Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СЧИТАЛКИ 4 страница






Как вы заметили, здесь не устанавливается какого-то определенного места для игры — убегай куда хочешь. Поэтому случается, что некоторые игроки убегают на такое расстояние, что до них и мячика не докинешь. Признаюсь, что со мной тоже такое было. Бежишь и ждешь, что вот-вот за спиной раздастся «штандер!». Наконец, водящий ухватил-таки мячик и остановил твое бегство. Повернешься, глянешь — все уже давно стоят, а ты дальше всех убежал. И оказался как бы вне игры. Даже неудобно как-то... Ведь штандер — не пятнашки, тут никто за тобой не гонится. Потом я отучился от этой привычки, и сразу самому интересней играть стало.
Ну а теперь несколько практических советов.
Убегайте шагов на пятнадцать— двадцать, не дальше, это уже достаточно безопасно. И попасть нелегко, и увернуться от броска можно — видно, как летит мячик.
Если вам понадобится попасть в дальнего игрока, то бросайте посильнее и «с навесом», то есть немного вверх, чтобы мячик, описав дугу, долетел куда надо, а не упал раньше.
Когда игроки не успели еще далеко убежать, то тут проще — делайте сильный и быстрый бросок прямо в игрока (только не в лицо! — туловище шире головы, легче попасть).
На расстоянии шагов до десяти можно пятнать и с отскока — изо всех сил бросьте мяч перед игроком с таким расчетом, чтобы мячик после отскока попал в цель. Особенно метко это удается на полу или на асфальте. Кроме того, игроку, не ожидавшему такого хитрого броска, труднее избежать попадания. Понятно, что, играя на траве или мягкой земле, а также тряпочным мячиком, лучше целиться прямо в игрока.
Теперь, как и обещал, расскажу о тряпочном мячике.
Поглядел я как-то на теннисный мячик и заметил, что его белая оболочка очень ладно составляется из двух одинаковых частей. Вот я и подумал: а что, если самому попро-бовать сшить такую оболочку и набить чем-нибудь? Ведь в старые времена ребята играли тряпочными мячами. Снял размеры, выкроил, сшил, набил — и за три часа работы получился неплохой мячик!
Для тех, кто захочет воспользоваться моим опытом, описываю, как его делать.
Вырежьте из картона выкройку по форме и размерам, приведенным на рисунке.
Найдите кусок любой ткани поплотнее и потолще, желательно шерстяной, наложите на нее выкройку, обведите цветным карандашом или мелом и вырежьте две заготовки.
Наложите конец одной заготовки на середину другой в виде буквы Т и начинайте сшивать в одну сторону. Нитки должны быть толстые, а стежки маленькие и частые. Это шитье оказалось весьма долгим и кропотливым делом, поэтому расскажу подробнее.
Одна из заготовок должна при сшивании заходить на другую миллиметра на четыре. Прошивайте обе заготовки насквозь. Постепенно эта штукенция у вас начнет выгибаться и принимать форму угловатого мячика. Когда останутся незашитыми сантиметров пять, нитку с иголкой не обрывайте, пусть пока болтается.
Набивать мячик лучше всего шерстью, перьями из подушки или старыми шерстяными нитками. Но можно и тряпками или, как я, ватой. Набивайте плотнее и равномерно, чтобы не было комков.
Зашейте мячик до конца. А для пущей крепости советую готовый мячик еще раз прошить.
Теперь о том, что у меня получилось и что у вас получится. Мячик вышел круглый, несколько кривоватый и размером побольше, чем теннисный (видимо, сукно растянулось при набивке), а весом меньше. И от пола отскакивает хуже. Но и таким мячиком хорошо играть в штандер, особенно ребятам помладше: когда попадет, ни капельки не больно.
Ну, а напоследок хочу отметить еще такое немаловажное обстоятельство. Чтобы поиграть, например, в футбол или хоккей, вам нужно пойти куда-то, где есть специальное поле и устроены ворота. А в штандер можно играть где угодно, хоть прямо под своими окнами. Ни формы не надо, ни судей, ни тренировок.
Нужен только мячик.
К тому же это будет неплохая практика для лапты.
Думаю, что не стоит вас уговаривать, — игра так и просится на ваш двор!

УДОЧКА

Летние каникулы в деревне... Вспоминаются теплые от солнца березовые удочки, прислоненные за крыльцом, рядом с потемневшей от времени бочкой для дождевой воды. Их было три — с лесками, скрученными из белого конского волоса, и поплавками из бутылочных пробок. Сколько я перетаскал ими ершей и плотвы, окунишек и подле-щиков! И сколько этой мелочи перечистила для ухи моя добрая бабушка, Екатерина Васильевна! Тут и курам пожива — кудахчут, утаскивая рыбьи потроха... Привычная картинка для многих дворов, где обитают ребята.
Русские деревни стояли обычно по берегам наших бесчисленных рек и речушек, больших и малых озер. Поэтому удочки были у каждого уважающего себя мальчишки. Так как же было им не придумать игру, где можно половить рыбу удочкой?
Только в игре удочка — это длинная, метра четыре, веревка, на конце которой вместо крючка привязан мешочек с песком, землей, опилками или даже сухим горохом.
Вот «рыбак», смастеривший себе такую веселую удочку, выносит ее из дома и кричит: «Кто будет играть?» Конечно, все будут! И на самом деле, играть могут все — и мальчики, и девочки, большие и маленькие, и даже взрослые вместе с вами, если захотят. Вот все они и будут изображать рыбу, которую сейчас начнут ловить.
«Рыбак», держа в левой руке смотанную кольцами «удочку», становится в середину, а лицом к нему, на расстоянии около трех метров, большим кругом располагается «рыба». Старайтесь, чтобы промежутки между «рыбами» были одинаковыми, примерно полтора- два шага, дабы не мешать друг другу. Но если вас мало, то отступить можно и на три, и на четыре шага, в общем, как получится. Только не приближайтесь к «рыбаку» ближе, чем на три метра.
Игра начинается. «Рыбак» спускает с руки немного веревки и начинает поворачиваться вокруг своей оси, сначала медленно, потом быстрее, чтобы мешочек, скользя по земле, центробежной силой натягивал веревку. Затем, постепенно спуская с левой руки веревку и выпуская ее из правой, удлиняет свою удочку, приближая «наживку» к стоящим в кругу «рыбам». Наконец, мешочек достигает их, и «рыбы» поочередно начинают подска-кивать, стараясь не попасться «на крючок», а проще — чтобы мешочек или веревка не задели их по ногам. Но это не всем удается, и вот одна «рыбка» попалась! Не успела вовремя подпрыгнуть. А кто пойман, выходит из круга. «Рыбак» крутит удочку в другую сторону. Так, один за другим, игроки выбывают из игры. Понятно, что первыми обычно выходят ребята поменьше и не такие расторопные. Когда «рыбак» видит, что оставшиеся подпрыгивают исправно, он начинает еще удлинять свою удочку (вот зачем нужна веревка в четыре метра!), и мешочек уже ходит за спинами игроков. А значит, и скакать им приходится уже через веревку, то есть повыше. Глядишь, еще кто-то поймался на удочку. А если несколько упорных игроков все прыгают да прыгают, то «рыбак» так раскручивает веревку, что мешочек начинает летать сзади них по воздуху...


Игра кончается, как только выбыл предпоследний игрок. А последний, самый ловкий, считается выигравшим, ему в награду вручается удочка, и он становится «рыбаком».
Но если игроков было много, а «рыбак» закружился или устал, то он сам прекращает вертеть удочку и объявляет выигравшими всех оставшихся. А нового «рыбака» из их числа назначает сам.
Ну вот, я дал вам описание игры в общих чертах. Но чтобы играть по-настоящему, совершенно необходимо знать еще несколько правил:
игроки в круге не имеют права сходить со своих мест; где встал, там и прыгай. Кто сдвинется со своего места хоть на полшага, считается пойманным. Увидя приближение мешочка, не забудьте присесть, а то на прямых ногах вы не сумеете подпрыгнуть. Прыгайте повыше, не ленитесь, а вот приземляться надо мягко, сгибая колени, и не на всю стопу, а на носочки;
количество играющих лучше всего от десяти до двадцати человек. Тогда при круге, расположенном, как я уже говорил, на три метра от «рыбака», расстояние между «рыбами» будет от двух до четырех шагов. Но вообще-то можно играть, когда «рыб» будет и меньше девяти, ну, например, пять, но тогда они могут стать поближе к «рыбаку», метра на два с половиной. А если игроков больше, до тридцати человек, то и круг соответственно будет побольше, длина нашей удочки это позволяет;
так как у «рыбака» уже после нескольких оборотов начнет кружиться голова, он может в любое время изменять вращение удочки. Начинать крутить веревку в другую сторону лучше всего в тот момент, когда мешочек задержится от удара о чьи-то ноги и из круга выбывает игрок. Особенно удобно это делать, когда «рыба» по-правдашнему поймается на удочку, то есть веревка обовьется вокруг ног, и удочку все равно придется снова запускать по кругу;
«рыбак» не должен при вращении уходить из центра и поднимать мешочек выше десяти сантиметров над землей.
Сделать удочку — дело нехитрое. Только мешочек надо сшить из плотной ткани (или сложить материал вдвойне), чтобы он быстро не износился и не порвался от постоянного соприкосновения с землей. Размер его в длину сантиметров двадцать, а в ширину — сантиметров семь. Шейте толстыми нитками, а потом выверните наизнанку. Насыпать в него песку надо наполовину, чтобы мешочек был мягким. Но главное — покрепче привяжите эту колбаску к веревке. А я однажды, помню, сотворил мешочек из старого длинного носка. Завязал узлом конец с дырками, насыпал гороху, а к другому концу привязал веревку. На скорую руку, на две-три игры, и так можете сделать. Кстати, горох легче песка, поэтому мешочек для него шейте побольше. Веревку лучше всего брать от четырех до шести миллиметров в диаметре, а впрочем, какая найдется, только очень толстую не берите.
Дочка мне рассказывала, что когда она ходила еще в детский сад, то вместо удочки они крутили простую скакалку, и получалось! Но это, конечно, годится только для малых детей.

Помню, что мы всегда играли в удочку очень весело! «Рыбак», как только попадется ему «рыбка», кричал (в зависимости от размера добычи): «Уклейка, пошла на кукан!» или «Окуня поймал!» А особенно радовался, когда «щука» или «сом» попадались! Да и «рыбы» не молчали как рыбы. Обычно труднее всего было избежать подсечки в начале игры, когда еще не вошел в ритм вращения веревки. Но как только игроки приноравливались, «рыбак» нарочно начинал то замедлять, то ускорять бег мешочка. Тут уж не зевай!
Некоторые ребята по многу кругов вертели удочку в одну сторону, поэтому, когда останавливались, качались — так кружилась голова. Я и сам кругов по двадцать и больше давал, но не с первой игры, конечно, а когда немного привык. Но это не так уж часто приходится делать, только когда останутся два- три умелых прыгуна, вот и идет соревнование — кто кого.
Начинающим, а также малым ребятам, можно играть полегче: попавший на удочку сразу становится «рыбаком». Тут все будут находиться в игре все время, и «рыбаки» то и дело меняться.
Расскажу про один свой маленький секрет. Не знаю, как будет у вас, но мне легче было долго крутить удочку, когда я смотрел не на мелькание лиц и окружающих предметов, а неотрывно на бегущий мешочек. Тогда казалось, что и ты и веревка с мешочком стоят на месте, а вокруг что-то мелькает...
Но вообще-то советую долго не затягивать вращение, как почувствуете, что пора, сразу укоротите веревку и — стоп! Затем начинайте раскручивать в другую сторону.
Как видите, крутить удочку тоже надо иметь некоторый опыт. К тому же мешочек почему-то имеет привычку иногда тормозиться о землю и отставать от вашего вращения. Чтобы этого торможения было поменьше, старайтесь для игры выбрать наиболее ровное место. Легче всего, конечно, на асфальте или на полу в спортзале. Но раныпе-то асфальта не было, а во дворцах в удочку не играли. Да и мы играли только на земле.
Ну вот, пожалуй, и все, что я могу рассказать вам про эту игру.
А под конец прочитайте, как описана очень похожая игра в старинной книжке: «Один из играющих берет в руку длинную веревку, на противоположном конце которой привязан какой-нибудь мешочек, наполненный чем-нибудь мягким, чтобы им нельзя было ушибить кого-нибудь из присутствующих. Держа эту веревку за противоположный конец, играющий начинает ею кружить с такою силою, что веревка принимает почти горизонтальное положение и даже не касается земли... Более опытные прыгуны бегают навстречу веревке, перепрыгивая ее. (Обратите на это внимание. Я так понял, что прыгун бежит внутри круга против вращения веревки и перепрыгивает ее. Это очень интересно!) Некоторые же достигают такого проворства, что успевают вбежать в круг, взять у кружащего веревку платок, шар или что-нибудь подобное и снова выбежать из круга, прежде чем веревка успеет окончить круг».
Так что наши предки играли потруднее и позамысловатее, чем мы. И мешочек делали кожаный, чтобы сносу не было.

КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ

Кто из вас, ребята, не слышал об игре с таким завлекательным, почти сказочным названием? Все, конечно, слышали, а кое-кто, возможно, и играл. Но не думаю, чтобы так интересно, как в наши годы. Это и понятно. Ведь игра эта очень старинная, а подлинные правила ее, которые были в ходу еще до войны, сейчас уже забылись. Постараюсь их вам напомнить.
В одной книжке, изданной еще в 1875 году, я нашел небольшое описание игры в казаки-разбойники. Прочитал и очень обрадовался, потому что узнал ту самую игру, в которую мы когда-то играли. Только, к сожалению, там не было сказано, когда она возникла.
Во все времена ребята играли в войну. Мы, например, играли в «красных и белых», а после Отечественной войны я видел, как везде играли в «наших и фашистов». Но каких-нибудь, общих для всех, правил у этих игр не было, поэтому проходили годы, и посте-пенно ребята играть в них переставали.
А вот в казаков-разбойников играли всегда и до сих пор кое-где пытаются играть.
Наверное, эта игра, пришедшая к нам из глубины веков, была связана с действительными, происходившими когда-то на Руси событиями. Я помню из уроков истории в школе, что в разбойники часто шли разоренные помещиками крестьяне. А вспомните «разбойников» Дубровского? У Пушкина и поэма есть «Братья разбойники». А в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» кто, вы думаете, были эти богатыри?

Братья в ту пору домой
Возвращалися толпой
С молодецкого разбоя...

Были даже народные героические драмы о разбойниках, которые ставили сами крестьяне. Почему же в прежние времена народ так любил разбойников? Советский исследователь П. Берков объясняет: «В глазах народа в XVII—XVIII веках разбойники — это мстители за его угнетенное положение, это личности, отстаивающие его, народа, человеческие права, это люди, овеянные своеобразным героизмом...»
Поэтому неудивительно, что и ребята любили играть в казаков-разбойников.
А вот как одна воспитательница детского сада описывает игру ребят царской России. Они взяли да и придумали, что вместо разбойников у них будут рабочие.
«Один раз я слышу среди детей разговор такого рода: «Давайте играть в рабочих и казаков». После этого завязались долгие споры: кому быть рабочими и кому быть казаками — никому не хотелось исполнять обязанность казаков; наконец порешили, что сыграют два раза, чтобы те, кто сейчас будет казаками, потом могли бы быть рабочими. И вот казаки с палками за плечами, изображающими пики, попрятались за деревья, а рабочие, обнявшись, дружно затянули «Марсельезу» и пошли по дорожкам сада. Когда дети поравнялись с тем местом, где сидели казаки, последние выскочили из своей засады и набросились на рабочих; кто не поспел бежать, того взяли и тащили в участок...»
Я думаю, что игра эта сохранялась так долго не только из-за своего интереса, но и потому, что имела четкие, устоявшиеся правила, проверенные многими поколениями ребятни.
Припоминаю, что впервые я играл в казаков-разбойников, когда мне было лет семь. Было это в Рыбинске, где мы жили недолгое время. А запомнилась мне эта игра потому, что, спасаясь от казаков, я вскарабкался на один из каменных столбов, на которых держались железные ворота ограды нашего дома. И казаки добраться до меня не могли. Но и я залезть-то залез, а слезть не могу! Боязно... Хорошо, что скоро пришел с работы отец и снял меня оттуда. Не буду рассказывать, как мне попало за это, думаю, нечто подобное кое-кто из вас, наверное, испытал на себе.
Ну а потом в Ленинграде мы во дворе тоже часто играли в казаков- разбойников. Но веселее всего было играть, конечно, в деревне. Наверное, потому, что и возникла-то эта игра, по всей вероятности, именно там.
Мы уходили на край села, где между заросших кустами берегов текла маленькая речка. Вот где был простор для разбойников! Но так как казаки и разбойники не сегодня, так завтра менялись местами, то азарт был и у тех, и у других.
В казаки-разбойники могут играть и мальчики и девочки вместе. Если играете на природе, то лучше всего, чтобы вас было не меньше четырнадцати человек, а если во дворе, то можно играть и вдесятером. Это зависит от величины двора и наличия в нем укромных мест для прятанья. А если кому и не хватит места, чтобы спрятаться, не беда — пусть казаки вас видят, да попробуют поймать! Но знайте, что всегда чем больше собе-рется народу, тем игра бывает интереснее!
Затруднение может быть только одно, да и то небольшое: как во время игры отличить казаков от разбойников, то есть своих от чужих? У нас это решалось просто. Вы знаете, до войны мальчишки, особенно в деревнях, часто и летом ходили в каких-нибудь картузах или кепках. У меня тоже была кепка, которую я надевал на рыбалку или в ненастную погоду. Так вот мы и договаривались, что все казаки будут в головных уборах, а разбой-ники — с непокрытой головой. Лишние кепки складывали под кустом. Помню, что при игре все почему-то надевали картузы или кепки задом наперед.
Ну а вы, когда будете играть, можете для отличия повязывать на руки казакам какие-нибудь повязки или носовые платки. Об этом надобно позаботиться заранее.
Правила в этой игре довольно простые.
Сначала договоритесь о том, где вы будете играть и до каких границ можно прятаться. Самые лучшие места для игры те, где есть побольше кустов, деревьев, каких-нибудь оврагов, зарослей высокой травы и других укрытий. А чтобы все не разбрелись неизвестно куда, наметьте самую дальнюю границу, за которую нельзя убегать разбой-никам. Эта граница должна быть четко обозначена — дорога или тропинка, начало леса, речка, овраг, изгородь и тому подобные естественные ориентиры. Вполне достаточно, если место для игры будет в длину около полукилометра, а ширина может быть и меньше.
Затем надо разделиться на две партии, по возможности, поровну. Можно сговориться попарно, и пусть два атамана угадывают себе игроков. Ну а мы, например, делились просто: кто с кем больше дружит. А если в одной партии оказывалось меньше, то они брали себе кого-то из большей партии. Только друзей старались не разбивать. В общем, всегда как-то разбирались с этим делом. Только если вас нечетное число, то лишний игрок всегда должен играть за казаков — им труднее.
А уж какая партия будет казаками, а какая разбойниками, решали по жребию. Наконец судьба каждой из партий определилась.
Разбойники тотчас разбегаются кто куда, мгновенно исчезают из глаз.
А казаки первым делом должны выбрать подходящее место для «темницы», куда потом они будут приводить пойманных разбойников. Ну, например, возле дерева, куста, столба или другого приметного ориентира. Хорошо, если с одной стороны темница будет защищена от нападения забором или стеною. Но конечно, нельзя ее устраивать в каком-нибудь сарае или в подъезде, а тем более в овраге — по крайней мере с трех сторон подходы должны быть удобными и открытыми. Темницу делайте не очень большой, чтобы ее легче было охранять, но и достаточной, чтобы под конец игры в ней могли по-меститься, даже усевшись, все пойманные разбойники. Границы ее надо чем-нибудь обозначить, например, палками или камнями. А лучше всего прочертить линию на земле.
Потом казаки расходятся во все стороны на поиски разбойников. Учтите, что разбойника надо не только найти или увидеть, но еще и догнать, и запятнать.
Как только первый из разбойников попался, поймавший его казак отводит пленного в темницу. Ведет он его, взяв за руку или за рукав, причем пленный разбойник должен идти смирно — вырываться он не имеет права. Иначе будут только рваные рубахи... Ну а я чаще всего брал разбойника за шкирку, то есть за воротник сзади, это как-то надежнее мне казалось. Девочек, конечно, мы водили вежливо, за ручку. Но если казак почему-то сам отпустил разбойника, тот считается свободным и может убегать.
Приведя первого разбойника в темницу, казак остается его сторожить. Туда же приводят и остальных пойманных разбойников, оставляя их под охраной кого-то из казаков.

Главное же правило игры заключается в том, что разбойники могут выручать попавших в беду товарищей. Если, например, кого-то ведут в темницу, то любой разбойник может подбежать и запятнать казака, и казак обязан отпустить пленного, и оба разбойника убегают прятаться снова.
Но и казак, если он расторопный, может ухитриться первым запятнать разбойника, попытавшегося вызволить своего товарища. Если сумеет запятнать, то освобождение не считается, и сам освободитель тоже попадает в плен.
Разбойники могут освобождать своих товарищей даже из темницы. Только для этого им нужно запятнать уже не сторожевого казака, а самого пленного. Но этого еще мало. Сторож имеет право снова запятнать пленника, если тот зазевается и не успеет выбежать из темницы.
Если же казак еще раньше изловчится запятнать разбойника, пришедшего на выручку, то у него одним пленным станет больше. Такая же судьба уготована разбойнику и в том случае, если он, чтобы освободить товарища, сам забежит в темницу. Сторожевой казак зорко следит за этим!
Как видите, роль караульщика очень важна и почетна — если он внимателен и ловок, то может здорово помочь своим товарищам. Ведь как ни говори, а переловить на воле всех разбойников очень непросто.
Игра заканчивается, когда всех переловят и в темницу посадят. А если еще не наигрались, то партии меняются своими названиями.
Вначале я упомянул о двух атаманах, которые угадывали себе один казаков, другой — разбойников. Но на этом их обязанности не кончаются. Атаманы — обычно наиболее опытные из ребят — командуют своими партиями. Особенно важны обязанности казачь-его атамана: в начале игры он направляет казаков на поиски, говорит, кому куда идти поодиночке, а куда целой ватагой, дает советы новичкам, кричит по ходу игры, кому куда бежать — в общем, старается, по своему разумению, помочь казакам одержать верх над разбойниками. Ну и сам, конечно, не только командует, но и ловит.
А разбойничий атаман советует, кому куда прятаться, отправляя подальше слабых игроков. Затем он прячется, как и все, но при случае составляет план и организует вы-ручку разбойников.
Впрочем, назначать атаманов не обязательно, вполне можно играть и без них. У нас иногда одни только казаки выбирали себе атамана.
Вот и все о правилах игры.
Теперь поговорим об игре подробнее, как все происходит на самом деле. Расскажу, как мы играли в деревне, это интереснее.
Сначала про казаков. Первая их задача — выследить разбойников. Но и разбойники не дураки — увидев приближающихся казаков, затаиваются, пропуская казаков мимо, или быстренько отползают в стороны.
Поэтому передвигаться казакам лучше, по возможности, тоже незаметно. Я, например, не бросался сразу вперед, чтобы побыстрее найти разбойника. А спрячусь за кустом или еще за каким укрытием и прислушиваюсь, выглядываю, не шевельнется ли где ветка, не мелькнет ли голова без шапки? Но если уж замечу, где притаился разбойник, то кружным путем стараюсь зайти ему в тыл. Открытые места переползаю, а где можно приблизиться, прячась за кустами, бегу. Вот где, между прочим, вырабатываются качества разведчика, которому нужно взять «языка». Самая лучшая тренировка. Это не так просто, но зато как здорово, когда сзади, бесшумно набрасываешься на разбойника и берешь его в плен!
Казакам следует не пропускать ни одного уголка, где могут укрыться разбойники. Бывает, что вроде бы куст небольшой и просматривается насквозь, а подойдешь вплотную, глянешь — за кустом ямка, а там под ветками разбойник распластался. Поэтому особенно тщательно осматривайте кустарники, заросшие густой травой овражки, копны или стога сена, где можно закопаться или залезть наверх, всякие изгороди и строения. А вот ни в каких посевах прятаться нельзя — они всегда должны быть границей вашего места для игры.
Если среди казаков есть ребята или девочки помладше, то они могут выходить на поимку разбойников по двое. Так же, когда казак не уверен, что догонит убегающего разбойника, надо звать на помощь. Мы орали: «Казаки, ко мне! Вот он! Держи!!!» И ловили разбойника общими силами. А потом кто-то один отводил его в темницу.
Но доставить разбойника в темницу, чтобы у тебя его не отбили по дороге, тоже нелегкое дело. Лучше вести его путем, где проходил сам и где не обнаружил других разбойников. Пусть этот путь будет длиннее, но зато безопаснее.
А если по дороге разбойники тебя все-таки запятнали и пришлось отпустить пленного, то тут же бросайся вдогонку за кем-нибудь из них и попытайся снова запятнать. Преследовать лучше всего, конечно, того, кто не так быстро бегает.
А можно сделать проще. Позвать еще одного казака и вести пленного вдвоем. Тут уж можно идти открыто — вряд ли кто из разбойников рискнет отбивать своего товарища, когда того сопровождают двое.
В самом начале игры казаки обычно идут редкой цепью, обыскивая и окружая ближайшие кусты и другие укрытия. Затем удаляются все дальше и дальше, вылавливая по пути скрывавшихся здесь разбойников. А разбойники, боясь попасться, тоже зачастую отходят, уползают, убегают все дальше и дальше. Поэтому самый большой улов бывает там, вдалеке. Хотя некоторые особо ловкие раз
А теперь поиграем за разбойников.
Сначала, чтобы не возникало неясностей и споров, уточним одно правило: разбойник не имеет права перепятнать поймавшего его казака. Если казак до него дотронулся — всё, ступай с ним в темницу.
Говоря по совести, мне всегда больше нравилось быть разбойником. Когда вы будете в этой роли, то главное, конечно, это надежно спрятаться. Тут полный простор для выдумки и всяких неожиданностей. Бесполезно даже перечислять всякие места, где можно прятаться, расскажу только о некоторых.
Кто умеет хорошо лазать по деревьям, может замаскироваться в ветвях, только не очень высоко, чтобы, если вас обнаружат, вы смогли спрыгнуть и убежать. Впрочем, можно и не убегать. Бывает, что казак походит около дерева, покричит что-то вроде: «Давай спускайся, а то я сейчас залезу!» — да и уйдет со срамом за помощью. Потому что сам лазать или не умеет, или боится. А вот когда подоспеет помощь, тут дело плохо! Кто-то залезет и запятнает. Только не спасайтесь от казака на тонких ветках — лучше пусть отведут в темницу, чем отвезут в больницу.


Если кто еще не лазал по деревьям, расскажу, как это делается. Сначала определите на глаз: а можно ли забраться? Это нетрудно: если до самого нижнего сука вы сможете достать или допрыгнуть и ухватиться за него руками — значит, можно. Встаньте лицом к стволу и уцепитесь за сук руками на расстоянии чуть больше полуметра от ствола. Затем повисните и упритесь согнутыми ногами в ствол. Переступая ногами вверх по стволу, примите наклонное положение, подтянитесь и вскарабкайтесь на сук. Ну а дальше просто. Встаньте на этот сук и хватайтесь за следующий.
Но, по правде говоря, подходящие раскидистые деревья в лесу, даже лиственном, редко попадаются. Ищите их на опушках, у дорог и на других открытых местах. Но уж если встретите, не пропускайте, непременно попробуйте залезть! И даже когда до нижнего сука высоковато, не беда — можно друг друга подсаживать или взбираться на плечи. А слезать будет легче — надо повиснуть на нижнем суку и мягко спрыгнуть, сразу валясь на бок. Хочу предупредить: не цепляйтесь за тонкие и засохшие сучья и не лазайте в ботинках, они скользят по коре. То ли дело босиком, как мы всегда лазали, — гораздо ловчее получается. Но можно и в кедах.
В общем, с деревьев я никогда не падал, а вот...
Думаю, что здесь будет к месту рассказать вам такой случай. На краю села, у околицы, где мы часто играли, стоял пустой сруб. Это неготовая изба, одни только бревенчатые стены с дырами для окон и без крыши. В то лето там никто не работал, поэтому все вокруг заросло большими лопухами и крапивой. Разбойники часто туда залезали прятаться. И я лазил. Однажды казаки окружили сруб, встали у дверей и окон и давай хватать всех, кто там прятался. Как спастись? Взобрался я на стену и стал передвигаться по бревну на четвереньках, намереваясь потом спрыгнуть и убежать. Но кто-то из казаков увидел меня. Он залез, встал на ноги и пошел ко мне. Я тоже встал на ноги. Он побежал, я от него тоже бегом. Вдруг оступился *и полетел вниз. Грохнулся неловко, на спину, да так, что сразу встать не смог, отключился на несколько минут. Ребята испугались, подбежали. Но вскоре я ожил, поднялся и ушел домой. Хорошо, что обошлось без последствий. Так что помните об осторожности!
Толстое дерево или отдельный куст очень подходящи для разбойников, так как, с какой бы стороны ни приближался казак, за ним всегда можно укрыться. А если обнаружат, то и побегать вокруг, пока не надоест, тоже весело! Можно залечь в густой высокой траве и выглядывать оттуда, прикрыв голову и лицо сорванной травой. Это, я вам скажу, самое приятное убежище! Лежишь под теплым солнышком, пахнет всякими цветами и травами, кузнечики стрекочут, и видно, как вдали пробегают казаки, — тебя ищут. Только не забывайте и назад поглядывать, а то подползет кто-нибудь...
Ну а самые быстрые из разбойников вообще могут не прятаться, а просто держаться подальше от казаков. Такие бегуны могут даже выручать товарищей, отвлекая внимание казаков, когда те подходят к чьему-нибудь убежищу.
Разбойники в момент опасности ведут себя по-разному. Многие, увидев приближающихся казаков, заранее выскакивают из убежища и убегают. Другие, у кого нервы покрепче, затаиваются, не дыша и зажмурив глаза, — пронесет или не пронесет? Мне больше нравилось действовать по-другому. Ну, во-первых, спрятаться так, чтобы из убежища был хороший обзор. Маскировался очень тщательно, но ветки старался не ломать, а нагибал их — так естественнее выглядит убежище. Ну и, конечно, не шеве-лился.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.