Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Августа. Сегодня во второй половине дня преданные уезжают в Дублин, так что для меня это последняя возможность ответить на их вопросы






Сегодня во второй половине дня преданные уезжают в Дублин, так что для меня это последняя возможность ответить на их вопросы. Утром я стал свидетелем «невозможности» контролировать ум. Я был вынужден согласиться с утверждением Арджуны в «Бхагавад-гите» о том, что управлять умом сложнее, чем обуздать порывы ветра. Это напомнило мне также о молитве Господа Брахмы: «Пока человек не обретет хотя бы каплю Твой милости, о Господь, он не сможет постичь Тебя. Этого не добиться ни умозрительными рассуждениями, ни какими-либо искусственными методами».

Повторяем ли мы Харе Кришна в храме, в кутире или на прогулке, мы всегда подобны птицам чакора, ожидающим капли милости Кришны. Если во время повторения нам и нужно о чем-то думать, так это о том, чтобы не забыть попросить Господа: «Пожалуйста, пролей на меня немного милости, чтобы я смог познать Тебя, любить Тебя и служить Тебе. Я хочу со всем почтением относиться к служению Тебе посредством харинамы и поэтому прошу Тебя позволить мне совершенствоваться, пролив на меня капельку Твоей милости».

 

***

 

У Нитья-лилы даси целый список вопросов. Мне нравится, что преданные искренне стараются улучшать джапу, а их вопросы отражают это желание. Они не придумывают эти вопросы, чтобы выглядеть умными. Напротив, их честные вопросы раскрывают их духовную нищету, ибо никто не станет задавать таких вопросов, не будучи готовым к уничижению.

Нитья-лила заметила, что когда мы испытываем опустошенность в жизни, повторение Харе Кришна, похоже, усиливает ощущение реальности. «Если это действительно так, следует ли нам развивать в себе чувство неудачливости и меланхоличность по отношению к своей полной опасностей жизни?»

Меланхоличность? Мне кажется, что это неправильное умонастроение. Мы не должны быть материально подавленными. Меланхолия – это болезнь. Тому, кто не обладает убежденностью, что Кришна присутствует в его жизни, придется пройти через суровые превратности судьбы. Кришна всегда остается надеждой и опорой преданного, поэтому у преданных отсутствуют суицидальные тенденции и даже склонность к меланхолии. Даже неофит должен быть исполнен радости. Мы должны быть благодарны чистому преданному за то, что он появился в нашей жизни, а также за то, что он повторяет Харе Кришна. Духовное уныние приходит на более высоких ступенях. Такова «меланхолия» гопи в разлуке с Кришной.

Прабхупада же советует нам развивать чувство сожаления. Комментируя стихи, в которых Аджамила раскаивается в своей греховной жизни, Прабхупада пишет, что мы тоже должны принять это умонастроение и всегда помнить о совершенных нами грехах. В комментарии к стихам, в которых Махараджа Парикшит сожалеет о проступке, совершенном им по отношению к медитирующему мудрецу, Прабхупада пишет, что все грехи сгорают в огне раскаяния. Раскаяние уместно и по отношению к нашему невнимательному повторению, и также по отношению к нашим неудачным попыткам предаться. Эта наша неспособность до определенной степени проистекает из грехов, совершенных в этой жизни, а также в прошлых жизнях, представляющих собой длинную историю нашего бунта против Бога. Если подобное чувство раскаяния приводит к более чистому и смиренному состоянию, мы приветствуем его. Такое раскаяние и смирение отличается от жалости к самому себе преданного-неофита, которого подобные переживания только лишают силы. Такой неофит прекращает служение и считает, что недостоин быть преданным. В итоге он неизбежно возвращается к удовлетворению чувств и деградирует.

В эту худшую из эпох мы крайне удачливы как духовно, так и материально. Поэтому мы должны быть полны энтузиазма и воодушевления, изо всех сил трудясь под руководством гуру. Мы – обезьяны, призванные в армию Рамы. Наше будущее очень светло. Несмотря на то, что мы – ничтожные создания, Кришна дал нам чудесное служение.

Нитья-лила спросила, припомнит ли Кришна нам то, что мы повторяли оскорбительно, даже если со временем наша джапа улучшится. Кришна не злопамятен. Он не гневается на нас, ибо является Верховным Отцом и Матерью всех живых существ. Он лишь сожалеет, что мы позабыли свою счастливую природу. Как только живое существо обращает свой взор к Кришне, Кришна забывает все совершенные оскорбления. Кришна Сам провозглашает: «Оставь все виды религии и просто предайся Мне. Я заберу все твои грехи. Не бойся».

Когда Кришна говорит «не бойся», это также означает, что нам не следует бояться Его гнева. Если мы исправляем свои ошибки, друзья обычно прощают нас. Неужели Кришна менее великодушен, чем обычные дживы? Кришна -самая добрая личность, и всякая доброта, существующая в этом мире, исходит от Него.

Не беспокойтесь без нужды. Кришна не держит на нас зла за то, что на протяжении многих жизней мы противились Его власти. Если мы искренне предадимся Ему, можно не беспокоиться, что Он достанет нашу папку и прочитает записи о нашем плохом поведении.

Еще один вопрос Нитья-лилы: «Не могли бы вы объяснить, каким образом наша джапа-ягья связана с нашими отношениями с гуру и Кришной?»

Бхакти означает развитие хороших взаимоотношений с Кришной (анъябхилашита-шуньям). Джапа – это не просто вспомогательное средство в развитии этих отношений. Имя – это Сам Кришна. Наши взаимоотношения с Именем – это наши взаимоотношения с Кришной. Нет другого способа развить эти взаимоотношения, кроме повторения Святого Имени, особенно в Кали-югу.

Бхактивинода Тхакур говорит, что о вайшна-ве нужно судить не по занимаемому им положению, а по его привязанности к Святому Имени. Если нам не нравится повторять Святое Имя, как мы сможем развить хорошие отношения с Кришной?

Мы боремся за возрождение наших взаимоотношений с Кришной, и духовный учитель помогает нам в этом. Как только мы оказываемся в майе, Майядеви прочно заковывает нас в кандалы и не позволяет вырваться из этого плена, пока мы не пройдем серьезную проверку. Не так-то просто вернуть наши изначальные взаимоотношения и доверие в сознании Кришны, однако Кришна облегчил эту задачу, дав нам простой метод повторения Его Имен. Пренебрежение повторением означает пренебрежение нашими взаимоотношениями с Кришной. Святое Имя Кришны и взаимоотношения с Кришной, несомненно, взаимосвязаны. Наш духовный учитель обязал нас повторять как минимум шестнадцать кругов в день, и наши взаимоотношения с ним будут зависеть от выполнения нами этого обета, а также от следования принципам поведения, налагающим запрет на четыре вида греховных действий.

«Моя джапа находится на очень низком уровне по сравнению с тем, к чему мы стремимся. Так может быть, нам нужно ценить иногда появляющиеся моменты просветления, когда материальные потребности кажутся уже не такими важными? Может быть, нужно постараться не дать кануть в лету таким моментам? Должны ли мы относиться к этим мгновениям как к дару, пришедшему в нашу жизнь?»

Моменты блаженства или просветления указывают на то, что наше повторение выходит на очистительный уровень. Когда Господь Чайта-нья повторял Харе Кришна, следуя указанию Своего духовного учителя, Он в полной мере ощущал экстаз любви к Кришне. И когда Он рассказал об этом Своему гуру, Ишвара Пури подтвердил, что Его экстаз является признаком любви к Богу.

С другой стороны, неверно думать, что такие моменты просветления, случающиеся достаточно редко, являются единственным признаком нашего прогресса. Если мы станем думать, что это самое главное в жизни, то не сможем оценить благо от тапасьи. Без тапасьи невозможно ничего добиться. Махараджа Ришабхадев говорит своим сыновьям: тапо дивьям пу трака йена саттвам, шуддхйед йасмад брахма-саукхйам те анантам – «Вы должны совершать тапа-сью, тогда ваши сердца очистятся, и вы сможете постичь брахма-саукхйам тванантам, непреходящее духовное блаженство, которое выше любого материального счастья».

Нас предостерегают, чтобы мы были не слишком жадными в отношении высоких духовных переживаний. Майя очень хитра; привязанность к высоким переживаниям может превратиться в одну из форм удовлетворения чувств. Даже блаженство брахма-бхуты – осознание своего единства со Всевышним, – называют «последней ловушкой» майи.

Нитья-лила, ты очень удачлива, если в твоей джате присутствуют такие мгновения просветления и счастья. Очень хорошо, что ты дорожишь ими. Несомненно, состояние, в котором ты равнодушна к материальным удовольствиям и беспокойствам и просто хочешь продолжать повторять Святое Имя, в котором весь мир кажется пустым без Говинды, является нашей целью, и мы хотим пребывать в нем постоянно. То, что ты стараешься с любовью вспоминать даже слабые отблески этого состояния, рассматривая их как лучшее время своей жизни, несомненно, правильно. Также правильно и то, что ты живешь жизнью, которая способствует развитию сознания Кришны. Однако я хочу добавить слово предостережения: не забывай о ценности тапасьи, постоянной работы, которая тоже является частью джапа-ягъи, по крайней мере, на данном этапе.

В конце моей сегодняшней прогулки примерно в ста метрах впереди на тропинку вышел олень. Он не замечал меня и медленно шел через дорогу на другую сторону соснового леса. Прежде, чем исчезнуть в лесу, он остановился и пощипал немного травы. В начале прогулки я подумал, что было бы хорошо получить какой-то знак от природы, вроде приветствия. Увидев оленя, я застыл на месте, чтобы не спугнуть его.

В этот момент я вспомнил замечание Нитья-лилы о необходимости дорожить редкими мгновениями. Слишком легко не замечать того, что каждый день Кришна предоставляет нам множество возможностей заглянуть в необычайный мир сознания Кришны. Иногда к нам даже приходит милость, о которой мы молили, однако мы в своей тупости не замечаем ее. Подобно тому, как сегодня впереди вдруг появился этот олень, по воле Кришны нам может выпасть шанс внимательно повторять Святое Имя. И в такой момент мне не хотелось бы весело сбегать с пригорка, целиком поглощенным ложным эго и наслаждением чувств, не обращая внимания на эту благоприятную возможность. О Господь, о энергия Господа, пожалуйста, займите меня служением Вам.

 

***






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.