении Посольского приказа были вопросы внешних сношений, Разрядного — военные дела. Стрелецкий приказ руководил стрелецкими полками, Холопий — рассматривал дела, связанные с многочисленной категорией зависимого населения. Общее количество приказов доходило до 40. Они просуществовали до начала XVIII в., когда на смену им Петр I с 1718 г. ввел систему коллегий.

Их было 12: 3 из них — военная, морская, иностранных дел — считались главными, или «государственными»; 3 другие ведали финансами (камер-коллегия — доходами, штатсколлегия — расходами, ревизион-коллегия — контролем). Коммерц-коллегия, мануфактур-коллегия и берг-коллегия занимались вопросами торговли и промышленности, главный магистрат управлял городами, юстиц-коллегия осуществляла контроль за судами, духовная коллегия — синод — управляла церковными делами (патриархия была упразднена).

Система высшей исполнительной власти в России менялась на протяжении всего XVIII в., пока в начале следующего века стала такой, какой без особых изменений просуществовала до наших дней. В 1802 г. взамен коллегий императором Александром I были учреждены министерства. Первоначально их было 8 — военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения.

Роль и влияние Совета министров в Российской империи определялись характером задач, которые ставил себе тот или иной император. Заметно возросли они в начале XX в., когда кабинет возглавил П. Столыпин.

При большевиках после прихода к власти в 1917 г. высшим исполнительным органом власти в стране стал Совет народных комиссаров во главе с В. Лениным. Но народные комиссариаты действовали фактически на базе упраздненных министерств и выполняли аналогичные управленческие функции.

После Великой Отечественной войны народные комиссариаты были преобразованы в министерства, а СНК — в Совет министров. После 1991 г. число министерств и ведомств в кабинете неоднократно менялось: некоторые упразднялись, а потом восстанавливались. Согласно ст. 110 Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, которое со стоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Орган исполнительной власти, равно как и законодательной и судебной, самостоятелен (см. Разделение властей) и неподотчетен представительному органу. Президент также не может осуществлять руководство правительством.

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, которую образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении правительства, за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий Президента РФ.

Руководители силовых ведомств подотчетны президенту. Правительство РФ возглавляет Председатель (с 8 мая 2008 г. — В. Путин).

Согласно ст. 114 Конституции РФ, Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет ГД отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и т. д.

Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации, однако в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ они могут быть отменены президентом.

В соответствии со ст. 104 Конституции Правительство России обладает правом законодательной инициативы — оно может самостоятельно разрабатывать проекты законов и вносить их на рассмотрение в Государственную Думу. В отличие от Совета министров советской эпохи, в правительстве Российской Федера ции отсутствуют многочисленные министерства, ведающие отдельными отраслями промышленности, количество их значительно сократилось. Структура нынешнего кабине

Православие

та такова, что несколько заместителей премьера, обладающих достаточно большим объемом полномочий, курируют основные сферы жизнедеятельности государства — экономику, финансы, оборонный комплекс и промышленность, сельское хозяйство, социальную сферу, здравоохранение, образование икультуру.

ПРАВОЕ ДЕЛО — российская политическая партия, созданная путем слияния ряда партий, декларирующих либеральную направленность.

Учредительный съезд партии прошел 16 ноября 2008 г. Этому мероприятию предшествовали внеочередные съезды трех российских партий либерального толка — Демократической партии России (одной из старейших в стране, возникшей еще в советские времена), «Гражданской силы», учрежденной накануне парламентских выборов 2007 г., и Союза правых сил (СПС). Партийные форумы приняли решение о самороспуске и объединении организаций трех партии в единую либеральную партию.

Создание «Правого Дела» — очередная попытка сформировать в российском политическом пространстве дееспособную правую партию, способную образовать в перспективе фракцию в Государственной Думе. До сих пор подобные проекты терпели неудачу. Так, СПС сама возникла как блок организаций либеральной ориентации — ДВР, «Общее дело», «Голос России» и т.п. Но после первого успеха (на выборах в Госдуму 1999 г. СПС набрал 8, 5% голосов и сформировал парламентскую фракцию), популярность партии резко пошла вниз.

Потерпев сокрушительное поражение на выборах в 2004 г., когда либералам не удалось пройти в Думу, «правые» были буквально разгромлены в 2007 г., получив менее 1% голосов избирателей. В поисках выхода из затяжного кризиса, после многочисленных скандалов в среде руководства, большинством членов СПС было принято решение о самороспуске и объединении с «Гражданской силой» и ДПР в единую правую партию. На учредительном съезде «Правого Дела» были приняты программные документы партии, сформированы руководящие органы и избраны сопредседатели — бывший руководитель СПС Леонид Гозман, журналист Георгий Бовт и руководитель общественной организации «Деловая Россия» Борис Титов. Новая партия отказалась от жесткой антикремлевской риторики своих политических предшественников, но оставила за собой право на жесткую критику власти в процессе конструктивного взаимодействия с ней.

ПРАВОСЛАВИЕ (калька с греч. orthodoxia, букв. «правильное суждение») — самое древнее направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия н. э. под водительством и при заглавной роли кафедры епископа Константинополя — Нового Рима, которое исповедует Никео-Цареградский символ веры, догматы Семи Вселенских соборов и святоотеческое предание.

Восходит к первой христианской общине, основанной самим Иисусом Христом и состоявшей из апостолов. Православие, как и отпавшее от него на рубеже первого и второго тысячелетий католичество, в качестве источников божественного откровения признает Священное Писание (Библия, включающая в себя Ветхий и Новый Заветы) и Священное Предание, представляющее собой живую историю первых веков церкви: труды святых отцов и принятые семью Вселенскими соборами решения.

Символ веры утверждает:

1. Веру в Бога-Отца-Вседержителя, Творца Неба и Земли.

2. Веру в Иисуса Христа как Сына Божьего, рожденного от Святого Духа и Марии Девы, распятого и воскресшего и грядущего судить и живых и мертвых в Небесном Царствии, которому не будет конца.

3. Веру в Святого Духа, исходящего от Бога-Отца, творящего чудеса, посылаемого пророкам.

1. Веру в Святую Соборную и Апостольскую Церковь, созданную самим Христом.

2. Веру в воскресение всех мертвых в жизнь вечную.

Символ веры был принят на вселенском соборе в Никее в 325 г. н. э. Важнейшие догматы православия утверждают также единую божественную природу всех трех лиц Бога (Святой Троицы) и наоборот, различие двух природ (божественной и человеческой) в одном лице Иисуса Христа. Различные отклонения от этих догматов (а именно: утверждение, что у Бога «одно лицо и три природы» или, что Христос был «только Богом» или «только человеком» и многие другие) признаются православием ересями.

Противоречия между Римской кафедрой и Константинопольской назревали давно, но вылились в открытый конфликт во времена правящего в Риме епископа — папы Николая. Он, недовольный тем, что в славянских странах Моравии и Болгарии по благословению Константинопольского патриарха Фотия слово Божие проповедуют на языке местного населения братья Кирилл и Мефодий, изгнал оттуда священников Восточной церкви и даже объявил совершенные ими таинства, включая крещение, недействительными.

В 867 г. патриарх собрал в Константинополе собор, в котором участвовали и 3 епископа Западной церкви. Этот собор, признав римского папу Николая недостойным епископского звания, отлучил его от церковного общения. А затем Фотий написал послание к другим восточным патриархам — Антиохийскому, Иерусалимскому и Александрийскому, в котором обратил их внимание на допущенные Западной церковью нарушения в канонах христианской веры. Главным являлось прибавление в 8-м члене Символа веры слова «filioque», что формально означало признание того, что Святой Дух исходит и от Сына.

Когда римские понтифики стали претендовать на главенство во Вселенской Церкви, они превратили

Православие

П

«filioque» в догмат. Не способствовало единству церквей и то, что в Западной утвердилось безбрачие священников и пост в субботу, что первоначальной апостольской церковью православных отвергалось. Кроме того, православные отрицают догмат о «непогрешимости римского папы» и его главенстве над всеми христианами, отрицают догмат о чистилище, признают права светских властей (концепция симфонии духовной и светской властей).

В католицизме, в отличие от православия, существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии.

Полный раскол между православием и католичеством произошел в 1054 г.

В отличие от возникшего в XVI в. протестантизма, православие признает возможность изображения Бога и святых, так как сам Христос явил образ Бога, воплотившись (иудаизм и ислам не признают возможность изображения), молитвы за умерших, молитвы Деве Марии и Святым, а также монашество, пост, веру в святых, необходимость крещения младенцев.

Единого центра управления в православии до сих пор не существует, последний Вселенский собор состоялся в VIII в.

Для всех автокефальных православных церквей характерен иерархический принцип управления, предусматривающий не только безусловное подчинение низшего духовенства высшему, но разделение клира на «белое» духовенство (священников и дьяконов, которым надлежало состоять в браке) и «черное» — монашеское сословие, из числа которого и выходят высшие чины Православной Церкви, начиная с епископов.

Для православия, в отличие от инославных конфессий, характерно особое внимание к оформлению места богослужения и старательное соблюдение ритуала богослужения. Православная Церковь признает 7 таинств — крещение, миропомазание, причащение, покаяние (исповедь), венчание, посвящение в священники, елеосвящение (соборование — обряд, совершаемый над больным). Немалое значение православные христиане придают и обрядам отпевания умерших и их погребения.

В мире существуют несколько автокефальных (самостоятельных, автономных) православных церквей, самой крупной из которых является Русская Православная Церковь (более 150 млн чел.). Старейшими являются Константинопольская (около 6 млн чел.), Антиохийская (более 2 млн чел.), Иерусалимская (около 200 тыс. чел.) и Александрийская (около 5 млн чел.) православные церкви. Немалое количество прихожан насчитывают и другие православные церкви — Элладская (Греческая — около 8 млн чел.), Кипрская (более 600 тыс. чел.), Сербская (более 8, 5 млн чел.), Румынская (около 18, 8 млн чел.), Болгарская (около 6, 6 млн чел.), Грузинская (более 3, 7 млн чел.), Албанская (около 600 тыс. чел.), Польская (509, 1 тыс. чел.), Чехословацкая (73, 4 тыс. чел.) и Американская (около 1 млн чел.).

Православие традиционно находится в нерушимой взаимосвязи с русской государственностью. Крестителем Руси стал киевский князь Владимир Святославович, причисленный за это к лику святых и получивший звание равноапостольного. Свою веру предлагали князю латиняне и мусульмане, иудеи и православные греки. После долгих размышлений в 988 г. Владимир избрал для русского народа византийскую крещальную купель.

Исторические обстоятельства принятия восточными славянами православия были уникальными: к тому времени тысячелетняя Святая Соборная Апостольская Православная Церковь накопила колоссальный духовный опыт и вобрала культурные традиции многих народов древности, включая эллинскую культуру.

Сложилось и благоприятное геополитическое положение: соседние государства — Византия, южнославянские страны также были православными, существовала славянская письменность и литературный язык, а также наиболее совершенная на тот момент в христианском мире византийская эстетика.

Для русского государства Церковь оказалась не только строителем, но и источником духовной мощи. Именно она спасала нашу страну в годы самых страшных потрясений и смут. Так, в 1380 г. преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

После освобождения от татаромонгольского ига православная религия становится государственной идеологией. Именно тогда стало понятно, что Русь навсегда устояла в православии. Не пошла она и за своей водительницей Византией, отвергнув Флорентийскую унию, объединившую католическую и православную церкви.

В 1441 г. великий князь Василий II изгнал из страны подписавшего ее митрополита Исидора, и с тех пор русская церковь стала автокефальной. По словам историка С. Соловьева, это было «одно из тех великих решений, которые на многие века вперед определяют судьбу народов. Верность древнему благочестию сделала невозможным вступление на московский престол польского королевича, произвела соединение Малой России с Великой, условила могущество России».

После захвата в 1453 г. турками Константинополя — резиденции вселенского патриарха — Москва унаследовала его престол и византийское духовное наследие.

В царствование Ивана III псковским монахом Филофеем была сформулирована знаменитая формула о Москве как «третьем Риме». 26 января 1589 г. в Успенском соборе состоялась интронизация первого патриарха Московского Иова. Вновь образованный Русский патриархат стал крупнейшим патриархатом православия.

Середина XVII в. была отмечена одним из наиболее драматических событий в истории православия — расколом на сторонников национального (староверы) и вселенского (никониане) православия. В числе последних

Православие

оказался и царь Алексей Михайлович. В 1652 г. Московским патриархом стал Никон, он публично учил о «погрешительности Русской церкви» и необходимости ее «исправления» по греческим образцам. В частности, Никон предписывал заменить традиционные земные поклоны поясными, креститься не двумя, а тремя перстами, писать не «Iсус», а «Iисус», крестные ходы проводить в обратном направлении (против солнца), а возглас «аллилуйя» во время службы стал произносить не дважды, а трижды. Все эти нововведения, соответствующие греческой практике, находились в противоречии с постановлениями Стоглавого собора (1551).

Против реформы богослужения возражало большинство Русской Церкви, в их числе клирики и даже епископы, но они быстро утратили способность к сопротивлению. В 1654 г. Никон устраивает собор, на котором добивается разрешения провести «книжную справу». В 1656 г. в Успенском соборе была торжественно провозглашена анафема на тех, кто крестится двумя перстами.

Часть иерархии во главе с протопопом Аввакумом возглавили движение за старую веру (старообрядчество). В дальнейшем их последователей стали называть раскольниками и преследовать. До конца XVII в. Православная Церковь была ведущим звеном в политической системе российского общества.

С воцарением на престоле Петра I ситуация стала меняться: государство более не собиралось делиться своей ролью с церковью. После смерти патриарха Адриана (1700) новый патриарх не был избран. Петр I поручил епископу Псковскому Феофану Прокоповичу подготовить Духовный регламент, учредивший Синод и, по сути, превративший священнослужителей в чиновников, служащих по духовному ведомству. Формальным главой Русской Православной Церкви являлся обер-прокурор — светский чиновник. Сам же император объединял в своем лице высшую государственную и религиозную власть в стране.

На 1721–1917 гг. приходится синодальный период Русской Православной Церкви. После Февральской революции произошло знаменательное со бытие — был избран Патриарх Московский и всея Руси Тихон. Однако после Октябрьской революции большевистские вожди составляют один из первых документов молодой республики — Декрет о свободе совести, первый пункт которого предписывал отделение Церкви от государства. Так начался пожалуй самый тяжелый период в истории русского православия.

«Поповщина» была признана опаснейшим врагом новой идеологии. По указанию В. Ленина и Л. Троцкого взрывались храмы, национализировалась собственность церкви, а ее служители уничтожались по подозрению в организации антисоветских мятежей. «Мы должны подавить сопротивление духовенства с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий», — писал в 1922 г. В. Ленин.

В 1920 г. произошло отделение Русской Православной Церкви за рубежом от Церкви в Отечестве. Организованная эмигрантами, бежавшими за границу от большевиков, РПЦЗ дистанцировалась от Московского патриархата, чтобы свободно говорить о гонениях на Церковь в СССР, чего иерархи, оставшиеся в Советской России, конечно, делать не могли. В свою очередь, у многих из тех, кто не смог или не захотел оставить Родину, когда часть приходов стала окормляться пастырями в Нью-Йорке, возникло чувство недоверия к заокеанским собратьям как дезертирам.

За годы борьбы с религией в СССР выросло не одно поколение атеистов. Однако еще перед Второй мировой войной перепись населения показала, что около двух третей населения страны причисляет себя к православной конфессии.

В годы войны произошло долгожданное смягчение позиции государства в отношении религии — в первую очередь, православия. Крайне нуждавшееся в поддержании патриотического духа, Советское правительство было вынуждено перейти к сотрудничеству с Церковью. В 1943 г. по личному указанию И. Сталина был избран Патриарх Московский и всея Руси, восстановлен Синод, началось восстановление храмов, открытие богословских школ, для связи между правительством и Церковью был создан Совет по делам Русской Православной Церкви. Сталин лоббировал проведение в Москве Вселенского собора, который бы передал титул «Вселенского Патриарха» от Константинопольского Патриарха Московскому.

Во времена Н. Хрущева бессмысленные гонения на Православную Церковь возобновились, что во многом было вызвано аппаратной борьбой со «сталинской» командой в ЦК КПСС. В октябре 1958 г. ЦК принял постановление о начале пропагандистского и административного наступления на «религиозные пережитки». Одним из результатов стало массовое закрытие (и разрушение!) церквей и упразднение монастырей. Из 63 действовавших на 1958 г. монастырей в 1959 г. осталось лишь 44, а в 1964 г. — всего 18.

Первые шаги к восстановлению роли РПЦ в жизни общества начались в период перестройки. В 1988 г. состоялось празднование 1000-летия крещения Руси. Постепенно на официальном уровне были легализованы церковные праздники.

Сегодня РПЦ имеет большое влияние как на общественное сознание, так и на государственную политику.

17 мая 2007 г. в Храме Христа Спасителя в Москве произошло подписание акта о каноническом единстве РПЦ и Русской Православной Церкви за границей. Его подписали предстоятель Русской Православной Церкви патриарх Московский и всея Руси Алексий II и глава Русской Православной Церкви за рубежом митрополит Лавр. Две части Русской Церкви вновь стали единым целым.

После смерти Алексия II 5 декабря 2008 г. Поместным Собором РПЦ 27 января 2009 г. Патриархом Московским и всея Руси был избран ми

Правосознание

П

трополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев, 1946 г.р.).

ПРАВОСОЗНАНИЕ — совокупность взглядов на действующее право, на существующие правовые нормы.

Правосознание граждан, их отношение к закону (понимание необходимости его неукоснительного исполнения либо полное пренебрежение) определяет правовая культура, отражающая сложившиеся в обществе юридические нормы.

Уровень правосознания любого народа определяется историческими, религиозными традициями и этнопсихологическими особенностями. Во многом именно они формируют у нации в целом и у каждого гражданина страны отношение к закону. В странах с высокой правовой культурой сложились школы правоведов, сформулировавших в своих трудах основные принципы, которые легли в основу конституционного строя.

Но формирование правосознания отдельного гражданина не определяется интеллектуальными успехами его соотечественников-правоведов и философов. Так, в начале XIX в., когда правовая база европейских стран была в значительной степени унифицирована, специфика каждой страны, особенности психологического склада ее обитателей не позволили сделать ее нормой для всех обитателей Старого Света.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.