Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТАРоссийской Федерации (ОП) — совещательный орган, созданный для осуществления связи между гражданским обществом и государством. 4 страница






К оффшорным странам (или оффшорным юрисдикциям) можно отнести Британские Виргинские острова (БВО), Сейшельские острова, Невис, Панаму, Доминику, Белиз, Каймановы о-ва, Бермудские о-ва и ряд других стран, в основном небольших островных государств Карибского бассейна и Тихоокеанского региона.

К странам (регионам) с умеренным налогообложением относят Кипр, Гонконг, Лихтенштейн, Люксембург, Гибралтар, Уругвай.

Регистрация оффшорной компании помогает предпринимателю существенно (и совершенно законно) минимизировать налогообложение его местной фирмы, практически ликвидировать выплаты по налогу

Оффшор

О

на прибыль и значительно снизить выплаты по социальному и подоходному налогам за счет «серых схем».

Для многих предпринимателей получать не облагаемую налогами прибыль через оффшоры представляется предпочтительнее, чем зарабатывать деньги легально, развивая производство или финансовые институты в юридическом поле России. Кроме того, через оффшоры зачастую отмываются деньги, имеющие откровенно криминальное или, как минимум, не совсем легитимное происхождение.

Первооткрывателями оффшоров и основными пользователями долгое время были наркобароны, американская и итальянская мафия, мошенники разных видов. Для всего цивилизованного мира регистрация в оффшоре была символом нечистоплотности владельцев, акции таких компаний не котировались, банки отказывали в выдаче кредитов, были и другие издержки, связанные с репутацией. Однако, начиная с 1970–80-х гг. оффшорным налогообложением стали пользоваться и крупные ТНК. По всему миру стало возникать достаточно могущественное космополитическое сообщество, неуязвимое для национального законодательства даже могущественных государств. ТНК даже стали существенно влиять на мировою политику и экономику.

Правительства разных стран уже давно начали выступать против оффшоров, но настоящая борьба с ними развилась после терактов 11 сентября. США объявили, что будет искать счета террористов по всему миру и не примут никакие ссылки на «коммерческие тайны». Ряд известных оффшорных госу дарств отреагировали на эти требования приведением законодательств в соответствии с нормами цивилизованности и прозрачности. За ними последовали другие. Сейчас можно говорить о закате эпохи оффшоров на Западе.

В России же, наоборот, в 1990–2000-е гг. были побиты все мировые рекорды по использованию «серых» оффшорных схем и вывозу капитала. Все российские разговоры о том, что вывоз капиталов в оффшоры происходит лишь по причине макроэкономической нестабильности и слишком высокого налогообложения в России, являются обычной демагогией: неофициальный вывоз капитала возможен и даже неизбежен при любом инвестиционном климате. Что, в частности, демонстрирует опыт одной из трех наиболее привлекательных в инвестиционном отношении стран мира, согласно исследованию

A. T. Kearney — США, вывоз капитала из которых превышает 5% национального ВВП.

Развитые государства, борясь с транснациональной преступностью, ужесточают контроль за финансовыми операциями в оффшорах, но полного запрета не установлено практически нигде в мире.

На состоявшемся 2–3 апреля 2009 г. в Лондоне саммите G20 (расширенный формат «Большой восьмерки»), посвященном выработке мер для противостояния мировому финансовому кризису, лидеры 20 крупнейших экономик мира сошлись во мнении о необходи мости введения санкций в отношении оффшоров, которые отказываются присоединиться к борьбе с отмыванием денег и уклонением от уплаты налогов,

В России вывоз капитала в оффшоры превратился за последние 15 лет в настоящее бедствие. За это время из страны вывезено, по разным оценкам, 100–500 млрд долларов. В этом процессе приняли активное участие финансовые институты Запада, благоприятствовавшие приему российского капитала, обучавшие российских банкиров работе в оффшорах, содействовавшие реализации двойных и фиктивных внешнеторговых контрактов.

По оценкам экспертов, на сегодняшний день через оффшоры проходит до 80% сделок по продаже российских активов на фондовом рынке. Между тем, большой рост IPO российских предприятий и выход бизнеса из тени со временем снижает роль оффшорных схем.

ПАСЕ

П

ПАСЕ (Парламентская Ассамблея Совета Европы) — один из двух главных уставных органов Совета Европы, представляющий интересы основных политических партий, су ществующих в государствах — членах организации.

В рамках Ассамблеи осуществляют сотрудничество представители парламентских структур 46 государств, входящих в Совет Европы. ПАСЕ является первым европейским парламентским форумом в истории континента и рассматривает актуальные и перспективные вопросы, которые касаются проблем современного общества и различных аспектов международной политики.

Результаты работы Ассамблеи играют важную роль в определении направлений деятельности Комитета Министров, а также межправительственного сотрудничества в рамках Совета Европы. Эти результаты члены ПАСЕ доводят также и до сведения своих национальных парламентов и тем самым оказывают влияние на свои правительства.

С 1945 г. интеграционные процессы в Европе стали очень интенсивными. Буквально на глазах складывалась новая общность, какой прежде Старый Свет не знал — Западная Европа, экономически интегрированная в Общий рынок, а в политическом и военном отношении в НАТО.

В 1940–60-е гг. в разгар холодной войны западноевропейская интеграция протекала в формах «атлантической солидарности» с США, которые, поддерживая интеграцию европейских союзников для борьбы с СССР и странами Варшавского договора, отнюдь не стремились к тому, чтобы объединение Европы приняло более глубокий характер, выходящий за рамки пресловутой «солидарности» в рамках НАТО. Но уже в 1940–50-е гг. стали формироваться наднациональные структуры, ставшие прообразом нынешних законодательных и исполнительных органов власти ЕС. В 1949 г. сформировался и Совет Европы — консультативный орган, созданный для содействия интеграционным процессам в области прав человека. Законодатели стран — членов Совета Европы сформировали Парламентскую Ассамблею — ПАСЕ.

После развала советского блока и самого СССР количество стран — участников ПАСЕ более чем удвоилось. В нее вошли не только страны Центральной и Восточной Европы, но и бывшие советские республики. Теперь в Совет Европы входит 46 государств Старого Света. 315 членов Ассамблеи и 315 их заместителей избираются или назначаются национальными парламентами из их собственного состава. Число парламентариев от каждой страны варьируется от 2 до 18, в зависимости от численности ее населения.

Состав национальных делегаций в Ассамблее должен пропорционально отражать все основные политические силы или группы, представленные в национальном парламенте. Председатель Ассамблеи избирается из числа ее членов, по традиции на 3 последовательных одногодичных срока. Ассамблея избирает Генерального секретаря Совета Европы, его заместителя, Генерального секретаря Парламентской Ассамблеи, судей Европейского суда по правам человека, а также Комиссара по правам человека.

Членом ПАСЕ является и Россия, которая в 2006 г. в ней председательствовала. Более чем 15-летний опыт участия РФ в работе этого консультативного органа носит противоречивый характер. С одной стороны, Россия — великая европейская держава — рассматривает работу Ассамблеи как важный фактор поддержания стабильности на континенте и в целом на планете и вносит серьезный вклад в работу этого наднационального органа (включая значительные взносы для обеспечения его деятельности). С другой стороны, трибуна ПАСЕ периодически используется антироссийскими силами для дискредитации нашей страны в глазах европейского и мирового общественного мнения.

Инициаторами этих беспрецедентных по оголтелости, обилию клеветы и лжи кампаний выступают, как правило, парламентарии небольших государств, ранее входивших в советский блок, и республик Прибалтики.

Позиция наиболее влиятельных стран континента, с которыми у РФ сложились долгосрочные экономические взаимовыгодные отношения, как правило более сдержанна. Так, когда в России проводилась контртеррористическая операция на Северном Кавказе, в ПАСЕ неоднократно поднимался вопрос о Чечне, хотя это является сугубо внутренним делом России.

Политика двойных стандартов в ПАСЕ проявляется и при обсуждении других европейских проблем. Противодействуя терроризму на словах, ПАСЕ нередко представляет свою трибуну тем, кто террористов из той же, например, Чечни, защищает. Обсуждая военные преступления во время военных конфликтов на территории бывшей Югославии, члены Парламентской Ассамблеи фактически оправдали натовскую агрессию против Сербии, свалив на последнюю вину за преступления, совершенные хорватскими мусульманскими экстремистами в Боснии и Герцеговине и албанцами в Косово.

В российской политической элите нет единого мнения относительно целесообразности участия нашей страны в работе ПАСЕ. Многие резонно полагают, что бессмысленно финансировать орган, где принятие заведомо антироссийских решений практически предопределено уже в силу просто количественного фактора. Другие возражают, что если Россия выйдет из ПАСЕ, то утратит реальную площадку, где могла бы отстаивать свои интересы в режиме открытой дискуссии и впрямую излагать свои позиции — с тем, чтобы за нее в искаженном виде это не делали недоброжелатели.

Перестройка

П

ПЕРЕСТРОЙКА — официальный курс развития страны, провозглашенный правящей верхушкой СССР во главе с М. Горбачевым в 1985 г.

Совокупность действий партийногосударственного руководства страны, спровоцировавших масштабный кризис, приведший к распаду государственности, развалу экономической системы страны и упадку социально-духовной сферы.

Один из самых драматичных периодов отечественной истории, который закончился ликвидацией целого государства и открыл эпоху глубочайше го системного кризиса, охватившего все без исключения сферы российской жизни, последствия которого в стране еще долго будут сказываться.

Хронологические рамки перестройки — 1985–91 гг.

В 1985 г. апрельский Пленум ЦК КПСС, возглавляемый пришедшим месяцем ранее к власти генеральным секретарем ЦК КПСС М. Горбачевым, провозгласил курс на «ускорение социально-экономического развития» страны. Именно тогда были заложены основы концепции перестройки.

Предполагалось, что принятие решительных мер по преодолению обозначившегося снижения темпов экономического роста, отставания таких отраслей промышленности, как машиностроение, от мирового уровня в относительно короткие сроки позволит вывести народное хозяйство СССР на новые рубежи, что, в свою очередь, активизирует социальную политику и приведет к заметному улучшению благосостояния граждан страны. Для этого предусматривалось усовершенствовать структуру управления экономикой и стимулирование материальной заинтересованности трудящихся в результате своего труда. Однако уже первые попытки проведения курса на ускорение провалились, встретив сопротивление со стороны многочисленного бюрократического аппарата.

Неудачей обернулись 2 первые общегосударственные кампании нового руководства: борьба с пьянством и борьба с нетрудовыми доходами.

В результате антиалкогольной кампании количество потребления спиртного (даже с учетом всех видов суррогатов) сократилось на треть, вновь достигнув уровня 1986 г. только в 1994 г., а кроме того, был зафиксирован рост ожидаемой продолжительности жизни. Однако проведенная без подготовки общественного мнения, эта кампания обернулась резким сокращением продажи спиртного в стране, появились «винные очереди», повысились цены на алкоголь, велась варварская вырубка виноградников. Все это привело к росту социального напряжения, спекуляции самогоном и, как следствие, «сахарному кризису».

Столь же плачевной по результатам была и вторая инициатива М. Горбачева, от которой пострадали не воротилы «теневой экономики», воровавшие при попустительстве коррумпированной бюрократии, а реальные производители продукции, прежде всего сельскохозяйственной. Это привело к росту цен на продовольствие и дефициту товаров на прилавках.

Отсутствие у высшего политического руководства страны полной ясности о глубине кризиса и, как следствие, последовательной программы по его преодолению, обусловило последующие действия М. Горбачева, их хаотичный, разрушительный для государственности характер.

Борясь за власть со сторонниками «старого курса» в Политбюро, Горбачев все больше опирался на поддержку антигосударственных сил, целью которых было достижение состояния «управляемого хаоса» в стране и разрушение государства. Именно с их подачи в самом начале 1987 г. была провозглашена политика «гласности». Целью ее было разрушить идеологические основы существующего строя путем сначала критики недостатков социализма с целью его очищения, затем и вовсе полного отказа от социализма в пользу капитализма, а потом разрушения государства, истории пр.

Главный идеолог проекта, «архитектор перестройки» секретарь ЦК КПСС А. Яковлев, дал добро на то, чтобы в СМИ стали появляться материалы о «преступлениях сталинского режима» и необходимости возвращения к «ленинским нормам» партийной и государственной жизни.

Апогея разнузданная антисталинская кампания достигла к началу 1988 г., когда реальное изучение истории было практически заменено масштабной фальсификацией. Появились данные о «десятках миллионов расстрелянных» и т. п.

Психологическая атака на общественное сознание целью своей ставила посеять сомнение в правильности существующего строя, в том, что жизнь многих поколений советских людей была прожита впустую. Духовный разброд усиливался и возрастанием социальной напряженности. После искусственно вызванного Западом резкого падения цен на нефть осенью 1985 г. советская экономика затрещала по швам, и в считанные месяцы СССР, который во многом жил на «нефтедоллары», из сверх державы стал превращаться в страну-должника, государственный долг вырос в 3 раза.

Промышленность и сельское хозяйство приходили в упадок и не были в состоянии не только конкурировать с мировыми производителями, но даже и обеспечить всем необходимым собственное население. Ставка на частную предпринимательскую инициативу только усугубила ситуацию.

Принятый в 1987 г. Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» открыл путь к разгулу спекуляции и привел к росту социальной напряженности. Кооператор, продающий «вареные» джинсы, получал в десятки раз больше денег, чем работник любого советского предприятия.

Бурное развитие кооперативного движения в 1988–89 гг. стало началом фазы формирования начального капитала, которому уже вскоре стало тесно в рамках торговли и посредничества. Постепенно на месте гигантов промышленности возникли АО, фирмы, концерны, затем — банки, где накапливались деньги, на кото

Перестройка

П

рые впоследствии выкупались целые отрасли. В то же время государственный экстремизм в сфере налогообложения (с частных предпринимателей взималось до 70–90% доходов) подталкивал их к поиску способов неуплаты налогов, ставшей массовым явлением.

Согласно Закону СССР «О государственном предприятии (объединении)» (1987) появилась возможность оставить основные фонды предприятий в собственности государства, а прибыль распределять частным образом. Трудовые коллективы «демократическим» путем выбирали директором не лучшего хозяйственника, а того, кто обещал большую зарплату. Банк, на счетах которого сосредоточивалась прибыль предприятия, по требованию дирекции обязан был обналичивать любую сумму для выплат дополнительных зарплат и премиальных. В результате у населения появилось очень много ничем не обеспеченных денег, которые тратились не на вклады в сбербанках, как это было раньше, а на скупку товаров народного потребления, продуктов длительного хранения и предметов роскоши.

Притом, что роста производительности труда и качества продукции не произошло, это подстегнуло инфляцию и послужило разрушению финансовой системы государства. Товарный дефицит и огромные очереди в магазинах стали повседневным явлением.

В 1987 г. вышли 3 разрешительных документа: указ Президиума Верховного Совета, постановление Совета Министров СССР № 49, а также совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР № 1074 о децентрализации внешнеэкономической деятельности, предоставившие всем советским предприятиям и кооперативам право выхода на внешний рынок. Таким образом, государство отказывалось от монополии на внешнюю торговлю.

На Запад эшелонами потекло достояние советского народа — от металла до высокотехнологичного оборудования, где оно продавалось по бросовым ценам. Обратно завозились дешевая одежда, сигареты, шоколадные батончики и проч.

Процессы насаждения в СССР рыночных отношений критиковали даже на Западе. Известный антикоммунист Дж. Сорос писал: «Можно говорить о рыночной экономике, но нельзя говорить о рыночном обществе. В дополнение к рынкам общество нуждается в институтах, которые будут служить таким социальным целям, как политическая свобода и социальная справедливость. У России в этот период были все шансы воспользоваться этим и оказаться в авангарде. Но вместо этого отягощенные комплексом неполноценности “режиссеры” привели страну к “дикому капитализму”». Аналогичную позицию высказывали и Лауреаты Нобелевской прtмии по экономике, например Дж. Гэлбрэйт.

Неразберихой в СССР поспешили воспользоваться лидеры западных держав, увидев шанс максимально ослабить страну и лишить ее статуса сверхдержавы. М. Горбачев потакал им в этом как мог, проявляя удивительные мягкотелость и недальновидность. Поддавшись на блеф Р. Рейгана с программой СОИ, он пошел на крайне невыгодные условия ядерного разоружения, подписав в 1987 г. договор с американской стороной о ликвидации ракет средней дальности, размещенных в Европе.

В 1990 г. Горбачев подписал в Париже «Хартию для новой Европы», что повлекло за собой распад советского военного блока, утрату позиций в Европе, вывод войск с территорий восточноевропейских стран. На фоне провалов в экономической и внешнеполитической деятельности продолжалась последовательная политика духовной агрессии против народа.

Уже в конце 1987 г. началась мощная раскрутка Б. Ельцина, «прогрессивного» первого секретаря Московского обкома партии, пострадавшего «за правду». Именно его прозападно ориентированная часть партийного руководства и готовила на роль нового властителя России вместо непоследовательного, трусливого Горбачева, который, выполнив свою незавидную роль разрушителя, стал Западу не нужен.

Горбачев еще пытался овладеть ситуацией: на XIX Всесоюзной партконференции, провозгласив «гуманный, демократический социализм» (повторив во многом лозунги срежиссированной в 1968 г. ЦРУ США провокации — т. н. «пражской весны»), он предложил куцый проект избирательной реформы, согласно которому допускалась альтернативность выборов. За КПСС закреплялась треть мест.

По этой схеме и прошли выборы народных депутатов Союза. I съезд народных депутатов СССР, состоявшийся 25 мая 1989 г., сыграл в жизни страны роковую роль. Именно на нем оформились и легитимизировались откровенно антироссийские, антигосударственные силы, активно поддерживаемые западными финансовыми структурами. Межрегиональную депутатскую группу, которая уже не скрывала своего неприятия социализма, даже «гуманного» горбачевского, возглавил, как это ожидалось, опальный Ельцин. С этого времени процесс развала страны пошел «по нарастающей».

Горбачев стремительно утрачивал свою власть и былое влияние. Ситуацию не изменило и его избрание Верховным Советом СССР президентом страны. В обществе возникали новые партии, нарастали центробежные тенденции.

Уже в 1990 г. практически независимыми стали республики Прибалтики, произошли кровавые столкно вения на Кавказе — в Грузии, Азербайджане, Армении, а также в Средней Азии. Горбачев поддался на многочисленные провокации и использовал силу для «наведения порядка» в Тбилиси, Вильнюсе, Риге, Нагорном Карабахе и других регионах. Немногочисленные погибшие тут же были объявлены «жертвами, павшими за свободу народа», что усилило антисоветские настроения и подтолкнуло трусливое руководство республик к прямому провозглашению независимости.

В 1990 г. был провозглашен государственный суверенитет РСФСР, через год Б. Ельцин стал президентом России. Окончательно выпустивший из рук рычаги управления страной Горбачев предпринял последнюю попытку установить контроль над ситуацией. Он инициировал работу над подписанием нового Союзного договора, который фактически узаконивал распад Союза. Но накануне его подписания часть руководителей страны попыталась, создав ГКЧП, сохранить государство, но этот шаг был слабо подготовлен, о нем знали даже сторонники Ельцина. Они только ждали возможности воспользоваться шансом столкнуться с «представителями строгого порядка».

«Августовский путч» 19–21 августа 1991 г. был превращен сторонниками Ельцина в грандиозный политический спектакль. Фактически именно это время можно считать датой окончательного развала страны (хотя юридически это было оформлено лишь Беловежскими соглашениями, отставкой Горбачева и декабрьской сессией Верховного Совета СССР) и полным крахом перестройки.

ПИАР (от англ. public relations, PR) — мероприятия по связям с общественностью, созданию и поддержанию взаимовыгодных отношений между организацией и различными общественными структурами и слоями общества, от которых зависит успех организации.

Связи с общественностью предполагают создание благоприятного мнения об организации, ее деятельности, о том или ином политике или бизнесмене, нейтрализацию неблагоприятных событий и слухов, обеспечение необходимого уровня лояльности у членов организации или сотрудников компании («внутренний пиар»).

Методы для решения подобных задач выбираются, исходя из обстоятельств — от распространения в прессе необходимой информации до организации тех или иных событий, способных вызвать общественный резонанс (event-making), и информационной деятельности в различных общественных аудиториях.

Как отдельная сфера деятельности public relations появились относительно недавно. Одной из первых в истории пиар-кампаний стала кампания по созданию благоприятного образа главы Standard Oil Дж. Рокфеллера, обвиняемого в монополизме и недобросовестной конкуренции, что сильно вредило его деловым отношениям. Спасти свою репутацию Рокфеллер поручил журналисту Айви Ли. Тот обнародовал сумму налогов, которые платит нефтяной магнат, размеры зарплат его сотрудников, показал, что значит Standard Oil для США, опубликовал серию очерков, где Рокфеллер был показан в кругу своей многочисленной семьи. В результате из кровожадной акулы бизнеса Рокфеллер превратился в глазах общественности в доброго семьянина, энергичного предпринимателя, дающего стране тысячи рабочих мест, живое воплощение научной и экономической мощи Америки.

Продемонстрировав, насколько важна для бизнесмена общественная поддержка, кампания Айви Ли послужила мощным толчком к развитию профессии public relations.

Вопреки расхожему представлению, эта профессия не сводится к манипуляции общественным сознанием и попыткам исподволь склонить общественность к определенной точке зрения. Эти методы, свойственные рекламе и пропаганде, в постинформационном мире утратили свою прежнюю эффективность. Это связано с наступлением «эпохи молчащих масс» (Ж. Бодрийяр), характеризующейся исчерпанностью социальных энергий, невосприимчивостью общества к прямолинейным призывам, социальной апатией, цинизмом и безответственностью.

Если еще в начале XX в. необходимым условием для эффективного манипулирования считалась пассивность масс, то уже во второй половине XX в. появилась необходимость в провоцировании у этой инертной социальной массы субъектности, в формировании в ней позиции, отношения, мотивов, потребности реагировать.

Провоцирование субъектности, превращение пассивного объекта в активный субъект коммуникации, формирование «общественного отношения» — это и есть главная функция public relations.

Достичь согласия с той или иной социальной группой можно, лишь преодолев ее безразличие, доказав, что ее интересы накрепко связаны с вашими. Именно это согласие, без которого невозможна легитимация, полноценная деятельность и, в конечном счете, успех компании, партии, властного института и т. п., является главным продуктом службы PR.

Понятно, почему пиар активно противопоставляет себя рекламе и указывает на ряд отличительных признаков. Пиар делает событие, которое потом находит или не находит отклик и описывается в СМИ, а реклама напрямую покупает у СМИ площади, чтобы опубликовать призыв или слоган. Пиар рассказывает «истории», а реклама сводится к короткому лозунгу. Пиар рассчитывает на сознательного адресата, реклама — на бессознательное воздействие. Пиар работает в зоне конфликта, заставляет выбирать ту или иную сторону, реклама работает с абстрактным мертвым согласием, с тем, что понравится всем и никому. Пиар рассчитан на целевую группу, реклама — массова. Пиар-акции имеют одноразовое действие, реклама — серийна, многократно повторяется, пиар разнообразен, реклама — однотипна и т. д. и т.п.

Существует много исследований (например, Т. и Э. Райс. «Упадок рекламы, расцвет пиара», 2002), которые показывают, что в современном мире эффективность рекламы стремительно падает, тогда как эффективность пиара растет.

ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. plures — «множество») — мировоззренческая концепция, исходит из множественности оснований бытия мира, множественности воплощений различ

Политика

ных культур, из равного права на существование различных несопоставимых ценностей, культур, политических убеждений, частных мнений, из многообразия форм общественного самовыражения людей.

Плюрализм требует равноправного сосуществования и свободной конкуренции в обществе различных, зачастую радикально противоположных «образов жизни», идей, систем взглядов на будущее государства и общества, на пути его развития.

Плюрализм принято считать атрибутом демократии, неотъемлемым элементом современного цивилизованного общества. Действительно, саму возможность функционирования демократических институтов нельзя представить без способности тех или иных политических партий, классов, социальных групп публично выражать свое мнение через СМИ, с парламентской трибуны, напрямую — на митингах, демонстрациях, собраниях. В то же время противников плюрализма смущает требование признания равноценности мнений и убеждений. «Если сегодня мы признаем равную ценность каннибала и либерала, то завтра не надо удивляться тому, что каннибал съест либерала», — иронизирует над плюрализмом публицист Л.Эпштейн.

При всем плюрализме, толерантности и демократии практически во всех обществах исключаются и порицаются представители идеологии расизма, фашизма, тоталитар ных человеконенавистнических сект и проч.

Элементы плюралистического мировоззрения можно наблюдать и в греческих полисах классического времени (V–IV вв. до н. э.), и в республиканском Риме, и в исландском тинге, и в средневековых городахкоммунах, и в Великом Новгороде (до поглощения его Московским княжеством).

У сторон, отстаивающих позиции тех или иных групп и сословий, была возможность публично выразить свое мнение в ходе прений на народных собраниях, вече, тингах.

Однако о плюрализме как составной части демократического устройства общества заговорили лишь в ХХ в., когда в большинстве государств Европы, Америки, многих азиатских странах перешли к западной модели государственного устройства.

В авторитарных обществах идеологию плюрализма часто используют в провокативных целях. Например, в 1957 г. председатель КПК Мао Цзэдун в Китае провозгласил плюрализм мнений под лозунгом «Пусть расцветают все цветы», началась общественная дискуссия (на самом деле она была нужна Мао для выявления неблагонадежных, которые в скором времени были репрессированы).

С середины XX в. сторонниками постмодернизма плюрализм был возведен в особый ранг. Так, Ф. Лиотар заявлял, что в области коммуникации «понимание есть частный случай непонимания», в области науки П. Фейерабендт требовал отказаться от методологии под лозунгом «Все пойдет!», утверждая, что любая догадка, фантазия имеют не меньшую ценность, чем полноценное системное исследование. Требования постмодернистов-плюралистов нашли абсурдное воплощение в теории и практике т. н. политкорректности, которая сама стала тоталитарной идеологией.

Осуществление политического плюрализма на практике также за труднено тем, что реальные модели демократического устройства в настоящее время представляют собой варианты скрытого авторитарного государственного устройства. Особенно ярко это проявляется в США, где манипуляция массовым сознанием приобрела особенно изощренный характер и практически исключила плюрализм из числа составляющих местной демократии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.