Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СЧИТАЛКИ 3 страница






Если стоишь в круге, то самый напряженный момент — это когда водящий проходит за твоей спиной. Тут уж надо быть начеку. Ведь если он хлопнет тебя, то в тот же миг по-бежит. Поэтому и тебе надо быть наготове, чтобы мгновенно сорваться с места...
Но вот он прошел, и сразу становится легче — на этот раз пронесло!
А если приходится водить, то иногда случается так, что несколько раз подряд остаешься без места, устанешь, а добежать первым все никак не удается! Тогда спасает звонок на урок.
А вообще-то советую вам сначала вызывать быстрых игроков, потому что победить их интереснее, а на всякий случай иметь в запасе игроков послабее или помладше. Когда устанете, тогда уж вызывайте тех, кого легче перегнать.
Между прочим, девочки иногда бегают быстрее мальчиков.
Желаю удачи!

ВОРОТА

Думается, мало кто из нынешних ребят слыхал об этой игре. А между тем это очень старая и весьма любопытная игра. В нее часто играли в прошлом веке да и во времена моего детства еще помнили и любили ее.
Чем привлекательна эта игра, вы увидите дальше, а пока скажу, что играть в нее можно мальчикам и девочкам разного возраста и в любом месте. И число участников не ограничивается, лишь бы вас было не меньше двенадцати человек. Считаться не нужно.
Сначала выберите двух ребят покрепче и повыше ростом, которые будут изображать из себя «ворота». Они отходят в сторонку и тайно от всех сговариваются, кто как будет называться. Мы чаще всего брали себе названия цветов или деревьев, например, «василек» и «ромашка» или «сосна» и «елка». А иногда и что-нибудь другое придумыва-ли — «день» или «ночь», «яблоко» или «груша», «солнце» или «луна» (и почему-то часто брали «луна» или «месяц», как будто это не одно и то же!). Но главное — чтобы названия были красивые и приятные на слух. Называться «крапивой», «лопухом» или какой-нибудь «редькой» не советую — наверняка проиграете.
Потом они должны еще условиться, за кем из них будет «рай», а за кем «ад». Здесь необходимо некоторое пояснение. Раньше ведь люди верили, что на небе находится рай и там живут ангелы, а под землей — в аду — черти обитают. Все, наверное, читали «Сказку о попе и о работнике его Балде», помните, как там черти описываются? И про ангелов тоже и Пушкин, и Лермонтов упоминают. Что поделаешь, «Ворота» — игра старинная, и придется вам поиграть и за ангелов, и за чертей.
Ну, а пока идет эта сговорка, остальные ребята становятся друг за дружкой гуськом и каждый кладет свои руки на плечи стоящего перед ним. Постарайтесь при этом встать приблизительно по росту, чтобы маленькому не пришлось класть руки на плечи большого. Значит, первым в цепочке будет самый младший. Он называется «маткой», потому что будет водить всех остальных. А если все ребята примерно одинакового роста, то впереди становятся девочки, а позади — мальчики. Почему так, вы поймете из дальнейшего описания игры.
Затем надо сделать «ворота». Те двое становятся лицом к лицу на расстоянии шага и берутся за руки.
Игра начинается, но ворота пока заперты. Как их отпереть? А вот как.
Матка подводит цепочку к воротам, останавливается и говорит:

Просим вас,
Пустите нас
Через ворота!

«Ворота» хором спрашивают:

Что дадите?
Матка предлагает:
Последнего хотите?

«Ворота» милостиво соглашаются:

Ну, идите...

И поднимают руки, открывая ворота.
Руки надо поднимать повыше и, конечно, не расцепляя их.
Матка проходит в ворота первой и ведет за собой всю вереницу. Ворота честно всех пропускают, но когда проходит последний, опускают руки так, чтобы он оказался между их руками. Вереница уходит вперед, а пойманного «ворота» потихоньку спрашивают: «К клену или к березе?» Отвечать надо тоже тихо, чтобы в цепочке не услышали.

После того как выбор сделан, пойманному говорят, кто это дерево, выпускают из кольца рук, и он становится сзади «клена» или «березы». Очень бывает приятно, когда угадаешь и попадешь к тому, к кому хотелось!
А цепочка в это время не останавливаясь делает круг, и матка, увидев, что пойманный уже встал на место, снова ведет всех к воротам. Говорятся те же слова, и еще один последний из вереницы убавляется.
Так цепочка и ходит через ворота, с каждым разом становясь все короче и короче. Но зато по одну и по другую сторону ворот ребят все прибавляется. Наконец матка одна подходит к воротам и, выбрав себе дерево, отправляется направо или налево...
Вот тут «ворота» и объявляют, кто из них был раем, а кто — адом. Ну и, соответственно, кто из играющих попал в ангелы, а кто в черти!
Дальше начинается самая веселая часть игры.
Так как черти и ангелы терпеть друг друга не могут, между ними должна произойти борьба.
А борьба вот какая: кто кого перетянет (по-нашему — «перетяну шки»).
Для этого «ворота» проводят между собой по земле черту и крепко берутся за руки. А все остальные обитатели рая и ада прицепляются за своими предводителями, причем каждый охватывает стоящего перед ним за талию. Как только встали, «ворота» командуют: «Давай!» И начинается перетягивание. Перетягиваться надо до тех пор, пока одна партия не перетянет всех других за черту. А когда все черти попадут в рай или всех ангелов черти утащат в ад, игра заканчивается.
Теперь несколько необходимых добавлений.
Как вы уже заметили, сначала отделяются и становятся за воротами ребята из хвоста цепочки, то есть самые большие, а под конец — маленькие. В таком порядке и надо сцепляться для перетягивания. И это очень правильно, ибо если сцепиться как попало, то впереди может оказаться слабый игрок, руки у него при перетягивании не выдержат, расцепятся, и все, кто был сзади, повалятся на землю. Поэтому и надо, чтобы за ворота ухватился самый сильный из мальчиков, за ним послабее, а последней была самая маленькая девочка.
Помните «Репку»? «Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут...»
Мудрая сказка, ведь только так и можно было вытащить репку!
Впрочем, еще Пушкин написал:

Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.

Далее. Когда с одной стороны набирается гораздо больше ребят, чем с другой, то торжествующие вопли победителей раздаются очень скоро. А вот если силы окажутся примерно равными, борьба идет не на шутку! Все кричат, тащат изо всех сил, то туда на шаг сдвинется вся орава, то в другую сторону подастся. Предводители подбадривают, упрашивают: «Тащите же, черти!» или «Давай, давай, ангелы! Наша берет! Ура-а-а!..»

При такой упорной борьбе главное — крепко держаться. Самые большие усилия приходится выдерживать «воротам», поэтому они должны руки сцеплять «в замок», то есть схватить своими ладонями запястья другого, причем руки у них будут крест-накрест, так удобнее. А всем остальным надо переплести свои пальцы на животе у предыдущего, крепче будет. Тем более, что если хоть один из игроков не устоит на ногах и упадет, вся его партия считается проигравшей.
Если захотите сыграть еще раз, то новые «ворота» вам выбирать уже не надо — ими становятся двое самых больших ребят из райских обитателей, независимо от того, выиграли они или проиграли. Понятно, что новые «ворота» всегда должны менять свои названия.
А вот что мне удалось разузнать из истории этой игры. Оказывается, давным-давно она заканчивалась совсем по-другому: сразу выигрывали те, кто попадал в рай. Даже возможность победы чертей не допускалась. Поэтому никакого перетягивания не было, а просто райские жители разгоняли бедных чертей пинками. И только в начале нашего века крестьянские ребятишки догадались уравнять их в правах, и видите, насколько интереснее стала игра.
Вот и все. Попробуйте поиграть, и, уверяю, что шуму, крику и веселья вам будет достаточно, даже слишком!

ВОЛКИ И ОВЦЫ

Хотя этой игре больше ста лет, но и сейчас в нее кое-где играют. Уж очень она интересна!
Самое подходящее место для игры — полянка с кустами или опушка леса, чтобы волк мог отойти от овец и незаметно спрятаться в кустах или за деревом.
В начале игры волк определяется при помощи считалки. А все, кто вышли раньше его, называются овцами.
Овцы отворачиваются, а волк уходит прятаться. Как только волк спрячется, он должен крикнуть: «Пора!» После этого овцы осторожно идут его искать. Та овца, которая первой заметит волка, кричит в страхе: «Волк!», и все овцы бросаются врассыпную, подальше от волка. Ну, а волку надо поймать какую-нибудь зазевавшуюся овцу. Если это ему удается, пойманная овца становится волком, а волк превращается в овцу, и игра начинается сначала. А если волк бегал, бегал, да так никого и не поймал, придется ему опять идти прятаться и пытаться поймать овцу.
Иногда в игре может случиться, что волку все время не везет и никак ему не удается никого поймать. Тогда после двух неудач волк считается проигравшим и его надо сме-нить — снова посчитаться и выбрать нового волка. И вообще старайтесь, чтобы все играющие побывали «в волчьей шкуре».
Теперь некоторые советы волку, так как ему в игре приходится труднее всех. Волк должен спрятаться как можно лучше. И кричать «пора!» нужно в сторону, прикрыв рот с одного бока ладошкой, чтобы не так легко было угадать, где сидит волк. А еще лучше сначала крикнуть, а потом уже бежать к намеченному укрытию, и там притаиться. Тогда ему удастся подпустить какую-нибудь овцу поближе.
Но овца может пройти и мимо, не заметив волка. Тут уж волк решает, когда и на какую овцу ему броситься, чтобы наверняка поймать. Особенно пугаются девчонки, когда перед ними неожиданно выскакивает волк. Да и сам я, помню, побаивался волка. Идешь, и кажется, что вот-вот на тебя нападет взаправдашний волк!
В этой игре надо, чтобы играющие были примерно одного возраста, ну год-два разницы, не больше.
Хотя иногда и маленький волк может поймать большую овцу. Это в пятнашках маленькому трудно догнать большого, а здесь ведь игра другая. Если волку удастся спрятаться получше, то он, пропустив овцу, может тут же подкрасться сзади и запросто схватить. Только для этого надо уметь подбегать по-волчьи — бесшумно, на цыпочках.

КОШКИ-МЫШКИ

Эта старинная русская игра была настолько известной, что даже название ее вошло в поговорку «Играть в кошки-мышки», что значит: хитрить друг с другом, притворно поддаваться, лукавить.
Ну а мы с вами давайте поиграем по-настоящему.
Когда соберется человек десять мальчиков и девочек, уже можно начинать игру в кошки-мышки. А самое большее количество игроков — человек 25—30.
Перво-наперво выберем главных героев нашей игры — кошку и мышку. Для этого посчитаемся. Когда останутся двое последних, они считаются между собой, и тот, кто выйдет, будет мышкой, а кто останется — кошкой.
Все вышедшие ранее игроки становятся в кружок, на расстоянии примерно шага др> г от друга, и берутся за руки, образуя между собою ворота. Обычно эти ворота закрыты, то есть руки игроков опущены. Мышка залезает внутрь круга, а кошка остается снаружи.
Теперь кошка должна поймать мышку. Но прежде, чем поймать, ей надо каким-то образом проникнуть в круг. А это совсем непросто, потому что задача игроков, образующих круг, в том и состоит, чтобы оберегать мышку от кошки.
Поэтому кошка и ходит, жалобно мяукая, вокруг круга, выискивая, где бы ей проскочить внутрь. При этом кошке разрешается прорывать цепь игроков, подныривать под сцепленные руки или даже перепрыгивать через них. Игроки же стараются не пускать кошку к мышке, заботясь о том, чтобы ворота перед нею всегда были закрытыми. Только плечами сдвигаться перед кошкой нельзя.
Но вот, наконец, кошке удалось попасть внутрь круга, она бросается к мышке, но... ее уже и след простыл! Игроки, в том месте, где только что была мышка, успели отворить ей ворота, то есть подняли руки, выпустили мышку наружу и тут же опять опустили руки. Ворота перед кошкой закрылись.
Теперь кошке надо ловить мышку снаружи, то есть опять преодолевать дружную цепь игроков. А когда кошка выскочит из круга, ближайшие к мышке игроки вновь поднимают руки, пропуская ее внутрь.
Казалось бы, при таких удобных для мышки правилах эта беготня может продолжаться до бесконечности, и кошке мышку поймать никак невозможно. Но в игре это случается очень редко, и, в конце концов, кошка все-таки настигает мышку.
Как это ей удается? Сейчас постараюсь объяснить.
Так же, как и настоящей кошке, для этого нужны хитрость, ловкость и быстрота. Ну, например, как лучше преодолеть цепь игроков?


Во-первых, старайтесь прорывать цепь неожиданно, чтобы игроки и не подозревали, что вы собираетесь именно здесь прорваться. Тогда они не будут особенно крепко держаться за руки.
Во-вторых, можно применить такую уловку: быстро нагнитесь, делая вид, что вы здесь хотите поднырнуть под руки, а когда игроки опустят руки или даже присядут — мгновенно перепрыгивайте через опущенные руки. Можно несколько раз резко нагибаться и выпрямляться, заставляя игроков то опускать, то поднимать руки, пока они вконец не запутаются. И в какой-то раз, только обозначив движение вверх (при этом они тотчас же поднимут руки), проскакивайте под руками. Иногда, заметив широкий просвет между игроками (а значит, руки у них натянуты довольно высоко), можно на бегу, с ходу, «рыбкой» нырнуть внутрь круга.
При этом кошке надо помнить, что если в каком-то месте ей с первой попытки не удалось силой прорваться через круг, то она обязана отойти и попытать счастья в другом месте. Если и там не удалось, идите дальше. Кошке лучше всего не возвращаться к месту неудачи, а искать более слабые места.
Но вам, конечно, понятно, что надо стараться проникать через круг поближе к тому месту, где сейчас находится мышка.
И чтобы закончить разговор о кошке, скажу, что кошки бывают разные. Одни неторопливо ходят вокруг или внутри круга, другие, наоборот, бегают, а третьи вообще скачут, показывая когти и пугая бедную мышку. Иные все это проделывают молча, а кто умеет, мяукает истошным голосом и фырчит по-кошачьи. Некоторые девочки этого почему-то боятся и в панике попадаются в лапы кошке. (Признаюсь вам, что я еще с тех пор умею так мяукать и страшно фырчать.) Иногда кошка, к смеху всех играющих, нарочно начинает бросаться то туда, то сюда и этим так собьет с толку мышку, что та, в конце концов не зная, куда же ей бежать, сама налетает на кошку!

Но мышке играть все-таки проще. Ей надо только не выпускать кошку из виду и все время держаться подальше от нее.
Так как в роли мышки может оказаться любой игрок, то очень часто мышка бывает побыстрее и половчее кошки. Тогда она может и сама поиграть с кошкой, и подразнить ее, прикидываясь неловкой или испуганной. Она может даже побегать от кошки вокруг всего круга, в самый последний момент увертываясь от кошачьих лап или неожиданно забегая внутрь круга.
А некоторые особо вредные мыши успевают еще и подразнить кошку— показывают ей «нос». Для этого надо приставить к своему настоящему носу большой палец, а остальные растопырить и шевелить ими. Или еще чуднее — зацепить за мизинец этого второго «но-са» большой палец другой руки, получится еще более потешный «нос»! Понятно, что так дразнить кошку можно, только если мышка находится внутри круга, а кошка снаружи, или наоборот. Но и тут это делать рискованно. Ребята начинают смеяться чуть не до слез, забывают о кошке, и той легче проникнуть через круг и сцапать мышку.
Если вам попадется такая мышь, то гоняйте ее до тех пор, пока она так устанет, что допустит какую-нибудь ошибку. Но и самому, конечно, побегать придется. И еще — все время подстерегайте момент, когда игроки чуть запоздают поднять руки, чтобы сделать ворота для мышки. Тут поймать ее будет легче.
А всем, кто стоит в круге, нужно быть внимательными, не зевать, когда надо спасать мышку, и не поддаваться хитростям кошки.
В общем, кем бы вы ни были — кошкой, мышкой или просто стояли в круге, — в этой игре никому скучать не придется.
Но вот наконец кошка изловила мышку, и они обе могут встать в круг и отдохнуть.
Но игра на этом не кончается. Нужно выбрать новых кошку и мышку. Если играющих не очень много, то лучше снова посчитаться, причем те, кто уже был кошкой или мышкой, в считалке не участвуют. А если играют человек пятнадцать или еще больше, то каждый раз считаться будет очень долго. Поэтому здесь кошка сама назначает другую кошку, а мышка — другую мышку. Тех, кто уже был кошкой или мышкой, назначать нельзя, потому что всем хочется поиграть.
Как я упомянул вначале, изредка случается так, что кошка не может поймать мышку, — слишком неравны их силы. Если игроки видят, что мышка и особенно кошка очень устали, а толку от их беготни не предвидится, они разрешают кошке пробегать через круг в тех же местах, где только что пробежала мышка, то есть руки перед кошкой не опускают. А если и так кошка не может поймать мышку, раз решают им встать в круг, но с условием, чтобы они перед этим сами йыбрали новых кошку и мышку.
Игра кончается, когда все по одному разу побывают кошкой или мышкой. А если вас мало и поэтому игра быстро кончилась, то можно начать сначала. Только теперь пусть кошки побудут мышками.
Теперь несколько слов о том, как играли в кошки-мышки лет полтораста назад. Во-первых, тогда этой игрой забавлялись и взрослые; а во-вторых, круг не стоял на месте, а быстро кружился. И будто бы кошке было легче проникнуть через вертящийся круг. Не знаю. Так играть мне не приходилось. Может, вы попробуете?

КАРАВАЙ

С незапамятных времен на Руси очень любили водить хороводы. Хороводы были всякие, и в каждой местности свои. Они сопровождались песнями, причем песни тоже были везде свои и на самые разнообразные темы. Что такое хоровод в XVI или XVII веках? Все становились в круг, а дальше, по словам старинной книжки, «...притопывали, вертелись, расходились и сходились, хлопали в ладоши, выворачивали спину, подпирались руками в бока, махали вокруг головы вышитым золотом платком, двигали в разные стороны головою, подмигивали бровями — под звуки инструмента какого-нибудь скомороха».
Мне подобных хороводов, даже в детстве, видеть не приходилось. Но какой-то отзвук старинных хороводов, посвященных, по-видимому, первому хлебу из нового урожая, а может быть, и игравшимся в это время свадьбам, сохранился в игре-песенке под названием «Каравай».
Я играл в каравай класса до второго, а потом уже считал этот каравай несолидным для себя. Но вообще-то играть в каравай можно ребятам разного возраста и даже взрослым вместе с малышами. Игра эта, пожалуй, самая незамысловатая из всех, которые я здесь описываю. Даже считаться не нужно.
Просто сначала кого-нибудь ставят посередине, причем обычно начинают с самого маленького, а еще лучше — у кого сегодня день рождения. Все остальные становятся вокруг и берутся за руки. Потом идут хороводом по кругу и запевают: «Как на Сашины именины испекли мы каравай...» (называть надо имя того, кто стоит посередке). После этого останавливаются и поют: «Вот такой вышины!» На слове «такой» все, продолжая держаться за руки, поднимают их как можно выше и даже привстают на цыпочки. Потом поют: «Вот такой нижины!» — опускают руки и приседают на корточки. Затем все встают и опять поют: «Вот такой ширины!», расширяя круг как можно больше, но не расцепляя рук. Потом со словами: «Вот такой ужины!» — все опускают руки и идут к Саше до тех пор, пока совсем не стиснется круг.
Ну а напоследок, опять расширяя до первоначальной ширины круг, надо спеть: «Каравай, каравай, кого любишь — выбирай!»
Саша подходит к тому, кого он любит, поклонившись, берет за руку и выводит на середину. А сам занимает его место в круге. Хоровод вместе с Сашей начинает снова петь песенку и ходить вокруг Кати. Так может повторяться много раз.
Правило здесь только одно. Катя не может опять выбирать Сашу, а должна выбрать кого-нибудь другого. И вообще выбирать одного больше двух раз за всю игру не следует. Иначе многие мальчики могут выбирать одну девочку, и наоборот. А заканчивается игра после того, как все ребята побывают «именинниками».
Водить каравай лучше всего на улице, причем даже в холодную погоду, так как бегать и скакать не надо и пальтишки нам не помешают. Но можно и в любом помещении, где достаточно места.
Под конец скажу о главном, что всегда придавало особую красоту и величавость русским хороводным играм, а поэтому в полной мере относится и к нашему маленькому забавному хороводу. Идти по кругу, сходиться, расходиться и делать все движения надо плавно, неторопливо, в такт песенке. Вот и все.

ШТАНДЕР

Это была одна из любимых довоенных игр ленинградских ребят, да и не только ленинградских, думаю. Игра эта очень старая, в нее играли еще в прошлом веке.
Все, что нужно для игры, — это небольшой резиновый мячик, можно теннисный. А если его нет, можете на скорую руку смастерить тряпочный, тоже сойдет. В конце описания игры я расскажу вам, как его сделать.
Играть в штандер нужно на улице, под открытым небом, или в большом спортивном зале; количество играющих — не меньше шести, но и не больше двадцати человек. Играют мальчики и девочки вместе, возраст не имеет значения. Но если ребята еще плохо знают друг друга, то перед игрой надо рассчитаться по номерам и запомнить их.
Все играющие становятся в круг на расстоянии шага, а кто-то один берет мячик и становится в середину, которую надо как-нибудь обозначить, ну, например, положить камушек. Затем он бросает мяч высоко вверх и громко называет имя или номер кого-то из игроков, который тотчас выбегает в центр, чтобы поймать мяч. А бросавший бежит на его место. Бросать надо повыше и точно вверх, чтобы мячик падал в пределах круга игроков. Если он упадет за кругом, придется перебросить снова.
Вот написал эти слова, и вспомнилось что-то похожее и очень далекое... Бывало, выйдешь на улицу с конфетами, чтобы угостить ребят, и видишь, что на всех не хватит. Тогда соберешь потихоньку в кармане конфеты в горсть, неожиданно кинешь их вверх и крикнешь: «На шара!» Кому досталось, кому нет — всем весело и никому не обидно.
Но вернемся к игре.
Тот, кого назвали, должен постараться поймать брошенный мячик. Если поймает — хорошо, значит, ему не придется водить, и он имеет право встать в центр и снова под-бросить мячик кверху, опять называя имя того, кто должен этот мячик ловить. Так может продолжаться несколько раз, пока кто-то из выкликнутых не оплошает.
А когда поймать мячик не удалось и он упал на землю, то все игроки бросаются врассыпную, а ловивший старается как можно быстрее схватить мячик с земли, прибежать с ним в центр и тут же крикнуть: «Штандер!» После этого все убегавшие игроки обязаны сразу же остановиться.
Теперь водящему нужно постараться попасть в кого-нибудь мячом. Если попадет, то все опять разбегаются подальше от того, в кого попал мячик, а тот, подняв его с земли, сам кричит «Штандер!» и бросает мячик в ближайшего игрока. Впрочем, совсем не обяза-тельно бросать в ближайшего, бросайте, в кого хотите, просто в ближайшего легче попасть.
Так игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не промажет. За это ему полагается одно штрафное очко, и он должен сбегать за мячом и начать игру сначала, с центра, как говорят в футболе. Все становятся опять в кружок, а он подбрасывает мячик и выкликает очередное имя.
Каждый, кто за игру промахнулся три раза и тем самым получил три штрафных очка, должен подбросить мячик в последний раз и выйти из игры. А остальные продолжают играть.
Игра идет навылет, то есть до тех пор, пока останутся последние четыре игрока. Они и считаются выигравшими. Вчетвером или втроем играть уже трудно и не так интересно.
Но когда в игре с самого начала участвуют меньше десяти человек, то можно играть до четырех или даже до пяти штрафных очков, чтобы игра не кончилась слишком быстро. Это вы решайте сами, учитывая количество играющих и то время, которым вы располагаете.
Это я написал о порядке игры вкратце, чтобы вам была понятна ее суть. А теперь расскажу подробнее о правилах и некоторых хитростях этой игры.
Правила здесь такие.
Первое. Выкликать чье-то имя следует до того, как мячик брошен в воздух. Но, конечно, и задолго до броска не следует его называть, чтобы все не разбежались раньше времени. Поэтому лучше всего это делать в самый момент взмаха рукой с мячом.
Второе. Кричать «Штандер!» можно только после того, как мячик поднят с земли и игрок с ним встал в центре. А чтобы игроки не успели разбежаться далеко, надо быть по-проворнее и постараться схватить мячик сразу, как только он подпрыгнул от земли и не успел далеко укатиться. Но после того как водящий скомандовал «штандер!», он и сам не имеет права сдвигаться с места. Он может только поворачиваться в разные стороны, выбирая, кого ему лучше запятнать мячом.
Третье правило. Услышав «Штандер!», все, кто убегал, должны немедленно замереть на месте и так стоять до тех пор, пока брошенный мячик не попадет в кого-нибудь (тогда все остальные разбегаются) или не случится промах, после чего всем надо идти в центр. Но если кто-то после команды не удержался и пробежал еще несколько шагов, то он должен без споров возвратиться на то место, где его застала команда.
Четвертое. Игрок, который видит, что его собираются запятнать, имеет право всячески увертываться от летящего мячика — нагибаться, приседать и даже подпрыгивать, только сходить со своего места ему нельзя. Еще одно, что ему дозволяется, — это повернуться боком или спиной к бросающему мячик, но тут будет труднее уследить за отскочившим мячом и понадобится лишнее время, чтобы его поднять.

Но высшим классом игры у нас считалось, когда игрок вместо того, чтобы увертываться, бесстрашно сам ловит мячик, а затем кричит «штандер!» и тут же пятнает кого-нибудь. Хочу вас предупредить, что это следует пытаться делать только тогда, когда водящий пятнает вас с не очень близкого расстояния и мячик брошен не очень сильно. Кроме того, надо чтобы у вас на примете был близко стоящий игрок, которого вы сразу смогли бы запятнать. В противном случае лучше не рисковать, а просто постараться увернуться.
Пятое. Может случиться так, что все успели убежать так далеко, что наверняка попасть в них мячом будет трудно. В этом случае водящий может «передать руку» другому. Что это значит? Например, он видит, что два игрока стоят почти рядом, тогда он спрашивает ближайшего из них: «Витька, берешь руку?» Витька отвечает: «Беру!» Тогда водящий перебрасывает ему мячик по воздуху, тот сразу кричит «штандер!» и пятнает, рядом стоя-щего. Но Витьке надо иметь в виду, что во время полета мяча все имеют право разбегаться, в том числе и его сосед может отбежать подальше.
Так почему же все-таки Витька «взял руку», рискуя потом промахнуться и заработать штрафное очко? А вот почему. Он стоял ближе всех к водящему и опасался, что тот запятнает его. И покуда он будет подбирать отскочивший от него мячик, все убегут еще дальше. А если ему перебрасывают мячик прямо в руки, то тут убежать соседу далеко не удается. В общем, здесь приходится подумать и водящему, и Витьке и быстро решить, как для каждого из них лучше: первому — отдавать ли руку, а второму — брать ли ее?
И наконец, последнее, шестое правило.
Если водящий, который передал руку, так неточно бросит мячик, что
Витька не будет иметь возможности его поймать, не сходя с места, и мячик упадет на землю, то водящему засчитывается штрафное очко. Но все равно водящему почти всегда выгоднее отдавать руку ближайшему игроку, даже если тот стоит довольно далеко. Хотя бы потому, что берущий руку уже не старается увернуться от мяча, а ловит его и тем самым помогает водящему избавиться от мяча.
Ну а теперь вернемся опять к началу игры и поговорим о том, что же делают игроки во время подбрасывания кверху мяча?
Вы уже знаете, что как только мячик подброшен и названо имя того, кто должен его ловить, все остальные бросаются врассыпную, стараясь убежать подальше. Но не все так просто. Дело в том, что каждому из игроков надо очень быстро сообразить — бежать или не бежать?
Вроде бы надо бежать, и подальше, спасаться от попадания мячом, а в то же время и нельзя убегать — вдруг мячик будет пойман на лету, тут же подброшен и названо твое имя? Обычно так и бывает — поймавший мячик опять быстро бросает его кверху и называет имя того, кто убежал дальше всех. Пока тот прибежит к давно упавшему мячу, все разбегутся так далеко, что немудрено и промахнуться.
Тут лучше всего не убегать сразу, а следить за полетом мяча. Если вы видите, что мячик наверняка будет пойман, то стойте на месте. А если увидите, что мячик поймать уже не удается — сразу убегайте!
В общем, вы сами чувствуете — в этой игре очень важны не только меткость или ловкость при увертывании от мяча, но также и сообразительность, и быстрота реакции.
Только одного не нужно — излишней, мягко выражаясь, боязливости. Поясню, что я имею в виду.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.