Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Августа






Не хочется проявлять самоуверенность, давая наставления о харинаме. Может быть, мне стоит просто слушать Святые Имена. Но если то, что я говорю, является проповедью... Я не сторонник заявлений типа: «Не трогайте меня, я повторяю джапу». Мы не отдаем мауне предпочтения перед кришна-катхой.

Сегодня утром я проявлял сдержанность, даже общаясь с растениями, холмами и небом. Не знаю, почему. Может быть потому, что с ними нельзя поговорить о Святом Имени. Я предпочел бы вообще не думать о домашнем скоте на пастбищах. Слыша, как они мычат, я подумал, что все эти животные ожидают своей очереди на бойню. Я просто прошел мимо них в своих двух капюшонах, молясь о том, чтобы оставаться под «капюшоном» джапы. Во всех четырнадцати мирах нет ничего, кроме повторения Святых Имен.

Когда я был в середине пути, небо начало светлеть и поднялся ветер. Вскоре я смог разглядеть в небе тяжелые, серые тучи. Я подумал, что дождь может начаться раньше, чем я вернусь домой.

 

Голока дас, приехавший сюда вместе с группой преданных из Америки, задал мне несколько вопросов. Он в восторге от Ирландии, где он впервые. Голока стремится к личному общению со мной, и меня тоже вдохновляет общение с ним.

Большинство преданных признает, что их повторение является невнимательным, и Голока не является исключением. Однако он добавляет: «Иногда концентрация есть, и повторение приносит настоящее счастье». Мне было более интересно слушать о его счастье, чем о невнимательности. Невнимательность – старая песня, мы слышим об этом постоянно. Печально, что приходится пытаться говорить об этом в позитивном ключе, и я чувствую себя лицемером: «Какова необходимая квалификация для обретения вкуса?»

Голока сказал, что для него лучшим способом добиться внимательного повторения является повторение в молитвенном настроении – «когда ты молишься о духовных ценностях, например о том, чтобы лучше служить гуру, о том, чтобы обрести вкус, или молишься определенным Божествам. Нужно ли развивать такой подход или же целью является просто прославление Святого Имени?»

Все молитвы, которые он упомянул, хороши. На нашем уровне мы можем даже не знать, что значит «просто прославлять Святое Имя». Самое действенное молитвенное настроение описано в мини-переводе Харе Кришна мантры, данном Прабхупадой: «О Господь, о энергия Господа, пожалуйста, займите меня в служении Вам». Эта молитва включает всевозможные виды служения, и, определенно, является прославлением Святых Имен. Мы хотим служить Кришне и Его вечным спутникам во Вриндаване, однако знаем, что не можем молиться исключительно об этом.

В первую очередь нужно молиться об избавлении от анартх. Повторение Святого Имени само по себе очищает сердце от грязи, накопившейся за множество жизней (чето-дарпана-марджанам). Именно поэтому мы и делаем акцент на внимательном повторении. Поскольку мы имеем веру в Святое Имя и поскольку мы знаем, что являемся падшими, мы стремимся предаться ягье слушания Святых Имен. Если нам удастся сосредоточиться, все остальное произойдет само собой.

«Порой приходится повторять просто потому, что я дал обет, – говорит Голока. – В такие моменты надежда обрести вкус практически исчезает, и повторение становится механическим...» В такие моменты он откладывает четки и переключается на что-то, к чему у него есть спонтанный вкус, а затем вновь возвращается к джапе. «Иногда это работает, иногда нет, и тогда я превращаюсь в человека, просто перебирающего бусины».

Вполне естественно, что каждый из нас пытается использовать самые разные методы для получения быстрых результатов. «Попробую-ка я выпить воды. Может быть, после этого мое повторение станет менее механичным».

 

Я пробовал, иногда это работало, а иногда нет. Либо на этой неделе работает, а на следующей – нет. В общем, похоже, нет особого смысла цепляться за все эти методики. Мы должны быть готовы в течение длительного времени настойчиво прилагать усилия. «A mui determinado determinacion» («Исполненнная решительности решимость» (португ.)

 

Я думаю, что не следует даже стремиться к немедленному улучшению, вместо этого нужно стремиться прилагать как можно больше усилий и вкладывать в повторение Святого Имени больше преданности (в соответствии с нашим пониманием того, что такое преданность). Преданность может выражаться в том, что мы жертвуем деньги, время или энергию, а также жертвуем личными интересами ради общего дела. Что касается джапы, мы можем отдавать повторению Святого Имени больше времени и сил. Такая жертва с нашей стороны свидетельствует о том, что мы становимся серьезнее. Однако не следует ожидать немедленных результатов. Просто сам факт, что мы жертвуем своим временем и энергией говорит о том, что повторение действует.

Голока сказал, что ему хотелось бы преподнести Божеству или гуру что-то прекрасное, «но когда я пытаюсь придумать что-то конкретное, то обнаруживаю, что у меня ничего нет. Моя джапа, определенно, не слишком хороша. Что же я могу предложить Кришне посредством повторения джапы?»

 

У нас должна быть вера в то, что Кришна отнесется к нашим наивным, но искренним усилиям как к чему-то хорошему. В конце концов, что является хорошим с точки зрения Кришны? Кришна живет в невероятной роскоши, мы не способны даже представить Его великолепия. Самые выдающиеся достижения этого мира -ничто для Него. Однако если мы сможем плакать по Нему и молиться Святому Имени, с точки зрения Кришны это будет замечательно. Таково мнение ачарьев. Как прекрасно, что Кришна настолько невзыскателен и настолько добр, что видит хорошее даже в искорке нашей искренности, которую нам посчастливилось получить от Шрилы Прабхупады. Прабхупада говорил, что до приезда в Америку он жил в «комфортных условиях» в храме Радхи-Дамодары во Вриндаване, но ради того, чтобы принести нам сознание Кришны, он пошел на риск. Именно Прабхупада наделил нас способностью искренне повторять Святые Имена. Давайте же делать то, о чем он просил нас: повторять Харе Кришна и «просто слушать». Кришна примет это подношение.

Замечательно, что Голока дас имеет такой образ мыслей.

Он спросил: «Каким образом повторение дарует нам милость Кришны? Я повторяю уже четырнадцать лет, но имею лишь небольшой, если вообще имею, вкус к джапе. Приходит ли милость Кришны другими путями, помимо повторения?» Ответ очевиден. По милости Господа мы были спасены от ада, куда уверенно направлялись. Мы совершали все четыре вида грехов, и в соответствии с утверждениями «Бхагаватам» шли прямой дорой на ужасные и исполненные страданий адские планеты. Первая партия милости, обретенной нами благодаря повторению мантры, состоит в том, что мы разорвали цепь греховной деятельности. Разве это не является милостью Святого Имени?

Однако вайшнавы настолько возвышенны, что не считают избавление от греха целью повторения маха-мантры. Даже тени Святого Имени достаточно, чтобы устранить больше последствий грехов, чем мы способны совершить. Но, как говорит Шрила Харидас Тхакур, это не является целью повторения Святого Имени. Целью является развитие вкуса, постижение всепривлекающей природы Кришны и обретение любви к Кришне. Мы должны испытывать любовь к Кришне во время повторения и страстно желать служить Ему, повторяя Святое Имя. Такое пылкое повторение приведет к развитию желания служить Кришне и другими способами. Тогда милость Кришны придет к нам и многими другими путями – или как желание проповедовать, или даже как неожиданные обстоятельства, разрушающие наши последние привязанности к этому миру.

Ответы на вопросы преданных воодушевляют меня – я словно просыпаюсь. Однако я не тешу себя иллюзиями, что достиг совершенства повторения, поскольку смог ответить на несколько вопросов. Просто, отвечая на эти вопросы, я чувствую, что могу сделать что-то полезное. Я испытываю приятное возбуждение, когда я говорю о том, что наша искренность проявляется в наших стараниях повторять Святое Имя, и что если мы будем прилагать все больше усилий в этом направлении, по милости Господа с нами начнут происходить разные замечательные события. Я начинаю что-то понимать. Наверное, рассчитывать, что можно достичь совершенства, наращивая количество кругов или делая что-либо подобное, – это очередная пустая затея. Однако ради чего человеку еще жить, как не ради надежды на лучшее? Единственная альтернатива – стать фаталистом или занять пассивную позицию: «Когда Кришна захочет, чтобы мое повторение стало лучше, Он сделает это. Нет никакого смысла даже пытаться».

Особенно мне запомнились мои собственные слова о том, что не следует ожидать от повторения никаких других результатов кроме одного: мы начинаем уделять Святому Имени все больше внимания и времени. Стремитесь к тому, чтобы ваша решимость и усилия были на должном уровне, но не ожидайте от этого никаких результатов. Произнося эти слова, я проповедовал самому себе. Всего лишь подумав об этом, я почувствовал побуждение попросить Кришну сохранить эту волну. Пусть она несет меня. За словами должны следовать действия – прогулки, беседы и действия ради совершенствования джапы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.