Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К читателю






Якуб С. К. – Старинные русские игры на свежем воздухе

 

 

 

К читателю

Считалки

Горелки

Жмурки

Пятнашки

Хромая лиса

Прятки

Пустое место

Ворота

Волки и овцы

Кошки-мышки

Каравай

Штандер

Удочка

Казаки-разбойники

Третий лишний

Чижик

Гуси-лебеди

Палочка-выручалочка

Чехарда

Змейка

Лапта

Законы чести

 

К ЧИТАТЕЛЮ

 

А игры не будет, что ж тогда остается?

Л. Н. Толстой «Детство»

 

...через детей последующих поколений детские игры снова повторяются, снова оживляются в памяти живущих поколений и снова молодеют...

Е. А. Покровский

 

Дорогие ребята и все читатели, которые открыли сейчас эту страницу!

Самое мое заветное желание, чтобы эта небольшая книжка, над которой я так долго и с таким увлечением работал, не затерялась в вашей памяти, а оказалась вам нужной и полезной.

Ведь я задумал создать не просто книжку для чтения, которых множество — интересных и талантливых — уже написано, но такую, по которой можно научиться самому веселому и радостному занятию — играм!

Сразу хочу объяснить, почему пишу о старинных русских играх, если родился не в старину, а спустя несколько лет после революции. Все очень просто. Я пишу только о тех играх, в которые сам играл в детстве и которые к тому же упоминались бы в старинных книгах.

Недавно я узнал, что в старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно!

Но мы, конечно, играли только в те игры, которые сохранились в народе до времен моего детства. Сохранились, наверное, потому, что были самыми интересными, самыми увлекательными. О некоторых из них я и рассказываю в этой книжке.

Почему не о всех? Да просто потому, что было у нас несколько таких, о которых и вспоминать не хочется. Ну, например, «пристенок» или «орлянка» — на деньги. Сколько забот и неприятностей возникало, когда проигрывал!.. Так что, сами понимаете, нет никакого резона описывать подобные игры.

Мое довоенное детство прошло в Ленинграде, где я окончил семь классов, а уже перед самой войной — школу ФЗУ при заводе «Электросила». О том времени можно было бы рассказывать очень много, но я ограничусь только тем, что так или иначе относится к делу.

Не припомню в детстве такой поры, ни зимой, ни летом, когда бы я скучал или не знал, чем заняться. И даже затрудняюсь сейчас сказать, что я любил больше — читать книжки, что-нибудь мастерить или наши летние игры? Но что могу сказать точно — игры нам никогда не надоедали. Для ребят моего поколения жизнь была немыслима без этих воль-ных и увлекательных игр. Играли на переменках и после школы, в выходные дни и на каникулах.

Сколько было веселья и азарта! Сколько радости от побед и сколько огорчения при неудачах, когда чуть не со слезами говоришь себе: в следующий раз уж обязательно не проиграю!.. А сколько ловкости и умения надо было проявить, чтобы хоть иногда побеждать в таких играх, как чижик или лапта! Поэтому, когда я вспоминаю свое детство, то одно из самых прекрасных и живых впечатлений тех лет — это наши игры.

Большинство из этих игр сейчас позабыты, и вы в них уже не играете. Правда, как и сто лет назад, девочки все еще скачут через скакалку или играют в классики, прыгая на одной ножке. Но мальчики сегодня играют уже в новые игры — летом в футбол, а зимой — в хоккей.

Вам сейчас это трудно представить, но в мое время хоккея вообще не было, а в футбол мы играли редко, потому что не в каждом дворе у кого- то был футбольный мяч да и играть особенно было негде — на улице нельзя, а во дворах — кругом окна.

Но зато других игр у нас был такой выбор, что вам и не приснится!

Сейчас почему-то мальчики и девочки обычно играют в разные игры, а в наше время, за исключением, пожалуй, только лапты да чехарды, все игры были общими, и мы с удовольствием принимали в игру девчонок — с ними было больше шума, визга и суматохи и вообще веселее.

На летние каникулы, как и большинство ребят, я уезжал в пионерлагерь или в деревню, к бабушке и дедушке.

В деревне играть было даже лучше, чем во дворе нашего дома. Больше простора, а под ногами теплая земля или трава, где так здорово бегать босиком! Все лето босиком: и по лужам в дождь, и в лес за малиной, и на рыбалку. Правда, мне, городскому, ходить босиком по свежескошенному лугу поначалу было неловко — толстые травяные пеньки больно кололись. Поэтому, на смех деревенским ребятам, приходилось идти этаким скользящим, «индейским» шагом, пригибая траву подошвой. Но это неудобство вскоре проходило, трава подрастала, и я уже не отставал от ребят. Ну а к середине лета подошвы и пятки так загрубевали, что никакая стерня была нипочем.

Может быть, поэтому и я, и мои товарищи в детстве очень редко болели.

Но это еще что! Вот свидетельство одного иностранца, который жил в Москве в 1670—1672 годах: «Дети трех-четырех лет от роду, зачастую, в жесточайшие даже морозы, ходят босые, еле прикрытые полотяною одеждою и играют во дворе, бегая взапуски». А другой иностранец, Олеарий, путешествовавший по Московии в 1634 году, пишет: «В Нарве я с удивлением видел, как русские и финские мальчики лет 8-ми, 9-ти или 10-ти, в тонких простых холщевых кафтанах, босоногие, точно гуси, с полчаса ходили и стояли на снегу, как будто не замечая нестерпимаго мороза». Между прочим, некоторые врачи и сейчас советуют здоровым детям бегать босиком по снегу. Как в старину... Но уж, во всяком случае, побегать босиком летом (и даже пошлепать по лужам, чтобы брызги летели!) не только полезно, но и очень приятно — по себе знаю.

В большинство русских народных игр играют на свежем воздухе. Игры эти очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений! Поэтому они отлично закаляют тело и душу. Приучают гордо и незаметно для чужих глаз переносить боль не только от рискованных падений и ушибов, но даже от воткнувшихся в босую пятку стекол или гвоздей. На нас все заживало быстро, как на дворняжках. Послюнявишь обтертый о штаны листок подорожника, прилепишь на царапину — кровь перестает течь; похромаешь день-два — и снова можно бегать. А на синяки вообще никто не обращал внимания.

Такие игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели, то есть для становления характера человека. И я уверен, что та беззаветная отвага и способность преодолевать огромные трудности и опасности, которые проявили бывшие мальчишки в боях Великой Отечественной войны, во многом от крепкой физической и душевной закалки, полученной в детстве.

Я тоже, как и все мои сверстники, был на фронте. Воевал в пехоте простым солдатом. Война мне тогда казалась бесконечной, а мирная довоенная жизнь — дом, школа, друзья с нашего двора — каким-то чудесным далеким сном!

А вот сейчас, спустя почти полвека, они для меня как-то сблизились — детство и война. И не только по времени, но и по ощущению напряженности жизни, чистоте и ясности цели.

На Первое мая до войны мы тоже шагали вместе с веселыми колоннами демонстрантов и пели: «Широка страна моя родная...», «Тачанку», «Утро красит нежным светом стены древнего Кремля...».

Мы знали слова от начала до конца.

А когда после всех радостей жизни вдруг грянула война, у всех было одно стремление — на фронт!

Но только на фронте я понял, что такое настоящая война. Это ведь не только бои и атаки, которые показывают в кино. Гораздо больше времени у солдата занимал тяжелейший, повседневный труд. Это бесконечное рытье окопов, долгие, изматывающие пешие переходы, вечное желание спать или утолить зверский аппетит. Неудивительно, что мы с нетерпением ждали боев. И того главного, ради чего мы на фронте, — самим уничтожать захватчиков!

Я, как и все, знал, что в бою могут и ранить, и совсем убить. Но все равно бой — это азарт, это опасность, это жажда победы над врагом. Сколько нужно душевных сил, опыта и умения, чтобы под вражеским огнем достигнуть невредимым указанного рубежа! И я считаю, что нам тогда очень пригодились и прятки, и казаки-разбойники, и лапта, и палочка-выручалочка.

Но война была долгая, и не всегда все получалось удачно...

По своей фронтовой специальности я был минометчиком, поэтому, кроме винтовки и другого солдатского снаряжения, мне приходилось таскать еще и пудовый ствол миномета. Сколько я отшагал с ним и в жару, и в холод, по летним тропинкам и по непролазной грязи!

Сейчас вот вспоминаю, и самому трудно уже представить, что даже спать нам приходилось всегда одетыми, потому что жили мы чаще всего посреди поля, в окопах. А во время переходов, когда останавливались на пятнадцатиминутный привал, мгновенно засыпали, сдвинув «сидор» (солдатский вещмешок) со спины под голову. Спали под дождем и даже на снегу. И ничего, не болели. Только после ранения солдат мог поспать раздетым и на чистой постели. А мы от этого так уже отвыкали, что поначалу казалось неудобным. В одном из боев я был тяжело ранен, почти убит, как потом говорили мне врачи. Но тогда я не знал этого. Командир расчета меня наскоро перевязал, и я, собравшись с силами, пополз назад, к своим, за помощью... А когда решил немного переждать в глубокой воронке от снаряда, туда скатился и раненный в плечо мой командир, который меня перевязывал. Если он жив, наверное, помнит 26 августа 1943 года...

А в окопах, из которых мы совсем недавно выскочили и потащили вперед свои минометы, все было уже по-другому. Среди накиданных окровавленных бинтов в поте лица работали санитары, спасая наши молодые жизни. Кого приносили, кто мог, приходил сам, а кто уже сидел на земле, ожидая помощи. И больно было, и вдруг стало страшно от того, что ранен, но мало кто стонал — крепились ребята!.. Наконец дошла очередь до меня. Сделали настоящую перевязку, положили на повозку рядом с незнакомым бойцом, раненным в живот, и повезли. Тут я впервые увидел, как слева, около леска, заиграли «катюши», и черные палочки полетели в сторону немцев. И там поднялась сплошная черносерая стена.

Потом несколько госпиталей; и последний в моей фронтовой жизни — в Курске, где я был признан негодным к воинской службе и демобилизован.

А было мне тогда всего девятнадцать лет.

Но многие, очень многие мальчишки не вернулись с войны. Я где-то читал, что всего трое из ста ребят моего возраста остались в живых. Кто знает, может быть, это тоже одна из причин того, что после войны стали забываться старые русские игры. А может, и потому, что жизнь в тылу в годы войны, да и в первые послевоенные годы, была трудна, наполнена недетскими заботами. «Все для фронта, все для победы!», скудные нормы продуктовых карточек, постоянное чувство голода, а порой и уроки на пустой желудок, тревога за отцов и братьев, похоронки... В общем, было не до игр. Только малыши-несмышленыши во что-то простенькое играли. А ребятам постарше было не до чижика и лапты. Вот и образовался промежуток лет в десять, выросло военное поколение ребят, почти не знавших, позабывших не по своей воле игры, и многовековая традиция разорвалась. Правда, и после войны кое-где еще помнили о старых играх, но потом и этот слабый фитилек угас...

Вот почему я хочу рассказать о некоторых играх довоенных ребят, сами они уже не расскажут. И вот почему считаю своим долгом написать эту книжку.

И что мне кажется самым главным в моей задаче — не только рассказать, но и объяснить как можно подробнее правила этих игр, описать всякие хитрости, приемы и уловки, чтобы вы смогли хорошо научиться играть в них. Кроме того, я расскажу, как самим сделать нужные для некоторых из этих игр приспособления, которые нельзя купить в ма-газине.

Со времени моего детства прошло уже полвека, а за эти годы кое-какие подробности стерлись в памяти, поэтому мне приходилось иногда расспрашивать моих сверстников, а порой и заглядывать в старинные книжки, чтобы как можно лучше вспомнить наши игры и ни в чем не ошибиться.

Некоторые из описываемых игр вам будут знакомы, в таком случае вы сможете проверить, верно ли вы играете в них.

Правила этих игр складывались и проверялись многими десятилетиями, даже веками, в их создании принимали участие многие поколения ребят, жившие на нашей земле. И это очень мудрые правила. Поэтому изменять их, усложнять, а тем более облегчать, я думаю, не следует, чтобы не потерять какого-то секрета увлекательности этих игр.

Хорошие игры есть у многих народов, а некоторые вообще очень похожи, например жмурки. Я пишу о русских только потому, что знаю их, но, конечно, играть в эти игры могут ребята всех национальностей.

В книжке вы найдете игры самые разные. В одни можно играть даже в детском саду, а другие под силу только ребятам лет с двенадцати. Большинство игр — общие и для мальчиков, м для девочек, а некоторые годятся только для мальчишек. Так что для каждого из вас найдутся игры и по возрасту, и по «интересности».

Позволю себе дать вам один совет. Прочитайте всю книжку до конца — она не так уж велика. Чтобы почувствовать тепло и радость этих игр, удивиться их разнообразию. А еще потому, что кое-что может быть непонятно, если вы не прочли предыдущих страниц.

Признаюсь вам, ребята, что книжек я раньше никогда не писал. И сомневался: не поздно ли начинать? Но очень уж мне хотелось рассказать о старых играх! Не то, пожалуй, они совсем позабудутся, а это было бы невосполнимой потерей для теперешней и будущей детворы.

Итак, в добрый путь через многие десятилетия, а может, и века — назад, в страну детства ваших прабабушек и прадедушек!..

Ну, а начать, я думаю, мне надо с того, с чего начинается почти каждая игра, — со считалок.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.